Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №10»
Организация предметно – развивающей среды.
Составила: Горбушина Наталья Геннадьевна воспитатель 1 категории. г. Горнозаводск – 2013 год.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы… Е.И. Тихеева Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Определяющим моментом создания среды является педагогическая идея, цель. Достижение этой цели осуществляется через реализацию выбранной образовательной программы. Создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности. Если в группе окажется мальчиков больше, чем девочек, - среда должна быть иной, чем там где девочек больше. Особенности среды во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. Если воспитатель знаток своего города, любит изучать его вместе с детьми, конечно, это найдет отражение в обстановке. Другой педагог предпочитает уделять внимание изобразительной деятельности – это также будет заметно в созданной среде. Таким образом, нет жестких, детализированных требований к построению среды в разных образовательных учреждениях, поскольку образовательные программы, состав детей, педагогические кадры могут существенно отличаться друг от друга. Вместе с тем, можно выделить наиболее общие положения (требования) при создании развивающей среды в дошкольных учреждениях, основанные на современных подходах к образованию. Требования к организации предметно-развивающей среды - В каждой возрастной группе нужно создавать условия для самостоятельной активной целенаправленной деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театральной).
- Организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Среда организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как во что играть. Подбор оборудования и материалов для групп определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами. Например, для детей третьего года жизни нужно свободное, достаточно большое пространство, где можно удовлетворить потребность в активном движении: катании, игры с крупными двигателями. Группе четырехлетних необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с большим количеством атрибутов. У детей среднего дошкольного возраста ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, создании своего мира в укромных уголках. Поэтому дети пятого года жизни будут с удовольствием уютные домики и другие сооружения, рассчитанные на игру 2 – 3 человек. В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, оборудование необходимо размещать так, чтобы было удобно организовывать совместную деятельность.
- Динамичность – статичность среды. Развивающая среда не может быть построена окончательно. Примерно раз в два месяца часть необходимо заменять, переставлять оборудование. В группе нужно иметь «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящиках сосредоточены разные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, которые позволят детям самостоятельно изменять пространственную среду с позиции своих интересов.
- Функциональность предметов развивающей среды. В обстановке группы должны находиться только те материалы, которые востребованы детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будет использовано, его следует вынести. Группа не должна походить на склад для хранения материалов и пособий.
- Среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим:
- интересам мальчиков и девочек. Например, для старшего дошкольного возраста в центре ручного труда и конструирования следует разместить образцы изготовления различной техники (мальчикам), сумочки, куклы с гардеробом вещей, предметы быта (девочкам); - «зоне ближайшего развития». В обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям определенного возраста, должно быть включено приблизительно 15 % материалов, ориентированных на более старший возраст. 6. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха. Это могут быть подиумы с мягкими подушками, легкие воздушные беседки из прозрачной ткани, мягкая мебель в тихой зоне возле цветов, аквариумов. Развивающая предметная среда группы должна способствовать реализации цели, задач и содержания выбранной программы. В РФ утверждено несколько комплексных программ («Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой; «Радуга» Т.Н. Дороновой; «Детский сад – дом радости» Н.М. Крыловой; «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой). Цели образования дошкольников в этих программах существенно отличаются друг от друга, а следовательно организация жизненного пространства детей в каждом случае имеет свои особенности. Программа «Детство» ЦЕЛИ - Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения.
- Развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению умственные способности и речь.
- Стимулировать творческую активность детей, воображение, желание включиться в деятельность.
