Семинар для педагогов «Модульный принцип построения педагогического процесса в ДОУ»
методическая разработка по теме
Семинар для педагогов с использованием мульмимедийной презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_modul.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ детский сад комбинированного вида №2360
Семинар
«Модульный принцип построения педагогического процесса в ДОУ»
Подготовила и провела:
Ст. воспитатель ГБОУ д/с №2360
Куриленко И.В.
Москва, 2012г.
Слайд 1:
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к познанию, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Педагоги детских садов находятся в постоянном поиске новых наиболее эффективных методов и технологий при развитии, воспитании и подготовке детей к школе.
Модульный принцип организации педагогического процесса, даёт возможность реализовать современные требования ФГТ к организации работы в дошкольном учреждении, о необходимости строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа, что позволяет сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным.
Слайд 2:
Преимущества обучения детей на модульной основе:
1.Модульный принцип позволяет строить педагогический процесс на основе интеграции всех видов деятельности.
2. Педагогический процесс становиться более экономичным, позволяет за небольшой отрезок времени решать несколько дидактических целей и задач.
3. Наличие сюжета способствует развитию принципа обучения в игре: играя дети не замечают, что обучаются.
4. Знания становятся необходимыми в реальной жизни. Дети чётко видят цель обучения, и это облегчает формирования у них целеполагания
5. Понимание значимости своей работы и удовлетворения от качества её конечного результата создаёт у детей положительный эмоциональный настрой и желание выполнить действия лучшим способом.
6. Обучение на модульной основе способствует формированию оптимальных взаимоотношений между детьми и педагогом. Это облегчает переход от учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной модели обучения.
7. Отсутствует психологическое давления на ребёнка, его положительные эмоции повышение эффективности образовательного процесса способствуют сохранению здоровья детей и создают основу для реализации любых здоровьесберегающих технологий.
8. Основной акцент смещается с сообщений знаний в готовом виде на стимуляцию собственной познавательной активности.
9. Модуль позволяет объединить так называемую предварительную работу педагога
Слайд 3:
В модульной системе обучения просматривается интеграция образовательных областей на основе какого-либо сюжета. Этот сюжет делает педагогический процесс интересным для детей и позволяет реализовать принцип обучения в игре.
«Центральным звеном», вокруг которого группируются знания, является тематика модуля.
Слайды 4,5:
Отличие модуля от цикла:
Цикл, как правило, организуется в пределах одной образовательной области, в модуль включается деятельность по всем образовательным областям;
В модуле вся организованная образовательная деятельность является комплексной;
Модуль, в отличии от цикла, имеет сюжет, который развёртывается на протяжении долгого времени (месяца и более)
В модуле педагогический процесс перестаёт быть «подготовкой к жизни», а становится самой жизнью, жизнью детей, здесь ничего не делается «понарошку», условно, а всё происходит в реальности (что нельзя выполнить, в модуль не включается)
Деятельность детей приобретает целесообразность, они усваивают знания не потому, что так запланировал педагог, а потому, что эти знания совершенно реально понадобятся им сегодня или в ближайшем будущем.
Слайд 6, 7:
Рекомендации по составлению модуля:
Работа по составлению модуля начинается с выбора тематики и общей направленности, т.е. того центрального звена, вокруг которого будут выстраиваться все знания.
Затем решается вопрос о сюжете модуля. Ведь он служит объединяющим стержнем для организованной деятельности. Это может быть долгосрочная игра, переписка со сказочным персонажем, поиски клада, расколдовывание какого-то существа и др. Большой притягательной силой обладают для детей живые объекты, поэтому они тоже могут служить в качестве основы, связующей организованной деятельности. Интересным поводом для организации модуля являются праздники, в том числе групповые: конкурсы, выставка, КВН и др.
Сюжет позволяет сделать цель обучения понятной для детей – они знают, для чего проводится каждая ООД, где и как будут использованы результаты их работы. Это облегчает формирование целеполагания, деятельность детей приобретает целесообразность.
Наметив тему и разработав сюжет, необходимо особое внимание уделить «завязке» модуля. Она позволяет связать процесс обучения с реальной жизнью детей, той ситуацией, которая складывается в группе. Благодаря этому у детей создаётся впечатление, что их деятельность является игрой или любимым делом. Удачно выбранная завязка придаёт модулю целостность, а деятельности детей – необходимую целесообразность. Первая ООД, на которой реализуется завязка, является вводной.
Слайды 8,9, 10:
Взаимосвязязь в процессе разных видов детской деятельности:
Игровой
Познавательно-исследовательской
Продуктивной
Коммуникативной
Трудовой
Музыкально-художественной
Чтения
Разрабатывая содержание модуля, воспитатель стремится чтобы каждая ООД несла определённую функциональную нагрузку, существовала логическая связь между ООД, одни и те же формы работы не повторялись, а были разнообразными, одно и то же дело не выполнялось разными методами.
Например, в модуле «Весна нам поручила вырастить редис» для общения с Весной первый раз выбирается рисование, второй – гербаризация растений, третий – письмо, четвёртый – посылка выращенного редиса.
Последняя ООД модуля становится заключительной и должна быть наиболее интересной. На ней подводятся итоги проделанной работы, и организуют не в форме опроса, а в виде праздника, игры, конкурса и др., т.е. того дела, ради которого задумывался сюжет модуля и на котором все полученные детьми знания реализуются в неформальной обстановке.
Если модуль сконструирован удачно, дети охотно работают вместе с педагогом и даже не замечают, что занимаются разными видами деятельности. Тут реализуются все принципы педагогики содружества, осуществляется раскрепощение детей, в их жизнь вносится положительная эмоциональная окраска. Фактически, модуль в какой-то мере является спектаклем, в котором дети являются не зрителями, а участниками. Это – долгосрочная игра. ООД носит комплексно-интегрированный характер.
Полноценный модуль разработать непросто. Все его части должны быть скомпонованы на логической основе. Он призван передать детям определённую сумму знаний, но в тоже время должен быть эмоционально насыщен и ориентирован не на подготовку к жизни, а на сегодняшнюю реальную жизнь маленького человека.
Педагогические условия работы на модульной основе:
Продолжительность модуля, количество включённых в него ООД, интервал между ними формальной регламентации не подлежат. Эти параметры определяются логикой построения педагогического процесса в данной группе, спецификой изучаемых понятий и замыслом педагога, возникающими жизненными ситуациями, не имеющими отношения к модулю.
Внедрение модульного принципа не означает отказа от программы, по которой работает наш детский сад. Напротив, роль этого основополагающего документа ещё более возрастает. Каждый педагог обязан выполнить стандарт, предусмотренный программой, с той разницей, что работа на модульной основе позволяет делать это не в виде «прямого обучения», а легко, интересно, в виде игры.
ООД, включённая в модуль, вписывается в сетку часов по каждому виду деятельности, поэтому они являются составной частью педагогического процесса и не увеличивают общую нагрузку детей. Исключение составляют короткие беседы, которые проводятся в свободное время.
Новый подход к планированию работы облегчает учёт индивидуальных особенностей детей, позволяет развивать у них разнообразные способности и задатки. Это достигается за счёт создания специализированных модулей, направленных на развитие тех или иных способностей – изобразительных, музыкальных, спортивных, трудовых и т.д.
Работа с родителями
Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей, поэтому они являются самыми активными участниками всего педагогического процесса. Через разнообразные формы сотрудничества необходимо создать творческий союз:
Таким образом, правильно-разработанный модуль, выбранная система работы и формы её реализации, будут способствовать повышению познавательной активности, самостоятельности детей, формированию творческого самовыражения детей, что является важным для развития детей. У детей систематизируются, имеющиеся знание, они овладеют элементарными представлениями об окружающем мире, проявится самостоятельность в поиске ответов на вопросы, сформируются навыки самоконтроля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Модульный принцип организации педагогического процесса"
«Модульный принцип организации педагогического процесса, как способ развития познавательной активности детей»Из опыта работы«Знание — это абсолютная ценность...
Презентация к семинару «Модульный принцип построения педагогического процесса в ДОУ»
Презентация разработана для семинара "Модульный принцип построения педагогического процесса в ДОУ" для педагогов. Сам семинар см. в моих публикациях....
Консультация для педагогов "О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании"
Анализ требований ФГТ показывает необходимость строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа. Основой данного принципа является тематическое планирование – это особая фор...
П Р О Е К Т Построение педагогического процесса в ДОУ с учетом принципа интеграции на тему:«Мы посуду уважаем, стол красиво накрываем, в гости всех Вас приглашаем».
Комплексно – тематический план на неделю. Тема: «Мы посуду уважаем, стол красиво накрываем, в гости всех...
презентация "Построение педагогического процесса в ДОУ с учетом принципа интеграции"
Данная презентация предназначена педагогам ДОУ. В ней раскрыватся основные принципы построения педагогического процесса в детском саду. Раскрыты понятия интеграция, проект и даны советы о том, как инт...
Модульный принцип организации педагогического процесса в ДОУ.
Модуль - это логическая нить, объединяющая группу занятий по разным видам деятельности. Отличительная особенность модуля - это наличие сюжета, который объединяет все занятия в единое целое. Сюжет веде...
Консультация для педагогов ”Модульный принцип организации педагогического процесса в ДОУ”.
Консультация для педагогов”Модульный принцип организации педагогического процесса в ДОУ”. Основной линией в сегодняшней реформе образования является использов...