"Уголок России-отчий дом"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Петрова Ирина Юрьевна

Познавательное НОД в смешанной дошкольной группе  детского сада "Малыш", в нем главной задачей заключалось, знакомство с г.Ульяновска- малой Родиной, его значимыми музейными местами, и историей создания родного посёлка Крупозавода, который и был назван в честь завода  перерабатывающего крупу. Каким был завод -история его строения в довоенное время и каким он стал  уже в наше современное, спустя годы. Об этом и не только в моём занятии и презентации о Крупозаводе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugolok_rossii.docx30.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Малыш»

Конспект образовательной деятельности на тему:

«Уголок России-отчий дом…»

в смешанной дошкольной группе.

Подготовила воспитатель

 МДОУ детский сад «Малыш»

 Петрова И.Ю.

Образовательная область: познавательное развитие

Вид деятельности: занятие

Возрастная группа: смешанная дошкольная группа.

Цель: формирование патриотических чувств на основе беседы о родном крае, его достопримечательных местах.

Задачи:

Образовательные:

-формировать представления детей о родном крае.

-познакомить детей с историей возникновения поселка, с его историческим прошлым.

-расширять представление детей о крупяных культурах (полбе…), перерабатываемых в родном Крупозаводе.

Развивающие:

-развивать интерес к изучению родного края;

-развивать у детей познавательный интерес к историческому прошлому своего поселка, завода по переработке зерна;

-развивать познавательную деятельность дошкольников, умение понимать неразрывную связь «прошлое – настоящее».

Воспитательные:

воспитывать у детей положительные эмоции и любовь к родному поселку, желанию беречь природу и красоту.

Интеграция образовательных областей:

ОО «Познавательное развитие»:

 -формировать у детей представление об Ульяновской области и посёлке Крупозаводе;

-воспитывать чувство любви, гордости за свою малую Родину;

-прививать любовь к малой родине; расширять знания о родном крае;        

-узнавать знакомые места на фотографиях.

ОО «Речевое развитие»: 

-расширять, уточнять и активизировать словарь детей по теме «Уголок России-отчий дом»;

- формировать умение в составлении слова и его прочтения;

- развивать совершенствование грамматического строя речи у детей;

- формировать эмоционально- положительное отношение о малой родине, родном посёлке.

- упражнять детей определять на ощупь разновидности круп.

  ОО «Социально-коммуникативное развитие»: воспитывать культуру межличностных отношений.

ОО «Физическое развитие»: выполнять движения в соответствии с текстом.

Словарная работа:

малая Родина – поселок Крупозавод и главная достопримечательность Крупозавод по переработке зерна.

Методы обучения:

Словесные: (рассказ, беседа) отвечают на вопросы, рассуждают, делают выводы; читают стихи и составляют слово из карточек «Мука».

Наглядные: (мультимедийная презентация), сюрпризный момент-колобок, контейнера с крупами (полба, манка, гречка, геркулес, пшено, перловка).

Практические: распознавание звуков относящих к родному краю (животные, птицы, звук самолета и т.д.), вопросы и ответы, беседа, рассказы детей, на ощупь определить крупу в мешочках, выполнение физкультминутки.

 

Материалы:

подборка литературы о родном крае;

фотографии, иллюстрации достопримечательностей родного края.

 игрушка - колобок, разновидности круп, мешочки с крупой.

Оборудование:

медиапроектор;

фото-подборка истории родного поселка;

слайдовая презентация «Ульяновск-наша малая родина», «Крупозавод-отчий дом…»

Ход ОД:

Организационный момент.

Звучит музыка. Дети заходят в зал, становятся в круг:

Станем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

-Доброе утро!

Доброе утро, гости дорогие!

Дети проходят, садятся на стульчики.

 -Ребята, вы очень любите сказки? (Да)

-И вот здесь у меня спрятан главный герой одной из сказок, а кто это, для этого нужно отгадать загадку:

Формой он похож на мяч.

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол

И от бабушки ушёл.

У него румяный бок…

Вы узнали (колобок).

-Правильно, отгадали-это «колобок» румяный бок, он дедушки ушёл, он от бабушки ушёл…и вот заблудился. Колобок просит нас о помощи, переписать историю сказки и вернуться домой в свой отчий дом к бабушке и дедушке целым и невредимым. Ну, что ребята поможем колобку добраться до своей малой родины, до своего отчего дома, где испекли его бабушка и дедушка (ответы детей).

-Тогда, ребята, я предлагаю отправиться нам в увлекательное путешествие по родному краю и для этого нам понадобится карта, а путь дорожку нам укажет колобок и если мы будем двигаться в правильном направлении, то он будет благодарить нас, а чем мы скоро узнаем…

-И так в путь!

На экране появляется политическая карта мира РФ.

-Посмотрите, ребята, кто знает, что изображено на экране? (это карта мира, на ней обозначена наша страна Россия).

-Правильно, давайте рассмотрим её. А кто из вас может показать всю нашу Российскую Федерацию (выходит ребёнок показывает территорию России).

Ребёнок: -Наша страна огромная, есть здесь и океаны, и моря, реки и озёра, горы и леса. В России не одна тысяча больших и малых городов, посёлков, деревень.

-А вы, знаете центр-столицу нашей Родины, кто может её показать на карте (ребёнок показывает столицу г. Москва).

-Ребята, а вы знаете нашего президента Российской Федерации (ответы детей).

-На политической карте мира Российской Федерации обозначены в углу символы (герб, флаг), кто знает, что это за символы? (ответы детей).

-Вот какие, молодцы. Мы гордимся нашей страной, нашей Родиной, но у каждого из нас есть своя малая Родина.

- Как называется наша область, в которой мы живем? (Наша область называется Ульяновская.)

- Покажите Ульяновскую область на карте.

- А теперь покажите на карте наш родной край, нашу малую родину город Ульяновск! (дети показывают и называют).

-Да, правильно, ребята Ульяновск и наша Ульяновская область, Российской Федерации-это наша с вами малая Родина и она тоже прекрасна и интересна, а чем давайте вспомним, для вас есть необычное приглашение, а вот от кого сейчас увидим…и отправимся дальше в путешествие по родному краю, вместе с колобком.

На экране презентация о городе Ульяновске (письмо-презентация от губернатора С.И. Морозова)

-Вы узнали кто это перед вами? (ответы детей)

-Да, это наш губернатор города Ульяновка и Ульяновской области С.И. Морозов.

-А теперь, давайте вместе посмотрим достопримечательности нашего родного Ульяновского края, все замечательные места города Ульяновска.

(просмотр слайдов).

-Вот ребята, какой красивый и увлекательный наш Ульяновский край, сколько в нём интересного, сколько истории, а сколько ещё загадок, которые необходимо нам узнать, а ещё лучше посетить эти места и узнать обо всём по подробнее.

- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Распознавание звуков», сейчас мы с вами проверим как хорошо мы знаем свой родной край (поочерёдно дети слушают звук и отгадывают его, правильный ответ появляется на экране).

-Молодцы, ребята справились с заданием, ведь действительно все эти звуки относятся к нашему городу Ульяновску и Ульяновской области, и за это колобок благодарит вас;

-Я румяный колобок,

Подарю для вас пирог.

(ребёнок берёт картинку пирога и вешает его на русскую печь, с обратной стороны картинки буква «М»)

-Ребята, посмотрите наш колобок, очень радуется тому, что мы с вами побывали на его Родине в городе Ульяновске. Да вот только он качает головой и говорит, что он ещё не добрался до своего отчего дома, а значит продолжаем путешествие по родному краю…

(слайд посёлок Крупозавод)

-Посмотрите, ребята куда привёл нас наш колобок? -это же (посёлок Крупозавод, наш родной посёлок, где живём мы с вами…)

-Ребята, скажите пожалуйста, почему наш посёлок так назвали «Крупозавод» (назвали так потому, что наш завод самый большой в Ульяновской области по переработке зерна в крупу).

-Хорошо, а кроме завода вы знаете ещё достопримечательности родного посёлка (да)

-Так, вот мы сейчас и проверим, и выполним задание «Наш Крупозавод»

 (дети поочерёдно подходят к столу и выбирают ту картинку, которая относится к нашему посёлку-Дом Культуры, Обелиск Славы Воинам ВОВ и т.д. и выкладывают их на магнитную доску).

-Вот, ребята какие молодцы, порадовали не только меня, но и нашего колобка и за это он вас благодарит;

Сладкие баранки

Всем вам подарю,

Посёлок точно знаете,

За то благодарю!

(ребёнок берёт картинку с баранками и вешает на русскую печь, с обратной стороны буква «У»).

-Молодцы, ребята наш колобок радуется нашему путешествию по родному краю, а значит скоро мы доберёмся до отчего дома колобка, а пока предлагаю вам отдохнуть:

Физкультминутка:

Поезжай за моря-океаны,                            Дети «едут»

Надо всею Землёй пролети:                        Дети «летят»

Есть на свете различные страны,                Разводят руки в стороны.

Но такой, как у нас, не найти.                     Отрицательно качают головой.

Глубоки наши светлые воды,                      Дети приседают

Широка и привольна земля,                        Дети встают. Руки в стороны.

И гремят, не смолкая, заводы,                     «стучат руками перед собой».

