Шпаргалка для родителей. Из опыта работы с родителями детей, имеющих задержку психического развития
статья (старшая группа) по теме
На занятиях по развитию фонематических представлений в старшей группе для детей с задержкой психического развития учитель-логопед знакомит детей с большим количеством терминов. Большинство родителей плохо ориентируются в этих понятиях и не способно помочь ребенку. С целью довести до родителей необходимые термины и понятия им выдается представленная ниже «Шпаргалка для родителей», в которой в доступной форме изложены все необходимые сведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Шпаргалка для родителей «Звуки речи»
Из опыта работы с родителями детей, имеющих задержку психического развития
На занятиях по развитию фонематических представлений в старшей группе для детей с задержкой психического развития учитель-логопед знакомит детей с большим количеством терминов: звуки речевые и неречевые, гласные и согласные, твердые, мягкие, звонкие, глухие. Дети учатся давать акустическую характеристику звуков, овладевают навыками фонематического анализа.
Ребенку, имеющему задержку психического развития, порой сложно усвоить такое количество терминов, но и родители мало, чем могут помочь своему малышу. По данным проведенного нами опроса только около 20% родителей безошибочно ориентируются в этих понятиях и способны помочь ребенку выполнить звуковой анализ слова или дать акустическую характеристику отдельного звука.
С целью довести до родителей необходимые понятия, в начале учебного года на родительском собрании, мы проводим круглый стол, на котором рассказываем о том, как выполнять дома задания логопеда, каков порядок работы по изучению звука, что значит дать характеристику звука, что такое звуковой, слоговой и звукобуквенный разбор слова, знакомим со всей необходимой терминологией. В помощь родителям выдается представленная ниже «Шпаргалка для родителей», в которой в краткой и доступной форме изложены все необходимые сведения. Если такой работы недостаточно и родители вместе с детьми продолжают допускать ошибки при выполнении заданий, то работа с родителями проводится уже индивидуально.
Шпаргалка для родителей «Звуки речи»
- Наша речь состоит из предложений.
- Предложение — это законченная мысль.
- Предложения состоят из слов.
- Слова состоят из звуков.
- Звук речи – то, что мы слышим и произносим.
- Буква — это знак, обозначающий звук или несколько звуков. Буквы мы видим, пишем и читаем.
- Звук на письме обозначается буквой.
- Звуки речи делятся на гласные и согласные.
В русском языке шесть гласных звуков: [А, У, О, И, Э, Ы].
При произнесении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды, выходит свободно. Гласным звуком мы можем позвать того, кто находится далеко от нас.
- На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
- Гласных букв — десять
А, У, О, И, Э, Ы — соответствуют звукам, Я, Ю, Е, Ё (йотированные), которые обозначают два звука: (Я — [ЙА], Ю — [ЙУ], Е — [ЙЭ], Ё — [ЙО])
- в начале слова (яма, ель, ёж, юла);
- после гласного звука (маяк, каюта, поёт, тает);
- после мягкого и твердого знаков (семья, подъезд).
В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук:
Я — [А]. Ю — [У], Е — [Э], Ё — [О] (ключ – буква ю обозначает звук [у] и мягкость согласного звука [л’], мяч – буква я обозначает звук [а] и мягкость согласного звука [м’]).
Согласные звуки — звуки, при произнесении которых воздух, выходящий изо рта, встречает преграду (губы, язык, зубы).
- Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяется ладошкой, приложенной к горлышку:
глухие согласные звуки — голосовые связки не работают («горлышко не дрожит») состоят из шума: К, П, С, Т, Ф, X и их мягкие пары, Ц, Ч, Ш, Щ;
звонкие согласные звуки — голосовые связки работают («горлышко дрожит») состоят из голоса и шума: Б, В, Г, Д, Л, М, Н, Р, 3 и их мягкие пары, Ж, Й.
- Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:
согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, БЬ, В, ВЬ, Г, ГЬ, Д, ДЬ, 3, ЗЬ, К, КЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ, П, ПЬ, Р, РЬ, С, СЬ, Т, ТЬ, Ф, ФЬ, X, ХЬ;
всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц
всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ
- Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым.
При определении наличия или отсутствия звука в слове, места звука в слове, следует использовать прием интонационного выделения голосом заданного звука.
Например: «Есть ли в слове «сон» звук О? Послушай внимательно как я произнесу это слово: сОООн. Какой первый звук в слове «сон»? Послушай, как я произнесу это слово: СССон. А теперь послушай, как звучит последний звук в слове «сон» и назови его: соННН. Теперь назови все звуки в слове «сон» по порядку: с, о, н. Сколько всего звуков в этом слове?»
Уважаемые родители! Во время занятий с ребенком будьте терпеливы, тактичны и внимательны! Не проявляйте излишней настойчивости, но учите ребенка доводить начатое дело до конца. Хвалите и поощряйте его за правильные ответы, а в случае ошибок подбадривайте, и верьте в то, что у Вас всё получится!
Желаю удачи!
Учитель-логопед коррекционной группы для детей с ЗПР
ГОУ детский сад №2085 Нарышкина Ю.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Коррекционно-развивающая работа в группе детей с задержкой психического развития»
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений. Основ...
Перспективное планирование работы с родителями в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития учителя-дефектолога за 2015-2016 учебный год
Календарно-тематический план работы с родителями в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР учителя-дефектолога за 2015-2016 учебный год. Разновозрастная....
Индивидуальная образовательная программа для детей, имеющих задержку психического развития
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 установлено: « … содержание образования и условия организации ...
Консультация для родителей «Формирование математических представлений у детей, имеющих задержку психического развития в игровой деятельности»
К началу школьного обучения дети имеют разный уровень элементарных математических знаний и умений. Одни знают все цифры и геометрические фигуры, неплохо считают с пом...
консультация "Формирование математических представлений у детей, имеющих задержку психического развития в игровой деятельности"
консультация "Формирование математических представлений у детей, имеющих задержку психического развития в игровой деятельности"...
Консультация для родителей: «Формирование математических представлений у детей, имеющих задержку психического развития в игровой деятельности»
К началу школьного обучения дети имеют разный уровень элементарных математических знаний и умений. Одни знают все цифры и геометрические фигуры, неплохо считают с помощью счетных палочек и решают прос...