Проблема организации взаимодействия ДОУ и представителей родительской общественности.
статья на тему

Угольникова Елена Андреевна

Проблема организации взаимодействия ДОУ и представителей родительской общественности


Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, – воспитание детей. Сегодня проблема воспитания обсуждается родителями, педагогами, психологами, социологами. Сравнительно малое количество семей равнодушно относится к выполнению данной функции. Как показывают отечественные социологические исследования, родители детей дошкольного возраста среди приоритетных жизненных ценностей называют воспитание: отцы – 64,4%, матери – 82,2%.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит им овладение социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в социуме. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей жизни.

Воспитание детей в семье на современном этапе не мыслится без поддержки и сопровождения специалистов: психологов, педагогов, дефектологов, что объясняется целым рядом причин: ухудшением состояния здоровья детей (физического и психического), социально-экономическими проблемами общества, личностными проблемами родителей, глобальными проблемами, определяющими развитие взрослых и детей.

Данные тенденции в жизни общества нельзя оставлять без внимания и специалистам дошкольного профиля. Назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности ДОУ, как работа с семьей, ее принципов, целей содержания, форм и методов. В настоящий момент, в период введения новых Федеральных государственных требований, актуальности обеспечения равных стартовых возможностей и определении результата “социальной успешности” выпускников ДОУ данная проблема приобретает наиболее яркую окраску. Именно поэтому необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи, ее традиций, опыта. Игнорирование необходимости смены акцентов (пересмотра приоритета отдельных ролей, функций, методов и процессов), качественного управления процессом взаимодействия педагогов с родителями, может привести к дальнейшему кризису образования, невротизации детей и родителей.

Находясь в творческом поиске, я пришла к выводу, что обязательным моментом станет изменение философии и выработка стратегии развития отношений ДОУ с родителями воспитанников детского сада. Новизна этих отношений в наше время определяется понятиями “сотрудничество” и “взаимодействие”

Сотрудничество – это общение “на равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие – представляет способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В “Словаре русского языка” С.И. Ожегова сказано так: взаимодействие – взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

Потребность во взаимодействии в вопросах воспитания детей испытывают сегодня и педагоги и родители. Однако, как показывают наблюдения, в практике работы преобладает рестриктивное (ограничивающее), реже реструктивное (поддерживающее) и развивающее взаимодействие между педагогами и родителями. Для определения основных факторов не эффективного сотрудничества педагогов и родителей, было проведено социологическое исследование на уровне педагогического коллектива и на уровне семьи. Результаты этих исследований показали, что обе взаимодействующие стороны нуждаются в определенной помощи (см.Таблица № 1. Причины ограничивающего взаимодействия).

Анализ причин трудностей педагогов говорит о необходимости осуществления целенаправленного методического сопровождения со стороны методической службы дошкольного учреждения по оказанию помощи педагогам в построении взаимодействия с семьей.

Анализ трудностей позитивного восприятия и мотивации к построению взаимодействия со стороны семьи к ДОУ – актуализирует повышение уровня педагогической компетентности родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема организации взаимодействия ДОУ и представителей родительской общественности

Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, – воспитание детей. Сегодня проблема воспитания обсуждается родителями, педагогами, психологами, социологами. Сравнительно малое количество семей равнодушно относится к выполнению данной функции. Как показывают отечественные социологические исследования, родители детей дошкольного возраста среди приоритетных жизненных ценностей называют воспитание: отцы – 64,4%, матери – 82,2%.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит им овладение социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в социуме. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей жизни.

Воспитание детей в семье на современном этапе не мыслится без поддержки и сопровождения специалистов: психологов, педагогов, дефектологов, что объясняется целым рядом причин: ухудшением состояния здоровья детей (физического и психического), социально-экономическими проблемами общества, личностными проблемами родителей, глобальными проблемами, определяющими развитие взрослых и детей.

Данные тенденции в жизни общества нельзя оставлять без внимания и специалистам дошкольного профиля. Назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности ДОУ, как работа с семьей, ее принципов, целей содержания, форм и методов. В настоящий момент, в период введения новых Федеральных государственных требований, актуальности обеспечения равных стартовых возможностей и определении результата “социальной успешности” выпускников ДОУ данная проблема приобретает наиболее яркую окраску. Именно поэтому необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи, ее традиций, опыта. Игнорирование необходимости смены акцентов (пересмотра приоритета отдельных ролей, функций, методов и процессов), качественного управления процессом взаимодействия педагогов с родителями, может привести к дальнейшему кризису образования, невротизации детей и родителей.

Находясь в творческом поиске, я пришла к выводу, что обязательным моментом станет изменение философии и выработка стратегии развития отношений ДОУ с родителями воспитанников детского сада. Новизна этих отношений в наше время определяется понятиями “сотрудничество” и “взаимодействие”

Сотрудничество – это общение “на равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие – представляет способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В “Словаре русского языка” С.И. Ожегова сказано так: взаимодействие – взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

Потребность во взаимодействии в вопросах воспитания детей испытывают сегодня и педагоги и родители. Однако, как показывают наблюдения, в практике работы преобладает рестриктивное (ограничивающее), реже реструктивное (поддерживающее) и развивающее взаимодействие между педагогами и родителями. Для определения основных факторов не эффективного сотрудничества педагогов и родителей, было проведено социологическое исследование на уровне педагогического коллектива и на уровне семьи. Результаты этих исследований показали, что обе взаимодействующие стороны нуждаются в определенной помощи (см.Таблица № 1. Причины ограничивающего взаимодействия).

Анализ причин трудностей педагогов говорит о необходимости осуществления целенаправленного методического сопровождения со стороны методической службы дошкольного учреждения по оказанию помощи педагогам в построении взаимодействия с семьей.

Анализ трудностей позитивного восприятия и мотивации к построению взаимодействия со стороны семьи к ДОУ – актуализирует повышение уровня педагогической компетентности родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по организации духовно-просветительской работы с родительской общественностью. «Навстречу друг другу»

Представленная методическая разработка  содержит практический материал по организации духовно-просветительской работы с родительской общественностью....

Проблемы организации взаимодействи образовательной организации и семьи.

Одной из тенденций современного дошкольного образования выступает организация взаимодействия педагогических работников и семьи.К сожалению, социально-экономическая ситуация обострила позицию отстранен...

Методическая разработка по организации духовно-просветительской работы с родительской общественностью

Данная методическая разработка предназначена для педагогов ДОУ, родителей. Чем раньше взрослые задумаются о нравственном воспитании ребёнка, тем будет лучше.При целенаправленной и скоординированной во...

Статья «Организация взаимодействия детского сада с родительской общественностью»

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования педагогическое сообщество приходит к пониманию того, что развитие и воспитание личности являются фа...

Панельная дискуссия с представителями родительской общественности "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада".

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка....