Психологический словарь
материал по теме

Киселева Елена Сергеевна

Психологический словарь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikhologicheskiy_slovar.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический словарь

Анализ - расчленение целого на части и выделение этих частей.

Анализатор - нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма.

Аффект - сильное, бурно протекающее эмоциональное переживание.

Адаптация - приспособление, привыкание организма к новым условиям.

Безусловный рефлекс - наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимое воздействие внешнего мира или изменение внутренней среды организма.

Вариация - изменение.

Ведущая деятельность - деятельность, определяющая характер психического развития на том или ином этапе детства.

Внимание - направленность психической деятельности на объект, сосредоточенность на нем.

Возбуждение - свойство живых организмов, активный ответ возбуждаемой ткани на раздражение.

Воля - сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности.

Воображение - психический процесс создания новых наглядных образов на основе имеющихся представлений памяти.

Восприятие - целостное отражение предметов, событий, возникающее при непосредственном воздействии раздражителя на рецепторные поверхности органов чувств.

Воспитание - целенаправленное и систематическое воздействие на человека с целью формирования у него определенных форм поведения, мировоззрения и умственных способностей.

Генетический - относящийся к происхождению.

Госпитализм - синдром патологии психического и личностного развития, являющийся результатом отделения младенца от матери.

Готовность к школьному обучению - желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка.

Деятельность - активное, отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Деятельность складывается из действий.

Дифференциация - разделение, расчленение целого на многообразные и различные формы и ступени.

Знак - элемент действительности, выступающий в качестве заместителя другого элемента действительности (язык, письмо, счет, рисование)

Знаковая функция - способность использовать знаки.

Идеомоторный - переход представлений о движении мышц в реальное выполнение этого движения.

Иерархия мотивов - система побудительных сил поведения, в которой менее значимые побуждения подчинены более значимым.

Имплицитный - совокупность неосознаваемых предположений о мотивах поведения и структуре личности.

Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Интериоризация - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Иррадиация - способность нервного процесса распространяться из места своего возникновения на другие нервные элементы.

Каприз - негативная реакция, проявляющаяся в стремлении настоять на своем вопреки доводам разума.

Кинестезия - ощущение движения, положения частей собственного тела и проводимых мышечных усилий.

Коммуникация - смысловой аспект социального взаимодействия.

Комплекс оживления - эмоционально-двигательная реакция младенца на появление взрослого.

Континиум - непрерывное, сплошное (мат. термин).

Личность - человек как продукт общественно-исторических отношений, имеющий определенные индивидуальные качества.

Лонгитюдный - длительное, систематическое изучение одних и тех же испытуемых.

Манипулирование - элементарное действие с предметом, производимое без учета его назначения.

Методика исследования - конкретное воплощение метода в соответствие с целью исследования.

Методы исследования - способы получения фактов о проявлении психики.

Моделирование - организация того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды.

Мышление - психический процесс обобщенного, опосредованного отражения объективной действительности.

Моральные (нравственные) чувства - высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям, к обществу и своим общественным обязанностям.

Навык - автоматизированный способ выполнения действия.

Негативизм - сопротивление, стремление сделать наоборот.

Наглядно-действенное мышление - мышление, протекающее в наглядно-воспринимаемой ситуации, обусловленное внешними ориентировочными действиями с предметами.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, включающей обмен информацией, взаимодействие, восприятие и понимание другого человека.

Онтогенез - процесс развития индивидуального организма.

Ориентировочное действие - действие, направленное на обследование предметов с целью получения информации/

Ориентировочная деятельность - совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения.

Орудийные действия - действия, в которых один предмет - орудие употребляется для воздействия на другие предметы.

Ощущение - психический познавательный процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств, признаков предмета, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Память - запечатление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом собственного опыта.

Психика - системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира.

Понятие - основное средство человеческого мышления, отражение общих и существенных свойств предметов и явлений действительности.

Предметная деятельность - ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста, в процессе которой происходит присвоение общественно выработанных способов употребления предмета.

Реальные отношения (в игре) - отношения между детьми как партнерами по общему делу, направленные на регулирование хода игры (распределение ролей, планирование сюжета, разрешение недоразумений и др.)

Речь внутренняя - вид использования языка вне процесса реальной коммуникации.

Рефлекс - закономерно возникающий ответ организма на раздражения; рефлексы делятся на безусловные и условные.

Рефлексия - способность осознавать свои особенности, осознавать, как эти особенности воспринимаются другими, и строить свое поведение с учетом возможных реакций других.

