Воспитательно-образовательная работа в группе детей с задержкой психического развития
рабочая программа по теме

Боркунова Галина Александровна

Рабочая программа воспитательно-образовательной работы в группе детей с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc203 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 комбинированного вида  2 категории

города Алейска Алтайского края

                                                                   Утверждаю

Заведующий МБДОУ Д/С №10

_________________ Л.Ф.Киселева

«___»___________________2013г

Принята на педагогическом совете

№ 01 от 02 сентября 2013г

Рабочая программа

«Воспитательно-образовательная работа

в группе детей с задержкой психического развития»

                                                       Воспитатели: Боркунова Галина Александровна

                                                            г.Алейск

2013 г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа воспитательно-образовательной деятельности в группе  детей с задержкой психического развития МБДОУ детский сад №10 комбинированного вида 2 категории города Алейска составлена в соответствии  нормативно-правовыми документами:

  1. Законом 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 01.09.2013г.
  2. Уставом МБДОУ детский сад №10 комбинированного вида 2 категории города Алейска.
  3. Письмом  Минобразования РФ от 14.03.2000 N 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
  4. Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
  5. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические  требования к устройству содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 29.05.2013г.
  6. Образовательной программой МБДОУ детский сад №10.

Основой для разработки данной учебной программы явилась: «Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией Васильевой М.А. (М., 2012).

Программа работы в группе детей с задержкой психического развития состоит  из трех разделов:

  1. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи.
  2. Развитие элементарных математических представлений.
  3. Художественно-эстетическое воспитание.

 Основная цель рабочей программы – формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений, развитие творческих способностей детей  и всестороннее развитие психических процессов.

В  процессе коррекционно-развивающего обучения детей  с ЗПР[1] решаются следующие задачи:

  1. Формирование общеучебных умений и навыков.
  2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы воспитателя в соответствии с программным содержанием.
  3. Всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, интеллекта, кругозора, личностных качеств.

В основу программы  положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1. Безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности.

2.  Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.

3.  Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Дети с задержкой психического развития - многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Вариативность отклонений в развитии воспитанников имеет широкий диапазон: от состояния, пограничного с умственной отсталостью - до «педагогической запущенности» или легких проявлений социальной дезадаптации. Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных. Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии. В последние годы значительно возросло число детей, у которых уже на ранних этапах онтогенеза выявляются недостатки психомоторного и речевого развития, что чаще всего обусловлено ранним органическим поражением центральной нервной системы или её функциональной незрелостью.
В соответствии с утвердившимся в современной коррекционной педагогике положением о необходимости раннего выявления и преодоления отклонений в развитии, дети с симптомами задержки психического развития направляются в коррекционные группы, начиная с четырехлетнего возраста. Таким образом, при составлении рабочей программы учитывалась данная категория детей. Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление. Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. Это достигается за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента, а также — реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с включением синхронного выравнивания психического  и речевого развития детей.

Программа имеет концентрическое построение, т.е. основные темы повторяются каждый год обучения, но на более высоком уровне.

   


Познавательное и речевое развитие детей в процессе ознакомления с окружающим миром.

Цель:

  1. Осуществлять взаимосвязь между ознакомлением с окружающим миром, развитием речи и практической деятельности детей.
  2. Коррегировать и развивать психические процессы.
  3. Формировать интерес к окружающему миру. Любознательность.

Задачи:

  1. Уточнение, расширение, обогащение представлений детей о себе, окружающем  предметном и социальном мире.
  2. Формирование умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, делать обобщения и простые выводы, использовать полученные знания в повседневной жизни
  3. Осуществлять коррекцию недостатков в развитии психических процессов и способствовать их дальнейшему формированию.
  4. Уточнение и обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с окружающей действительностью.
  5. Развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка.
  6. Формирование основ экологических знаний в процессе ознакомления с природой.

Формирование лексико-грамматического строя языка и развитие связной речи.

