Консультация для педагогов на тему: "Качественные характеристики интонационной выразительности речи дошкольников"
консультация (старшая группа) на тему

Людмила Евгеньевна Барладин

Одной из главных задач ДОУ является речевое развитие детей. В эту задачу входит, в частности, развитие интонационной выразительности речи. Что мы вкладываем в это понятие представлено в консультации...    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему: "Качественные характеристики интонационной выразительности речи".

 Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является речевое развитие детей. В эту задачу входит, в частности, развитие интонационной выразительности речи.  Давайте определим сначала, что мы вкладываем в понятие «интонация»? 

        Интонация -  (от лат. Intonare – произносить громко) – выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи.

         Немного истории. Ещё со времен античных мыслителей интонация привлекала к себе внимание исследователей. К вопросу интонации обращался великий мыслитель Платон. Он отмечал значение мелодики в устной речи. Аристоклен выделял темп и динамику в интонации. Древнеримские ораторы описывали мелодику, паузу, темп, ритм. В XYIII веке были выработаны теоретические положения изучения интонации: в 1725г. Л.Фабрициус говорил о скорости и замедлении, силе и ослаблении, повышении и понижении тона.

По этой теме продолжались исследования и в XX веке. Р.Бенедикт выделил следующие составляющие интонации: тон предложения (мелодия), «рычаги тона» - высота, длительность, сила и тембр голоса. Теорией Бенедикта пользовались специалисты по сценической и ораторской речи.

Далее по этому вопросу проводили исследования  Ф.А. Сохин и В.В. Соколова. Они отмечают, что выразительность речи детей дошкольного возраста включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр).

Исследования Т.И.Гризик подтверждают, что понятие «выразительность» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальное (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.

Современный лингвист А.Н.Брызгунова  под интонацией понимает сложный комплекс совместно действующих компонентов звучащей речи и рассматривает следующие компоненты интонации:

  1. Мелодика речи, которая выражается в движении голоса по звукам разной высоты;
  2. Силу, определяющую динамику речи, которая выражается в ударениях;
  3. Скорость, которая определяет темп и ритм речи и проявляется в длительности звучания и паузах;
  4. Тембр, который определяет эмоциональную окраску речи.

Все эти компоненты – звуковая оболочка речи, её звучание.

Представим их подробнее.

Мелодика речи – это движение голоса по звукам разной высоты. От того, насколько легко переходит голос от средней постоянно присущей чтецу высоты к более низкой или высокой, зависит одно из основных качеств речи – гибкость, музыкальность. Своё естественное звучание звуки речи приобретают благодаря системе резонаторов (глотка и ротовая полость). Исследователи речи придают большое значение грудной полости, называя её резонирующим ящиком, придающим голосу особую силу. Одновременно с понижением и повышением голоса изменяется и его сила.

Л.А.Горбушина и А.П.Николаева описывают следующие виды мелодики:

  1. Полная форма включает повышение, кульминационный пункт и понижение: Наш дом был расположен на окраине города.
  2. Нисходящая форма – с понижением голоса к концу: Как прекрасны утренние лучи солнца!
  3. Восходящая форма - с повышением голоса к концу: Значит, завтра родительское собрание?
  4. Монотонная – с незначительными повышениями и понижениями голоса: Белоснежное покрывало укрыло всю землю.

Следующим компонентом речи является ритм. Ритм необходимый для синтаксической и семантической организации высказывания. Ритм представляет собой последовательное чередование ударных и безударных элементов речи (слогов, слов, синтагм) через определённые промежутки времени. Ярче всего ритм выражен в стихах, менее – в публичной и сценической речи. Ритм тесно взаимосвязан с другим компонентом интонации – темпом.

