Анкета для определения степени использования информационных технологий
материал на тему
Для определения степени использования информационных технологий в педагогической деятельности ответьте на следующие вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anketa.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкета для определения степени использования
информационных технологий
Уважаемый коллега!
Для определения степени использования информационных технологий в педагогической деятельности ответьте на следующие вопросы.
1. Используете ли вы информационно-компьютерные технологические (нужное подчеркнуть):
- при подготовке к занятию;
- на занятии;
- для самообразования;
- другое (укажите).
2. Какие средства информационно-компьютерных технологий вы используете (нужное подчеркнуть):
- текстовый редактор;
- электронные таблицы;
- мультимедийные диски;
- специализированные программы;
- Интернет;
- другое (укажите).
3. Как часто вы используете информационно-компьютерные технологии (нужное подчеркнуть):
- ежедневно;
- 1 раз в неделю;
- 1-2 раза в месяц;
- 1-2 раза в четверть;
- другое (укажите).
4. Считаете ли вы, что использование информационно-компьютерных технологий существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет разнообразить их?
_____________________________________________________________________
5. Созданы ли условия в ДОУ для использования информационно-компьютерных технологий? ____________________________________________________________________
6. Ваши достижения в области использования информационно-компьютерных технологий?
7. Какие проблемы возникают при использовании информационно-компьютерных технологий? _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
8. Какие цифровые образовательные ресурсы чаще всего вы используете? _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Диагностическая карта педагога по темам семинаров
Приложение 2
Ф.И.О.педагога | I | II | III | IV | V | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Темы семинаров:
I. Microsoft PowerPoint – средство создания презентаций
- Знакомство с PowerPoint.
- Создание слайда с диаграммой и таблицей.
- Вставка в слайд рисунков и анимации при демонстрации.
- Создание управляющих кнопок.
- Сохранение и подготовка презентации к демонстрации.
II. Microsoft Word
- Шрифт, размер.
- Создание и редактирование текстового документа.
- Набор и редактирование текстового документа.
- Абзацные отступы и интервалы.
- Создание и форматирование таблиц.
- Вставка рисунка.
- Нумерация страниц. Печать готового документа.
III. Microsoft Publisher
- Подготовка открытки.
- Подготовка буклета и печать.
IV. Интернет
- Поиск в сети Интернет.
- Электронная почта.
V. Разработка конспектов занятий с использованием информационных технологий
Диагностическая карта
"Использование информационно-компьютерных технологий в работе"
Приложение 3
Ф.И.О.педагога__________________________________________________________________
Поиск и подбор дополнительной информации для подготовки к занятиям с использованием интернет-ресурсов |
|
Использование презентаций, мультимедийных пособий и др. на занятиях с детьми |
|
Создание базы данных воспитанников и их родителей своей группы |
|
Разработка занятия для детей по разным направлениям с использованием информационных технологий |
|
Использование сети Интернет для самообразования |
|
Использование готовых цифровых образовательных ресурсов в педагогическом процессе |
|
Наличие собственного сайта (нет; да (укажите адрес)) |
|
Наличие опыта в области использования ИКТ по следующим вопросам |
|
Готовность организовать обучение педагогов ДОУ (указать тему) |
|
Анализ данной ситуации позволил выявить ряд противоречий между:
- потребностью быстрого получения научно-методической информации и инертностью ее переработки и передачи в образовательном учреждении;
- желанием педагогов и их неумением организации научно-методической деятельности на базе информационных технологий;
- неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в процессе деятельности;
- возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога и неготовностью его к созданию педагогического пространства;
- потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокой эффективностью процесса их повышения квалификации в данном направлении;
- существующими моделями повышения квалификации, направленными на формирование преимущественно компьютерной грамотности, и необходимостью организации непрерывного образования учителей, ориентированного на применение информационно-компьютерной технологии в их практической деятельности.
Цели и задачи проекта
Данные противоречия позволили определить цель проекта инновационной деятельности с педагогическими кадрами – повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.
Задачами проекта стали:
- систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;
- разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
- расширение использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе;
- разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;
- создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;
- создание комплексной интегрированной модели информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Решение проблем формирования профессиональной компетенции педагога в условиях информатизации современного образования требует изменения содержания существующей подготовки педагогических кадров и создания благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения современных компьютерных и информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс. Однако профессионально-личностные особенности педагогов могут затруднять формирование у них информационно-компьютерной компетентности. В связи с этим были изучены их образовательные потребности с помощью:
- диагностирования (анкетирование, составление диагностических карт, которые содержат проблемные вопросы, темы (приложение 1–3));
- индивидуального собеседования;
- изучения адресных заявок, содержащих индивидуальные запросы по актуальным проблемам образования и управления;
- систематизации и анализа выявленных проблем – запросов педагогов.
Результаты диагностики уровня ИКТ-компетентности педагогов
При анализе результатов анкетирования и собеседования были выделены четыре группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости информационно-компьютерных технологий в непрерывном повышении педагогической компетентности в зависимости от уровней информационно-компьютерной компетентности и мотивации применения данных технологий в воспитательно-образовательном процессе.