И шумят, расцветая поля…                     взмахи руками, разведёнными в стороны.

-Ну вот, отдохнули и снова в путь по родному краю, но для этого ответьте мне на один вопрос: - Что мы кушаем на завтрак? (кашу)

-А какие каши вы знаете? (манная, геркулесовая, пшённая…)

-Ребята, а кто знает из чего варят каши? (из круп)

-Какие крупы вы знаете? Можете их назвать (ответы детей), хорошо а теперь мы подойдём к столу и посмотрим какие крупы перед нами на столе. Я предлагаю вам потрогать, пощупать крупу на ощупь…

-Назовите из какой крупы получается вкусная каша и как она будет называться?

Ребёнок:1 -Это перловая крупа производится из ячменя;

Ячмень один из древнейших злаков, который возделывают люди. Из зёрен ячменя варят сытную перловую кашу. Её очень любил русский царь Пётр I. Перловую крупу добавляют в грибной суп и уху. Перловая каша очень полезна в ней содержится много белков, углеводов и жиров.

О перловке знают все одно - 
Это каша, что на вид зерниста. 
И, кому иного не дано, 
Едят её : солдаты и туристы. 
Да и суть в названии видна : 
Зёрна её с жемчугом сравнимы. 
В этих перлах вкуса глубина, 
Для здоровья выгоды помимо. 
Потому я вам всё говорю, 
Что хочу вам дать я установку : 
Надо всем (понятно и ежу) 
Телом и душой любить перловку... 

Ребёнок: 2 - Это овсяная крупа производится из овса

Очень важно спозаранку 
Есть, за завтраком овсянку.

Из овсяных зёрен получают воздушные овсяные хлопья, которые называются “Геркулес”. Геркулесовая каша очень полезная и сытная, если её есть каждое утро на завтрак, то вырастите сильными и здоровыми.

Овсяная каша стоит на столе.
Её приготовила бабушка мне.
Смотрела в одной передаче она,
Какой в самом деле быть каша должна.
Без соли, без сахара, без молока
Её я попробовал только слегка.
Овсяную кашу я ложкой мешаю
И долго серьёзно над ней размышляю.
И выход нашёлся довольно простой,
Как сделать тарелку с овсянкой - пустой:
Налил молока и добавил варенья...
Овсяная каша теперь - объедение!

Ребёнок: 3 - Это пшённая крупа (пшено). Пшённую крупу получают из зёрен проса. Из неё варят пшённую кашу. Особенно вкусная получается каша, сваренная из смеси риса и пшена, такую кашу называют королевской. Пшённая каша очень полезна, в ней содержится много углеводов.

Мышка в кружечке зеленой 
Наварила каши пшенной.
Ребятишек дюжина
Ожидает ужина.
Всем по ложечке досталось.
Ни крупинки не осталось!

Ребёнок: 4-Это гречневая крупа производится из сортов гречихи;

Витаминами полна,
Гречневая каша – матушка наша,
Если скушаешь её,
То захочется ещё.
Витаминов в ней навалом.
Я их перечислю.
Фосфор, калий и железо и особенно белки
Все полезны и важны,
Для здоровья нам нужны.

Ребёнок: 5 -А это крупа полба.

Эта крупа известна людям с очень давних времен. Полба - прародительница пшеницы, и являлась самой первой кашей. О ней было упомянуто в книге Ветхого Завета, гомеровской «Одиссее» и трудах Геродота. Много веков она выращивалась на территории Руси и считалась во всем мире «русской» крупой. Многим полба знакома по детской сказке А.С. Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде».

 Балда говорит:

 "Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

 Есть же мне давай вареную полбу…»
Этот злак оказался практически идеальным вариантом натурального здорового питания. Ведь при ее выращивании не используются химикаты и пестициды. На обработанной химией земле она просто не растет. Кроме того твердая оболочка зерен не пропускает никакой радиации и тяжелых металлов. Даже насекомые - вредители не в состоянии ее прогрызть. 

Ребёнок: 6 –Это манная крупа из пшеницы. Фактически продукт представляет собой муку грубого помола с частичками очень маленького диаметра.  Различие разных видов обусловлено сортом зерна: твердый или мягкий.

Каша манная варилась

Всё пыхтела, пузырилась

Из кастрюльки убежала,

На тарелочку попала

Мы её поймаем ложкой

И попробуем немножко.

Зачерпнем разок, другой

Ложку целую с горой

Ай, да каша! Как вкусна!

Всю съедим её до дна!

-Молодцы ребята, хорошо, что вы знаете крупы из которых нам в детском саду и дома варят каши, а какая из них у вас самая любимая? (ответы детей).

