Программа эмоционально - волевого развития ребенка дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 31.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
Ноябрь
№ | Методика | Цель |
Карточка 1 | «Мой портрет». | Развивать представление о своём внешнем облике. |
Ходьба по линии. | Развитие координации движений, учить обращать внимание друг на друга. | |
«Лисичка» этюд на выражение внимания. | Развитие эмоционально - волевой сферы. | |
«Покажи верно». | Развитие внимания. | |
Карточка 2 | «Настроение». | Знакомство с эмоциональными состояниями и их проявлениями. |
«Пройди по верёвочке». | Развитие координации движений.(держать один предмет в руке) | |
«Ухо - Нос». | Развитие внимания. | |
Карточка 3 | «Моя любимая еда». | Определить вместе вкусы и предпочтения детей в еде, сравнивать со вкусами и предпочтениями других людей. |
«Пройди ровно». | Развитие координации движений. (держать два предмета в руках). | |
«Карлики - великаны». | Развитие внимания. | |
Карточка 4 | «Я и моя семья». | Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, заботятся друг о друге. Воспитывать желание заботиться о близких. |
«Ласка» - этюд на выражение удовольствия и радости. | Развитие эмоционально – волевой сферы, учить понимать чувства человека с помощью мимики и пантомимики. | |
«Замри». | Развитие слухового внимания. | |
«Прыжок с поворотом». | Развитие координации, ориентировки в пространстве. | |
Карточка 5 | «Меня никто не любит». | Помочь детям понять, что все нуждаются в любви и сострадании. |
«Стыдно» - этюд на выражение вины и стыда. | Развитие эмоционально – волевой сферы, учить понимать чувства человека с помощью мимики и пантомимики. | |
«Игра с флажком». | Развитие внимания. | |
Прослушивание музыки (голоса птиц). | Снятие эмоционального и мышечного напряжения. | |
Карточка 6 | «Мои друзья». | Расширять представления о том, что такое дружба, дружеские отношения. |
«Вкусные конфеты» - этюд на выражение удовольствия, радости. | Развитие эмоционально – волевой сферы, учить понимать чувства человека с помощью мимики и пантомимики. | |
«Съедобное - несъедобное». | Развитие внимания. | |
Прослушивание музыки (звуки природы). | Снятие эмоционального и мышечного напряжения. | |
Карточка 7 | «Что можно делать, а чего нельзя?» | Помочь детям понять необходимость соблюдения норм и правил поведения. |
«Выполни уговор». | Развивать внимание. | |
«Водовозы». | Развитие координации и самоконтроля движений, крупной и мелкой моторики, согласованности между работой зрительного и слухового анализаторов. | |
«Улыбка». | Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, тренировка эмоций. |
Декабрь
№ | Методика | Цель |
Карточка 8 | Урок тишины «Тише!» | Развитие психоэмоциональной сферы. |
«Какие звуки живут рядом?» | Развитие слухового внимания, саморегуляции. | |
«Наш тесный круг». | Создание атмосферы единства. | |
Карточка 9 | «Чего я боюсь?» | Познакомить детей с чувством страха; изучать выражение эмоциональных состояний в мимике. |
«Гроза» - этюд на выражение страха. | Развитие эмоционально – волевой сферы, учить понимать чувства человека с помощью мимики и пантомимики. | |
«Раз, два, три – повтори!» | Развитие внимания. | |
«Улыбнись как…» | Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, тренировка эмоций. | |
Карточка 10 | «Мои любимые игрушки». | Определить вместе с детьми их предпочтения к игрушкам; вызвать желание рассказать о своих любимых игрушках. |
«Пройди с мячом». | Развитие крупной моторики, самоконтроля движений. | |
«Пожалуйста». | Развитие внимания. | |
Карточка 11 | «Я и мои любимые питомцы». Слушание голосов животных. | Определить вместе с детьми их предпочтения по отношению к животным, сравнивать с предпочтениями других людей. Развитие слухового внимания; учить распознавать животных по звукам. |
«Угадай - ка». | Формировать умение ориентироваться на окончании слов при согласовании существительного и прилагательного в роде. | |
«Слушай хлопки». | Тренировка внимания и контроль двигательной активности. | |
Карточка 12 | «Когда мне радостно». | Развивать эмоциональную сферу. |
«Солнечный зайчик» - этюд на эмоции радости. | Развитие эмоционально – волевой сферы, учить понимать чувства человека с помощью мимики и пантомимики. | |
«Ходьба». | Развитие двигательной активности, крупной моторики, обучение различным видам ходьбы. | |