Девиз программы: «Чувствовать – познавать – творить». Создание среды в соответствии с содержанием образовательной программы «Детство» требует ориентации на концепцию целостного развития дошкольника как субъекта детской деятельности, что предполагает: - последовательное изменение предметно-игровой среды в соответствии с возрастом детей; - учет половых особенностей и предпочтений детей; - направленность на развитие ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями, создание положительных отношений между детьми; - стимулирование творческих замыслов детей, индивидуальных творческих проявлений. Предметно-развивающая среда должна побуждать к фантазии и воображению. Детские центры развития ИГРОВОЙ ЦЕНТР - Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр,
- Оборудование для режиссерской игры:
- многофункциональные кубики; - макеты (объемные – домики, гаражи, плоскостные – карты-схемы игрового пространства, ширмы); - наборы образных (объемных и плоскостных) игрушек небольшого размера: человечки, солдатики, герои мультфильмов и книг, игровое оборудование (мебель, посуда); - животные (сказочные, реалистичные; в старшей группе – фантастические существа); - неоформленный игровой материал: кубики, шарики, колечки от пирамидок, бутылочки; - символы пространства (реки, солнце, скамейки, цветы, грибы; в старшей группе – неопознанные предметы и объекты; в подготовительной к школе группе – мелкие плоскостные изображения и несколько игровых полей). ЦЕНТР ГРАМОТНОСТИ Литературный центр - Книги, рекомендованные для чтения детям этого возраста:
- произведения фольклора, - сказки русские народные и народов мира; - произведения русской и зарубежной классики; - произведения современных авторов (рассказы, сказки, стихи). 2. Книги, любимые детьми этой группы. 3. Сезонная литература. 4. Обменный фонд (для выдачи на дом). 5. Детские журналы (старшая группа). 6. Детские рисунки. 7. Словесное творчество (альбомы загадок, рассказов, составленных детьми). 8. Увлечение детей (открытки, календари). Центр речевого творчества Игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма. - Тактильные дощечки, разные на ощупь (5\10 см). Наклеить кусочек искусственного меха, наждачную бумагу, кусочек мягкой ткани, воск от свечи, чтобы на поверхности образовались застывшие капли, кусок веревки или толстый шнурок, спички или маленькие толстые палочки, скорлупки от орехов, фольгу или целлофан, бархат или бархатистую ткань, рубчатую ткань, крупу, чешуйки от шишки.
- Коллаж – лист картона, на который наклеиваются или накладываются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры.
- Настольно-печатные игры.
- «Волшебная книга» (составляется из рассказов детей и оформляется их иллюстрациями).
Театрализованная деятельность - Шапочки, маски для игр-драматизаций на темы любимых сказок.
- Кукольный театр.
- Театр из игрушек-самоделок.
- Театр резиновых игрушек.
- Пальчиковый, перчаточный, варежковый театры.
- Клубковый театр.
- Театр марионеток.
- Плоскостной театр.
- Теневой театр.
- «Уголок ряженья»: костюмы, украшения – кулоны, бусы, пояски, браслеты, манжеты, короны, бабочки, жабо, платочки с кружевами, косыночки, шарфики, шляпки, ленточки на ободках.
- Атрибуты для театрализованных и режиссерских игр (элементы костюмов).
- Книги с картинками-липучками, наборы вырезанных картинок, не соотносящиеся по размеру, цвету.
- Игры, разрезанные картинки.
Центр науки Детское экспериментирование и опыты - Материалы по разделам: песок и вода, звук, магниты, бумага, стекло, резина.
- Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы.
- Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема.
- Мерные ложки (от детского питания).
- Сита и воронки.
- Резиновые груши разного объема.
- Половинки мыльниц.
- Формы для льда.
- Резиновые перчатки.
- Медицинские материалы (пипетки с закругленными концами, шприцы без игл, колбы, деревянные палочки).
- Гибкие пластиковые или резиновые трубочки, соломки для коктейля.
- Гигиенические безопасные детские шампуни, растворимые, ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки).
- Взбивалка, деревянные лопатки и шпатели для размешивания.
- Разноцветные стаканы из-под йогурта, сметаны или плоские емкости-упаковки (для рассматривания песчинок, глины).
- Лупы.
- Клеенчатые фартуки.
- Нарукавники.
- Щетка, совок, тряпки.
- Технический материал – гайки, скрепки, винтики.
- Разные виды бумаги.
- Прочие материалы: воздушные шары, масло, свечи.
- Природный материал.
- Утилизированный материал (кусочки кожи, дерева, винтики).
- Карточки-схемы проведения экспериментов.
- Индивидуальные дневники для экспериментирования.
- Условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки (по правилам работы в уголке экспериментирования).
- Персонажи, наделенные определенные определенными чертами (в младшей группе – любознательный, в средней – удивляющийся, в старшем возрасте – задающий вопросы почемучка), от имени которых моделируется проблемные ситуации.
Уголок природы - Комнатные и искусственные растения.
- Аквариум.
- Декоративные птицы, млекопитающие.
- Сезонный растительный материал.
- Место для труда.
- Календарь наблюдений.
- Ящики с посадками.
- Календарь природы.
- Макеты.
- Музейный и коллекционный материал.
- Модель времена года.
ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР - Конструкторы с разными способами крепления деталей.
- Игры типа «Танграм».
- Силуэты, картинки, альбомы, конструктивные карты (поэтапное выполнение работы).
- Простейшие чертежи.
- Опорные схемы.
- Необходимые для игр материалы и инструменты.
ЦЕНТР ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ (ИГРОТЕКА) - Семейные и групповые альбомы.
- Стенд с семейными фотографиями детей группы, сопровождаемые именами и датами рождения.
- Фишки, символические предметы для моделирования пространственного расположения участников фотографий.