Цель:

1.Развивать способности у детей к морфологическим и синтаксическим обобщениям.

2.Формировать языковые операции, в процессе которых происходит грамматическое конструирование предложений.

Задачи:

1.Исправлять грамматические ошибки в устной речи детей.

2. Совершенствовать синтаксическую сторону речи детей, знакомить их с некоторыми общеупотребительными словосочетаниями.

3. Предупреждать грамматические ошибки.

Формирование лексико-грамматических категорий.

Цель:

Развивать способность у детей к морфологическим обобщениям.

Задачи:

  1. Учить образованию и употреблению:

-слов с уменьшительно-ласкательным  и увеличительным оттенком.

-глаголов совершенного и несовершенного вида, приставочных глаголов.

-относительных прилагательных.

      2. Учить пониманию многозначных слов.

      3. Учить употреблению в речи простых и сложных предлогов, правильному употреблению падежных конструкций.

Развитие связной речи.

Цель:

  1. Формировать способность к целостному смысловому высказыванию.
  2. Развивать речевое творчество детей, выразительности речи.

Задачи:

  1. Совершенствовать навык

-распространения предложений путем введения однородных членов( прилагательных, глаголов)

-ведения диалога, умения самостоятельно задавать вопросы;

-составлять небольшие рассказы по картине;

-пересказывать текст по опорным картинкам.

       2. Продолжать учить составлять предложения по вопросам, картине, опорным словам.

      3. Использовать элементы творческого рассказывания ( закончить рассказ и т.п.)

      4.Овладевать объяснительной  и доказательной формами речи.

Формирование элементарных математических представлений и сенсорных эталонов.

Цель:

  1. Развивать математическое мышление, формировать количественные, пространственные и временные представления у детей.
  2. Приобщать детей к математическому материалу, развивать воображение.

Задачи ( по  разделам).

  1. Количество и счет.

-Знакомство детей с математическими понятиями, с образованием чисел в пределах десяти, обучение счету с использованием анализаторов.

-Формирование знаний о независимости числа от размера и пространственного расположения объектов.

-Развитие умений в сравнении множеств, определений состава числа из единиц и двух меньших чисел.

- Формирование навыка порядкового счета.

-знакомство с литературным материалом, в котором присутствуют числа.

2. Пространство и время.

-Формирование представлений о временных отрезках и умение ориентироваться в них.

- Развитие умений и навыков ориентировки на плоскости и в пространстве относительно себя и других объектов.

3. Сенсорные эталоны.

-Формирование представлений о геометрических фигурах, телах и их свойствах.

- Развитие зрительного гнозиса, навыка идентификаций по сенсорным признакам (цвет, форма, величина)

-Развитие всех видов восприятия при работе с математическим материалом.

4.Логические задачи.

-Учить решать логические задачи ( на сравнение, классификацию, анализ, синтез), развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.

 Развитие творческих способностей детей посредствам изобразительного искусства, аппликации и лепки.

Цели:

  1. Развивать интерес к художественной деятельности.
  2. Формирование у детей изобразительных умений и навыков в рисовании, аппликации и лепке.
  3. Развитие и коррекция отклонений психических процессов.

Задачи:

- воспитание у детей эмоционально-эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусства;

- развитие способности понимать их содержание, его единства со средствами выразительности в рисовании, лепке, аппликации;

- формирование оценочного отношения к результатам изобразительной деятельности, собственного и сверстников;

- формирование навыков и умений занятиями рисованием, лепкой и аппликацией, развитие творческих проявлений;

- развитие у детей моторного алгоритма изобразительных действий, техники изображения, пространственных ориентировок, представлений о средствах «изобразительного языка»;

- развитие и коррекция познавательных процессов: мышления, восприятия, памяти, внимания, речи и воображения.

Содержание  воспитательно-образовательной работы

по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

в старшей группе  детей с ЗПР

1. Родная природа  

  1. Знакомить с характерными особенностями времен года. Учить детей замечать и называть сезонные изменения в природе.
  2. Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).

