рабочая программа "Театр в детском саду"
рабочая программа (младшая группа) по теме
рабочая программа для воспитанников 2 младшей группы по кружку "Театр в детском саду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение «Социально-досуговый центр детей и молодежи»
Алексеевского муниципального района Волгоградской области
Утверждаю:
Директор МБУ
«Социально-досуговый
центр детей и молодежи»
Ю.А.Николюкин
Участники программы, дети и молодежь – 3-7лет
Срок реализации – 4 года
Разработчик:
Кутузова Екатерина Юрьевна Воспитатель МБДОУ Алексеевский детский сад «Сказка»
ст.Усть-Бузулукская – 2012год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы.
Программа «Театр в детском саду» направлена на развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
По содержанию является – художественно-эстетической
По форме организации – кружковой
По функциональному предназначению – учебно-познавательной
По времени реализации – четырехгодичной.
Программа разработана на основе образовательной (парциальной) программы Развития творческих способностей детей средствами театрального искусства, составленной авторами :Н.Ф.Сорокиной. муз. руководителем, и Л.Г.Миланович зав. ясли-садом №790 ЮЗО г.Москвы. Консультантами: С.И.Мерзляковой, кандидатом педагогических наук, М.В.Ермолаевой, кандидатом психологических наук. Базовое учреждение : ясли-сад № 790 ЮЗО г.Москвы, которая рекомендована Министерством образования РФ и предназначена для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов.
Данная программа является действенным средством развития творческих способностей детей дошкольного возраста и основывается на следующем предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей является процессуальной. Важнейшим в детском творчестве является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка.Художественно-эстетическое воспитание ребенка развивает способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, воспитывает стремление самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развивает креативность.
Новизна программы состоит в том, что впервые научно обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности; на занятиях более расширено используются межпредметные связи, и при проведение занятий впервые используются информационные технологии. Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.
3. «Развитие речи» - на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
6. «Хореография» - где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроения.
Актуальность программы. Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка. Дает возможность познакомить дошкольников с театральным искусством. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощение образа, побуждает их к созданию новых образов.
Цели программы: 1)организация театральной деятельности в дошкольном учреждении; 2)развитие творческих способностей средствами театрального искусства.
Задачи:
- Последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра.
- Поэтапное освоение детьми различных видов театрального творчества по возрастным группам.
- Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
- Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
- Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
- Ознакомление детей с приемами кукловождения настольных кукол.
- Формирование умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
- Поощрение желания участвовать в танцевальных импровизациях.
- Поддерживание стремления играть с музыкальными инструментами, импровизирование на шумовых музыкальных инструментах.
- Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.
- Развитие желания выступать перед родителями, сотрудниками детского театра.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы от 3 до 7 лет, соответствует возрастным периодам дошкольного детства (от 3-4 – младшая; от 4-5 – средняя; от 5-6 – старшая; от 6-7 – подготовительная группа)
Сроки реализации образовательной программы 4 года
Формы занятий: основные занятия, репетиции, развлечения, концерты, спектакли, экскурсии и т.д.
Режим занятий: два занятия в неделю по всем возрастным группам с сентября по май.
Продолжительность занятий: младшая группа – 15 минут, средняя группа – 20 минут, старшая группа – 30 минут, подготовительная группа – 30 минут.
Основные мероприятия по реализации программы:
Октябрь
- Давайте познакомимся”.
- “Мы играем и поем”. (имитация игры на дудочке в свободной пляске “Маша и медведь”)
- Ходит осень по дорожке”. (по сказке “Теремок”)
- “Прогулка по лесу”.
- “Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить”.
- “Игровая викторина по стихам А. Барто”.
Ноябрь
- “ Для деда, для бабы Курочка-Ряба яичко снесла золотое”.
- “Быстро времечко пройдет, и Цыпленок подрастет”.
- “Мы водили хоровод”.