- Ростомеров, изготовленные в виде силуэтов куклы, медвежонка (разные).
Для детей 3 – 4 лет - Игра «Чудесный мешочек».
- Игры на соотнесение предметов, геометрических фигур по цвету, размеру и группировка их по 1 – 2 признакам (например, большую корзинку – большие мячи; в красную коробку – красные кубики).
- Игры на раскладывание в ряд с чередованием геометрических фигур, предметов по размеру, цвету (выложи дорожку к домику кругом, квадратом, затем снова кругом).
- Нанизывание бус на шнур, чередование разного размера, формы.
- Настольно-печатные игры с использованием специальных пособий на различение и называние геометрических фигур по цвету, размеру, форме (рамки-вкладыши).
- Геометрическая мозайка.
- Две-три матрешки.
- Пирамидки из 3 – 4 колец одинакового и разного размера.
- Предмета одежды разного размера и назначения.
- Игры на развитие сенсорных процессов и способностей (геометрическое лото, Подбери ключ к замку).
- Игры с алгоритмами – заданной последовательностью действий.
Для детей 4 – 5 лет - Игры – логические кубики, уголки, «составь куб».
- Серия: «сложи узор», «куб-хамелеон», «геоконд», «волшебный куб», «сложи картинку».
- Дидактические пособия: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.
- Игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Достройка»).
- Модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений.
- Игры для освоения величинных, числовых, пространственных отношений («составь такой же узор»).
- Игры с алгоритмами, включающие 3 – 5 элементов простых действий («выращивание дерева»).
- Альбомы с образцами логических упражнений.
- Альбом для детского творчества.
Для детей 5 – 7 лет - Игры «Танграм», «Головоломки Пифагора», «Кирпичики», «Уникуб».
- Трафареты, линейки.
- Игры «Петнамино», «Забавные мячи».
- Игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»).
- Игры с цифрами, монетами.
- Игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины. (часы-конструктор, весы и т.д.).
- Игры с алгоритмами.
- Модели числовых и временных отношений (числовая лесенка, дни недели).
- Календарь, модель календаря.
- Игры для развития логического мышления, освоения шашек и шахмат.
ЦЕНТР ИСКУССТВА Оборудования для изобразительной деятельности - Полочка с подлинными произведениями искусства.
- Трафареты, лекала, геометрические формы, силуэты.
- Краска, кисти, карандаши, мелки, фломастеры.
- Белая и цветная бумага.
- Ножницы
- Пластилин, салфетки.
- Губки, штампы, тампоны.
- Стеклышки, свечи.
- Силуэты одежды, предметов декоративно-прикладного искусства.
- Доски для рисования мелком.
- Детские и взрослые работы по рисования, аппликации.
- Баночки для воды.
- Природный и бросовый материал.
- Дидактические игры.
Для детей 2 – 4 лет - Предметы быта: вышитая, расписная одежда, расписная посуда, глиняные игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская), деревянные (семеновская, полохов-майданская, матрешки, грибки, кони-каталки), соломенные.
- Скульптура малых форм, изображающая животных (анималистическая).
Для детей 3 – 4 лет (дополнительно к указанным выше) - Игрушки из глины (тверская, вятская).
- Из дерева (богородская, архангельские птицы из щепы).
- Предметы из резной бересты: коробка, шкатулки (архангельские, вологодские).
- Расписные разделочные доски (городецкие).
- Подносы (жостовские).
- Расписная посуда (новгородская, псковская, вятская).
- Скульптура разных видов (малая пластика, декоративная).
Для детей 5 – 7 лет 1. Произведения русского прикладного и искусства других народов, игрушки из глины, из дерева, щепы, соломы, папье-маше, предметы быта из бересты, росписи и резьба, керамическая посуда, кружево, вышивка из разных областей, чеканка. 2. Скульптура малых форм. 3. Монументальная скульптура 4. Станковая скульптура: бюсты, портреты. 5. Архитектура: жилищная, декоративная, общественно-гражданская. ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (СПОРТА) 1. Спортивный комплекс. 2. Мини-физкультурные уголки. 3. Материалы для игр. ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ 1. Разный бросовый материал. 2. Ткань. 3. Дерево. 4. Природный материал. 5. Опорные схемы. 6. Операциональные карты. 7. Простейшие чертежи. 8. Модели. ЦЕНТР ПОВСЕДНЕВНОГО БЫТОВОГО ТРУДА 1. Предметы и материалы для обучения детей приготовлению блюд, починке одежды, стирке, глаженью. 2. Девочкам – для обучения вышиванию, шитью на детской швейной машинке. 3. Мальчикам – для обучения выжиганию, моделированию, работы молотком, пилой.
СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО В ДОУ Духовное и материальное состояние общества зависит от тех основ, которые заложены в создании детей, поэтому коллектив ДОУ уделяет большое внимание организации и содержанию предметной среды, окружающей ребенка. Созданная коллективом ДОУ модель построения жизненного пространства направлена на обеспечение максимально-комфортного состояния ребенка и иго развития. Данная модель учитывает принципы и требования к организации и содержанию предметно-развивающей среды, а также рекомендации реализуемой в ДОУ программы «Детство». Модель построения жизненного пространства в ДОУ Организационные условия | Материально-технические условия | - Обеспечение контакта между взрослыми и детьми в зависимости от дистанции общения
Учет комфортной дистанции взаимодействия: взрослый – ребенок; ребенок – взрослый. Создание общего психологического пространства общения с каждым ребенком и группой в целом. | Разноуровневая мебель, регулируемая по высоте. Нетрадиционные формы столов (подковообразные, ленточные, трапецевидные и т.д.). Уголки уединения с удобной мебелью, подушками и т.д. Красивый ковер – место для общего сбора детей.
| - Обеспечение возникновения и развития познавательных интересов у ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств.
Создание композиции среды совместно с дизайнером, художником, педагогом-психологом с учетом детской субкультуры. Работа с эскизами, выбор цветовой гаммы, материалов, создающих атмосферу уюта и радости. Выбор месторасположения центров активности в соответствии с рекомендациями программы, возрастными особенностями детей, их интересами. Соответствующая санитарно-гигиеническим требованиям расстановка мебели и оборудования. Определение места в группе для оформления собственных выставок репродукций,рисунков, крупномасштабных пособий и т.д. Моделирование игрового пространства группы в соответствии с возрастными особенностями и интересами детей. Разработка алгоритма построения предметно - развивающей среды в соответствии с темой (проектом) недели. | Звуковой дизайн – фонотека с записью плеска воды, шума моря, пения птиц, шелеста листвы и т.д. Наличие в составе единого пространства групповой комнаты балконов различной модификации (корабль, теремок, машина и т.д.), полифункциональной конструкции (с мостиками, лесенками, площадками, перилами и т.д., изготовленными из дерева) стимулирует ребенка к физической или творческой активности. Оснащение познавательных центров активности в соответствии с темой проекта недели дидактическим материалом, пособиями, средствами, схемами, моделями, энциклопедиями, картами и др. Оснащение лаборатории «научных открытий», дома книгоиздательства, импровизированного театра, музея, библиотеки, игротеки, художественной мастерской.Оснащение игровой среды определеннымнаборомфункционально-игровых предметов (кухня, прачечная, парикмахерская, магазин, больница и др.),предметами-заместителями, бросовым материалом и др., развивающими фантазию и творчество детей.Оборудование костюмерной,с разнообразными аксессуарами одежды и т.д. Разнообразные наборы дидактических развивающих игр, конструкторов, спортивно-игрового оборудования (батуты, мячи-прыгуны, сухой бассейн, современные спортивные комплекты). | - Обеспечение стабильности-динамичности развивающей среды
Создание проекта возможного изменения среды. Предоставление ребенку права видоизменять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со вкусом и настроением. | Сборно-разборные домики легкой конструкции. Пластмассовая мебель, переносные зоны. | - Обеспечение одновременной реализации различных видов деятельности
Оптимальное использование функциональных помещений. Подключение к групповой комнате части спальни, приемной (для создания уголков уединения, проведения сюжетно-ролевых игр, центров литературы). Предоставление возможности свободной ориентации ребенка в пространстве (символы, стрелки). | Наличие музыкального, физкультурного зала, зала ЛФК, кафе «Жемчужина», семейной комнаты, учебного класса, бассейна, сауны, органично входящих в структуру общего внутреннего коммуникационно - рекреационного пространства, открытого для общения детей и взрослых. Создание для реализации неформального общения «Островка безопасности», «Аллеи здоровья», галереи детского творчества, проведение персональных выставок, рабочих стендов «Мое настроение», «Я самый, самый…», «Звезда недели», «Вести из семьи». | - Обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия
Доступность всего, что окружает ребенка, обеспечивающая его функциональную активность. Реализация традиций ДОУ. Реализация оптимальной двигательной активности детей.
| Оформление информационных стендов для родителей. Создание гостиной для детей и родителей (дизайн, оформление близкое к домашней обстановке). Проведение семейных праздников в помещениях (музыкальный зал). Наличие личностного пространства с полкой для личных вещей, игрушек, фотографий и т.д. Наличие зеркал в помещениях ДОУ.
|
Много лет в ДОУ ведется работа по формированию способностей к органичному вхождению ребенка в мир взрослых вещей овладению элементарными навыками безопасного обращения с техническими и бытовыми приборами (электрическими чайниками, тостерами, миксерами, овощерезками, ножами). Развиваются и приобретаются жизненные и специальные навыки в доступных видах труда. Данный подход позволяет значительно обогатить трудовую деятельность детей, пробудить интерес и желание трудиться для себя и других, содействовать рождению собственной инициативы. Высокий воспитательный потенциал среды способствует формированию целостного познания мира, придает новое качество жизни, облагораживает мир ребенка.