2. Растения  

  1. Продолжать знакомить с фруктами овощами ягодами и грибами .
  2. Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.)
  3. Учить узнавать и называть 3-4 вида цветов.

3.Животные

  1. Расширять представления детей о животных (5-6 видов) и их детенышах, учить различать их по размеру, характерным частям тела, повадкам.
  2. Познакомить детей с домашними птицами (внешний вид, чем питаются, какую пользу приносят). Учить находить признаки сходства и различия.
  3. Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка)

4. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия

  1. Обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с широким кругом предметов и объектов, новыми способами их обследования.
  2. Учить использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер.); подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.).
  3. Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Продолжать формировать образные представления.

5. Знакомство с ближайшим окружением  

  1. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем.
  2. Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину
  3. Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначени ем и материалом предметов.
  4. Формировать представления о работах, проводимых в весенний – осенний период в саду и в огороде.

6. Развитие связной речи  

  1. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе.
  2. Учить описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине.

Планируемые результаты  работы:

  1. Называть домашних животных и знать, какую пользу они приносят чело веку.
  2. Называть диких животных, где живут, как добывают пищу
  3. Различать и называть некоторые растения ближайшего окружения.
  4. Называть времена года.
  5. Знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе.
  6. Называть разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение.
  7. Называть признаки и количество предметов.
  8. С помощью взрослого рассказывать о содержании сюжетной картинки, описывать предмет по плану, схеме.

Тематическое планирование  по разделу программы

«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»

в старшей  и подготовительной группе детей с ЗПР

Сентябрь

  1. Осень.
  2. Овощи фрукты .

Октябрь

  1. Осень. (середина)
  2. Огород. Овощи. Ягоды.
  3. Деревья.
  4. Посуда.

Ноябрь

  1. Игрушки.
  2. Мебель.
  3. Поздняя осень.
  4. Дикие животные и их детеныши.

Декабрь 

  1. Зима.
  2. Домашние животные.
  3.  Птицы.
  4. Новый год.

Январь

  1. Зимние забавы.
  2. Транспорт.
  3. Профессии.

Февраль

  1. Зима.
  2. Наша Родина.
  3. Армия.
  4. Человек.

Март

  1. Мамы всякие нужны, мамы всякие важны.
  2. Весна.
  3. Одежда.
  4. Обувь.

Апрель

  1. Перелетные птицы.
  2. Мой дом. Семья.
  3. Космос.
  4. Школьные принадлежности.

Май

  1. День Победы.  
  2. Насекомые. 

Содержание  воспитательно-образовательной работы

по развитию элементарных математических представлений

в старшей  группе   детей с ЗПР

1. Действия с группами предметов

1.Соотношение  предметов «одинаковые» — «разные» на основе практических упражнений в сравнении предметов.

2.Разные способы сравнения: понятия — много, мало, несколько, столько же, одинаково, поровну, больше, меньше, один, пара.

  1. Сопровождение действий словами — прибавил (убавил), стало поровну (больше, меньше).

2. Размер предметов

  1. Размер предметов: большой — маленький, одинаковые по размеру;

высокий — низкий, одинаковые по высоте; длинный — короткий, одинаковые по длине; толстый — тонкий, одинаковые по толщине;

  1. Способы сравнения (приложение, наложение);
  2. Сравнение предметов, отличающихся одним или несколькими параметрами;
  3. Составление групп из предметов с заданными свойствами.

3.Цвет  предметов

     1.Продолжать знакомить детей с цветом как одним из свойств  предмета.

     2.Учить сравнивать предметы по цвету, находить предметы определенного цвета на основе практических действий; выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предмета (формы, величины, функционального назначения).

     3.Выявлять закономерность в изменении цвета.

4. Геометрические фигуры

Круг, треугольник, квадрат.