Группа 1 (уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – отсутствует) – если высокое качество обучения достигается традиционными формами обучения, то нет необходимости в решении педагогических задач с привлечением информационно-компьютерных технологий.
Причины личной заинтересованности педагога в повышении уровня ИКТ-компетентности
- экономия времени при разработке дидактических материалов;
- перенос акцента на презентабельность оформления материалов;
- переход на новый уровень педагогического мастерства.
Группа 2 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – низкая) – технологии настолько разнообразны и динамичны, что требуют больших временных (и не только) затрат, чем традиционные формы обучения (лекция, семинары и др.). Для примера: необходимую информацию педагоги предпочитают искать в библиотеке (64%), поскольку теряются при организации поиска релевантной информации. Педагогам групп 1 и 2 необходимоэффективное повышение мотивации, т. к. открываются возможности личностного и профессионального роста.
Группа 3 (уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – высокая) – информационно-компьютерные технологии позволяют реализовать индивидуальный стиль преподавания и личный профессиональный рост, но нет представлений о возможных формах внедрения их в воспитательнообразовательный процесс.
Группа 4 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – высокая) – существует непосредственная связь между успешностью педагогической деятельности и уровнем ИК-компетентности педагога, поэтому есть потребность в непрерывном развитии информационной культуры.
Готовность применять новые технологии в воспитательно-образовательном процессе определило выбор форм управления повышением ИК-компетентности. Поскольку группы 1 и 2 отличались скептическим отношением к возможностям информационно-компьютерных технологий, то формой управления было выбрано педагогическое и административное воздействие. Педагогам данных групп необходимы непродолжительные по времени и проблемные по содержанию формы повышения квалификации, например мастер-классы о применении информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе, общении и самообразовании.
Для групп 3 и 4 были предложены индивидуальные образовательные стратегии. Критериями сформированностистратегий были определены: осведомленность в области информационно-компьютерных технологий, внедрение их в воспитательно-образовательный процесс, эффективность выбора форм самообразования в области ИКТ. Педагогическое управление рассматривалось с позиции содействия и взаимодействия.
Первый этап подготовки педагогов групп 1, 2 и 3 был ориентирован на изучение средств информатизации и информационных технологий как инструментов обработки педагогической информации. Этот этап связан с формированием ключевой информационной компетентности педагогов. На втором этапе подготовки они осваивали способы и приемы использования средств информационных технологий в образовательном процессе.
Таким образом, для подготовки личности к непрерывному развитию ИК-компетентности нам потребовалось создать новую систему повышения квалификации.
Формы работы с педагогами
В практике работы старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения ИКТ-компетентности педагогов:
- недели педагогического мастерства;
- мастер-классы;
- педагогические мастерские и наставничество;
- обучающие семинары;
- работа в паре; Bfont>
- тематические семинары.
Передовой опыт — самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. С целью пропаганды опыта лучших педагогов в ДОУ организуются недели педагогического мастерства. В рамках проведения недели мастерства педагогами группы 4 проводятся открытые показы, на которых представляется лучший опыт внедрения информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс.
Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.
Педагог может посетить занятие своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять цифровые образовательные ресурсы в работе с детьми.
Критерии развития способностей педагогов
- умеет создавать текстовые и графические документы;
- умеет формировать запросы к базе данных с помощью информационных языков;
- знаком с использованием компьютера как педагогического технического средства;
- умеет разрабатывать и применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
- умеет использовать средства информатизации и информационные технологии в воспитательно-образовательном процессе;
- знает способы представления педагогической информации с помощью средств информатизации.
Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов методам и приемам работы с детьми с использованием информационных технологий и т. д.
Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества.
Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма малопродуктивны в “автономном режиме”. Поэтому нужно постоянное взаимодействие “обучающихся” педагогов с теми, кто может оказать содействие в освоении и применении новых технологий. С этой целью нами используются педагогические мастерские и наставничество.
Важную роль в повышении теоретического уровня педагогов и совершенствования их информационной компетентности играют обучающие семинары. К проведению семинаров мы подключаем педагогов группы 4, которые дают практические задания “обучающимся” педагогам и отслеживают их выполнение.
Такой форме, как работа в паре, пару составляют педагог, владеющий информационно-компьютерными технологиями, и педагог с нулевым уровнем работы на компьютере. Данная форма очень эффективна, т. к., например, педагог группы 4 непосредственно помогает приобрести практические навыки работы на компьютере и отвечает на проблемные вопросы обучающегося.
Тематические семинары по вопросам информатизации проводятся старшим воспитателем или поручаются педагогам группы 4. Они организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков: “Создание мультимедийных презентаций (Power Point)”, “Сеть Интернет”, “Подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office” и др.
В помощь педагогам в ДОУ была создана творческая группа, которая разработала занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов, методические рекомендации по использованию информационно-компьютерных технологий на занятиях.