«Цветок». | Развитие мелкой моторики, координации движений рук. | |
Карточка 13 | «Я глазами других». | Дать детям представление индивидуальности, неповторимости каждого из них. Развивать уверенность в себе, формировать умение принимать, отличную от своей, точку зрения. Развитие координации движений рук. |
«Ходьба по линии». | Учить контролировать движения своего тела; двигаться по ограниченному пространству. | |
«Фея сна» - этюд на выражение удовольствия, радости. | Развитие чувств, учить выражать их понятным другим людям образом; преодолевать барьеры в общении. | |
Карточка 14 | «На кого я похож». | Развивать воображение, произвольность, наблюдательность, чувство единения; формировать умение вести разговор о самом себе. |
Подражание повадкам животных. | Развитие мимики и пантомимики. | |
«Хлопни в ладоши». | Обучение способности к переключению внимания. | |
Прослушивание «Пение птиц» | Развитие активного внимания, снятие эмоционального напряжения. | |
Карточка 15 | «С кем бы ты хотел дружить?» | Учить детей обращать внимание друг на друга, дать возможность им раскрепоститься, ощутить свою силу и уверенность в себе. |
«Колючка» - сказка. | Развитие слухового внимания, речи; отражение внутреннего мира, разрешение внешнего конфликта. | |
«Води в круг». | Осмысление форм общения. | |
«Спасибо за приятное занятие». | Символическое окончание занятия. |
Январь
№ | Методика | Цель |
Карточка 16 | Урок тишины. «Мир моих фантазий». | Развивать воображение, раскованность коммуникативные навыки. |
Прослушивание «Звуки леса». | Снятие эмоционального напряжения, развитие слухового внимания. | |
«Разноцветные листочки». | Овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по образцу. | |
Карточка 17 | Сказка «О ленивой звездочке» (автор В. Максюта) | Формирование стремления к реализации своих способностей, развитие речи. |
Раз, два, три повтори… | Развитие внимания, самоконтроля действий. | |
Упражнение «Покажи…» | Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим; тренировать эмоции. | |
Упражнение «Замри». | Развивать внимание, координацию движений; развитие самоконтроля. | |
Карточка 18 | Я и другие | Вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу; развивать в детях адекватные способы выражения отношения к другим; способствовать сплочению группы. |
Игра «Представьте и покажите» | Развивать эмоциональную сферу; эмоциональное состояние. | |
Аппликация «Цветок моего настроения» | Развивать эмоциональную сферу; закрепить названия цветов. | |
Игра с флажком. | Развитие внимания; координации движений, самоконтроль за правильностью действий. | |
Карточка 19 | Тайна моего «Я» | Создание доверительной обстановке, позволяющей детям проявить свои чувства и говорить о них, нарабатывать средства эмпатического общения, умения принять и выслушать другого человека; развивать умение глубже понимать себя. |
«Деревья - грибочки». | Развитие внимания, крупной моторики, координации движений. | |
«Не урони мяч» | Развитие координации и самоконтроля движений; крупной моторики, согласованность между работой мозга и соответствием движений тела, рук и ног. | |
Воздушный шар. | Развитие саморегуляции; снятие психоэмоционального напряжения. | |
Карточка 20 | Что мне нравиться в других и не нравиться в самом себе. | Создать положительный эмоциональный фон; развивать способность понимать эмоциональное состояние своё и других, умение его адекватно выражать, испытывать доброжелательное отношение детей друг к другу правильным способом, критически оценивать свои недостатки; дать возможность высказать свои чувства и отразить их в рисунке, используя различную гамму красок; активизировать в речи детей ласковые слова. |
Психологическое упражнение «Золотой свет». | Снятие психоэмоционального напряжения. | |
Эмоциональный этюд «Радуга». | Развитие мимики, внимания. | |
Рисование своего чувства. | Закрепить знание цветов, следить за осанкой детей во время работы; воспитывать аккуратность. | |
Карточка 21 | Что я знаю и чему хочу научиться. | Развивать познавательную мотивацию и готовность к восприятию нового, умение принимать решение самостоятельно, побуждать детей к самопознанию, формировать мотивацию достижения успеха. |
Упражнение «Штанга» | Развитие психоэмоциональной сферы, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. | |
