Обобщение педагогического опыта
методическая разработка (старшая группа)


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 39

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Красносельского района

Санкт-Петербурга

Обобщение педагогического опыта

                               составила воспитатель

                               группы №9

                               Акимова С.В.

Санкт-Петербург, 2012 г.


Тема опыта:

«Взаимосвязь работы по развитию речи и приобщению детей к здоровому образу жизни»

Цель опыта:

  1. Развития связанной речи, обогащение и расширение словарного запаса, понимание значения слов и употребление их в активной речи;
  2. Формирование основ безопасного поведения;
  3. Воспитать привычку думать и заботиться о своем здоровье

Актуальность опыта:

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища. Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности. Формула безопасности для детей гласит:

Надо видеть, предвидеть, учесть,

По возможности избежать,

Если нужно – на помощь позвать.

Факторы, обеспечивающие безопасное поведение человека:

  • Биологический  фактор, вытекающий из природных свойств человека (безусловные и условные рефлексы);
  • Индивидуальные особенности психических функций человека (тип нервной системы, внимание, мышление, восприятие, координация движений, эмоциональная устойчивость);
  • Текущее физическое и психическое состояние.

От данных факторов в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде. Необходимо выделять такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от  этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

В настоящее время одной из приоритетных задач является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей. Усугубляют эту проблему и условия экономической нестабильности общества.

Главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.


Перспектива опыта:

Формирование социально нравственных представлений ребенка реализуются через занятия, основанные на задачах образовательных областей «Социализация», «Познание», но включающие интеграцию и других областей программы: «Безопасность», «Труд», «Коммуникация» и др.

Занятия позволяют приобщить ребенка к многообразию предметного мира, труду взрослых, эмоциональному состоянию взрослых и сверстников, безопасному поведению дома и на улице, героическому прошлому своего народа, прикоснуться к истории развития предметного мира.

Необходимо объяснить детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе. Педагоги должны способствовать формированию у детей ценностей здорового образа жизни, развивать представление о полезности, целесообразности  физической активности и личной гигиены. Для формирования ценностей здорового образа жизни детям необходимо рассказывать о значении профилактики заболеваний:

  • разных видах закаливаний;
  • дыхательной гимнастике;
  • воздушных ваннах;
  • солнечных ваннах.

Они должны осознавать, для чего нужно то или иное мероприятие, и активно участвовать в заботе своего о своем здоровье. Дети должны научиться мыть руки, чистить зубы, причесываться. Важно, чтобы правила личной гигиены выступали не как требования взрослых, а как правила самого ребенка, приносящие большую пользу его организму, помогающие сохранить и укрепить здоровье.

Здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека XXI века и будущим России.

Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей направление на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

Задачи:

  1. расширять и систематизировать словарный запас ребенка, развивать инициативную речь;
  2. дать первоначальные сведения об охране жизни и здоровья;
  3. формировать элементарные представления об окружающей среде, о том, что полезно и вредно организму;
  4. формировать знания о человеке;
  5. воспитывать ценности здорового образа жизни.

        Для решения поставленных задач, используются следующие методы.


Методы:

Практические

Словесные

Наглядные

  1. Создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфорное пребывание в детском саду.  Демонстрация разных ситуаций, несущих опастность для здоровья ребенка. Реализация коммуникативных навыков в совместной игровой и творческой деятельности.
  2. Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность.
  3. Закаливание по схеме.
  4. Создание центра «Спорт, спорт ….» (с использованием нетрадиционного оборудования).
  1. Беседы
  2. чтение художественное литературы
  3. заучивание стихотворений
  4. дидактические игры
  5. сюжетно – ролевые игры
  6. подвижные игры
  7. развлечения
  8. моделирование ситуация
  9. консультации
  10. наблюдения.
  1. организация выставок, конкурсов
  2. сбор фотоматериалов
  3. рассматривание иллюстраций
  4. информационные стенды
  5. личный пример взрослых.

Вывод:

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочие основы опыта жизнедеятельности здорового  образа жизни. Малыш, по своим физиологическим особенностям, не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка:

  • познакомить с окружающим миром;
  • развивать представление детей о культуре поведения, общения, о человеке, его физических эмоциональных состояниях, действиях, назначении органов чувств
  • сформировать интерес к различным формам познания мира;
  • воспитать привычку думать и заботиться о своем здоровье.

Список используемой литературы:

1). «Безопасность».

                                                                               Р.Б. Стеркина

                                                                               Н.Н. Авдеева

                                                                               О.Л. Князева

«Детство-пресс» 2004г.

2). « Основы безопасного поведения дошкольников».

Автор-составитель

                                                                              О.В. Чермашенцева

Издательство «Учитель».

Образовательное пространство ДОУ.

3). Играем?...Играем!!!

                                                                              О.А. Скоролупова

                                                                              Л.В. Логинова

Москва 2006г.

4). «Изучаем дорожную азбуку».

                                                                              Ф.С. Майорова

Москва 2007г.

5). «Беседы о правилах пожарной безопасности».

                                                                             Т.А. Шорыгина

Москва 2008г.

6). ОБЖ. Занимательные материалы.

                                                                              Л.В. Поддубная.

Издательско-торговый дом. 2008г.

7). «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».

                                                                              Н.С. Голицына

                                                                              И.М. Шумова

Москва 2008г.

8). «Азбука общения».

                                                                              Л.М. Щипицына

                                                                              Л.В. Защиринская

                                                                              Н.П. Воронова

Детство-пресс 2001г.

9). «Воз и маленькая тележка чудес».

(опыты и эксперименты от 3 до 7 лет)

                                                                               Н.Н. Зубкова

Санкт-Петербург 2006г.

10). «Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушения осанки».

                                                                              И.С. Красикова

«Корона-принт» 2003г.

11). «Дидактические игры – занятие в ДОУ»

                                                                              Е.И. Попова

ТЦ «Учитель»

Воронеж 2006г.

12). «Развитие речи детей 4-5 лет».

                                                                              О.С. Ушакова

                                                                              Е.Н. Струнина

Москва. Издательский центр.

«Вентана-граф».

2007г.

13). «Азбука физкультминуток для дошкольников» (практические разработки физкультминуток, игровых упражнений).

                                                                                    В.И. Ковалько.

Москва 2006г.

14) «Комплексные занятия с детьми 4-7 лет»

                                                                                    О.Ф. Горбатенко

                                   «Учитель»

2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы МДОУ д/с "Ромашка" по правилам дорожного движения

Материал содержит разработки педагогов сада по правилам дорожного движения.               Раскрывая духовный и творческий потенциал детей, педагоги нашего ...

Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...

обобщение педагогического опыта "Развитие элементов логического мышления посредством игры"

Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"...

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС".

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС"....