Темп – это скорость произнесения речевых элементов (слогов, слов, синтагм, высказываний); определяется количеством элементов, произносимых в единицу времени. Он может быть быстрым и медленным, ускоряться или замедляться. В высказывании темп выполняет следующие функции:

  1. Служит средством оформления интонационной цельности высказывания. К концу высказывания темп речи замедляется.
  2. Является средством противопоставления важного – неважного в высказывании. Речевые отрезки (синтагмы, слова), содержащие наиболее важную в смысловом отношении информацию, произносятся в замедленном темпе, а речевые отрезки, содержащие второстепенную информацию (вводные слова и предложения, уточняющие и пояснительные обороты), произносятся в ускоренном темпе.

В целом темп речи характеризует:

  1. Индивидуальные особенности говорящего, его манеры, привычки;
  2. Социальный статус говорящего (ускоренный         темп речи иногда может служить признаком низкой образованности, недостаточной культуры, низкого социального положения);
  3. Эмоциональное состояние говорящего (темп убыстряется при сильном волнении, возбуждении и замедляется, когда говорящий испытывает замешательство, сообщает о чём-то неприятном и т.д.);
  4. Отношение говорящего к слышащему, намерение создать определённое впечатление (если говорящий хочет произвести впечатление человека умного, серьёзного, он взвешивает каждое слово, и от этого темп его речи замедляется);
  5. Ситуацию общения (спешка, необходимость тянуть время и т.п.);
  6. Диалектные особенности речи говорящего;
  7. Степень владения языком, на котором человек говорит;
  8. Сложность предмета, о котором идёт речь, для понимания говорящего.

Ещё один компонент интонации – тембр – в основном способствует выражению эмоций.  Как указывает Л.П.Федоренко, тембр – это индивидуальная окраска (колорит) голоса, уникальная для каждого человека. Она образуется за счёт обертонов, то есть добавочных тонов голоса, которые сопутствуют основному звуковому тону и зависят от особенностей строения гортани, носовой и ротовой полостей. Тембр голоса может изменяться в зависимости от эмоционального состояния говорящего, в чём и проявляется его функция. Исследователи С.С.Суренский, Н.И.Жинкин, Л.К.Цепритис выделяли разные виды тембра: индивидуальный, эмоциональный, тембр сценического образа, образный тембр чтеца, подчёркивание гласных, фонетический тембр, языковой, певческий, речевой и т.п.  Эти разновидности можно объединить в два основных: вида тембра: интонационный (семантический) и неинтонационный (асемантический) тембр.

Неинтонационный тембр – это индивидуальный тембр голоса, присущий каждому человеку и зависящий от анатомического строения его речевого аппарата.

По мнению Л.К.Цепритиса интонационный тембр – это изменение индивидуального тембра, передающее определённые элементы содержания высказывания. Что передаёт интонационный тембр?

  1. Информацию об эмоциональном или физическом, в котором находится говорящий в момент высказывания.
  2. Информацию о чувствах говорящего, которые от хочет донести до слушающего.
  3. В некоторых случаях говорящий с помощью изменения тембра старается передать свою волю – страстное желание, приказ, просьбу, угрозу и т.п.

Таким образом, от того, как ребёнок произнесёт звуки речи (с энергичной, чёткой артикуляцией или вяло, невнятно), какие из возможных просодем выберет (тихо – громко, быстро – медленно, изобразит тембром голоса добрые чувства или враждебные), будет зависеть эмоциональная окраска речи.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Формирование интонационной выразительности речи дошкольников"

Содержит работу по формированию выразительности речи дошкольников. ...

Л.А.Позднякова Развитие интонационной выразительности речи дошкольников со стертой дизартрией как средство формирования коммуникативных навыков.

Статья посвящена анализу нарушений мелодического оформления речи дошкольников со стертой дизартрией на основе применения экпериментально-фонетического подхода, содержит подробную характеристику наруше...

Консультация для педагогов ДОО по теме: «Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкльного возраста»

Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путём в процессе общения со взрослыми. В то же время м...

Мастер - класс для педагогов в детском саду. Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников

Мастер - класс дает возможность педагогам поиграть, выполненяя различные задания, вспоминая компоненты "выразительности речи" интонацию. В итоге воспитателям предлагаю самим составить компле...


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Спасибо за консультацию, возьму на заметку!