Использование возможностей дополнительного образования как вариативной формы предшкольной подготовки детей.
статья по теме
На сегодняшнем этапе планируемые итоговые результаты осовения детьми основнорй общеобразовательной программы дошкольного образования предполагают развитие у ребёнка интегративных качеств.В связи с этим особую важность приобретает готовность ребёнка шести лет к обучению в школе, предусматривающая у него определённый комплекс качеств, обеспечивающих успешность адаптации и обучения в школе. Инновационной находкой в данном случае явилось использование возможностей дополнительного образования (кружков и студий) , способствующего решению задач всесторонней подготовки дошкольников к школьному обучению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование возможностей дополнительного образования как вариативной формы предшкольной подготовки детей.
Ст. воспитатель
МБДОУ ЦРР-д/с №75
г. Белгорода
Запара М.А.
На сегодняшнем этапе Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования указывают на то, что планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагают развитие у ребёнка интегративных качеств (физически развитый, любознательный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения, способный управлять своим поведением, способный решать интеллектуальные задачи, имеющий первичные представления о себе семье, обществе, государств, овладевший определенными умениями и навыками, овладевший предпосылками учебной деятельности). В связи с этим особую практическую значимость приобретает готовность ребёнка 6 лет к обучению в школе, предусматривающая у него определённый комплекс качеств, обеспечивающих успешность адаптации и обучения в школе.
Перед дошкольным учреждением стоит глобальная задача формирования вышеперечисленных качеств у дошкольников к моменту их поступления в начальную школу. Так же актуальным остаётся обеспечение равных стартовых возможностей для детей перед началом систематического обучения в школе.
Содержание работы педагогов дошкольного учреждения по подготовке детей к обучению предусматривает два направления: подготовить детей к обучению как к новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, интеллектуальная, физическая и пр.), подготовить детей к обучению в школе как в коллективе сверстников и взрослых. Отсюда вытекает необходимость поиска оптимальных форм и методов работы. При этом следует учесть преемственность в программно-методическом сопровождении образовательного процесса в ДОУ и в школе.
Наше дошкольное учреждение реализует примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе и находится в творческом поиске инновационных форм подготовки детей к обучению в школе.
Инновационной находкой в данном случае явилось использование возможностей дополнительного образования (кружков и студий) способствующего решению задач всесторонней подготовки дошкольников к школьному обучению. С 2010г. в ДОУ работает кружок «Интеллектуальная мастерская» (Руководитель: воспитатель Саморядова Н.С.). Кружок посещают воспитанники подготовительных групп ДОУ – 87 чел. (по заявлению родителей). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 мин. (вторник, пятница) в коллективной форме. В содержание работы кружка входит не только подготовка ребёнка к школе как таковая, но и:
- формирование у будущего школьника определённого комплекса качеств, обеспечивающих ему школьную адаптацию, успешность обучения в школе;
- широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей; введение элементов, проблемности в обучение, дивергентных задач (открытого типа), имеющих разные варианты "правильных" решений. Сочетание задач открытого и закрытого типа - одно из условий активизации познавательной деятельности детей развития у них гибкости мышления. Это относится не только к математике, но и к гуманитарному циклу, где большое место должна занимать работа над многозначимостью слова и текста, их интерпретация, обсуждение широкого спектра вопросов (о природе, истории, обществе и др.). Работа кружков и студий в ДОУ организуется по вариативным программам и тематическим планам, разработанным педагогами. Кружок осуществляет свою работу по авторской программе педагога-руководителя Саморядовой Н.С. «Интеллектуальная мастерская», которая предусматривает 2 подраздела:
1. «Ступеньки грамоты»
Задачи работы по развитию речи, речевого общения, обучения грамоте:
-формирование звуковой культуры речи;
-расширение словарного запаса;
-развитие связной образной речи;
-овладение механизмом слогового чтения.
Примерная тематика образовательной деятельности: «Буква «З» и сказка «Змей Горыныч», «Буква «Ч» и Чудо Морское», «Забавные Петрушки растеряли буквы» и др.
Предполагаемые результаты:
-умение четко, ясно, громко выражать свою мысль;
-овладение навыками речевого общения;
- умение устанавливать количество букв в слове;
- умение читать небольшой текст, выполнять упражнения творческого и интеллектуального характера по прочитанному тексту.
2. «Ступеньки счёта».
Задачи работы по формированию логического мышления, элементарных математических знаний и последующего математического развития детей.
