Статья "Современные требования к построению педагогического процесса в ДОУ"
статья (средняя группа) на тему
Последние два года изучаю тему комплексно - тематического планирования в ДОУ в свете современных требований к педагогическому процессу. Комплексно - тематический принцип построения образовательного процесса тесно связан с принципом интеграции образовательных областей и предполагает объединение их содержания вокруг определенной темы. Так же предлагаю вашему вниманию комплексно - тематическое планирование образовательного процесса во 2-й младшей и средней группах ( из опыта работы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Современные требования к построению педагогического процесса | 17.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные требования к построению педагогического процесса в ДОУ.
Подготовила: Шим Н.А., воспитатель ГБДОУ детский сад
№10 Центрального района Санкт - Петербурга
Социально-культурная ситуация, сложившаяся в нашей стране, развитие и обновление системы образования обусловливают повышение эффективности работы всех звеньев этой системы, в том числе и дошкольных образовательных учреждений.
Многие специалисты по дошкольному образованию (Р.Б. Стеркина, В.И. Логинова, Н.М. Крылова, С.А. Козлова, У.В. Ульенкова, Е.Е. Шулешко и др.) отмечают, что главная особенность современной ситуации состоит в демократических преобразованиях и изменениях педагогического процесса ДОУ, вызванных реформированием российского дошкольного образования. Принят новый Закон «Об образовании», вводятся стандарты дошкольного образования, включающие государственные требования к нему, требования к психолого-педагогическим условиям обучения и воспитания.
Каждое ДОУ должно разработать собственную образовательную программу в сответствии с ФГТ , на основе которой строится весь воспитательно - образовательный процесс.
Педагогический коллектив каждого конкретного учреждения составляет свою программу с учетом ФГТ, специфики деятельности, учитывая контингент воспитанников, их индивидуальные и возрастные особенности, социальный заказ родителей.
При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Современный образовательный процесс выстраивается в соответствии с комплексно-тематическим принципом, содержание его раскрывается в соответствии с 10-ю образовательными областями, которые реализуются через разные виды детской деятельности и формы работы, при этом обязателен принцип интеграции образовательных областей.
Анализ требований ФГТ показывает необходимость строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа приближенного к так называемому «событийному» принципу, что позволит сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Потому что ребенок, как известно, способен усваивать образовательную программу, составленную для него взрослыми, только в том случае, если она станет для него интересной и значимой.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Дошкольное образовательное учреждение для введения регионального и культурного компонентов, для учета особенностей своего дошкольного учреждения по своему усмотрению подбирает темы, содержание работы, временной период, учитывая особенности региона, уровень профессионализма педагогов, а так же специфику и традиции учреждения.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями. Кроме того, темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, должны, с одной стороны, быть социально значимыми для общества, семьи и государства, с другой стороны вызывать и личностный интерес детей (по крайней мере, большей части группы), обеспечивающий мотивацию образовательного процесса «здесь и сейчас». Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и в уголках развития.
Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса фактически невозможна вне взаимосвязи с принципом интеграции. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Таким образом, происходит не только интеграция содержания, но и интеграция разнообразных организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности. Интеграция легко организуется при комплексно- тематическом планировании (тематический день, тематическая неделя и т.д.).
Новые нормативные документы переносят акцент с формирования у детей знаний, умений и навыков на формирование интегративных качеств личности, готовности к саморазвитию и самовоспитанию в течение всей жизни как основного результата образования. В связи с этим возрастают требования к педагогам дошкольного образования. Педагог сегодня должен владеть современными технологиями конструирования образовательного процесса и выполнять функции организатора, помощника и консультанта в познавательной деятельности детей, уметь выстраивать партнёрские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве, в процессе взаимодействия с детьми.
В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется педагогом в эмоционально-образной форме. Реализация темы проходит в разных видах детской деятельности («проживание» ребенком темы). Такая организация вынуждает воспитателя встать на позиции партнера в интересной совместной деятельности с ребенком. Модель предъявляет высокие требования к общей культуре и творческому потенциалу педагога. Правильный подбор тем придает систематичность образовательному процессу, а организация предметной среды становится более гибкой, меняется и дополняется педагогом в зависимости от темы.
Литература: 1)Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Как работать воспитателю детского сада по ФГТ. М.Ц «Восхождение», 2012. 2)Белая К.Ю., Кондрыкинская Л.А. Рабочий журнал воспитателя детского сада. М.ТЦ Сфера 2012. 3)Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно- образовательной работы детского сада. Мозаика-Синтез М. 2010. 4)Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М. Линка-Пресс 2007. 2010. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ВАРИАТИВНОГО ПОДХОДА В ПОСТРОЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОУ.
ОСОБЕННОСТИ ВАРИАТИВНОГО ПОДХОДА В ПОСТРОЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОУ. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009...
Семинар для педагогов «Модульный принцип построения педагогического процесса в ДОУ»
Семинар для педагогов с использованием мульмимедийной презентации...
Презентация к семинару «Модульный принцип построения педагогического процесса в ДОУ»
Презентация разработана для семинара "Модульный принцип построения педагогического процесса в ДОУ" для педагогов. Сам семинар см. в моих публикациях....
Теоретический семинар на тему "Особенности построения педагогического процесса по восприятию дошкольниками сказочно-былинной живописи"
Материалы семинара будут интересны воспитателям, которые планомерно знакомят воспитанников с изобразительным искусством. В материалах семинара дается определение сказочно-былинной живописи, пред...
П Р О Е К Т Построение педагогического процесса в ДОУ с учетом принципа интеграции на тему:«Мы посуду уважаем, стол красиво накрываем, в гости всех Вас приглашаем».
Комплексно – тематический план на неделю. Тема: «Мы посуду уважаем, стол красиво накрываем, в гости всех...
Современные требования к организации педагогического процесса ДОУ в рамках ФГОС дошкольного образования
В предлагаемом сообщении рассмотрены современные требования к организации педагогического процесса ДОУ в рамках ФГОС ДО. Выделены основные принципы, виды, формы и варианты планирования образовательног...
Статья "своеобразие построения педагогического процесса в группе раннего возраста"
Настоящая статья отражает специфику периода раннего детства и акцентирует внимание педагогов на грамотной организации воспитательно – образовательного процесса с детьми данной возрастной категор...