Основные подходы к созданию развивающей среды в ДОУ В структуре среды, влияющей на формирование личности ребенка, выделяется природная социальная среда, она имеет множество элементов. О воспитательных возможностях среды для подрастающего поколения писали Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер, П.П. Блонский. Как подчеркивал А.С. Макаренко воспитывает среда, «организованная наиболее выгодным образом». Новаторским явлением стал опыт работы «Школы под голубым небом» В.А. Сухомлинского, в которой использовался воспитательный потенциал природной среды (обучение на природе). В 80-е гг. 20 в. активно изучалось взаимодействие среды (А.Т. Куракин, М.В. Новиков, В.Я. Асвин). Стал использоваться термин «образовательная среда», была разработана теоретическая модель содержания образования (В.И. Слободчиков 1997), стержнем которой является образовательная среда. Модель представляет собой систему «человек – образовательная среда – мир – предметные формы – искусство – общество). Описанные основные характеристики образовательной среды (Н.Б. Крылова, Ю.С. Мануйлов, 2001). Средоориентированное образование (воспитание, обучение), считает Е.В. Рыбак предполагает научное осмысление системы терминов: предметная, культурная, духовная и духовно-материальная, природная, информационная, внешняя и внутренняя, развивающая, социокультурная, эмоциональная, комфортная. Относительно сферы дошкольного воспитания чаще всего применяют термин «развивающая среда». Л.В. Свирская понятие «предметно-развивающая среда» предполагает классифицировать как духовную, материальную, предметную. Под развивающей средой понимается не только предметное окружение. Она должна быть особым образом выстроена, чтобы наиболее эффективно влиять на развитие ребенка. Создание развивающей среды в рекомендациях «по экспертизе образовательных программ» для ДОУ РФ рассматривается как необходимое требование для их реализации (Р.Б. Стеркина, 1995). В последние годы появились парциональные программы специализации личности ребенка с целью формирования благоприятной среды воспитания и обучения, укрепления духовных связей воспитывающих и воспитуемых, развитие самосознания дошкольников («мы основа безопасности жизнедеятельности, азбука нравственности, вместе, чудесный город»). Требования к среде развития – важный компонент государственного стандарта дошкольного образования. Среда развития ребенка как комплекс материально – технических, санитарно – гигиенических, эргономических, эстетических, психолого – педагогических условий, обеспечивающих жизнедеятельность детей и взрослых, является предметом экспертизы в период лицензирования и аттестации ДОУ. С этой целью разработаны критерии оценки условий пребываний детей в детском саду. Ребенок – дошкольник даже обладая элементарными навыками чтения, не может самостоятельно использовать книгу, как источник знаний. Социальный опыт, новые сведения об окружающем мире он получает в процессе непосредственного общения со взрослыми. Поэтому очень важно, чтобы она была именно развивающей. Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды его активности (умственную, физическую, игровую), становится основной для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования. Создание развивающей среды в ДОУ стало важнейшим направлением реформы дошкольного образования в России. Основные подходы к его осуществлению сформулированы в концепции дошкольного воспитания 1989. Особое место в ней занимает раздел, посвященный созданию развивающей среды, которая должна обеспечить личностно-ориентированное отношение между специалистами и воспитанниками детского сада. В начале 90-х гг. в дошкольных учреждениях России активизируется процесс обновления предметно-развивающей среды. В 1991 г. утвердили целевую программу «Развивающая предметно-игровая среда для детей дошкольного и младшего школьного возраста». Изменение предметной среды рассматривают Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, 1992; как одно из направлений гуманизации и повышении эффективности педагогического процесса в ДОУ и формулирует ряд требований к ее организации: - Свободный, по интересам выбор детьми игрушек и материалов для привлекающего их вида деятельности и реализации своих замыслов;
- Возможность играть как небольшими подгруппами, так и индивидуально, не находится в постоянно утомляющей детей многочисленной группе, пространство групповой комнаты имеет смысл строить нишеобразно, отделяя части комнат низкими стеллажами, ширмами и т.п.
- Пространство групповой комнаты для занятии, лишенной казенной школьной атрибутики.