- “Заюшкина избушка”. (театр конусной игрушки)
- “Зеркало, зеркало – скажи…”.
Декабрь
- “Потеряли котятки по дороге перчатки”.
- “Встали детки в кружок – закружились как снежок”.
- “Мешок с сюрпризом”. (театр на картоне)
- “Заходите в гости к нам”.
- “ Во садочке я была…”.
Январь
- “Сказка о глупом мышонке”.
- “Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один”.
- “Ох, и хитрая лиса! Трудно ее выгнать, да!”.
- “Звери в гостях у Снегурочки”.
Февраль
- “Без друзей нам не прожить ни за что на свете”.
- “В гости к ежику и лисе”.
- “Мы актеры”.
- “В гости пальчики пришли”.
Март
- “Весна пришла!”.
- “Смоляной бычок”. (театр мягкой игрушки)
- “Представьте себе…”.
- “Воробей и кот”.
Апрель
- “В тесноте, да не в обиде”.
- “Свет мой зеркальце скажи…”.
- “На болоте две подружки, две зеленые лягушки”.
- “Дайте только срок, построим теремок!”.
Май
- “К нам гости пришли!”.
- “Ладушки – ладошки”.
- “Пчелки – детки, полетели!”.
- “Два веселых гуся”.
Ожидаемый результат освоение программы занятия театральной деятельностью – сделать жизнь ребятишек интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Стремиться к тому, чтобы навыки полученные детьми в театральном кружке, дети смогли использовать в повседневной жизни.
Способы проверки результатов освоения программы: итоговые занятия, тестирование, проведение диагностики, участие в мероприятиях детского сада, районных мероприятиях, просмотры спектаклей с участием детей.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Виды творческой деятельности | Методы развития творческих способностей | Средства развития творческих способностей | Репертуар |
Сентябрь-ноябрь. Вторая младшая группа, 1 квартал | |||
Игровое творчество | Привлечь детей к сочинению коротких сказок, историй | Настольный театр резиновой игрушки | «Медведь и лиса», «Встреча в лесу» (сочиняют дети) |
Песенное творчество | Сопровождение движения куклы песенкой, придуманной ребенком самостоятельно на отдельные слоги | Настольный театр дымковской игрушки | Песенки Маши и Медведя |
Танцевальное творчество | Вызвать эмоциональный отклик и желание двигаться под музыку | Фонограмма | Свободная пляска персонажей сказки «Репка» |
Основы кукловождения | Познакомить детей с приемами кукловождения настольного театра дымковской игрушки | Дымковская игрушка | «В лес за грибами», «Пляска деда и бабы» |
Основы актерского мастерства | Воспитывать внимание, развивать фантазию и воображение детей | Работа у зеркала | Этюды М.Чехова на внимание, веру, наивность и фантазию |
Проведение праздников | Обогащать детей яркими впечатлениями, создавая радостное настроение. Вызывать желание принимать активное участие в празднике | Атрибуты, декорации, необходимые для конкретной обстановки праздника | «Золотая осень» |
Самостоятельная театральная деятельность | Привлечь детей к рассказыванию сказок, чтению потешек, стихов | Выбор предметного окружения по собственному замыслу | |
Декабрь – февраль. Вторая младшая группа, 2 квартал | |||
Игровое творчество | Поощрять стремление детей придумывать диалоги действующих лиц в сказках | Настольный театр конусной игрушки | «Бабушка и внучка», «Лиса и кот», «В гостях у деда Мороза» |
Песенное творчество | Предлагать детям сочинять песенки на отдельные слоги в жанре колыбельной и плясовой | Крупная мягкая игрушка | «Колыбельная для Мишки», «Пляска куклы» |
Танцевальное творчество | Пробуждать детей импровизировать простейшие танцевальные движения под разнохарактерную музыку | Фонограмма, атрибуты для танцевальных импровизаций | Танцевальная импровизация «Танец петрушек», «Танец снежинок» |
Основы кукловождения | Обучить детей приемами кукловождения настольного театра конусной игрушки | Конусная игрушка | «Встреча зайца и лисы», «Пляска лисы и кота», «Бабушка и внучка» |
Основы актерского мастерства | Формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия | Работа у зеркала | Этюды М.Чистяковой на выразительность жеста: «Тише», «Иди ко мне», «Уходи», «До свидания» |
