"Психологические ситуации и пути их решения"
материал по теме
Материал содержит психологические ситуации с детьми и родителями и пути их решения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voprosy_i_otvety_situatsii.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ.
Симптом | Гипотеза | Как проверить и уточнить гипотезу? (диагностика) | Что делать? (коррекция и развитие) |
Ситуация №1. «Ребенок дерется, агрессивно реагирует на отказы, бросается на пол, кричит, топает ногами (ребенку 3,4 года)…» | 1. Агрессивное поведение может быть связано: - с индивидуально- возрастными особенностями ребенка; | 1. Ребенку не более трех лет? 2. Анализ семейной ситуации: - стиля воспитания; - форм наказаний и поощрений; - эмоционального фона в семье; - принятия ребенка родителями. 3. Диагностика состояния эмоциональной сферы ребенка. | 1. Консультация для воспитывающих взрослых (педагогов и родителей) на тему: «Особенность эмоциональных проявлений у ребенка трех лет»; 2. Тренинговые занятия со взрослыми с целью выработки навыков предотвращения агрессивных реакций ребенка. 3. Тренинговое занятие с ребенком с целью формирования у него навыков конструктивного поведения. |
- с особенностями семейного воспитания; | 1. Анализ семейной ситуации: - стиля воспитания; - форм наказаний и поощрений; - эмоционального фона в семье, семейных ценностей; - принятия ребенка родителями; 2. Диагностика состояния эмоциональной сферы ребенка. | 1. Консультация для родителей с целью коррекции детско-родительских отношений; 2. Тренинговые занятия с ребенком с целью формирования у него навыков конструктивного поведения. | |
- со спецификой социальных контактов со сверстниками. | 1. Диагностическое исследование взаимоотношений между детьми группы; 2. Диагностика состояния эмоциональной сферы ребенка; 3. Исследование педагогического стиля воспитателей группы. | 1. Консультация для педагогов с целью нормализации социальной ситуации в группе; 2. Групповые тренинговые занятия с целью формирования конструктивных взаимоотношений между детьми в группе; 3. Тренинговые занятия с ребенком с целью формирования у него навыков конструктивного поведения. |
Ситуация №2.«Ребенок застенчив, плаксив, играет один, на занятиях отвечает шепотом, на замечания реагирует болезненно…» | 1. Ситуация дезадаптации к условиям детского сада. | 1. Диагностика состояния эмоциональной сферы ребенка; 2. Исследование социальной ситуации в группе; 3. Анализ семейной ситуации: - уровня требований родителей к ребенку, критики в его адрес; - степени принятия ребенка родителями; - эмоциональной близости между членами семьи, между ребенком и родителями в частности; - уровня тревожности самих родителей. | 1. Консультация для воспитывающих взрослых (педагогов и родителей) на тему: «Способы успешной адаптации ребенка к детскому саду»; 2. Консультация для родителей с целью изменения стиля семейного воспитания. |
2. Заниженная самооценка, неуверенность, тревожность. | 1. Групповые и индивидуальные тренинговые занятия с ребенком с целью повышения самооценки, формирования уверенного поведения, снятия психоэмоционального напряжения, преодоления страхов; 2. Консультация для родителей с целью изменения стиля семейного воспитания; 3. Консультация для родителей и педагогов с целью выработки единой коррекционной стратегии; | ||
3. Коммуникативные расстройства (аутизм, мутизм и пр.) | 1. Консультация врача-психиатра; 2. Консультация для родителей и воспитателей с целью помощи в принятии ситуации, формированию адекватного отношения к состоянию ребенка; 3. Индивидуальные и групповые занятия с ребенком с целью его социализации. |