В 1993 г. творческий коллектив специалистов-представителей разных профессий (психологов, педагогов, дизайнеров, архитекторов) разработал концепцию построения развивающей среды в дошкольном учреждении ( В.А. Петровский, М.Н. Кларина, Л.А. Смыгина, Л.П. Стрелкова), в которой получили дальнейшее развитие общей концепции дошкольного воспитания. Применительно к организации условий жизни детей в детском саду авторы сформулировали следующие принципы построения личностно-ориентированной модели развивающей предметной среды: - Дистанции, позиции при взаимодействии;
- Активности, самостоятельности, творчества;
- Стабильности и динамичности;
- Комплексирования и гибкого зонирования;
- Эмоциагенности, индивидуальной комфортности, эмоциаонального благополучия взрослого и ребенка;
- Сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации;
- Открытости и закрытости;
- Принцип учета половых и возрастных учетов детей.
Один из авторов программы «Детство» М.Н. Полякова под развивающей средой понимает естественную, комфортабельную, уютную обстановку, рационально-организованную насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Она предлагает свой перечень принципов построения развивающей среды в группе детского сада: уважение к потребностям, нуждам ребенка, учета типа, направленности детской деятельности и опережающего характера содержания образования; динамичности, эстетичности среды. Характеристиками развивающей среды, по мнению М.Н. Поляковой должны быть: - Комфортность и безопасность;
- Обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
- Сомостоятельная индивидуальная деятельность;
- Возможности для исследования и экспериментирования;
- Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно- воспитательных комплексах предложила С.Л. Новоселова (1995).
Развивающую предметную среду определяют как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально-моделирующую содержание его духовного и эстетического развития. Основные элементы предметной среды – архитектурно-ландшафные экологические объекты, художественные студии, физкультурно-игровые площадки и их оборудование, крупногабаритные сомасштабные росту ребенка конструкторы (модули, тематические наборы игрушек и пособий, детская библиотека, дизайн студия и музей, музыкально-театральная среда, аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения. Так, С.Л. Новоселова предлагает ключевые концептуальные положения организации развивающей предметной среды. - Все компоненты развивающей предметной среды должны сочетаться между собой должны сочетаться по масштабу, художественному решению; обеспечивать содержательное общение взрослых детьми.
- Развивающая предметная среда приобретает специфику зависимости от вида образовательного учреждения, содержания и воспитания, возраста, уровня развития детей и их деятельности.
- Архитектурно-планировочное решение дошкольных учреждений должно предусматривать создание условий для совместной деятельности детей раннего возраста, учитывать местные этнопсихологические, культурно-исторические и природно-климатические условия.
- Среда должна быть вариативной.
- Исходное требование к предметной среде – развивающий характер. Ее содержание и свойства должны создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития.
- Среда должна быть информативно-богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, обогащение функциональных свойств ее элементов, комплексностью материалов.
- Игровая, спортивная, бытовая, экологическая среды должны быть комфортны на уровне функциональной надежности и безопасности.
Оснащенная таким образом, предметная среда, по мнению С.Л. Новоселовой, не только представляет собой объекты средства деятельности ребенка, но и выступает носителем культуры педагогического процесса, облагораживает труд педагога, предоставляет ему возможности для проявления творчества, служит к поддержанию его личностного и профессионального самоуважения. Разные авторы, исследующие данные проблемы построения развивающей среды, сходятся во мнении, что концепция создания, развивающей среды в целом должна основываться на деятельностно-возрастном системном подходе и опираться на современные представления о предметном характере деятельности, ее развитии и значении для психического значения ребенка. Это значит, что развивающая предметная среда должна соответствовать определенному возрасту, содержанию деятельности детей, целям воспитания и обучения, принципам проектной культуры. В качестве основных принципах конструирования предметно-пространственной среды Т.Н. Доронова называет ее соответствие формы и содержанию образовательного процесса. В названном пособии предлагается примерная рамочная конструкция, отвечающая данным принципам. Для этого пространство группового помещения, считает автор, достаточно разделить на три зоны: - рабочая – для продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности (объекты для экспериментирования); - спокойная – для чтения художественной литературы, игровой (настольные игры) и познавательно-исследовательской деятельности (книги познавательного характера, тематические словари, атласы); - активная – для сюжетной игры и продуктивной деятельности (крупные напольные конструкторы) Границы между зонами должны быть подвижными, легко перемещаться, в виде низких ширм, стеллажей, объемных напольных модулей. Эта рамочная конструкция должна быть конкретизирована педагогами-практиками «под свою группу» с учетом площади группового помещения, имеющегося оборудования, числа детей. В современных дошкольных учреждениях произошли значительные изменения в условии жизнедеятельности взрослых и детей. К позитивным изменениям можно отнести стремление к созданию домашней обстановки благодаря использованию