Конспект занятия по образовательной области «Познание»
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Котенко Людмила Борисовна

Тема: «Большая и малая – Родина»

(нравственно - патриотическое воспитание)

Образовательные области: познание, коммуникация, безопасность, социализация.

Дидактические цели: дать детям знания о достопримечательностях родного поселка, учить называть название своего поселка – Ровное. Прививать уважение к традициям своей Родины. Развивать логическое мышление, воображение. Воспитывать интерес к родному краю. Активизировать словарь детей словами: родная, родная сторона, Родина, Россия, малая Родина, большая Родина.

Задачи: продолжать воспитывать любовь к родному краю, заботливое отношение к природе родного края. Расширять знания детей о природных богатствах родного края.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Формы организации детей: групповая.

Средства обучения педагога: сундук, старинные вещи и игрушки, атрибуты к костюму бабушки, ковер – самолет, фотографии с достопримечательностями Ровенской земли.

Содержание организованной деятельности.

Дети с воспитателем заходят в зал.

Здравствуйте ребята! Здравствуйте гости!

На каждом занятии мы с вами раскрываем тайны и секреты нового слова. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну?

Но сначала вспомним уже знакомое вам слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная».

Сыграем в нашу любимую игру «Подбери словечко». Придумайте к слову «родная», «родной» подходящее слово. Вспоминайте, кого или что мы можем назвать «родная», «родной»?

Предполагаемые ответы детей: мама, папа, брат, сестра, дом, д/сад, город, край и т. Д.

Воспитатель. Замечательно подобрали! Давайте вспомним, как это слово может звучать в стихотворении.

Ребенок читает стихотворение:

«Мама»

Много мам на белом свете

Всей душой их любят дети!

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она.

Кто она? Отвечу я

Родная мамочка моя!

Воспитатель. Вот послушайте еще раз: «родная мамочка моя!». А давайте, все вместе скажем нежно и ласково, как наши мамы, слово «родная».

Дети с воспитателем произносят слово «родная».

Воспитатель: А вот послушайте ещё одно стихотворение.

«Детский сад»

Рано утром

Детский сад

Малышей встречает.

Там игрушки для ребят

В уголке скучают.

Красный мяч,

Синий мяч,

Куклы, медвежата…

Детский сад! Родной наш сад!

Любят все ребята!

Воспитатель. А давайте, все вместе озорно и весело скажем «родной наш сад!».

Дети с воспитателем произносят.

Воспитатель. Вот так, по-разному может звучать одно и то же слово. И ласково и озорно, что же ещё можно придумать со словом «родная»?

А я придумала – «родная сторона». Как вы думаете, это что?

Предполагаемые ответы детей: дом, земля, поля, леса, город и т.д.

Воспитатель. Родная сторона – это то место, где нам все дорого, близко, где мы родились, где все для нас родное. Такое место по-другому называется Родина! Повторите за мной: Родина! Послушаем, как звучит это слово, а поможет нам в этом Рубен. Ребенок читает стихотворение:

«Россия - Родина моя!»

Россия, Родина моя!

Храни себя!

Свои просторы  голубые

До боли милые, родные.

Россия – Родина моя, твоя,

И наших близких.

За все спасибо говорим!

И кланяемся низко!

Воспитатель. Ребята вы услышали те слова, о которых мы говорили? Россия! Родина моя! Попробуем сказать эти слова: «Родина», «Россия» – гордо и торжественно, потому что наша Родина большая, необъятная, самая могучая и непобедимая! А вы знаете, ребята, у меня для вас есть небольшой сюрприз.

Воспитатель надевает элементы одежды: платок, очки. ( становится бабушкой).

Бабушка: Помогите - ка  мне, ребята, пожалуйста,  сундук открыть!

Дети: А, что у тебя в сундуке лежит, бабуля?

Бабушка: Да, вещи разные, они мне от моей родной бабушки достались. Я их берегу, они для меня родные.

Дети с бабушкой достают вещи, платок, ковер.

Бабушка расстилает ковер для того, чтобы показать детям.

 

Вдруг ковер начинает кашлять, дети испуганно подходят к воспитателю, который уже снял элементы одежды бабушки.

Воспитатель: – Кто это тут кашляет?

Ковер: (голос за дверью) Это я, ковер!

Воспитатель: Надо же, он еще и говорящий!

Ковер: Я ведь не простой ковер, а волшебный. Я ковер-самолет!

Воспитатель: Ребята, я придумала! Давайте попросим ковер-самолет помочь нам совершить небольшое путешествие! Ковер-самолет, помоги нам, пожалуйста, понять, что же такое Родина?

Ковер: Конечно, помогу, рассаживайтесь поудобнее, полетели!

Воспитатель: Ты ковер лети, лети,

                        Нас по небу прокати!

                        Выше, выше поднимайся

                        Тише, тише не качайся!