5.Количество и счет

  1. Счет предметов до 10 в различном направлении и пространственном расположении. Понимание того, что послед нее числительное относится ко всей группе предметов, а не к последнему из них.
  2. Независимость количества предметов в группе от цвета, формы, расстояния между предметами и направления счета.
  3. Счет предметов на слух, по осязанию, счет движений.
  4. Счет в прямом и обратном порядке, от одного заданного числа до другого.
  5. Присчитывание и отсчитывание предметов по одному с называнием итога: «Сколько всего?», «Сколько осталось?».
  6. Знакомство с цифрами 1—5. Цифра 0.
  7. Соотнесение цифры, числа и количества.
  8. Состав чисел 2—5 из отдельных единиц и из двух меньших чисел на основе практических действий с предметами.
  9. Порядковый счет до 5, умение правильно ответить на вопрос: Который по счету?

6.Пространственные и временные понятия

  1. Положение предметов в пространстве: около, рядом, посередине, между, перед, справа - слева, спереди - сзади, сверху - снизу, внутри - снаружи, дале ко - близко;
  2. умение ориентироваться в альбоме, на листе бумаги.
  3. Понятия: сегодня, завтра, вчера, раньше, позже;
  4. Части су ток, их последовательность.

Планируемые результаты работы:

Дети должны знать:  

  1. состав чисел 2—5.

 Дети должны уметь:

1.сравнивать предметы по размеру, цвету, форме;

2.считать различные предметы в пределах 10,

3.уметь ответить на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»;

4.уметь отсчитать заданное количество предметов и уметь обозначить количество соответствующим числительным;

  1. сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково;
  2. практически иллюстрировать состав чисел 2—5 из от дельных единиц и из двух меньших чисел;
  3. ориентироваться на странице альбома и листе бумаги (различать верх, низ, левую, правую часть, середину и т.п.);
  4. понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже.

Тематическое планирование  по разделу программы

«Развитие элементарных математических представлений»

в старшей группе   детей с ЗПР

Сентябрь

1.Один и много. «Большой», «маленький», круг.

2.Сравнение чисел 3 и 4. Ориентировка во времени. Ориентировка в пространстве «слева», «справа».

3. Счет в пределах 5. «Большой», «поменьше», «самый маленький». Квадрат.

4. Число и цифра 1. Части суток . слева, справа, посередине.

Октябрь

1. Установление равенства. Слева, справа, посередине. Круг, квадрат.

2.Число и цифра 1. большой, поменьше, маленький, одинакового размера. Треугольник.

3.Число и цифра 2. Вчера, сегодня, завтра. Ближе, дальше.

4. Число и цифра 2. Короткий, длинный, овал.

Ноябрь

1. Число и цифра 3. Времена года.

2. Числа 1,2,3. «Высокий», «низкий»

3. Сравнение чисел 3 и 4. Широкий, узкий. Прямоугольник.

4. Равенство предметов. Ориентировка в пространстве. Круг, квадрат, овал.

Декабрь

1. Число и цифра 4. Величина.

2. Числа 1,2,3,4. Влево, вправо.

3. Числа 1,2,3,4. Далеко, близко.

4. Соотнесение цифры с количеством предметов. Вверху, внизу, слева, справа, под.

Январь

1. Знакомство с цифрой 5. Слева, справа, посередине.

2. Число и цифра 5. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами. Медленно, быстро.

  Знакомство с тетрадью в клетку.

3 . Знакомство с порядковым числительным. Ориентировка на листе бумаги.

4. Порядковый счет. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами.

Февраль

1. Независимость числа от величины. Части суток. «широкий»,  «поуже», «самый узкий».

2. Числа 1,2,3,4,5. Вчера, сегодня, завтра. Шар, куб, цилиндр.

3. Порядковый счет. Знание геометрических фигур.

4. Порядковый и количественный счет. Слева, справа, посередине.

Март

1. Порядковые числительные. Влево, вправо.

