Психологический словарь
материал по теме
Предварительный просмотр:
Психологический словарь
Анализ - расчленение целого на части и выделение этих частей.
Анализатор - нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма.
Аффект - сильное, бурно протекающее эмоциональное переживание.
Адаптация - приспособление, привыкание организма к новым условиям.
Безусловный рефлекс - наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимое воздействие внешнего мира или изменение внутренней среды организма.
Вариация - изменение.
Ведущая деятельность - деятельность, определяющая характер психического развития на том или ином этапе детства.
Внимание - направленность психической деятельности на объект, сосредоточенность на нем.
Возбуждение - свойство живых организмов, активный ответ возбуждаемой ткани на раздражение.
Воля - сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности.
Воображение - психический процесс создания новых наглядных образов на основе имеющихся представлений памяти.
Восприятие - целостное отражение предметов, событий, возникающее при непосредственном воздействии раздражителя на рецепторные поверхности органов чувств.
Воспитание - целенаправленное и систематическое воздействие на человека с целью формирования у него определенных форм поведения, мировоззрения и умственных способностей.
Генетический - относящийся к происхождению.
Госпитализм - синдром патологии психического и личностного развития, являющийся результатом отделения младенца от матери.
Готовность к школьному обучению - желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка.
Деятельность - активное, отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Деятельность складывается из действий.
Дифференциация - разделение, расчленение целого на многообразные и различные формы и ступени.
Знак - элемент действительности, выступающий в качестве заместителя другого элемента действительности (язык, письмо, счет, рисование)
Знаковая функция - способность использовать знаки.
Идеомоторный - переход представлений о движении мышц в реальное выполнение этого движения.
Иерархия мотивов - система побудительных сил поведения, в которой менее значимые побуждения подчинены более значимым.
Имплицитный - совокупность неосознаваемых предположений о мотивах поведения и структуре личности.
Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
Интериоризация - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.
Иррадиация - способность нервного процесса распространяться из места своего возникновения на другие нервные элементы.
Каприз - негативная реакция, проявляющаяся в стремлении настоять на своем вопреки доводам разума.
Кинестезия - ощущение движения, положения частей собственного тела и проводимых мышечных усилий.
Коммуникация - смысловой аспект социального взаимодействия.
Комплекс оживления - эмоционально-двигательная реакция младенца на появление взрослого.
Континиум - непрерывное, сплошное (мат. термин).
Личность - человек как продукт общественно-исторических отношений, имеющий определенные индивидуальные качества.
Лонгитюдный - длительное, систематическое изучение одних и тех же испытуемых.
Манипулирование - элементарное действие с предметом, производимое без учета его назначения.
Методика исследования - конкретное воплощение метода в соответствие с целью исследования.
Методы исследования - способы получения фактов о проявлении психики.
Моделирование - организация того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды.
Мышление - психический процесс обобщенного, опосредованного отражения объективной действительности.
Моральные (нравственные) чувства - высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям, к обществу и своим общественным обязанностям.
Навык - автоматизированный способ выполнения действия.
Негативизм - сопротивление, стремление сделать наоборот.
Наглядно-действенное мышление - мышление, протекающее в наглядно-воспринимаемой ситуации, обусловленное внешними ориентировочными действиями с предметами.
Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, включающей обмен информацией, взаимодействие, восприятие и понимание другого человека.
Онтогенез - процесс развития индивидуального организма.
Ориентировочное действие - действие, направленное на обследование предметов с целью получения информации/
Ориентировочная деятельность - совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения.
Орудийные действия - действия, в которых один предмет - орудие употребляется для воздействия на другие предметы.
Ощущение - психический познавательный процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств, признаков предмета, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Память - запечатление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом собственного опыта.
Психика - системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира.
Понятие - основное средство человеческого мышления, отражение общих и существенных свойств предметов и явлений действительности.
Предметная деятельность - ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста, в процессе которой происходит присвоение общественно выработанных способов употребления предмета.
Реальные отношения (в игре) - отношения между детьми как партнерами по общему делу, направленные на регулирование хода игры (распределение ролей, планирование сюжета, разрешение недоразумений и др.)
Речь внутренняя - вид использования языка вне процесса реальной коммуникации.
Рефлекс - закономерно возникающий ответ организма на раздражения; рефлексы делятся на безусловные и условные.
Рефлексия - способность осознавать свои особенности, осознавать, как эти особенности воспринимаются другими, и строить свое поведение с учетом возможных реакций других.
