Панельная дискуссия с представителями родительской общественности "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада".
консультация

Сергачёва Елена Владимировна

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл panelnaya_diskussiya.docx33.28 КБ

Предварительный просмотр:

Панельная дискуссия

Тема: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» 

Звучит музыка

Ведущий:  Добрый вечер!

Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываем на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.

Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка с взрослыми и сверстниками.
Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способности общаться.

Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения с взрослыми.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор

(раздать каждому родителю).

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
2. Общение ребёнка с другими детьми.
3. Речь взрослого – образец для подражания

4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком?

(Предложить высказаться родителям)

  1. Воспитание звуковой культуры речи.
  2. Обогащение, закрепление и активизация словаря дошкольников.
  3. Формирование грамматического строя речи. (грамматически правильной речи)
  4. Обучение рассказыванию – связная речь. 

(Разговорная диалогическая речь, монологической речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовка к обучению грамоте)

I. У меня вопрос к воспитателям подготовительной группы «А» Дё Светлане Васильевне

Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников обязательно ли превращать занятия в школьные уроки?

Как это проходит в вашей группе, и какие рекомендации вы можете дать родителям по проведению подобных занятий дома самостоятельно?

II.Ученые считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые.

У меня вопрос к воспитателю 1 мл. гр. Янович О.Г.

Какие формы работы по развитию речи вы используете в своей группе?

Наталья Ивановна, как можно стимулировать речевую активность детей раннего возраста?

III. Жизнь неумолимо наращивает темп. Ускоряется всё: машины, интернет и, естественно, человеческая речь. В наше время невозможно представить человека успешным, если он в совершенстве не владеет языком, не владеет хорошей разговорной речью. Язык обеспечивает нам все необходимые средства для общения в любой ситуации, и богатство языка нужно уметь использовать.

        Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребёнка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер.

Обширным материалом для развития словаря владеют произведения малых форм народного фольклора (пословицы, потешки, поговорки, загадки). Это связано с тем, что малые формы доступны и интересны детям, вызывают у них эмоциональный отклик, способствует успешному запоминанию различных слов.

У меня вопрос к воспитателю старшей группы Гаевской С.И.

        Какое влияние  оказывают малые фольклорные формы на развитие словаря детей дошкольного возраста?

        Какие рекомендации вы можете дать родителям.

IV. Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства.

Уже с малых лет нужно приучать ребенка говорить не только на языке быта, но и  использовать в своей речи все богатство русского языка. Но как обеспечить осознание и принятие ребенком правил речи. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей, то и правила речи должны быть игровыми - сказочными...

В последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии. На сегодняшний день эта проблема остается нерешенной, и многие дети нуждаются в помощи (педагогов, логопедов, психологов). В процессе комплексного обследования речевого развития детей, лишь у единиц определяется норма речевого развития. Нарушения развития речи затрудняют общение ребенка, как с взрослыми, так и  сверстниками. Это требует пристального внимания педагогов и родителей к проблеме речевого развития.

И мой следующий вопрос адресован логопеду нашего детского сада Лагуточкиной Г.Г.  

(задавать по одному вопросу)

Какую речь чаще всего мы слышим у наших детей?

Какие характерные проблемы встречаются в развитии речи дошкольников?

И что с этим делать?

V.  Наша задача — учить детей говорить на литературном языке. И как светофор регулирует уличное движение, так и нормы литературного языка регулируют нашу речь — дают зелёный свет образцовым словам и формам, а красным светом перекрывают дорогу отклонениям от нормы. Приведённый пример доступен для понимания даже детям.

Главная роль в развитии у детей правильной речи ложится на родителей и педагогов образовательных учреждений. Музыкальное воспитание является частью всего педагогического процесса и не проходит в отрыве от него. Музыка и речь неразделимы.

Я порошу рассказать об этом музыкального руководителя Облакову Л.В.

VI.   Современные дети живут в эпоху информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир, но компьютер и телевидение не дают в полном объеме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствуют речевому развитию детей.

 Дошкольный возраст является решающим для дальнейшего обучения ребенка: все, что узнал или не смог узнать ребенок в эти ранние годы, ощутимо отразится на его дальнейшем интеллектуальном развитии, и школьное обучение будет не в состоянии компенсировать проблемы в развитии детей. Поэтому главной задачей воспитателей является развитие познавательных способностей дошкольников и развитие речи, умение общаться.

Как же речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей?

На этот вопрос я попрошу ответить воспитателя подготовительной группы «Б» Ходунову Екатерину Викторовну.

Какие рекомендации вы можете дать родителям?

VII. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. 

Обогащение словарного запаса дошкольников  может проходить, через знакомство с  художественной литературой, рассматривание игрушек, дидактические игры, дидактические упражнения,  лексические упражнения. 

Поэтому обогащение словаря ребёнка, развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать совместными усилиями.

Я порошу поделиться опытом своей работы по данной теме воспитателей средней группы.

Как в домашних условиях проводить занятия с ребенком по развитию речи? Дайте не большие рекомендации родителям.

Наша панельная дискуссия о развитии речи дошкольников в условиях семьи и детского сада.

Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье? (Задают много вопросов)

Потребность задавать вопросы возникает у детей при встречи с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового. Это возраст «почемучки».

А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина?

Я призываю вас воспитывать ваших детей так, чтобы они задавали вопросы, были любознательными и почемучками (и разумеется отвечать на их вопросы). На последок цитата: Тот, кто задает вопрос, рискует на пять минут прослыть глупцом. Тот, кто не задает вопросы, останется глупцом на всю жизнь. Занавес.

Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребёнком?

Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру, например: С какого дерева листок? Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? И т.д.

Мне хотелось бы выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во второй младшей группе: " Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Знакомство родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; знакомство с речевыми играми, в которые полезно играть с реб...

Родительское собрание во 2 младшей группе"Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Собрание  во 2 младшей группе проходит  в форме  семинара - практикума...

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка...

Родительское собрание "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Конспект родительского собрания 2-ая младшая группа + анкета для родителей...

Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколен...

Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи:-познакомить родителей с особенностями речево­го развития детей младшего дошкольного возраста;-проанализировать...