2. Числа от 1 до 5. Величина.

3. Порядковый счет. Ориентировка в пространстве.

4. Сравнение чисел 4 и 5. соотнесение количества предметов с цифрой.

Апрель

1. Порядковый счет. Ориентировка на листе бумаги.

2. Порядковый и количественный счет. Сравнение реальных предметов с геометрическими телами.

3. Цифры от 1 до 5. Ориентировка в пространстве.

4. Количество и счет. Широкий, узкий. Времена года.

Май

1. Повторение порядкового счета.

2. Повторение порядкового и количественного счета.

3. Повторение цифр и чисел от 1 до 5.

Содержание  воспитательно-образовательной  работы

по развитию элементарных математических представлений

в подготовительной группе  для детей с ЗПР

1.Действия с группами предметов. 

  1. Соотношение «одинаковые» — «разные» на основе практических упражнений в сравнении предметов.
  2. Составление групп предметов, одинаковых по какому-либо одному признаку, различных по другим признакам.
  3. Сравнение групп предметов методом взаимно-однозначного соотнесения (приложение, наложение), употребление предлогов: на, над, под.
  4. Понятия: столько же, равно, одинаково, больше, меньше, один, пара.
  5. Способы уравнивания групп предметов путем увеличения количества предметов в меньшей группе или уменьшения их количества в большей группе. Сопровождение практических действий словами: прибавил, стало больше, убавил, стало меньше.

2.Размер предметов 

  1. Понятия: большой — маленький, больше — меньше, одинаковые по размеру, самый маленький (большой); высокий — низкий, выше — ниже, одинаковые по высоте, самый низкий (высокий); длинный — короткий, длиннее — короче, одинаковые по длине, самый короткий (длинный); толстый — тонкий, толще — тоньше, одинаковые по толщине, самый тонкий (толстый); глубокий — мелкий, глубже — мельче, одинаковые по глубине, самый мелкий (глубокий) — на основе сравнения двух (нескольких) предметов, отличающихся одним или несколькими параметрами.
  2. Способы сравнения: приложение, наложение.
  3. Понимание сходства и различия предметов по их размерам. Умение правильно использовать термины для обозначения размера предметов при их сравнении. Составление групп предметов с заданными свойствами.
  4. Измерение длины, ширины, высоты и толщины окружающих предметов с помощью условной мерки, определение объема жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки.

3. Цвет  предметов

  1. Продолжать знакомить детей с цветом как одним из свойств  пред мета.
  2. Учить сравнивать предметы по цвету, находить предметы определенного цвета;
  3. Выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предмета (формы, величины, функционального назначения). Выявлять закономерность в изменении цвета.

4. Геометрические фигуры

  1. Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

5. Количество и счет

  1. Счет предметов в различном направлении и пространственном расположении. Понимание того, что последнее числительное относится ко всей группе предметов, а не к последнему из них. Независимость количества предметов от их цвета, формы, размера, расстояния между ними, направления счета, от расположения в пространстве.
  2. Счет предметов на слух, по осязанию, счет движений. Присчитывание и отсчитывание предметов по одному с называнием итога: «Сколько всего?», «Сколько осталось?»
  3. Соотнесение числа с количеством предметов. Цифры. Со отнесение цифры, числа и количества.
  4. Число 0  и его обозначение.
  5. Порядковый счет предметов до 10. Воспроизведение последовательности чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа. Называние пропущенного числа, соседних чисел,  предыдущего и последующего числа; понимание выражений:  до, после, между, перед, за.
  6. Закрепление состава чисел в пределах 5 на основе практических действий с предметами.
  7. Состав чисел в пределах 10 из отдельных единиц и из двух меньших чисел.
  8. Название и обозначение чисел от 0 до 10. Воспроизведение последовательности чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа.
  9. Умение иллюстрировать различные случаи состава чисел на наглядных пособиях, рисунках.
  10. Сложение и вычитание в пределах 10.Практические действия с предметами, раскрывающие сущность сложения и вычитания, как подготовка к арифметическим действиям.
  11. Знакомство с арифметической задачей. Составление задач на основе наблюдений и действий с предметами. Запись решения задачи в виде примера. Задачи на нахождение суммы и остатка.