Речевая деятельность - использование человеком языка в качестве средства общения и орудия мышления.
Рецептор - переферическая специализированная часть анализатора, которая воспринимает раздражение.
Роль статусная - соответствующий принятым нормам поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Ролевые отношения детей - отношения, разыгрываемые детьми в соответствии с сюжетами игры.
Самооценка - оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Сензитивность - повышенная чувствительность.
Семантика - смысловая сторона языка, отдельных слов и частей слова.
Самоутверждение - стремление реализации собственных притязаний на признание и вызванное этим стремлением поведение.
Сенсорные эталоны - сложившиеся представления об основных свойствах предметного мира (цвет, форма, величина предметов* высота звуков и т.д.).
Синдром - определенное сочетание признаков явления, объединенных единым механизмом возникновения.
Синектика - метод активизации коллективного творчества. Для обсуждения проблемы собираются специалисты разных областей и с разным жизненным опытом. Столкновение самых неожиданных мнений, невероятных аналогий приводит к рождению новых идей.
Синтез - процесс практического или мысленного воссоединение целого из частей.
Системный анализ - методический подход к анализу явлений, когда оно рассматривается как система, не сводимая лишь к сумме своих элементов, обладающая структурой.
Социометрический статус - положение субъекта в системе межличностных отношений.
Структура - совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его устойчивость и тождество самому себе.
Соотносящие действии - действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные взаимоотношения.
Сознание - высший уровень психическою отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.
Самосознание - оценка человеком своих потребностей, мотивов, влечений, способностей и личностных качеств.
Торможение - активный, связанный с возбуждением процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров пли рабочих органов.
Умение - освоенный субъектом способ выполнения действия на основе приобретенных знаний и навыков.
Упрямство - частный случаи негативизма. 2/ Немотивированное противодействие всему тому, что исходит от других. 3/ Особенность поведения как дефект волевой сферы индивида, выражающийся в стремлении во что бы то ни стало поступить по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей.
Усвоение - основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта.
Условный рефлекс - приобретенный рефлекс, возникающий в течение жизни организма при определенных условиях действия раздражителя.
Филогенез - возникновение и эволюция форм сознания в ходе истории и человечества.
Характер - индивидуально-своеобразное сочетание существенных свойств личности, проявляющихся в поступках и выражающих отношение человека к действительности. Характер не является врожденным, а формируется в процессе обучения и воспитания.
Цель- объект, на который направлены действия.
Целостность ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).
Эгоцентризм - эхо - «Я» в центре. Отношение к себе самому, как к центру вселенной.
Эгоцентрическая речь - речь, обращенная к самому себе, регулирующая практическую деятельность ребенка.
Эмпатия - постижение эмоционального состояния, проникновения — вчуствование в переживание другого человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цепные и радиальные тесты для пересказа, с опорой на словарь по лесическим темам. Ативизация словаря признаков, наречий, антонимов. Алгоритм работы над текстом в группах компенсирующей направленности (подготовительной)
Материал содержит примеры текстов для пересказа, созданных с опорой на лексические темы. Приведены радиальные и цепные тексты, а также алгоритм работы по подготовке к пересказу. Тексты можно испо...
Семинар-практикум для родителей Тема: «Развитие и обогащение словаря ребёнка. Подготовка детей к школе. Психологическая готовность.»
В статье даны рекомендации по психологической подготовке ребенка к школьному обучению, а также практические советы и игры, которые могут применять родители в повседневной жизни при общении с реб...
Особенности формирования словаря у дошкольников. Рекомендации к формированию словаря.
Дошкольник владеет активным и пассивным словарем, который определяет возможности не только понимания, но и самостоятельного использования в речи общеупотребительных и специфических слов. Уровень...
Семинар - практикум для родителей «Развитие и обогащение словаря ребёнка.Подготовка детей к школе.Психологическая готовность»
Семинар - практикум для родителей «Развитие и обогащение словаря ребёнка.Подготовка детей к школе.Психологическая готовность"....
Развивающий потенциал логических игр в дошкольном возрасте Интеллект (от лат. — разумение, понимание, постижение) — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Так определяет понятие «интеллект» психологический словарь. В свою очер
Развивающий потенциал логических игр в дошкольном возрастеИнтеллект (от лат. — разумение, понимание, постижение) — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. ...
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЛОВАРЯ. ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ
Для обогащения словаря успешно применяется задание на усвоение значений слов путем подбора ряда текстов, в которых предполагается последовательное сужение значения изучаемого слова. При составлении та...