Упражнение «Прыжок с поворотом» | Развитие координации и самоконтроля движений, крупной моторики, согласование между работой слухового и зрительного анализаторов. | |
«Выполни уговор». | Развитие внимания, оперативной памяти. | |
Карточка 22 | Мир моих фантазий. | Развивать воображение, раскованность, коммуникативные навыки, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу. |
Пальчиковая игра «Цепочка». | Активизировать моторику рук; развивать ловкость, умение управлять своими движениями. | |
Рисование «Моя мечта». | Развивать воображение, помочь детям выразить своё эмоциональное состояние; закрепить умение пользоваться красками; воспитывать аккуратность. | |
Карточка 23 | Почему люди сердятся? | Учить детей понимать свой внешний и внутренний мир, окружающих людей, выражать своё эмоциональное состояние, используя мимику, расширить круг понимаемых эмоций. |
Рисунок «Гнев». | Развивать воображение, закрепить знание эмоциональных состояний, развивать мимику. Закрепить умение пользоваться красками. |
Февраль
№ | Методика | Цель |
Карточка 24 | Что значит быть добрым? | Расширять круг понимаемых детьми эмоций, учить детей вести позитивный внутренний разговор о самом себе, анализировать результаты своей деятельности. |
Карточка 25 | «Что значит удивление?» | Расширять круг понимаемых эмоций, познакомить с чувством удивления; обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки. |
Упражнение " Корректурные пробы " | Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания | |
Психомышечная тренировка | Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии. | |
Карточка 26 | «Что такое хорошо, а что такое плохо?» | Развивать произвольность, наблюдательность, самоконтроль, умение глубже понимать себя и других, формировать адекватную самооценку. |
Игра «Жук» | Развитие произвольного внимания, мелкой моторики, памяти; развитие речи. | |
Игра «Замри» | Развитие внимания, координации движений | |
Карточка 27 | «Добрые волшебники» | Формировать гуманное отношение к сверстникам, развивать воображение, коммуникативные навыки, концентрацию внимания. |
Рисунок «Добрый волшебник». | Развитие воображения, речи, закрепить знания детей об эмоциях. | |
Игра с флажком. | Развитие внимания, самоконтроля за правильностью действий, памяти. | |
Психомышечная тренировка | Снятие эмоционального напряжения | |
Карточка 28 | «Что такое дружба?» | Учить детей ощущать близость, тепло другого, развивать чувство принадлежности к группе, единства, сплоченности, повышать уверенность в себе, развивать коммуникативные навыки. |
Карточка 7 (картотека игр для развития внимания, памяти, восприятия) | Развитие внимания, памяти и восприяти | |
Карточка 29 | «Что такое радость?» | Расширять знания детей о чувстве радости, развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние, способность понимать эмоциональное состояние другого. |
Карточка 30 | «Как помириться?» | Формировать доброжелательное отношение друг к другу, сблизить детей в группе, вызвать желание общаться, помочь ребенку открыться, почувствовать себя свободно и раскованно, а также увидеть себя как бы со стороны. |
Рисунок «Упрямые козлята» | Учить детей рисовать животных, передавая в рисунке характерные их отличия, воспитывать аккуратность при работе с красками. | |
Карточка 31 | «Почему возникают ссоры?» | Расширять круг понимаемых эмоций, формировать умение глубже понимать себя и других, развивать эмпатию. |
Март
№ | Методика | Цель |
Карточка 32 | «Радостное событие в нашей группе». | Учить детей «раздвигать» границы своего образа «Я», адекватно выражать свое эмоциональное состояние, развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека. |
Карточка 33 | «Праздники в нашей семье» | Развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние, понимать настроение и чувства другого человека, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу. |
Карточка 34 | «Кого называют любознательным?» | Расширять знания детей о чувстве удивления, развивать наблюдательность, умение понимать глубже себя и других, коммуникативность, формировать умение определять эмоциональное состояние по схематичным изображениям. |
Карточка 35 | «Копилка добрых дел» | Вырабатывать у детей привычку фиксировать достижения своей жизни, умение осознавать и вербально описывать собственные достижения, развивать умение вести разговор о самом себе |