современных строительных материалов при отделке помещений, мягкой мебели в интерьере, что часто не соответствует требованию СанПин выделяется и оснащается специальное помещение для разных видов детской деятельности (изо – и театральные студии, комнаты сказок, рукоделие, конструктивной деятельности, релаксации взрослых и детей (гостиные, компьютерные и хореографические классы, спортивные комплексы, мини-стадионы), продумано используются все имеющие помещения. Полефункционально используются, рационально зонируются для организации различных видов деятельности (игровой, конструктивной, художественной, двигательной), создаются условия для совместной и индивидуальной деятельности детей. Соблюдаются принципы: удобство; доступность при размещении; возраст; соответствие психолого-педагогическим эстетическим, гигиеническим требованиям, предъявляемым к игрушкам, игровому и спортивному оборудованию, традиционно-востребованным остается изготовление атрибутов для оформления интерьера, игрушек-самоделок, поделок из природного и бросового материала руками взрослых и детей, использование предметов-заместителей. В то же время самодельные игрушки предметы интерьера вытесняются достаточно-качественным оборудованиям и игрушками фабричного производства. Несомненно позитивная оснащенность новых образовательных программ необходимыми научными методическими комплектами материалов, пособий, оборудование. Следовательно, дошкольное образовательное учреждение в настоящее время в состоянии решать проблему в создании предметно-развивающей предметно-пространственной среды. Перечисленные подходы в построении предметно-развивающей среды определяет одно из направлений развития сферы дошкольного образования. Они могут осуществляться лишь частично. Для их реализации потребуется инновационное архитектурное проектирование, новый дизайн, оборудование, мебель, игрушки нового поколения. В заключении следует сказать, что определяющий момент в создании развивающей среды – педагогическая цель или идея, которой руководствуется ДОУ в своей деятельности.
Инновационные компоненты предметно-развивающей среды
ЗОНА КОЛЛЕКЦИЙ Для знакомства детей с объектами, для обучения классификации по различным признакам и сенсорным навыков. Коллекции следует располагать в специальных шкафах на уровне доступном для ребенка. Учитываются компоненты: - доступность объектов; - разнообразие; - безопасность; ЗОНА РЕЛАКСАЦИИ Уголок с разными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, для отдыха детей и ухода за растениями. ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ УГОЛОК Включает картографические материалы – карты, схемы, планы, рисунки о природе; снаряжения для походов. УГОЛОК КОСМОСА, ПЛАНЕТАРИЙ Украшается моделями Луны, Солнца, планет, звездной картой, играми и пособиями – картотека созвездий, «собери созвездие», «солнце и планеты». МАКЕТЫ Изготовляются детьми и педагогами – макет района, макет к сказке, климатические и природные зоны. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПИРАМИДЫ Пирамида «Транспорт» - водный, воздушный, автомобильный, железнодорожный и карты-схемы путей движения. В процессе игры ребенок путешествует, переставляя фигуры автомобилей, поездов, самолетов. Пирамида музыкально-шумовая обозначает музыкальный уголок в группе. К ней прикрепляются музыкальные инструменты. Пирамида «Ловкие пальчики» - размещаются игрушки, изготовленные из старой одежды, пластиковых емкостей, разноцветных крышек. Косы для плетения, шнурки, бантики, нити. Пирамида «Край любимый» - карта региона, животные растения. Пирамида «Времена года» - весна, лето, осень, зима, объекты живой и неживой природы. МИНИ-МУЗЕИ Выделяются отдельные участки холлов, групп. Мини-музеи играют большую познавательную и воспитательную роль. Создаются коллективом детей, родителей, воспитателей. Немаловажное значение имеет представление семейных экспонатов, собранных вместе с родителями. Экспонаты снабжаются этикетками с фамилиями и именем ребенка. Можно разместить мини-музеи: «Чудо-дерево», «Город мастеров», «Игрушки-забавы», «Лучший друг», «Мир книги», «Наша Родина – Россия», «Театр костюма», «Театр кукол». Мини-музей «Чудо-дерево» состоит из двух частей: с одной стороны – экспонаты, о жизни дерева в природе – объемная модель дерева, связанные с ним животные, фотографии лесных обитателей и разных деревьев; противоположная стена оформлена в виде деревянного дома, с окошками, через которые виден лес, размещены деревянные изделия – игрушки, предметы быта, поделки из бересты, книги о растениях. Мини-музей «Город мастеров». Городом управляют – сапожник, пекарь, парикмахер, живущие в домиках. Обитатели города – человечки из теста – могут прокатится на поезде, лошадке или просто отдохнуть в своих квартирах. Мини-музей «Лучший друг» создан из экспонатов, связанных с жизнью собак – каменные, деревянные, стеклянные, пластмассовые, бумажные фигуры собак, крупные и небольшие игрушки, детские украшения – игры, открытки, фотоальбомы, календари, марки, журналы, книги, видеофильмы, пластиковые пакеты соответствующими рисунками; фотографии собственных собак и рассказы о них; собаки, сделанные деть и их родителями. Мини- музей «Мир книги» включает виды книг: старинные издания, книжки-малютки, книжки-раскладушки, музыкальные. Мини-музей игрушки-забавы включает все виды игрушек-забав с веревочками, кнопочками и др. Мини-музей «История вещей». Подбираются старинные вещи, предметы быта и домашней утвари – крынки, рушники, лукошки, лапти, чугунки и самовары, ухваты, коромысло, балалайки, патефоны, сундуки, одежда. Мини-музей природы – необычные объекты живой и неживой природы. - Природные объекты – грибы, спилы деревьев, кораллы, брошенные гнезда птиц или ос, перья).
