«Перелётные птицы» Конспект занятия по образовательной области «Познание»
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) на тему

Закрепить общее представление о птицах (внешний вид, среда обитания и др.), их разнообразии.

Научить делить на перелетных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания.

Воспитывать доброжелательное отношение к пернатым друзьям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pereletnye_pticy.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

                             МАДОУ «Детский сад комбинированного вида                                                                                                                              

                              «Перелётные птицы»

Конспект занятия по образовательной области «Познание»                                                                                                                                                                                                                       раздел «Природный мир» в старшей группе

       

                                                                              Подготовила:

                                                                              Черноусова Н.А.

                                                                               воспитатель

                                         г.Губкин

Цель: Закрепить общее представление о птицах (внешний вид, среда обитания и др.), их разнообразии.

Научить делить на перелетных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания.

Воспитывать доброжелательное отношение к пернатым друзьям.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы о птицах, рассматривание картинок с птицами, прослушивание грамзаписи из серии «Голоса птиц».

Материал: Иллюстрации и фотографии, изображающие различных птиц, птичьи стаи, шишки, запись из серии «Голоса птиц»; графическая модель с обобщенными признаками птицы.

Ход занятия

Выставляю графическую модель.

- Кому посвящена наша встреча, догадались? (Дети, рассматривая модель, приходят к выводу, что наша встреча посвящена птицам)

- Да, каких только птиц нет на свете! (Рассматриваем с детьми иллюстрации и фотографии) В какое время года птиц больше? Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края? А тех, которые остаются с нами?

А каких зимующих птиц вы знаете? А почему все-таки многие птицы улетают? Может быть, они боятся морозов? Давайте порассуждаем. Мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают: или погибают, или прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми, то им зимой … (дети: нечего есть, нечем прокормиться). А каких насекомоядных птиц вы знаете? (скворец, ласточка, кукушка и др.) Как их отличить? Не знаете? По клюву: он прямой, удлиненный, заостренный, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите на иллюстрации и фотографии: вот скворец, ласточка, стриж, кукушка, иволга, соловей, а вот и трясогузка. Рассказ о ней прислал дед  Знай (читаю отрывок из произведения К. Благосклонова и В. Строкова «Трясогузка белая»).

Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички на огороде, где она быстро бегает по грядкам и склевывает с земли и растений насекомых. Иногда она подпрыгивает к высокому листу и хватает насекомых или поднимается в воздух и догоняет улетевшую добычу. Трясогузка – очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. Спокойно она сидит только тогда, когда поет свою простенькую веселую песню. Трясогузка – птичка доверчивая. Человека она подпускает не редко на 3-5 шагов. Чаще всего ее можно увидеть около воды или жилища человека.

- Кто-нибудь из вас видел трясогузку? Почему ее называют спутником человека? Трясогузке удобно ловить насекомых? Можно ее назвать перелетной птицей? Почему? (Ответы детей)

- Трясогузка улетает одной из первых, как и все насекомоядные птицы. Потом улетают зерноядные, т.е. те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете (рассматриваем картинки, дети называют: чиж, зяблик, овсянка). А позже всех улетают гуси и утки, они собираются в путь, когда замерзают водоемы, потому что это водоплавающие птицы. Давайте рассмотрим картинку гуся и сравним его с трясогузкой (дети: у них разные лапки – у гуся перепонки, они помогают ему плавать; разные клювы).

- А кто догадается, почему так говорят «Гусь в воде купался, а сух остался»? (дети дают предположение: жирные перья; поводим вывод, что водоплавающие птицы приспособлены к среде обитания).

Показываю иллюстрации, на которых изображены стаи разных птиц.

- Во время перелета птицы придерживаются строгого порядка. Причем у разных птиц этот порядок свой: журавли летят клином; гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу; утки выстраиваются в прямую линию и образуют дугу. Скворцы, дрозды и другая «мелюзга» порядка не любят: летят, как попало. А хищные птицы (орлы, ястребы) компаний не признают – летят в одиночку.

А знаете вы, куда улетают птицы? (в теплые края, на юг) Давайте послушаем, что по этому поводу пишет дед  Знай (читаем отрывок из книги А. Плешакова «Зеленые страницы»): «В прошлом, когда птичьи перелеты еще не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Один натуралист утверждал, что птицы улетают на Луну. Добираются туда будто бы за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды. Другие ученые признавали, что птицы улетают в дальние страны… Ласточки, стрижи – в Африку. Некоторые кулики – до Новой Зеландии добираются, покрывая расстояние в 15 тысяч километров и больше… Грач – зимует во Франции. А некоторые утки зимуют в Северной Америке. В общем, птицы, гнездящиеся в нашей стране, разлетаются осенью по всем материкам. Птичья осень начинается довольно рано, еще в августе: трясогузка, затем стрижи нас покидают, и ласточки. В октябре отбывают дрозды, зарянки, грачи. Пролетают с севера стаи гусей и уток. К концу октября покидают нас все перелетные птицы».

Организую с детьми логическую игру «Кто за кем и как полетит» - предлагаю детям картинки, на которых разложены птицы: разложите их в порядок, соответствующий очередности отлета птиц в другие края.

Читаю детям стихотворение Е. Благининой «Улетают, улетели»:

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходят грач с грачихой черной

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Вот, ребята, как много мы с вами сегодня узнали о перелетных птицах. Но есть птицы зимующие, которые остаются с нами зимовать. Вот им и необходима наша помощь, чтобы пережить тяжелые времена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области "Познание" для детей подготовительной группы "Живая вода"

В конспекте представленного занятия сформулированы педагогические задачи по ознакомлению детей с природным миром, в соответствии с требованиями и рекомендациями программы «Детство». Любознательность, ...

Конспект занятия по образовательной области "Познание". Тема : "Мир бумаги" .Занятие в старшей группе.

Интеграция познавательных областей : познание, социализация, коммуникация....

Конспект занятия по образовательной области «Познание»

Тема: «Большая и малая – Родина»(нравственно - патриотическое воспитание)Образовательные области: познание, коммуникация, безопасность, социализация.Дидактические цели: дать детям знания о достопримеч...

Конспект занятия экологии Образовательная область «Познание» «Путешествие в весенний лес» (комплексное занятие) (средняя группа).

Цели:      Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе(прибавление светового дня, количество солнечных дней; цвет неба, повышение температуры воздух...

Конспект занятия экологии Образовательная область «Познание» «Путешествие в весенний лес» (комплексное занятие) (средняя группа).

Цели:Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе(прибавление светового дня, количество солнечных дней; цвет неба, повышение температуры воздуха, таяние снега, сосульки...