Статья "своеобразие построения педагогического процесса в группе раннего возраста"
статья (младшая группа)

Исаева Алена Игоревна

Настоящая статья отражает специфику периода раннего детства и акцентирует внимание педагогов на грамотной организации воспитательно – образовательного процесса с детьми данной возрастной категории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedprotsess_v_rannem_vozraste_osobennosti.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Своеобразие построения педагогического процесса в группе раннего возраста»

Аннотация: Настоящая статья отражает специфику периода раннего детства и акцентирует внимание педагогов на грамотной организации воспитательно – образовательного процесса с детьми данной возрастной категории.

Ключевые слова: ФГОС, раннее детство, уникальность.

Каждый этап нашей жизни предполагает наличие ряда возрастных и психических особенностей, в основе которых лежит степень созревания наших органов и систем, приобретенный жизненный опыт, ведущий вид деятельности, место в социуме. Исходя из этого, знание педагогом возрастных особенностей своих воспитанников дает возможность адекватно оценивать и грамотно спрогнозировать поведение детей в той или иной ситуации, позволяет максимально эффективно выстроить педагогический процесс, создавая при этом необходимую развивающую среду.

Период раннего детства – особенный период в жизни каждого ребёнка. Он не имеет себе подобных в последующие периоды ни по насыщенности овладения навыками и умениями, ни по темпам развития. Отличительной особенностью этого периода является то, что вся деятельность малыша руководствуется потребностью познавать окружающий мир и себя в нем.

Организация процесса воспитания и обучения детей раннего возраста предполагает соблюдение личностно - ориентированного подхода во взаимодействии с детьми, создание в ДОО условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие и всестороннее развитие каждому воспитаннику.

Построение воспитательно - образовательного процесса в группе раннего возраста имеет определенные черты.

  1. Необходимость включения в детскую деятельность.
  2. Необходимость личной обращенности к каждому воспитаннику.
  3. Необходимость принимать каждого ребенка таким, какой он есть.
  4. Необходимость проявления эмпатии.
  5. Отсутствие эффективности вербальных методов воспитания.

Образовательная деятельность с детьми раннего возраста осуществляется в процессе всего периода пребывания ребенка в детском саду и включает в себя:

  • Организованную образовательную деятельность.
  • Совместную деятельность педагога и детей.
  • Образовательную деятельность в режимных моментах.
  • Самостоятельную деятельность детей.

Главной особенностью построения воспитательно – образовательного процесса с детьми раннего возраста является то, что любая деятельность должна быть интересна для детей, стимулировать активность каждого малыша, содействовать формированию определенных знаний, умений и навыков, провоцировать желание общаться и играть сообща.

Ссылаясь на возрастные и психологические особенности детей данной возрастной группы, организуемая деятельность должна быть:

  • событийной (связанной с каким-либо событием из личного опыта);
  • ритмичной (должны чередоваться двигательная и умственная деятельность);
  • процессуальной (предполагать развитие навыков в бытовых и игровых процессах).

Ведущим направлением в соответствии с ФГОС по развитию и воспитанию детей раннего возраста является комплексное сопровождение индивидуального развития ребёнка, предполагающее формирование у них элементарного социального опыта, основанного на удовлетворении жизненно важных потребностей.

Поскольку ведущий вид деятельности и основа становления личности ребенка раннего возраста является предметно-игровая деятельность, то с детьми целесообразно проводить игры-занятия, в которых приобретение знаний протекает незаметно, в практической деятельности.

Содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей реализуется посредством включения в воспитательно – образовательный процесс  следующих видов игр: дидактические игры, сюжетно – отобразительные игры, подвижные игры, словесные игры, пальчиковые игры, музыкальные игры, конструктивные игры и др. Данные игры могут быть использованы для организации совместной деятельности детей с педагогом либо в самостоятельной деятельности малышей.

В качестве основных видов деятельности для детей раннего возраста ФГОС определяет следующие:

  • предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
  • экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
  • общение с взрослым;
  • совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
  • самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
  • восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
  • двигательная активность.

Подводя итоги, отметим, что безусловно все эти требования необходимо соблюдать каждому дошкольному педагогу, однако относительно раннего возраста они имеют особую значимость, поскольку в этот период отношения ребенка со взрослым в воспитательном процессе выходят на первый план.

Список информационных ресурсов:

  1. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов / Под ред. Т.И. Оверчук. Сост. Р.А. Горб, И.М. Исаченкова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Особенности целостного педагогического процесса в группах раннего возраста

Специфика организации педагогического процесса в группах раннего возраста объясняется следующими положениями:— режимом пребывания и деятельности детей раннего возраста (свободный график прихода в учре...

Организация педагогического процесса в группах раннего возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются вопросы адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения....

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в группе раннего возраста

В данном материале содержатся рекомендации по реализации комплесно-тематического принципа построения образовательного процесса в группе раннего возраста...

МОНИТОРИНГ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Согласно ФГОС ДО,   программа  ДОО должна обеспечивать развитие личности каждого ребенка, мотивации и способностей всех детей в различных видах деятельности  по образовательным обл...

Своеобразие построения педагогического процесса в группе раннего возраста

Своеобразие построения педагогического процесса в группе раннего возраста.Раннее детство – особый период в жизни ребёнка. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний...