Определение степени закаленности
консультация по теме
Для правильного назначения холодовой нагрузки необходимо знать степень закаленности занимающегося. Для ее определения пока не существует апробированных и точных методов, однако некоторые способы все же практикуются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opredelenie_stepeni_zakalennosti.docx | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Определение степени закаленности
Для правильного назначения холодовой нагрузки необходимо знать степень закаленности занимающегося. Для ее определения пока не существует апробированных и точных методов, однако некоторые способы все же практикуются.
Учеными установлено, что температура различных участков кожи после купания в ледяной воде понижается по сравнению с нормальной на 6,2-9,7°С. Восстановление температуры до исходной у менее закаленных людей происходит через 15-17, у более закаленных – через 8-10 мин.
Закаленность можно определить и другим способом. Измерив температуру кожи, приложите к исследуемому участку на 30 с стеклянную баночку, наполненную тающим льдом. Сразу же после удаления холодового раздражителя вновь измерьте температуру кожи и далее повторяйте измерения каждую минуту до тех пор, пока температура кожи не вернется к исходной величине. Чем быстрее происходит процесс восстановления, тем больше степень закаленности.
Степень закаленности можно определить по тесту немецкого врача Кестнера. На грудь или предплечье кладут кусок льда толщиной 2-3 см. Через 10 с его снимают и определяют, через какое время появляется, а затем исчезает покраснение. Чем меньше это время, тем выше степень закаленности человека.
Использование одного или нескольких перечисленных здесь методов дает возможность приблизительно оценить степень закаленности и в соответствии с этим назначить ту или иную холодовую нагрузку.
Однако дошкольные учреждения, как правило, не имеют условий и оборудования для подобных измерений. Желающие могут подробнее с ними ознакомиться в специальной литературе (Колгушкин А.Н. Энциклопедия закаливания. М., 2000).
Несколько слов об обливании холодной водой из ведра. В принципе эту процедуру можно отнести к своего рода демонстрации результатов закаливания (по аналогии с погружением в прорубь), правда, к более «мягкой» демонстрации, поскольку однократное обливание на организм действует слабее, нежели погружение в воду. Хотя и здесь тоже все познается в сравнении. Так, температура холодной водопроводной воды в зимний период обычно составляет 8-10°С. Если такой водой облить незакаленного ребенка, то он наверняка заболеет. И, наоборот, для подготовленных детей обливание из ведра может показаться слишком легким воздействием, что вполне понятно. Ведь при обливании, да еще однократном, контакт с ледяной водой значительно короче, нежели в период пребывания в ледяной купели. А раз так, то возникает сомнение, стоит ли вообще включать в комплекс закаливания однократные обливания. Другое дело, если ребенку это нравится.
Хождение босиком по снегу по сравнению с обливанием холодной водой имеет более сильное воздействие, хотя и не такое мощное, как моржевание. Для того чтобы приучить ребенка к воздействию минусовых температур, необходима постепенность, например, при понижающейся наружной температуре в осеннее время. В сельской местности данную процедуру можно использовать наряду с другими методами закаливания. И все же рекомендуем закалять часто болеющего ребенка обычными методами, включающими ходьбу босиком по земле в летний период. Но если закаленный ребенок после бани побегает 1-2 мин босиком по снегу, это никак не отразится на его здоровье. (А вообще-то по снегу лучше бегать на лыжах.)
Неплохой эффект дает контрастное закаливание. Его несложно организовать даже и в детском саду. Для этого можно нагревать участок пола до 50-60°С, чтобы дети, проснувшись после дневного сна, могли босиком пробегать по нему, чередуя это тепловое воздействие с охлаждением при беге по непрогретому полу. В домашних условиях контрастную температуру воды устроить несложно, да и воздушная контрастность вполне доступна семьям, имеющим 2 комнаты и более. Для этого в одной из комнат снижают (открывая форточку или окно) температуру до 10-12°С, тогда как в другой она остается на уровне 18-20°С. Играя с ребенком, одетым в трусы и майку, переводят его из одной комнаты в другую, создавая тем самым контрастное воздействие.
Хорошим закаливающим эффектом обладает контрастный душ: теплая вода (примерно 40°С, ребенок стоит под ней 30-40 с) сменяется более холодной, причем длительность воздействия холодной воды удлиняется от 15-20 до 30 с. Температуру более холодной воды снижают в указанном выше темпе (на 2-3 °С каждые 2-3 дня). Конечная температура холодной воды для дошкольников не должна быть ниже 14-15°С,для школьников ее можно снижать еще больше, но, конечно, с согласия ребенка.
Нередко у родителей возникает такой вопрос: а когда начинать закаливание после перенесенного заболевания? Этот вопрос специально изучался в Институте педиатрии РАМН Светланой Ким. В итоге удалось установить следующее. После нетяжелого ОРЗ нормальная терморегуляция у ребенка восстанавливается уже через 7-10 дней. Если повышенная температура была не менее трех дней, то показатели терморегуляции восстанавливались до нормы через 2 недели, а после тяжелой пневмонии с лихорадкой, длящейся более 10 дней, – через 3-4 недели. Эти сроки и служат ориентиром для начала проведения закаливающих процедур. Если закаливание было начато до болезни, его необходимо продолжить после истечения указанного срока, правда, несколько уменьшив интенсивность воздействия.
Увы, таких «светлых» промежутков после очередного заболевания у резко ослабленных детей практически не бывает, и очень часто они заболевают вновь. Однако положение небезвыходное. В таких случаях на помощь может прийти точечный массаж.
Материал взят из книги Макарова З.С., Голубева Л.Г.
Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учреждениях.
М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета определения степени использованию ИКТ
Анкета для воспитателей по определению степени использования ИКТ и диагностическая карта....
Анкета для определения степени использования информационных технологий
Для определения степени использования информационных технологий в педагогической деятельности ответьте на следующие вопросы....
Анкета по определению степени использования информационных технологий
Ф. И. О. _____________________________________________________________Когда вы обучались на курсах ПК, какие курсы прошли _______________________________________________________________________...
Анкета для определения степени использования ИКТ в работе педагогов
Анкета для педагогов с целью определения степени использования ими ИКТ в работе, а также планирования методической работы по повышению уровня ИКТ-компетентности педагогов....
Анкета для определения степени использования информационно-компьютерных технологий
Анкета для определения степени использования информационно-компьютерных технологий...
1.2. Углубленное логопедическое обследование воспитанников для определения структуры и степени выраженности имеющегося дефекта.
Для определения структуры и степени выраженности имеющего дефекта провожу углубленное логопедическое обследование воспитанников. Данные заносятся в речевую карту и составляется индивидуальный пл...
1.2 Углубленное логопедическое обследование обучающихся/ воспитанников для определения структуры и степени выраженности имеющегося дефекта.
Основной целью обследования является оценка сформированности речи, то есть степени соответствия уровня речевого развития, особенно связности речи и ее коммуникативной функции, возрастным нормативам, о...