-А я вам предлагаю ещё проверить свои знания, угадать крупу на ощупь. Дидактическая игра «Узнай на ощупь» (дети берут по одному мешочку с крупой о определяют какая в нём крупа).

-Вот и с этим заданием справились, молодцы. Давайте, ребята ещё раз вспомним, где перерабатывают крупу, прежде чем она попадёт к нам на кухню, чтобы сварить из неё вкусную кашу на завтрак (на нашем Крупозаводе).

-Правильно, видите ребята, какие вы молодцы даже колобку нравится, что вы знаете свою малую родину и благодарит вас;

За задания с крупой,

Подарю вам бублик свой.

(ребёнок берёт картинку бублика с обратной стороны буква «К» вешает к печке)

-Ребята, а давайте ещё порадуем колобка и покажем ему как нужно варить кашу.

Игра «Варим кашу»

Дети встают в круг-это «горшок».

Распределяем шапочки кто будет «молоком», кто «солью», кто «сахаром», «крупой». Как только ребёнок услышит название своего продукта, он тут же выходит внутрь круга.

Раз, два, три,

Кашу нашу горшок вари!                                       (Дети идут по кругу.)

Мы внимательными будем,

Ничего не позабудем!

Наливаем молоко.   (Входит «молоко» в круг, дети продолжают движение)

Мы внимательными будем,

Ничего не позабудем:

Сыплем соль.               (Соль входит в круг).

Мы внимательными будем,

Ничего не позабудем:

Сыплем «сахар».             (Сахар входит в круг).

Мы внимательными будем,

Ничего не позабудем:

Насыпаем мы крупу.              (В круг встают все остальные дети.)

Ничего не позабыли

Все продукты поместили

Каша вариться: «Пых-пых!» - для друзей и для родных.

- Вот вам огромное спасибо от нашего колобка и за это он вам дарит ещё одну подсказку

За вкусную кашу спасибо скажу,

Душистые сушки я вам подарю.

(ребёнок берёт картинку сушек с обратной стороны буква «А» вешает к печке).

- Ребята, а что мы ещё знаем про наш Крупозавод, кроме того, что он перерабатывает крупу, хотите узнать, тогда смотрите…

(презентация о Крупозаводе)

-Вот ещё сколько интересного было за время работы Крупозавода, а сейчас колобок просит вас собрать все подсказки и составить слово.

(ребёнок выходит переворачивает картинки и читает слово «МУКА»)

-А как вы думаете, почему колобок загадал именно это слово (ответы детей).

-Правильно, ведь он из муки и испекли колобка здесь на нашем Крупозаводе и вот именно здесь его отчий дом, его родной край.

-А как вы думаете в нашей пекарне Крупозавода были друзья у нашего колобка такие же как он (какой он геометрической формы?) вы можете их перечислить (ответы детей, называют разновидности хлебобулочных изделий круглой геометрической формы).

Рефлексия:

-Что нового сегодня узнали?

-Кому сегодня мы помогали?

-Что вам больше всего понравилось?

-А сейчас я предлагаю наше занятие зажечь праздничным салютом. Я предлагаю вам выбрать звёздочки в соответствии со своим настроением и успехами.

-Если всё прошло удачно (активно участвовали в работе, с заданием справились успешно, доволен собой) - красная,

-если не все задания оказались лёгкими (было трудно, но вы справились, доволен собой) - жёлтая,

-сегодня задания оказались трудными, мне нужна помощь – синяя.

-Итак, внимание, приготовились, «Салют!» На удачу…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" на тему "Уголок России - отчий дом". Подготовительная группа.

Программное содержание:Закрепить умение составлять описательные рассказы по рисункам о родном городе, опираясь на план; развивать монологическую речь, совершенствовать навыки диалогической речи.Упражн...

Примерное положение смотра - конкурса уголков краеведения "Уголок России - Отчий дом"

ПОЛОЖЕНИЕ О СМОТРЕ-КОНКУРСЕ ОФОРМЛЕНИЯ УГОЛКА КРАЕВЕДЕНИЯ«Уголок России – Отчий дом»...

Инновационный проект «Уголок России- отчий дом»

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте начинается процесс самореализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром люде...

Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Уголок России - отчий дом"

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой прожи...

Лэпбук по теме: «Уголок России-отчий дом»

Лэпбук по теме: «Уголок России-отчий дом»...

Лэпбук "УГОЛОК РОССИИ - ОТЧИЙ ДОМ"

Лэпбук "УГОЛОК РОССИИ - ОТЧИЙ ДОМ" предназначен как для совместной образовательной деятельности, так и для самостоятельной деятельности детей. Отдельные станицы могут служить образовательным...

«Уголок России - отчий дом…»

laquo;Уголок России - отчий дом…»...