6. Пространственные и временные понятия

  1. Положение предметов в пространстве: далекий — близкий, дальше — ближе; вверху — внизу, выше — ниже; правый — левый, справа — слева; спереди — сзади; внутри — снаружи.
  2. Понятия: около, рядом, посередине, между, за, перед.
  3. Умение ориентироваться в тетради, альбоме.
  4. Временные понятия: сегодня, вчера, завтра.
  5. Части суток: утро, день, вечер, ночь, их последовательность.
  6. Неделя, дни недели, их последовательность.
  7. Знакомство с названием текущего месяца.

Планируемые результаты работы:

Дети должны знать: состав чисел в пределах 10.

Дети должны уметь:

  1. читать и записывать числа до 10',
  2. уметь присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10;
  3. решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка с помощью сложения и вычитания;
  4. распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал;
  5. пользоваться знаками и обозначениями: +, —, =, >,<, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Тематическое планирование  по разделу программы

«Развитие элементарных математических представлений»

в подготовительной группе   детей с ЗПР

Сентябрь

1. Число и цифра 1. Ориентировка во времени.

2. Число и цифра 2. знаки +, =. Ориентировка в пространстве.

3. Числа и цифры 1, 2, 3. геометрические фигуры .

4. Число и цифра 4. соотнесение количества предметов и цифр, величина, работа в тетрадях в клетку, круг.

Октябрь

1. Число и цифра 5, знаки +, =, независимость числа от величины, времена года.

2.Состав числа 6, знаки +, =, длинный, короче, еще короче, самый короткий.

3.Числа и цифры 3, 4, 5, 6, знаки больше, меньше, равно, квадрат, треугольник.

4.Числа 4, 5,6, установление соответствия между числом и цифрой и количеством предметов.

Ноябрь

1. Числа 1, 2, 3, 4, 5,0, ориентировка во времени, геометрические фигуры.

2. Числа 0, 4, 5, 6, количество и счет, ориентировка во времени и пространстве.

3.Число и цифра 7, количество и счет, геометрические фигуры, величина.

4. Числа и цифры  от 1 до 7. Состав числа 7. Дни недели.

Декабрь

1. Числа  и цифры от 1 до 8. Знаки «+», «-». Времена года.

2. Порядковый счет. Состав числа 8 из двух меньших. Деление предмета на 4 части.

3. Решение примеров. Ориентировка в пространстве. Геометрические фигуры.

4. Знаки больше, меньше. Геометрически фигуры.

Январь

1. Числа от 1 до 9.Величина. ориентировка во времени.

2. Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Величина. Геометрические фигуры.

3 . Число 10. Работа в тетрадях в клетку. Геометрические фигуры.

4. Цифры от 1 до 10. Состав числа 10 из двух меньших. Геометрические  фигуры.

Февраль

1. Решение задач. Количество и счет. Ориентировка во времени. Знаки «+», «-».

2. Решение задач. Сложение и вычитание, порядковый счет.

3. Решение примеров на сложение и вычитание. Ориентировка в пространстве.

4. Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Знаки больше, меньше. Дни недели. Трапеция.

Март

1. Решение задач. Сложение и вычитание. Ориентировка во времени. Геометрические фигуры.

2. Решение задач на вычитание. Установление соответствия между числом и цифрой.

3. Решение задач. Порядковый счет дни недели, времена года.

4. Сложение числа из двух меньших. Ориентировка на листе.

Апрель

1. Решение задач. Ориентировка во времени. Геометрические фигуры.

2. Порядковый счет. Ориентировка в пространстве. Работа в тетради в клетку.

3. Порядковый счет. Состав числа из двух меньших. Геометрические фигуры.

