Использование возможностей дополнительного образования как вариативной формы предшкольной подготовки детей.
статья по теме

Запара Марина Анатольевна

На сегодняшнем этапе планируемые итоговые результаты осовения детьми основнорй общеобразовательной программы дошкольного образования предполагают развитие у ребёнка интегративных качеств.В связи с этим особую важность приобретает готовность ребёнка шести лет к обучению в школе, предусматривающая у него определённый комплекс качеств, обеспечивающих успешность адаптации и обучения в школе. Инновационной находкой в данном случае явилось использование возможностей дополнительного образования (кружков и студий) , способствующего решению задач всесторонней подготовки дошкольников к школьному обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование возможностей дополнительного образования как вариативной формы предшкольной подготовки детей.

                                                                                         Ст. воспитатель  

                                                                                        МБДОУ ЦРР-д/с №75

                                                                                         г. Белгорода

                                                                                         Запара М.А.

       На сегодняшнем этапе Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы  дошкольного образования указывают на то, что  планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагают развитие у ребёнка интегративных качеств (физически развитый, любознательный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения, способный управлять своим поведением, способный решать интеллектуальные задачи, имеющий первичные представления о себе семье, обществе, государств, овладевший определенными умениями и навыками, овладевший предпосылками учебной деятельности). В связи с этим особую практическую значимость приобретает готовность ребёнка 6 лет к обучению в школе, предусматривающая  у него определённый комплекс качеств, обеспечивающих успешность адаптации и обучения в школе.

        Перед дошкольным учреждением стоит глобальная задача формирования вышеперечисленных качеств у дошкольников к моменту  их поступления в начальную школу. Так же актуальным остаётся обеспечение равных стартовых возможностей  для детей перед началом   систематического обучения в школе.

          Содержание работы педагогов дошкольного учреждения по подготовке детей к обучению предусматривает два направления: подготовить детей к обучению как к новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, интеллектуальная, физическая и пр.),  подготовить детей к обучению  в школе как в коллективе сверстников и взрослых.  Отсюда вытекает  необходимость  поиска оптимальных  форм и методов работы. При этом следует учесть преемственность в программно-методическом сопровождении образовательного процесса в ДОУ и   в школе.

       Наше дошкольное учреждение реализует примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе и находится в творческом поиске инновационных форм подготовки детей к обучению  в школе.  

     Инновационной находкой в данном случае явилось использование возможностей дополнительного образования (кружков и студий) способствующего решению задач всесторонней подготовки дошкольников к школьному обучению.  С 2010г.  в ДОУ работает кружок «Интеллектуальная мастерская» (Руководитель: воспитатель Саморядова Н.С.). Кружок посещают воспитанники подготовительных групп ДОУ – 87 чел.  (по заявлению родителей).  Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 мин. (вторник, пятница) в коллективной форме. В содержание работы кружка входит не только подготовка ребёнка к школе как таковая, но и:

- формирование у  будущего школьника  определённого комплекса качеств, обеспечивающих ему школьную адаптацию, успешность обучения в школе;

- широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей; введение элементов, проблемности в обучение, дивергентных задач (открытого типа), имеющих разные варианты "правильных" решений. Сочетание задач открытого и закрытого типа - одно из условий активизации познавательной деятельности детей развития у них гибкости мышления. Это относится не только к математике, но и к гуманитарному циклу, где большое место должна занимать работа над многозначимостью слова и текста, их интерпретация, обсуждение широкого спектра вопросов (о природе, истории, обществе и др.). Работа кружков и студий в ДОУ организуется по вариативным программам и тематическим планам, разработанным педагогами. Кружок осуществляет свою работу по авторской программе педагога-руководителя Саморядовой Н.С. «Интеллектуальная мастерская», которая предусматривает 2  подраздела:

1. «Ступеньки грамоты»

Задачи работы по развитию речи, речевого общения, обучения грамоте:

-формирование звуковой культуры речи;

-расширение словарного запаса;

-развитие связной образной речи;

-овладение механизмом слогового чтения.

Примерная тематика образовательной деятельности: «Буква «З» и сказка «Змей Горыныч», «Буква «Ч» и Чудо Морское», «Забавные Петрушки растеряли буквы» и др.

Предполагаемые результаты:

-умение четко, ясно, громко выражать свою мысль;

-овладение навыками речевого общения;

- умение устанавливать количество букв в слове;

- умение читать небольшой текст, выполнять упражнения творческого и интеллектуального характера по прочитанному тексту.