Воспитатель: Посмотрите, ребята, это наш родной поселок Ровное, наша маленькая Родина! Нашему поселку много – много лет, раньше его называли – Зельман. Потом его переименовали в поселок Ровное, так он называется и сейчас. Мы пролетаем над символом нашего поселка, он стоит при въезде в поселок. Многие люди, едущие издалека, увидев этот символ, знают, что это наш поселок – Ровное.

Воспитатель: Как называется наш поселок? Правильно – Ровное.

(Звучит тихая музыка, ковер – самолет летит дальше).

      Мы пролетаем над рекой. Это наша Волга! Она очень длинная, широкая, полноводная. В ней водится много разной рыбы, в заводях и по берегам Волги живут разные птицы – чайки, дикие гуси и утки, лебеди. Волга – самая большая и красивая река нашей Родины – России.

Воспитатель: Как называется река в нашем поселке? Какие птицы живут на Волге?

Ребята, давайте мы с вами поиграем!   

Физминутка.  А над Волгой — мы с тобою! 
                        Над волнами чайки кружат, 
                        Полетим за ними дружно. 
                        Брызги пены, шум  прибоя, 
                       А над речкой — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.) 
Мы теперь плывём по речке 
И резвимся на просторе. 
Веселее загребай 
И рыбешек догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Воспитатель: Весело нам, но пора лететь дальше, дальше по нашей малой  Родине!

      Посмотрите вниз, какие широкие поля  раскинулись. На наших полях растут пшеница, ячмень, кукуруза, на бахчах- арбузы и дыни. Наши ровенские арбузы славятся по всей России, они самые сладкие и вкусные. В центральном парке Ровного стоит памятник самому большому арбузу.

      А вот рядом растет наш любимый лес! Здесь много красивых, высоких, стройных сосен, кудрявых красавиц березок. Здесь живут разные животные: лисицы, зайцы, ежи, суслики, в кронах деревьев вьют гнезда птицы. В лесу растет много разнообразных грибов. Этот сосновый лес и река Волга любимое место отдыха всех ровенцев.

     Воспитатель: ребята, а что нельзя делать, когда вы находитесь на отдыхе со своими родителями на Волге или в лесу? Правильно – нельзя бросать мусор в реку или в лесу, нельзя жечь костры, нельзя ломать или рубить деревья, нельзя громко шуметь.

    А наш ковер – самолет летит все дальше и дальше. Вот стоит на площади памятник. Называется он - «Молчащий колокол». Это памятник воинам – героям, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Здесь всегда горит вечный огонь. К памятнику возлагаем венки, приносим живые цветы. Мы всегда будем  помнить и чтить память людей, отдавших свою жизнь за освобождение нашей Родины.

       Воспитатель: Много мы с вами путешествовали, но хочется домой, где остались наши близкие, где находится наш дом, детский сад, друзья, игрушки и все, что так дорого и близко. Летим обратно!

     Вот мы и дома в нашем родном детском  саду . Узнаете его? Что вы видите? Да – это здание детского сада, это – наш участок, это -  ваши любимые горки. Дети, в нашем детском саду работает много сотрудников и все они делают все для того, чтобы вам здесь было хорошо, уютно. Чтобы вы приходили в наш  детский  сад с радостью.

 Спасибо тебе ковер-самолет! Ты помог нам увидеть нашу малую  Родину – поселок Ровное и мы лишь небольшая частичка нашей большой, необъятной Родины – России!

     Итог занятия: Ребята, сегодня мы с вами раскрыли секреты таких замечательных слов -  Родина – Россия. Скажите, теперь вы поняли, что такое  Родина? И, что «родная»,  можно говорить не только о маме, но и своей маленькой Родине.

Есть красивое стихотворение Н. Пяхина,  нашего земляка.

А наше Ровное

Нам очень нравится,

 Нам очень нравится

Им восхищаются!

                Нам наше Ровное –

                Россия малая.

                Россия милая,

                Неповторимая!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области "Познание" для детей подготовительной группы "Живая вода"

В конспекте представленного занятия сформулированы педагогические задачи по ознакомлению детей с природным миром, в соответствии с требованиями и рекомендациями программы «Детство». Любознательность, ...

Конспект занятия по образовательной области "Познание". Тема : "Мир бумаги" .Занятие в старшей группе.

Интеграция познавательных областей : познание, социализация, коммуникация....

«Перелётные птицы» Конспект занятия по образовательной области «Познание»

Закрепить общее представление о птицах (внешний вид, среда обитания и др.), их разнообразии.Научить делить на перелетных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания.Восп...

Конспект занятия экологии Образовательная область «Познание» «Путешествие в весенний лес» (комплексное занятие) (средняя группа).

Цели:      Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе(прибавление светового дня, количество солнечных дней; цвет неба, повышение температуры воздух...

Конспект занятия экологии Образовательная область «Познание» «Путешествие в весенний лес» (комплексное занятие) (средняя группа).

Цели:Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе(прибавление светового дня, количество солнечных дней; цвет неба, повышение температуры воздуха, таяние снега, сосульки...