- Географические карты, атласы (карты нахождения музейных экспонатов).
- Вещи, сделанные из природного материала.
- Семейные коллекции марок, открыток, календарей, значков с природной тематикой.
- Предметы, сделанные из отходов.
- Предметы, на которых изображены различные природоохранные и ресурсосберегающие знаки.
Описание экспоната выполняется на отдельных листках бумаги, помещается в папки-файлы. Схема описания экспонатов - Рисунок, фотография экспоната.
- Название – научное, бытовое, народное.
- Где собран – место сбора, его особенности, страна, среда.
- Кем собран: ФИО дарителя.
- Информация об экспонате – где встречается, каковы особенности, как используется человеком.
- Использование в работе с детьми – на что обратить внимание, в каких видах деятельности пригодится.
- Дополнительная литература – для детей и педагогов.
«Бутылочное королевство» Кукла из пластиковых бутылок Этапы изготовления куклы. - Отрезать днище у бутылок в нужных пропорциях.
- Свернуть в трубочку кусочек линолеума, просунуть в горлышки бутылок и соединить туловище и голову.
- Голову будущей куклы обтянуть чулком в два слоя, затянув его на макушке кукольной головы и снизу на шее.
- Из пряжи сделать волосы и прикрепить к голове, оформить детали лица.
- Из бутылки вырезать полоску шириной 1,5 см – будущий каркас рук. Из кожи вырезать детали, изображающие кисти рук.
- Сшить для куклы одежду, соответствующую задуманному образу.
Бутылочный термометр Возьмите пластиковую бутылку объемом в 400 – 500 мл и налей те подкрашенную воду. Затем поместите в нее соломинку для коктейля и закрепите с помощью пластилина – аналог ртутного столбика. Сзади к бутылке прикрепите картонку с нанесенными на нее делениями от 1 до 10. При повышении температуры вода в соломинке будет подниматься, при понижении опускаться. Нестандартное физкультурное оборудование Гамачок Основные движения: бросание, ловля. Гусеница В пластмассовых шарах делают два отверстия, одно точно напротив другого, и нанизывают их как бусинки на шнур. Шнур натягивают на 50 – 60 см выше вытянутых вверх рук ребенка. Дети передвигают шарики гимнастической палкой, шагая друг за другом. Формируется правильная осанка, дети стараются встать на носки и дотянутся до шариков. Мягкая мишень Основные движения: метание в подвижную цель, прыжки подбрасывание вверх, упражнение в равновесии. Поролоновые квадраты (20\20 см) обтягивают тканью, в центре пришивают мишень, в одном из уголков делают петельку (для нанизывания на веревку). Веревку, на которой находится мишень, натягивают через весь спортзал. Дети фронтальным способом могут выполнять метание в цель (раскачать веревку – метание в подвижную цель). - Зажать коленями мишень, прыгать вправо, влево, вперед.
- Мишени разложить на расстоянии 40 – 60 см друг от друга, выполнять прыжки через мишени боком, приставным шагом.
- В одной руке мяч, в другой – мягкая мишень. Подбросить мяч вверх, поймать на мягкую мишень.
- Мишень на голове, руки в стороны. Двигаться по залу с поворотами, зигзагами, спиной вперед, стараться удержать мишень на голове.
Карточки с комплексами упражнений Общеразвивающие упражнения. Коврики для коррекции стопы Материал для ковриков может быть разным: синтетические материалы, нашитые пуговицы, ряды металлических бутылочных пробок.
Центры развития активности детей в групповых помещениях |
|
|