Речевая деятельность - использование человеком языка в качестве средства общения и орудия мышления.

Рецептор - переферическая специализированная часть анализатора, которая воспринимает раздражение.

Роль статусная - соответствующий принятым нормам поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Ролевые отношения детей - отношения, разыгрываемые детьми в соответствии с сюжетами игры.

Самооценка - оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Сензитивность - повышенная чувствительность.

Семантика - смысловая сторона языка, отдельных слов и частей слова.

Самоутверждение - стремление реализации собственных притязаний на признание и вызванное этим стремлением поведение.

Сенсорные эталоны - сложившиеся представления об основных свойствах предметного мира (цвет, форма, величина предметов* высота звуков и т.д.).

Синдром - определенное сочетание признаков явления, объединенных единым механизмом возникновения.

Синектика - метод активизации коллективного творчества. Для обсуждения проблемы собираются специалисты разных областей и с разным жизненным опытом. Столкновение самых неожиданных мнений, невероятных аналогий приводит к рождению новых идей.

Синтез - процесс практического или мысленного воссоединение целого из частей.

Системный анализ - методический подход к анализу явлений, когда оно рассматривается как система, не сводимая лишь к сумме своих элементов, обладающая структурой.

Социометрический статус - положение субъекта в системе межличностных отношений.

Структура - совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его устойчивость и тождество самому себе.

Соотносящие действии - действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные взаимоотношения.

Сознание - высший уровень психическою отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Самосознание - оценка человеком своих потребностей, мотивов, влечений, способностей и личностных качеств.

Торможение - активный, связанный с возбуждением процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров пли рабочих органов.

Умение - освоенный субъектом способ выполнения действия на основе приобретенных знаний и навыков.

Упрямство - частный случаи негативизма. 2/ Немотивированное противодействие всему тому, что исходит от других. 3/ Особенность поведения как дефект волевой сферы индивида, выражающийся в стремлении во что бы то ни стало поступить по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей.

Усвоение - основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта.

Условный рефлекс - приобретенный рефлекс, возникающий в течение жизни организма при определенных условиях действия раздражителя.

Филогенез - возникновение и эволюция форм сознания в ходе истории и человечества.

Характер - индивидуально-своеобразное сочетание существенных свойств личности, проявляющихся в поступках и выражающих отношение человека к действительности. Характер не является врожденным, а формируется в процессе обучения и воспитания.

Цель- объект, на который направлены действия.

Целостность ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).

Эгоцентризм - эхо - «Я» в центре. Отношение к себе самому, как к центру вселенной.

Эгоцентрическая речь - речь, обращенная к самому себе, регулирующая практическую деятельность ребенка.

Эмпатия - постижение эмоционального состояния, проникновения — вчуствование в переживание другого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цепные и радиальные тесты для пересказа, с опорой на словарь по лесическим темам. Ативизация словаря признаков, наречий, антонимов. Алгоритм работы над текстом в группах компенсирующей направленности (подготовительной)

Материал содержит примеры текстов для пересказа, созданных с опорой на лексические темы. Приведены радиальные и цепные тексты, а также алгоритм работы по подготовке к пересказу. Тексты можно испо...

Семинар-практикум для родителей Тема: «Развитие и обогащение словаря ребёнка. Подготовка детей к школе. Психологическая готовность.»

В статье даны рекомендации по психологической подготовке ребенка к школьному обучению, а также практические советы и игры, которые могут применять родители в повседневной жизни при общении с реб...

Особенности формирования словаря у дошкольников. Рекомендации к формированию словаря.

Дошкольник владеет активным и пассивным словарем, который определяет возможности не только понимания, но и самостоятельного использования в речи общеупотребительных и специфических слов. Уровень...

Семинар - практикум для родителей «Развитие и обогащение словаря ребёнка.Подготовка детей к школе.Психологическая готовность»

Семинар - практикум для родителей  «Развитие и обогащение словаря ребёнка.Подготовка детей к школе.Психологическая готовность"....

Развивающий потенциал логических игр в дошкольном возрасте Интеллект (от лат. — разумение, понимание, постижение) — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Так определяет понятие «интеллект» психологический словарь. В свою очер

Развивающий потенциал логических игр в дошкольном возрастеИнтеллект (от лат. — разумение, понимание, постижение) — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. ...

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЛОВАРЯ. ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ

Для обогащения словаря успешно применяется задание на усвоение значений слов путем подбора ряда текстов, в которых предполагается последовательное сужение значения изучаемого слова. При составлении та...