Ситуация №3. «Ребенок ведет себя «как маленький»… | 1. Регресс в поведении может быть связан: - с рождением младшего ребенка в семье и/или выраженным предпочтением младшего старшему; | 1. Анализ семейной ситуации: - степени принятия ребенка родителями; - эмоциональной близости между членами семьи, между ребенком и родителями в частности. 2. Диагностика состояния эмоциональной сферы ребенка. | 1. Консультации для родителей на тему воспитания нескольких детей в условиях семьи; 2. Индивидуальные занятия с ребенком с целью принятия младшего ребенка в семье, формирования ценности: «Быть старшим – это престижно и интересно!» |
- с завышенным уровнем требований к ребенку со стороны взрослых; | 1. Анализ семейной ситуации: - стиля воспитания; - уровня требований родителей к ребенку, критики в его адрес; - степени принятия ребенка родителями; - эмоциональной близости между членами семьи, между ребенком и родителями в частности; 2. Диагностика состояния эмоциональной сферы ребенка, уровня его психофизического развития; 3. Исследование педагогического стиля воспитателей группы. | 1. Консультации для родителей на тему возрастных особенностей ребенка, объективного уровня его возможностей; 2. Индивидуальные занятия с ребенком с целью формирования адекватной самооценки, создания ситуации успеха, приобретения навыков уверенного поведения; 3. Детско-родительские тренинговые занятия с целью принятия ребенка родителями, Создания ситуации эмоциональной близости между родителями и ребенком. | |
- с задержкой психического развития ребенка. | 1. Диагностика уровня психического развития ребенка. | 1. Консультация врача-психиатра; 2. Консультация для родителей и педагогов с целью выработки единой коррекционной стратегии; 3. Коррекционно-развивающие занятия с ребенком с целью преодоления задержки психического развития. |
Ситуация №4
Обратилась мама (сыну 3,6 года). Разногласия в воспитание сына, муж постоянно твердит сыну, что он трус что его все будут бить, если он не научится сдавать сдачи. А сын придя из садика спокойно нам рассказывает, что его побили, а сдачи он сдать забыл. Но по его разговорам ясно, что он не хочет сдавать сдачи, чтоб его воспитатели не ругали. Возможно, он боится, потому что я сама ему с детства говорила, что драться нельзя, даже ругала, если гуляя с детьми, он проявлял агрессию. Муж считает что я воспитала труса, маменькиного сынка. Как правильно воспитывать мальчика нашего возраста, чтобы он вырос смелым и в нужной ситуации смог дать отпор обидчику (пусть пока и в детском саду).
Анализ ситуации: У Вас и Вашего мужа разные подходы к воспитанию ребенка, разные требования и разные представления о том, каким должен быть мальчик в четыре года, как он может себя вести в группе сверстников. Такие противоречия между родителями приводят к тому, что ребенок не может понять, что же он должен делать, как вести себя, как себя защищать и т.п.
1. Необходимо, прежде всего, достигнуть договоренности между собой и выработать общий (уважительный) стиль взаимоотношений с ребенком.
2.Дети дошкольного возраста очень внушаемы, поэтому, называя часто ребенка трусом, есть риск, что он себя трусом и будет чувствовать. Лучше убеждать ребенка в обратном, в том, что он достаточно силен для своего возраста, в том, что он вполне может постоять за себя, что он смелый и что у него всегда есть защитники - мама и папа.