Карточка 5 (картотека релаксационных упражнений). | Снятие мышечного напряжения, расслабление всего тела. | |
Карточка 36 | «Кого называют смелым» | Расширять знания детей о смелости, развивать наблюдательность, умение понимать глубже проявление смелости, героизма, характеризовать поступки людей, смелых защитников; формировать умение отличать смелые поступки от ложно смелых, ненужно рискованных. |
Карточка 4(картотека подвижных игр для гиперактивных детей) | Развитие внимания, памяти | |
Карточка 37 | «Что больше всего люблю делать» | Помочь преодолеть барьеры в общении развивать навыки понимания себя и других. |
Карточка 2 (картотека игр с тревожными детьми) «Зайки и слоники». | Формирование уверенности в себе, дать детям возможность почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки. | |
Карточка 38 | «Возьмемся за руки» | Способствовать сплочению детей, созданию чувства группового единства. |
Карточка 5 (картотека подвижных игр для гиперактивных детей) Тема: «Расставь посты» | Развитие навыков волевой регуляции. Способность концентрировать внимание на определенном сигнале. | |
Карточка 8 (картотека релаксационных упражнений) Тема: «Цветок» | Снятие эмоционального и мышечного напряжения | |
Карточка 39 | «Угадай-ка» Карточка 1 (картотека речевых игр для детей 4-5 лет). | Формировать умение ориентироваться на окончания слов при согласовывании существительного и прилагательного в роде. |
«Веселая игра с колокольчиком». Карточка 2 (картотека подвижных игр для гиперактивных детей) | Развитие слухового восприятия, внимания. | |
«Полет высоко в небо». Карточка 10 (картотека релаксационных упражнений) | Снятие мышечного и эмоционального напряжения. |
Апрель
№ | Методика | Цель |
Карточка 40 | «Как я провел день» | Развивать у детей умение видеть и понимать себя, свой внешний вид и внутренний мир. |
Игра «Слушай команду». Карточка 8 (картотека подвижных игр для гиперактивных детей). | Развитие внимания, произвольности поведения | |
Карточка 41 | «Самодовольство» | Познакомить с чувством самодовольства. |
Чтение сказки «Мышка - хвастунишка» | Развивать внимание, активизировать словарный запас. | |
Карточка 42 | « Текстура» | Обучение способности распознавать предмет по тактильным ощущениям. |
« Погода» | Развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке. | |
Психомышечная тренировка | Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук. | |
Тряпичная кукла | Снятие мышечного и эмоционального напряжения. | |
Карточка 43 | «Мышка — птичка» | Обучение способности: к помехоустойчивости; максимально сосредоточиться, не обращая внимания на помехи; сосредоточить внимание на словесной инструкции. |
«Найди отличия» | Развитие концентрации внимания | |
«Погода»
| Развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке. | |
«Психомышечная тренировка» | Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук. | |
« Скульптура» | Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ "ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
В ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНА ФОРМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ....
Эмоционально - волевая сфера развития ребенка дошкольного возраста
План работы на 2013 - 2014г....
"Развитие эмоционально - волевой сферы ребенка дошкольного возраста"
Консультация для родителей содержит материал по развитию эмоционально - волевой сферы детей дошкольного возраста. Рассматриваются задачи и пути воспитательного воздействия....
Игры для родителей и педагогов детского сада на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста
Развивающие игры для родителей и педагогов детского сада для регулирования эмойиональной сферы дошкольников...
консультация для родителей"чтение художественной литературы как средство эмоционально-личностного развития ребенка дошкольного возраста"
материал о пользе книг...
Театрализованная деятельность как средство развития и коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста
В статье говорится о том, что театрализованная деятельность являетс источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий, развивает эмоциональную сферу ре...
Эмоционально-волевое развитие ребенка раннего возраста
Важнейшие задачей, стоящей перед ответственными родителями, является развитие эмоционально-волевой сферы у детей. Под эмоционально-волевой сферой человека понимают особенност...