-закрепление знаний о числе, величине, форме, пространстве и времени, как основы математического развития:
- формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
- формирование навыков счёта, измерения, моделирования;
-овладение математической терминологией;
-развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления.
Примерная тематика образовательной деятельности:
-Сказка «Репка». Равенства.
(Различение группы предметов: один – много. Счётные операции в пределах 5.);
-Цифра и число 7.
(Ориентировка в счете, сравнение различных групп предметов (больше-меньше), счётные операции в пределах 7.);
-Сказка «Три поросёнка»
(Знакомство со знаками: +, -, =, >, <. Равенства.)
Предполагаемые результаты:
- умение понимать и объяснять отношения между смежными числами;
-знание цифр, знаков, умение ими пользоваться при решении арифметических задач;
-умение аргументировать, доказывать, объяснять;
-знание первоначальных правил вычислительной деятельности
-использование полученных знаний на практике.
Результаты работы отслеживались посредством проведения итоговой непосредственно образовательной деятельности, контрольных срезов (2 раза в год).
Дети владеют навыками классификации, моделирования, выделения и сравнения признаков различных предметов, выполняют арифметические действия, решают задачи, умеют действовать по алгоритму, имеют представления о пространстве и времени, пользуются измерительными материалами и приборами.
При проведении фронтальной проверки подготовительных групп комиссией отмечено, что у детей сформированы навыки учебной деятельности, присутствует положительная мотивация к школьному обучению, наблюдается хороший уровень развития навыков чтения, счета, мелкой моторики руки. Но отмечаются и проблемные зоны: развитие у детей зрительно-моторной координации, умение производить звукобуквенный анализ слова.
В 2013 году воспитанники подготовительных групп приняли результативное участие в городском интеллектуальном конкурсе «Знай-ка» (победители и лауреаты), стали призёрами (Божинова Д., Вдовенко В.) городского и регионального конкурса детских исследовательских проектов «Я-исследователь».
Таким образом, из результатов анализа следует, что у детей посещающих кружок «Интеллектуальная мастерская» сформированы психологические механизмы и навыки учебной деятельности 95% детей освоили «Основную общеобразовательную программу ДОУ». Почти у всех детей сформирован интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых. Познавательные интересы и способности детей соответствуют возрасту. Дети достаточно хорошо устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, стремятся к личным достижениям и самоутверждению.
Преемственность - целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребёнка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленный на перспективное формирование личности ребёнка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания
Обеспечение преемственности, создающей общий благоприятный фон для физического, интеллектуального и эмоционального развития детей в дошкольном учреждении и начальной школе, будет способствовать сохранению и укреплению их физического и психического здоровья. Последнее составляет важнейшую задачу образования и его основной результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт. Кружок по обучению грамоте как одна из форм предшкольной подготовки.
Отчёт по кружковой работе. Кружок по обучению грамоте как одна из форм предшкольной подготовки.Предшкольную подготовку хотят сделать в нашей стране обязательной. Кружковая работа помогает решить...
Кружковая работа как одна из форм предшкольной подготовки
План - программа кружка "Читай - ка"...
Планшет «Playing – study», как вариативная форма при подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Планшет «Playing – study», как вариативная форма при подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Конспект занятия «Вариативность использования нетрадиционных технологий в развитии мелкой моторики при подготовке детей к школе»
Цель: способствовать укреплению мелкой моторики детей при подготовке их к школе посредством использования нетрадиционных технологий.Задачи:· Закреплять ...
Выступление в Клубе для молодых специалистов педагогов-психологов ДОУ «Диалог» г.о. Подольск «Возможности дополнительного образования «Творчество и дизайн» в коррекционно - развивающей работе для детей 5-7 лет с нарушениями речи»
Задачи:-развивать мелкую моторику;-развивать творческую активность;-формировать целостность восприятия образа предмета;-формировать стремление добиваться результатов, доводить начатое дело до ко...
Программа дополнительной платной образовательной услуги по предшкольной подготовке «Начальный курс математики и логики - Знайка» (старшая и подготовительная группа).
Программа дополнительной платной образовательной услуги по предшкольной подготовке «Начальный курс математики и логики - Знайка» (старшая и подготовительная группа)....
Выступление на городском круглом столе в рамках стажировочной площадке Московской области г.о. Котельники с темой: «Дополнительное образование в детском саду по подготовке детей к обучению в школе».
Дополнительное образование играет важную роль в подготовке дошкольников к школе...