4. Решение задач. Времена года.

Май

1. Повторение решения задач.

2. Повторение состава числа из двух меньших.

Содержание  воспитательно-образовательной работы

по художественно-эстетическому воспитанию

в группе   детей с ЗПР

Предметное рисование

1.  Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по – разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы и т.д.). Учить передавать движения фигур.

  1. Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций .Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т.п.)..
  2. Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).
  3. Учить детей рисовать кистью разными способами: широкие линии – всем ворсом, тонкие – концом кисти; наносить мазки, прикладывать кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

Декоративное рисование

  1. Учить составлять узоры по мотивам городецкой, гжельской росписи: знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).
  2. Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.).
  3. Учить ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объёмные фигуры.

Сюжетное рисование

  1. Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу.
  2. Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они не загораживали друг друга.

Аппликация

1. Учить детей силуэтному вырезыванию предметов, соблюдая их форму, строение и пропорции, развивать чувство композиции.

2. Учить детей создавать несложную композицию: по-разному располагать в пространстве изображения домов, дополнительные предметы. Закреплять приемы вырезывания и наклеивания, умение подбирать цвета для композиции. Развивать творчество, эстетическое восприятие

Лепка

1. Учить детей передавать форму, строение, пропорции и характерные особенности фруктов при лепке с натуры, использовать знакомые приемы: оттягивание, сглаживание и др.

2. Учить детей лепить фигуру человека в движении. Добиваться отчетливости в передаче формы, движения. Учить отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции. 

Планируемые результаты работы:

Дети должны знать: особенности изобразительных материалов

Дети должны уметь:

В рисовании:

1. Изображать предметы  (с натуры, по представлению)

2. Использовать разнообразные композиционные  решения, изобразительные материалы.

3. Использовать различные цвета для создания выразительных образов.

4. Выполнять узоры по мотивам народного декоративно прикладного искусства.

В лепке:

1. лепить предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы.

2. Создавать изображения по мотивам народных игрушек.

В аппликации  

1. изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезывания, обрывания бумаги, смятие.


Тематическое планирование  по разделу программы

«Художественно-эстетическое воспитание».

Рисование

в старшей и подготовительной группе   детей с ЗПР

Сентябрь

1. Осень.

2. Овощи на блюде.

3. В саду созрели яблоки.

4. Укрась платочек (декоративное рисование).

Октябрь

1. Знакомство с акварелью.

2. Золотая осень.

3.Фрукты в вазе.

4.Ветка рябины.

5. Осенний лес.

6. Идет дождь.

7. Укрась красиво блюдечко.

8. Укрась красиво чашку.

Ноябрь

1. Любимая игрушка.

2. Неваляшка.

3. Барышня по мотивам дымковской игрушки.

4. Уголок групповой комнаты.

5. Бурый медведь.

6. Семья ежей.

7. Поздняя осень.

8. Сказочный домик.

Декабрь

1. Зима.

2. Снежинка.

3. Усатый – полосатый.

4. Ели большие и маленькие.

5. Птицы синие и красные.

6. Снегирь на ветке.

7. Наша нарядная елка.

8. Дед Мороз.

Январь

1. Ветка ели с игрушками.

2. Зимние забавы.

3. Автобус едет по улице.

4. Снеговик.

5-6. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи.

Февраль

1. Деревья в инеи.

2. Красивые деревья зимой.

3. Рисование на полоске (элементы хохломской росписи).

4. Рисование в силуэте (элементы хохломской росписи).

5. Автопортрет.

6. Бравый солдат.

7. Дети делают зарядку.

8. Комнатные растения.

Март

1. Мимоза.

2. Портрет мамы.

3. Дома на нашей улице.

4. Любимая сказка.

5. Ветка вербы.

6. Грачи прилетели.

7. Золотая хохлома.

8. Посуда хохломская.

Апрель

1. Барышня.

2. Нарисуй узор.