3.Чтобы мальчик вырос смелым, хорошо развивайть ребенка физически (зарядка, закаливание, активные подвижные игры дома и на свежем воздухе, велосипед летом, санки зимой и так далее);
4.Показывайть ребенку пример здорового образа жизни;
5.Не обзывайте ребенка обидным словом - трус, укрепляйте в нем чувство собственного достоинства и веры в свои силы;
6.Показывайте ребенку собственные примеры помощи более слабым, а также оказывайте вместе с ребенком помощь тому, кто в этом нуждается;
7.Полезно дома держать каких-либо животных и заботиться о них вместе с ребенком;
8.Проявляйте терпение (может быть, Вы торопите события и Вам хочется видеть маленького мальчика уже большим и взрослым?);
9.Консультация для педагогов с целью обучения детей конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций в общении со сверстниками;
Ситуация №5
Обратилась мама. Полная семья папа мама, Вика(3,5 года), Леночка (5 месяцев). Воспитанием занимаюсь я, стали посещать д/с. Вика спокойная послушная, по возрасту развитая девочка, но беспокоят бурные истерики, периодически случающиеся... Повод – как правило - нарушение какого-либо установленного правила, которое она решила выполнять, во что бы то ни стало. Например – папа снял ей ботинок, не расстегнув липучку, плачет, требует снова одеть, и т.д. – результат 40-минутная истерика. Бабушки с дедушками уже бояться с ней сидеть, потому что не знают, чем может закончиться элементарный обед. Воспитываю ее свободно, стараюсь минимизировать запреты, бабушки с дедушками наоборот твердят, что я ее балую, т.е. подобные требования она сама к себе предъявляет, а не родители!!!! Я всегда стараюсь не потакать подобному поведению (истерикам), но в последнее время, склонна думать, что это не капризы, что она каким-либо образом сама, же страдает от этого! Просто зацикленность какая-то. Главное, что подобные истерики были и до рождения сестры но с другими ситуациями (кто должен вынимать из ванны и т.д.)
Анализ ситуации: Такая привязанность к правилам, очень часто, сопровождает повышенную тревогу, напряженность... Есть люди изначально предрасположенные к страхам, беспокойству, а соблюдение правил позволяет ощутить постоянство и неизменность мира вокруг, это способ не бояться. В ситуации неопределенности эти качества усиливаются и становятся очень заметными. Причиной может быть очень многое: изменение положения в семье в связи с рождением нового ребенка, недостаток внимания обоих или одного родителя, переезд, поступление в детский сад и т.д. Даже недостаток правил, обязательных дома для соблюдения может стать причиной обострения.
1. Попробуйте понять, что на самом деле беспокоит ребенка;
2. . Диагностика состояния эмоциональной сферы ребенка. Проективные методики, для этого можно порисовать, сочинить сказку. Дорис Бретт "Жила-была девочка похожая на тебя";
3.Групповые и индивидуальные тренинговые занятия с ребенком с целью формирования у него навыков конструктивного поведения, снятия психоэмоционального напряжения, преодоления страхов, тревоги;
4. Консультация для родителей с целью коррекции детско-родительских отношений;
Ситуация №6
Ребенку 6 лет, он постоянно грызет одежду - ворот рубахи, рукавицы, воротник куртку. На все просьбы не делать этого он отвечает хорошо и через минуту все повторяется.
Анализ ситуации: Такое поведение может говорить о возникшей тревожности. Но важно знать ее причины. Главное не заострять внимание ребенка на этой проблеме. Можно просто отвести руку ребенка, подержать его немного за руку, отвлечь, понять что именно произошло, в каких случаях ребенок начинает такую своеобразную аутостимуляцию.
1. Анализ семейной ситуации:
- степени принятия ребенка родителями;
- эмоциональной близости между членами семьи, между ребенком и родителями в частности;
- уровня тревожности самих родителей.
2. Диагностика состояния эмоциональной сферы ребенка.
3. Диагностическое исследование взаимоотношений между детьми группы;
4. Исследование педагогического стиля воспитателей группы.
5. Групповые и индивидуальные тренинговые занятия с ребенком с целью повышения самооценки, формирования уверенного поведения, снятия психоэмоционального напряжения, преодоления страхов;
6. Консультация для родителей с целью изменения стиля семейного воспитания;
Ситуация №7
Обратилась мама дочери 5,5 лет. Умная девочка. Не знаю, как научить дочь поддерживать порядок в своем шкафу. Игрушек у нас море, развивающих, развлекающих и просто красивых. Краски карандаши и пр., пр.. Игрушки через время оказываются по всему дому, присесть и где-то ступить становиться все сложнее и сложнее, у папы на этот случай одно слово -"выкину если не уберешь" Я ее защищаю, мол она же сама не справиться, надо помочь. Надо, не знаю как.
