Духовно—нравственное воспитание дошкольников
статья на тему
На ребенка с самого рождения обрушивается огромный поток информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания собственного малыша.
В воспитании россиянина , гражданина и патриота особенно важная роль принадлежит дошкольному образованию . Именно с детского сада начинается формирование этих понятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dukhovno-nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov.docx | 17.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно—нравственное воспитание дошкольников
На ребенка с самого рождения обрушивается огромный поток информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания собственного малыша.
В воспитании россиянина , гражданина и патриота особенно важная роль принадлежит дошкольному образованию . Именно с детского сада начинается формирование этих понятий
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Формирование духовности невозможно без воспитания любви к Отечеству, без знания истории своей страны, традиций народа. Сегодняшние дошкольники – будущее нашей страны. Их завтрашний уровень духовно – нравственного сознания, патриотической гордости закладывается сейчас.
Что же мы имеем ввиду под нравственно-духовным воспитанием? Это прежде всего любовь к Родине, любовь к природе, воспитывать уважение к другим людям, сверстникам, с любовью относиться к русскому творчеству. Ребенок впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия как "труд", "долг", " честь", "Родина".
Воспитание гражданина - это целый комплекс задач: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать в нем чувства хозяина - бережное отношение к родной природе и всему живому, воспитывать любовь и уважение к людям. Задача взрослых - отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края; труд людей; отношение людей .Чтобы пробудить у дошкольника духовные чувства, необходимо знакомить детей с достопримечательностями своего города, рассказывать им о труде людей, о своей работе, о природе, о тех местах, где он родился и живет. Мир природы своей необычайностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивления, радость,, пробуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Необходимость научить ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы.
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации .
Нравственное воспитание дошкольников определяется тем, что в этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных словесных и несловесных средств. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно.
Так малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения..
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.
Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом. Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости этой работы.
Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004
Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. -С-Пт., 2005
Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008
Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке послушание? - М., 2010
Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке ответственность? -М., 2010
Интернет-ресурсы: http://sandbox.openclass.ru/node/287565?page=2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: "Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр"
Приобщение дошкольников к национальной культуре, общечеловеческим ценностямпомогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуализма....
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследи...
«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством народных игр»
Педагогическая идея опыта заключается в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольников через познание культуры своей Родины посредствам народных игр....
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
Опыт работы "Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие личности дошкольника"
Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровлени...
Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"
Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...