3. Перелетные птицы.

4. Роспись индюка.

5. Ракета летит в космос.

6. Одуванчики в траве.

7. Весенний букет в вазе.

8. Я с мамой иду в детский сад.

Май

1. Любимое время года.

2. Салют над городом.

3. Букет нарциссов.

4. Цветут сады.

Тематическое планирование  по разделу программы

«Художественно-эстетическое воспитание».

Лепка

в старшей и подготовительной группе  детей с ЗПР

Сентябрь

1. Овощи.

Октябрь

1. Корзина с грибами.

2. Ветка рябины (плоскостная).

Ноябрь

1. Любимая игрушка.

2. Зайчик.

Декабрь

1. Птичка.

2. Снежинка (плоскостная).

Январь

1. Наши гости на новогоднем праздники.

2. Снегурочка.

Февраль

1. Собака.

2. Кролик с морковкой.

Март

1. Кувшинчик.

2. Птицы на кормушке.

Апрель

1. Козленочек.

2. Царевна лебедь.

Май

1. Животные жарких стран.

Тематическое планирование  по разделу программы

«Художественно-эстетическое воспитание».

Аппликация

в старшей и подготовительной группе   детей с ЗПР

Сентябрь

1. Осенний ковер.

Октябрь

1. Осенний букет.

2. Ваза с фруктами.

Ноябрь

1. Мой любимый мишка.

2. Белочка.

Декабрь

1. Снеговик.

2. Снегирь на ветке.

Январь

1. Дома на нашей улице.

2. Автобус.

Февраль

1. Собака.

2. Красивый коврик.

Март

1. Подарок маме.

2. Сказочная птица.

Апрель

1. Скворечник

2. Космический корабль.

Май

1. Весенний сад.

Литература.

1.Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада.- Учитель – Воронеж: 2006.

2.Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной деятельностью. - М.:2006.

3.Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольника. – М.: 1992.

4. Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги. – Ярославль: 2010.

5. Белошистая А.В. Волшебные комочки. – М.: 2006.

6. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. – М.: 1988.

7. Волина В. Праздник числа. – М.: 1993.

8. Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе  детского сада, Развитие речи. – Воронеж: 2005.

9. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: 1983.

10.Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М.: 2005.

11. Зырянова Л.Н. Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях. – Ростов – на – Дону: 2013.

12. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: 1991.

13. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников  5-6 лет. – М.:2002

14. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников  4- 6 лет. – М.:2002

14. Лесовская С.А. Зверушки из пластилина.- М.: 2013.

15. Метлина Л.С. Математика в детском саду.- М.: 1984.


[1] ЗПР – задержка психического развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекционно-развивающая работа в группе детей с задержкой психического развития»

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений. Основ...

Шпаргалка для родителей. Из опыта работы с родителями детей, имеющих задержку психического развития

На занятиях по развитию фонематических представлений в старшей группе для детей с задержкой психического развития учитель-логопед знакомит детей с большим количеством терминов. Большинство родителей п...

Перспективный план работы логопеда в старшей группе детей с задержкой психического развития.

Представлено планирование работы логопеда с группой детей с задержкой психического развития по следующим разделам:- Общие речевые навыки- Развитие моторики речевого аппарата- Развитие общей мотор...

Конспект открытого комплексного занятия по конструированию с математическим содержанием в группе детей с задержкой психического развития.

Конспект открытого комплексного занятия по конструированию с математическим содержанием в группе детей с задержкой психического развития. Дети подготовительной группы второго года обучения в дет...

Дипломная работа: "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ"

Практическая значимость данной работы состоит в том, что данный материал может  быть использован студентами педагогических колледжей, при изучении психологической готовности старших дошколь...

Занятие по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детей с задержкой психического развития "Зимушка - зима"

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детей с задержкой психического развития "Зимушка-зима"...

«Коррекционно-развивающая работа в группе детей с задержкой психического развития»

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений. Основ...