Анализ ситуации: Действительно, в пять лет многие дети обычно уже умеют следить за своими игрушками самостоятельно. Однако, сам процесс приучения ребенка к порядку и аккуратности требует от взрослых не только времени и терпения, но и продуманного непосредственного участия. Когда же игрушек "море", то организующая помощь взрослого не только желательна, но и может быть совершенно необходима. В связи с этим, мы можем порекомендовать Вам значительно уменьшить число игрушек. Для этого Вы можете вместе с девочкой разобрать игрушки и отобрать только те, которые сейчас для нее наиболее интересны. Остальные игрушки можно уложить в какие-либо коробки и временно убрать из поля зрения.
Ситуация №8
Обратилась мама, дочке 3,10 года. В последнее время стала часто грубить, огрызаться, кривляться, может кидаться с кулаками, если делается замечание и т.п. Как нам вести себя при подобных вспышках гнева, особенно, если ребенок в присутствии родителей проявляет агрессию по отношению к бабушке, дедушке и т.д.?
Анализ ситуации:
Такое поведение зачастую характерно для ребенка, переживающего возрастной кризис, который называют "кризис 3 лет" или "Я сам!". Ребенок своим непослушанием, капризами и агрессивным поведением пытается показать окружающим людям, что он уже взрослый и требует к себе отношения как к самостоятельной единице. Эти поведенческие проявления пройдут тем скорее, чем быстрее изменится вся система взаимоотношений в семье. Лучшее, что Вы можете сделать в этой ситуации, это установить четкие правила поведения и общежития, обязательные для соблюдения всеми членами семьи, во-первых. И, во-вторых, стараться спокойно относиться к вспышкам гнева. Другими словами, все истерики нужно игнорировать, а дурное поведение пресекать с холодным спокойствием и таким же безэмоциональным наказанием (например, лишить конфет / сказки / мульфильма / похода в зоопарк или поставить в угол / посадить на стул и т.п.). Как только ребенок начинает соблюдать правила, Вы проявите всю любовь и теплоту, которую испытываете к дочке. Вы устанавливаете правила (их должно быть не больше 7-10), объясняете девочке их смысл, и обсуждаете с ребенком адекватное наказание, которое последует, если правило будет нарушено. Например, правило "у нас в семье не кричат (не бьют) друг на друга" нужно потому что крик и побои обижают другого человека, а объяснить все можно и тихим голосом. Каждый, кто нарушает это правило стоит в углу (сидит на стуле / молчит / лишается мультфильмов на 1 вечер и т.п.) 10 минут. Если правило нарушит бабушка, то в углу придется стоять ей, если внучка - то же самое. Обязательное условие успеха в этом случае - это последовательность, постоянство и спокойствие. Ваша дочка должна видеть, что правила полезны, они соблюдаются всегда и всеми, а кроме того, к ней относятся также как к другим членам и семьи и интересуются ее мнением.
1. Тренинговые занятия со взрослыми с целью выработки навыков предотвращения агрессивных реакций ребенка.
2. Тренинговое занятие с ребенком с целью формирования у него навыков конструктивного поведения.
3.. Консультация для родителей с целью коррекции детско-родительских отношений;
Ситуация №9
Мама, сыну 4 года.
Часто пытается обратить на себя внимание других детей, следующим образом: "Девочка давай играть. Не хочу", Берет за руку и пытается, дать настойчиво игрушку. "- Он меня схватил!" и т. д. и родители и воспитатели пытаются объяснить ему, что если дети не хотят, нельзя настаивать. Он соглашается, но все повторяется вновь. Он может обнять ребенка и нечаянно повалить его. Педагоги хвалят его (мальчик хорошо развит), но очень импульсивен.