Кроме обучающих форм профессиональной подготовки педагогов по повышению их информационной компетентности с ними проводятся и другие мероприятия. Так, для совершенствования навыков педагогических работников, повышения их ИК-компетентности, передачи опыта, поиска новых творческих методов и приемов использования новых информационных технологий в работе с детьми, родителямиорганизуются конкурсы педагогов.
С целью продвижения информационных технологий в ДОУ были проведены следующие конкурсы:
- компьютерных плакатов;
- компьютерных презентаций “Моя группа”;
- электронных методических материалов и презентаций для занятий;
- помощью программы Publisher; информационных буклетов для родителей, выполненных с
- электронных групповых газет.
Использование ИКТ в методической работе
Важно отметить, что информационно-компьютерные технологии могут использоваться как в воспитательно-образовательной работе педагога, так и в методической работе ДОУ.
В методической работе нашего дошкольного учреждения они (например, мультимедийные презентации) используются на педагогических советах, семинарах, консультациях, при аттестации педагогов, на родительских собраниях.
Так, в ДОУ для мероприятий разного уровня были созданы следующие презентации:
- организация деятельности ДОУ в соответствии с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников – для слушателей курсов повышения квалификации Чувашского республиканского института образования – заведующих, старших воспитателей, воспитателей дошкольных учреждений Чувашской Республики;
- – заведующих, старших воспитателей дошкольных учреждений Чувашской Республики; внедрение информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс по художественному развитию воспитанников – для слушателей курсов повышения квалификации Чувашского республиканского института образования
- опыт работы дошкольного учреждения по нравственно-эстетическому развитию воспитанников в рамках городского конкурса “Старший воспитатель года”;
- проект “Формирование начала информационной культуры у детей дошкольного возраста” в рамках городского конкурса проектов “Территория детства”;
- методическое портфолио;
- портфолио дошкольного учреждения;
- программы развития дошкольного учреждения;
- “Этнопедагогизация педагогического процесса ДОУ” – на конференции в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева.
Результаты внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс
Разработанная система повышения ключевой информационной компетентности педагогических работников дала свои результаты, а именно – педагоги:
- умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д.);
- умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
- активно используют информационные технологии в образовательном процессе;
- владеют навыками поиска информации в Интернете;
- владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций;
- умеют разрабатывать занятия с использованием информационных технологий;
- владеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями.
На данный момент в ДОУ разработана технология мультимедийного сопровождения образовательного процесса, система организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов, более 10 мультимедийных презентаций по методической работе. Подготовлена медиатека наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям; более 50 занятий с использованием информационных технологий.
Создан банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ; электронный банк данных: воспитанников, педагогов, родителей; свой интернет-сайт, имеется электронный адрес.
Таким образом, реализуя программу информатизации в ДОУ можно с уверенностью сказать, что компьютерявляется эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить ребенка.
Список оборудования административного блока и медиатеки
МДОУ №12 «Колокольчик»
№ | Оборудование | Кабинет заведующего | Кабинет старшего воспитателя (медиатека) | Кабинет делопроизводителя |
1. | Мультимедийный компьютер | 1 | 1 | 1 |
2. | Принтер лазерный с запасным тонером | 1 | 1 | |
3. | Сетевой фильтр-удлинитель | 1 | 1 | 1 |
4. | Мультимедийный проектор | 1 | ||
5. | Сканер | 1 | ||
6. | Экран на штативе | 1 | ||
7. | Модем внешний | 1 | 1 | |
8. | Доска маркерная | 1 | ||
9. | Телевизор с диагональю 21 дюйм | 1 | ||
10. | Фотокамера цифровая | 1 |
http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2011/11/04/anketa-opredeleniya-stepeni-ispolzovaniyu-ikthttp://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2011/11/04/anketa-opredeleniya-stepeni-ispolzovaniyu-ikt
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преимущества и особенности использования информационных технологий в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ДДИ № 28
В статье рассматривается коррекционная работа воспитателя на примере дома-интерната для детей со сложной структурой дефекта с применением информационных технологий....
Использование информационных технологий в деятельности ДОУ как отражение информационно-коммуникативной компетентности руководителя
В образовательном учреждении имеется масса разрозненной информации на бумажных носителях: списки детей, учебно-методические материалы и т. д. А поиск необходимой информации вызывает огромные сложности...
Анкета определения степени использованию ИКТ
Анкета для воспитателей по определению степени использования ИКТ и диагностическая карта....
Презентация "Вариативность использования информационных технологий в работе педагога"
как можно представить презентацию педагогу...
Анкета по определению степени использования информационных технологий
Ф. И. О. _____________________________________________________________Когда вы обучались на курсах ПК, какие курсы прошли _______________________________________________________________________...
Анкета для определения степени использования ИКТ в работе педагогов
Анкета для педагогов с целью определения степени использования ими ИКТ в работе, а также планирования методической работы по повышению уровня ИКТ-компетентности педагогов....
Анкета для определения степени использования информационно-компьютерных технологий
Анкета для определения степени использования информационно-компьютерных технологий...