«Перелётные птицы» Конспект занятия по образовательной области «Познание»
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) на тему
Закрепить общее представление о птицах (внешний вид, среда обитания и др.), их разнообразии.
Научить делить на перелетных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания.
Воспитывать доброжелательное отношение к пернатым друзьям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereletnye_pticy.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида
«Перелётные птицы»
Конспект занятия по образовательной области «Познание» раздел «Природный мир» в старшей группе
Подготовила:
Черноусова Н.А.
воспитатель
г.Губкин
Цель: Закрепить общее представление о птицах (внешний вид, среда обитания и др.), их разнообразии.
Научить делить на перелетных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания.
Воспитывать доброжелательное отношение к пернатым друзьям.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы о птицах, рассматривание картинок с птицами, прослушивание грамзаписи из серии «Голоса птиц».
Материал: Иллюстрации и фотографии, изображающие различных птиц, птичьи стаи, шишки, запись из серии «Голоса птиц»; графическая модель с обобщенными признаками птицы.
Ход занятия
Выставляю графическую модель.
- Кому посвящена наша встреча, догадались? (Дети, рассматривая модель, приходят к выводу, что наша встреча посвящена птицам)
- Да, каких только птиц нет на свете! (Рассматриваем с детьми иллюстрации и фотографии) В какое время года птиц больше? Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края? А тех, которые остаются с нами?
А каких зимующих птиц вы знаете? А почему все-таки многие птицы улетают? Может быть, они боятся морозов? Давайте порассуждаем. Мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают: или погибают, или прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми, то им зимой … (дети: нечего есть, нечем прокормиться). А каких насекомоядных птиц вы знаете? (скворец, ласточка, кукушка и др.) Как их отличить? Не знаете? По клюву: он прямой, удлиненный, заостренный, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите на иллюстрации и фотографии: вот скворец, ласточка, стриж, кукушка, иволга, соловей, а вот и трясогузка. Рассказ о ней прислал дед Знай (читаю отрывок из произведения К. Благосклонова и В. Строкова «Трясогузка белая»).
Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички на огороде, где она быстро бегает по грядкам и склевывает с земли и растений насекомых. Иногда она подпрыгивает к высокому листу и хватает насекомых или поднимается в воздух и догоняет улетевшую добычу. Трясогузка – очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. Спокойно она сидит только тогда, когда поет свою простенькую веселую песню. Трясогузка – птичка доверчивая. Человека она подпускает не редко на 3-5 шагов. Чаще всего ее можно увидеть около воды или жилища человека.
- Кто-нибудь из вас видел трясогузку? Почему ее называют спутником человека? Трясогузке удобно ловить насекомых? Можно ее назвать перелетной птицей? Почему? (Ответы детей)
- Трясогузка улетает одной из первых, как и все насекомоядные птицы. Потом улетают зерноядные, т.е. те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете (рассматриваем картинки, дети называют: чиж, зяблик, овсянка). А позже всех улетают гуси и утки, они собираются в путь, когда замерзают водоемы, потому что это водоплавающие птицы. Давайте рассмотрим картинку гуся и сравним его с трясогузкой (дети: у них разные лапки – у гуся перепонки, они помогают ему плавать; разные клювы).
- А кто догадается, почему так говорят «Гусь в воде купался, а сух остался»? (дети дают предположение: жирные перья; поводим вывод, что водоплавающие птицы приспособлены к среде обитания).
Показываю иллюстрации, на которых изображены стаи разных птиц.
- Во время перелета птицы придерживаются строгого порядка. Причем у разных птиц этот порядок свой: журавли летят клином; гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу; утки выстраиваются в прямую линию и образуют дугу. Скворцы, дрозды и другая «мелюзга» порядка не любят: летят, как попало. А хищные птицы (орлы, ястребы) компаний не признают – летят в одиночку.
А знаете вы, куда улетают птицы? (в теплые края, на юг) Давайте послушаем, что по этому поводу пишет дед Знай (читаем отрывок из книги А. Плешакова «Зеленые страницы»): «В прошлом, когда птичьи перелеты еще не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Один натуралист утверждал, что птицы улетают на Луну. Добираются туда будто бы за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды. Другие ученые признавали, что птицы улетают в дальние страны… Ласточки, стрижи – в Африку. Некоторые кулики – до Новой Зеландии добираются, покрывая расстояние в 15 тысяч километров и больше… Грач – зимует во Франции. А некоторые утки зимуют в Северной Америке. В общем, птицы, гнездящиеся в нашей стране, разлетаются осенью по всем материкам. Птичья осень начинается довольно рано, еще в августе: трясогузка, затем стрижи нас покидают, и ласточки. В октябре отбывают дрозды, зарянки, грачи. Пролетают с севера стаи гусей и уток. К концу октября покидают нас все перелетные птицы».
Организую с детьми логическую игру «Кто за кем и как полетит» - предлагаю детям картинки, на которых разложены птицы: разложите их в порядок, соответствующий очередности отлета птиц в другие края.
Читаю детям стихотворение Е. Благининой «Улетают, улетели»:
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходят грач с грачихой черной
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
Вот, ребята, как много мы с вами сегодня узнали о перелетных птицах. Но есть птицы зимующие, которые остаются с нами зимовать. Вот им и необходима наша помощь, чтобы пережить тяжелые времена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по образовательной области "Познание" для детей подготовительной группы "Живая вода"
В конспекте представленного занятия сформулированы педагогические задачи по ознакомлению детей с природным миром, в соответствии с требованиями и рекомендациями программы «Детство». Любознательность, ...
Конспект занятия по образовательной области "Познание". Тема : "Мир бумаги" .Занятие в старшей группе.
Интеграция познавательных областей : познание, социализация, коммуникация....
Конспект занятия по образовательной области «Познание»
Тема: «Большая и малая – Родина»(нравственно - патриотическое воспитание)Образовательные области: познание, коммуникация, безопасность, социализация.Дидактические цели: дать детям знания о достопримеч...
"Гуси - лебеди" конспект занятия по образовательной области "Познание. Формирование элементарных математических представлений"
материал предназначен для детей старшей группы....
«Судно» (конспект занятия по образовательной области «Познание» (конструирование) в подготовительной группе)
разработка конспекта занятия, мультимедийная презентация...
Конспект занятия экологии Образовательная область «Познание» «Путешествие в весенний лес» (комплексное занятие) (средняя группа).
Цели: Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе(прибавление светового дня, количество солнечных дней; цвет неба, повышение температуры воздух...
Конспект занятия экологии Образовательная область «Познание» «Путешествие в весенний лес» (комплексное занятие) (средняя группа).
Цели:Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе(прибавление светового дня, количество солнечных дней; цвет неба, повышение температуры воздуха, таяние снега, сосульки...