Анализ ситуации:
Детям дошкольного возраста (до 7 лет) свойственна повышенная импульсивность, так как процессы саморегуляции еще не достаточно развиты. Вы можете лишь корректировать проявления импульсивности, но до конца ребенок ее преодолеет только к седьмому году жизни. Прежде всего, определите условия, которые оказывают на ребенка наиболее неблагоприятное возбуждающее воздействие. Постарайтесь лишний раз не подвергать ребенка воздействию таких условий. Введите в его деятельность различные игры, во время которых он может учиться сдерживаться и регулировать свою деятельность. Это могут быть как подвижные игры, так и учебные, например такие, как "Говори - не говори" по команде, "Запрещенное движение", "Съедобное - несъедобное", «Робот», который исполняет команды по словесной инструкции. Поощряйте его во всех случаях и сразу, не откладывая на будущее, когда он пытался сдержаться. Старайтесь давать ребенку короткие, четкие и конкретные инструкции. Постарайтесь заранее обсудить с ребенком правила поведения в той или иной ситуации. Обсуждайте различные примеры правильного и неправильного поведения, проигрывайте актуальные ситуации с игрушками. Почаще предоставляйте ребенку право выбора, при этом он должен объяснить, чем обусловлен его выбор. Необходимость объяснять причину своих поступков поможет ребенку лучше осознавать их, а значит, контролировать свое поведение. И, наконец, самый главный совет. Общаясь с импульсивным ребенком, сохраняйте спокойствие. Помните, что ребенку передается ваше возбуждение.
1. Диагностика состояния эмоциональной сферы ребенка, ;
2. Индивидуальные и групповые занятия с ребенком с целью его социализации.
3.Тренинговые занятия с ребенком с целью формирования у него навыков конструктивного поведения.
Ситуация № 10.
Мама ребенка 7 лет (1 класс): Мой сын не хочет ходить в школу, отказывается делать домашние задания самостоятельно. Постоянно просит помощи при выполнении. Отец называет его лентяем . А мне совершенно нет времени с ним заниматься (прихожу с работы, всех кормлю, убираюсь, а потом уже поздно).
Ситуация № 11.
Мама девочки 12 лет: Дочь перестала слушаться, в школу отказывается ходить с нормальной прической. Постоянно сидит в Интернете. Стала получать плохие отметки. Огрызается на любое замечание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кризис 3 лет. Психологические осбенности этого возраста. Проблемы в воспитании и пути их решения.
В помощь родителям. Статья поможет разобраться, в чём суть этого кризиса, как он проявляется и чем можно помочь ребёнку....
Проблемы психологического сопровождения ФГТ и ФГОС. Пути их решения.
В силу того, что в настоящее время российское образование проходит этап модернизации, которая носит системно-методологический характер, современная школа и дошкольное образование сталкивается с рядом ...
НОД "Ссора" с использованием разных видов деятельности: обсуждение проблемной ситуации, поиск путей решения проблемной ситуации, просмотр видеороликов,весёлый танец, элементы психологического тренинга (приветствие, рисование эмоции и др.)
Непосредственная образовательная деятельность. Тема: Ссора Цель: Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне. Задачи:Расширение и ...
Педагогические ситуации в игровой деятельность и пути их решения
Несколько примеров ситуаций в практике педагога...
Выступление-презентация «Конфликтные ситуации и пути их решения»
Что такое конфликт?Каковы его причины? Какие стратегии поведения возможны для преодоления конфликтных ситуаций? Ответы на эти вопросы можно найти в данной презентации....
Консультация для педагогов и родителей "Конфликтные ситуации между родителями воспитанников.Пути их решения"
Доверяя своего любимого ребенка детскому саду, родители воспитанников надеются и верят, что пребывание его в детском саду будет комфортным и радостным. Но, к сожалению, иногда надежды родителей оборач...