Основы кукольного театра | Развивать эмоциональный отклик на действие персонажей кукольного спектакля, вызвать сочувствие и желание помочь, формировать эмоциональную выразительность речи | Театр конусной игрушки | «Красная шапочка» |
Проведение праздников | Развивать у детей желание активно участвовать в празднике, воспитывать чувство удовлетворения от участия в совместной деятельности | Атрибуты, необходимые для проведения праздника | «Праздник елки» |
Основные принципы драматизации | Вызвать желание участвовать в играх драматизациях, подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жесты, движения | Костюмы, декорации, предметно-игровая среда | «Звери в гостях у Снегурочки» |
Самостоятельная театральная деятельность | Побуждать детей играть с куклами настольного театра | Выбор кукол по собственному желанию и замыслу | |
Март – май. Вторая младшая группа, 3 квартал | |||
Игровое творчество | Поддерживать желание детей коллективно сочинять небольшие сказки, рассказы, придумывая диалоги действующих лиц | Настольный театр мелкой мягкой игрушки | «День рождение слоненка», «Тигренок заболел», «Маша и Жучка» |
Песенное творчество | Побуждать детей сочинять песенки на заданный текст и использовать их в кукольных спектаклях и драматизациях | Костюмы, декорации, атрибуты | Песенка петушка |
Танцевальное творчество | Прививать интерес и любовь к музыке, развивать музыкальные способности ребенка. | Фонограмма, шапочки зверей и птиц, мягкая игрушка, куклы | Танцевальная импровизация с куклами |
Основы актерского мастерства | Развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое | Работа у зеркала | «Лисичка подслушивает», «Вкусные конфеты», «новая кукла», «Молчок» |
Основы кукольного театра | Развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле. Продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей | Театр мягкой игрушки | «Смоляной бычок |
Основные принципы драматизации | Формировать устойчивый интерес к играм-драматизациям, поощрять самостоятельность детей в выборе выразительных средств для создания образа | Костюмы, декорации, атрибуты | «Волк и семеро козлят» |
Проведение праздников | Вызывать у детей желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада | Атрибуты, костюмы, необходимые для проведения праздника | «Путешествие в весенний лес» |
Самостоятельная театральная деятельность | Поощрять стремление детей участвовать в играх-драматизациях | Выбор средств и предметного окружения по собственному желанию и замыслу |
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Н.Ф.Сорокина Играем в кукольный театр. Программа «Театр – Творчество – Дети»
- Ю.А.Вакуленко, О.П.Власенко Театрализованные инсценировки сказок в детском саду
- О.П.Власенко Театр кукол и игрушек в ДОУ
- Е.А.Гальцова Инсценировки и игровые программы
- Е.А.Гальцова Забавные истории обо всем на свете
- Дошкольное воспитание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/25/picture-70784.jpg)
Рабочий журнал воспитателя детского сада II-ая младшая группа
Календарно-тематическое планирование по разным видам деятельности (по всем образовательным областям, предложенных в Программе "От рождения до школы" Н. Е. Вераксы) во 2-ой младшей группе на 1-ый...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/12/picture-805698-1471026937.jpg)
Рабочая программа воспитателя детского сада
Рабочая программа воспитателя детского сада по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (прибощение к изобразительному искусству, изобразительная деятельность) для средней группы ...
Рабочая программа воспитателя детского сада
Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Познавательное развитие" в средней группе детского сада...
Рабочая программа педагога детского сада
Рабочая программа педагога детского сада средняя группа...