2. «Ступеньки счёта».

Задачи работы по формированию логического мышления, элементарных математических знаний и последующего математического развития детей.

-закрепление знаний о числе, величине, форме, пространстве и времени, как основы математического развития:

- формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

- формирование навыков счёта, измерения, моделирования;

-овладение математической терминологией;

-развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления.

Примерная тематика образовательной деятельности: 

-Сказка «Репка». Равенства.

(Различение группы предметов: один – много. Счётные операции в пределах 5.);

-Цифра и число 7.

(Ориентировка в счете, сравнение различных групп предметов (больше-меньше), счётные операции в пределах 7.);

-Сказка «Три поросёнка»

 (Знакомство со знаками: +, -, =, >, <. Равенства.)

Предполагаемые результаты:

- умение понимать и объяснять отношения между смежными числами;

-знание цифр, знаков, умение ими пользоваться при решении арифметических задач;

-умение аргументировать, доказывать, объяснять;

-знание первоначальных правил вычислительной деятельности

-использование полученных знаний на практике.

Результаты работы отслеживались посредством проведения  итоговой непосредственно образовательной деятельности, контрольных срезов (2 раза в год).

    Дети владеют навыками классификации, моделирования, выделения и сравнения признаков различных предметов, выполняют арифметические действия, решают задачи, умеют действовать по алгоритму,  имеют  представления о пространстве и времени, пользуются измерительными материалами и приборами.

    При проведении  фронтальной проверки  подготовительных групп комиссией отмечено, что у детей сформированы навыки учебной деятельности, присутствует положительная мотивация к школьному обучению, наблюдается хороший уровень развития навыков чтения, счета,  мелкой моторики  руки.  Но отмечаются и  проблемные зоны: развитие у детей зрительно-моторной координации, умение производить звукобуквенный анализ слова.

     В 2013 году воспитанники подготовительных групп приняли результативное участие в городском интеллектуальном конкурсе «Знай-ка» (победители и лауреаты), стали призёрами (Божинова Д., Вдовенко В.) городского и регионального  конкурса детских исследовательских проектов «Я-исследователь».

Таким образом, из результатов  анализа следует, что у детей  посещающих кружок «Интеллектуальная мастерская» сформированы психологические механизмы и навыки учебной деятельности 95% детей освоили  «Основную общеобразовательную программу ДОУ». Почти у всех детей сформирован интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых. Познавательные интересы и способности детей соответствуют возрасту. Дети достаточно хорошо устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, стремятся к личным достижениям и самоутверждению.

     

Преемственность - целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребёнка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленный на перспективное формирование личности ребёнка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания

     Обеспечение преемственности, создающей общий благоприятный фон для физического, интеллектуального и эмоционального развития детей в дошкольном учреждении и начальной школе, будет способствовать сохранению и укреплению их физического и психического здоровья. Последнее составляет важнейшую задачу образования и его основной результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт. Кружок по обучению грамоте как одна из форм предшкольной подготовки.

Отчёт по кружковой работе. Кружок по обучению грамоте как одна из форм предшкольной подготовки.Предшкольную подготовку хотят сделать в нашей стране обязательной. Кружковая работа  помогает решить...

Планшет «Playing – study», как вариативная форма при подготовке дошкольников к обучению грамоте.

Планшет «Playing – study», как вариативная форма при подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Конспект занятия «Вариативность использования нетрадиционных технологий в развитии мелкой моторики при подготовке детей к школе»

Цель: способствовать укреплению мелкой моторики детей при подготовке их к школе посредством использования нетрадиционных технологий.Задачи:·         Закреплять ...

Выступление в Клубе для молодых специалистов педагогов-психологов ДОУ «Диалог» г.о. Подольск «Возможности дополнительного образования «Творчество и дизайн» в коррекционно - развивающей работе для детей 5-7 лет с нарушениями речи»

Задачи:-развивать мелкую моторику;-развивать творческую активность;-формировать  целостность восприятия образа предмета;-формировать стремление добиваться результатов, доводить начатое дело до ко...

Программа дополнительной платной образовательной услуги по предшкольной подготовке «Начальный курс математики и логики - Знайка» (старшая и подготовительная группа).

Программа дополнительной платной образовательной услуги по предшкольной подготовке «Начальный курс математики и логики - Знайка» (старшая и подготовительная группа)....