Рабочая программа воспитателя детского сада
рабочая программа (средняя группа) на тему
Рабочая программа воспитателя детского сада по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (прибощение к изобразительному искусству, изобразительная деятельность) для средней группы по программе "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы 2015. Разработана на основе ФГОС ДО (Приказ №1155 от 17 октября 2013).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
administratsiya_batyrevskogo_rayona_chuvashskoy_respubliki.docx | 40.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Батыревского района Чувашской Республики
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Батыревский детский сад «Сказка»
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол №__ от «__»____________2015 г. | УТВЕРЖДЕНО Заведующий ___________________ Приказ №_____ от «___»_________2015 г. |
Рабочая программа
по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
(приобщение к изобразительному искусству; изобразительная деятельность)
детей 4-5 лет (средняя группа)
на период с 01 сентября 2015 по 31 мая 2016 года
(составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования
«От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы)
Составители: …………………..
Батырево 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Целевой раздел рабочей программы
Пояснительная записка
- Цель и задачи рабочей программы
- Принципы и подходы к формированию рабочей программы
- Значимые для реализации рабочей программы характеристики
Планируемые результаты освоения рабочей программы
Содержательный раздел рабочей программы
Содержание рабочей программы
Вариативные формы, методы и средства реализации рабочей программы
Особенности образовательной деятельности
Способы и направления поддержки инициативы детей
Взаимодействие с семьями воспитанников
Педагогическая диагностика
Организационный раздел рабочей программы
Комплексно-тематический план работы по реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (приобщение к искусству; изобразительная деятельность) детей 4 – 5 лет.
Традиционные праздники, развлечения и события художественно-эстетического содержания
Организация предметно-пространственной среды
Материально-техническое обеспечение рабочей программы
Литература
Целевой раздел рабочей программы
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана для работы с детьми средней группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Батыревский детский сад «Сказка» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 и зарегистрированным в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., с основной образовательной программой и уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Батыревский детский сад «Сказка» Батыревского района Чувашской Республики, на основе Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2015).
Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, строится на основе региональных особенностей и опирается на авторскую «Программу художественно-творческого развития ребенка-дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства», Л.Г. Васильевой, Чебоксары (1994 г.) и педагогическую технологию З. А. Богатеевой «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях», Москва (1986 г.).
В средней группе организованная образовательная деятельность по изобразительной деятельности проводится 2 раза в неделю по следующим видам организованной деятельности: «лепка» - 1 раз в 2 недели; «аппликация» - 1 раз в 2 недели; «рисование» - 1 раз в неделю.
Учебным планом ДОУ предусмотрена продолжительность непрерывной организованной образовательной деятельности для детей средней группы – 20 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня составляет не более 40 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Допускается осуществлять организованную образовательную деятельность в первую и вторую половину дня. В течение дня ДОУ обеспечивает баланс разных видов активности детей – умственной, физической, а также разных видов детской деятельности, среди которых преобладающей выступает игра. При этом организованная образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на организованную образовательную деятельность.
Педагогическая диагностика (мониторинг) осуществляется два раза в год: в ноябре и в мае.
Цели и задачи рабочей программы
Целью рабочей программы является обеспечение становления у детей эстетического отношения к окружающему миру, а также к искусству чувашского, русского, татарского народного орнамента.
Основные задачи
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
- развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства;
- формировать элементарные представления о видах искусства;
- обеспечивать восприятие произведений изобразительного искусства;
- стимулировать сопереживание персонажам произведений изобразительного искусства;
- обеспечивать реализацию самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей;
- формировать позитивные установки к различным видам изобразительного творчества;
- развивать воображение и творческую активность средствами изобразительной деятельности;
- знакомить с книжной культурой (графикой).
ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ:
- воспитывать эмоционально-личностную отзывчивость и интерес к эстетическому восприятию искусства народного (чувашского, русского, татарского) орнамента.
- формировать способности к созданию выразительного образа в декоративно-орнаментальной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
- обеспечивать реализацию самостоятельной творческой декоративно-орнаментальной деятельности.
- развивать декоративно-игровое творчество.
Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Основными принципами отбора содержания рабочей программы являются: принцип амплификации (обогащения) детского развития (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков), который предусматривает не ускорение развития ребенка, а расширение его возможностей в дошкольных сферах жизнедеятельности, предполагает развитие его личности, творчества и способностей; принцип учета этнокультурной ситуации развития детей, предусматривающий воспитание средствами культуры народов региона; принцип регионализации художественного образования, который предполагает приобщение не только к художественному наследию своего народа, но и воспитание эмоционально-ценностного отношения к национальному искусству других народов, проживающих на территории родного края; принцип развивающего обучения детей (Л.С. Выготский) как непрерывного и продолжительного процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований в развитии; принцип исследовательского познания, который помогает детям обогащать свой опыт, приобретать познания в различных областях, а воспитателям - формировать познавательные интересы и познавательные действия воспитанников в различных видах их деятельности; принцип деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), предусматривающий взаимосвязь восприятия, исполнительства с элементами творчества и собственно творчества как структурных компонентов художественной деятельности (Т.Г. Казакова); принцип обеспечения взаимосвязи орнаментального искусства с устным и музыкальным народным творчеством, которые выступают как «побеги от одного общего корня» (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская); принцип моделирования пространственно-предметной и духовно-эмоциональной художественной среды, которая представляется как вещно-материальная конкретика, обеспечивающая вхождение детей в этнокультурную среду, и как оценочная, построенная на диалоге и способствующая «погружению» в содержание орнаментального искусства; принцип активизации ассоциативного мышления и стимулирования познавательной и творческой активности детей, в соответствии с которым образовательные ситуации каждого блока имеют образную тематику, связанную с особенностями изобразительного искусства; принцип комплексного тематизма, который позволяет сделать процесс художественно-эстетического развития детей целенаправленным и управляемым; принцип интеграции в организации освоения содержания образования, который обеспечивает синтез и объединение образовательных областей.
Значимые для реализации рабочей программы характеристики
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
В 4 – 5 лет у детей значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. Усложняется конструирование. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ:
Реализация задач рабочей программы возможна только при наличии набора подлинных изделий декоративно-прикладного искусства (прежде всего это народные игрушки), который предоставляет информацию о разных национальных культурах (чувашской, татарской, русской) и который обеспечивает вариативность восприятия информации и который поможет ребенку сориентироваться в сложном мире национальной культуры, осознать себя наследником не только своей, но и других культур, расширить знания и представления о мире и о самом себе.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
Планируемые результаты освоения рабочей программы представлены в виде целевых ориентиров как социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений детей на этапе завершения дошкольного образования. К целевым ориентирам художественно-эстетического развития ребенка относятся следующие характеристики:
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – в том числе изобразительной;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, в том числе изобразительной;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, в том числе изобразительной, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены при пользовании изобразительными средствами;
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности, в том числе изобразительной.
ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ:
- ребенок обладает эмоционально-личностной отзывчивостью и интересом к эстетическому восприятию искусства народного (чувашского, русского, татарского, мордовского) орнамента.
- ребенок способен к созданию выразительного образа в декоративно-орнаментальной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
- ребенок использует в самостоятельной творческой деятельности декоративно-орнаментальные образы.
- у ребенка развито декоративно-игровое творчество.
Содержательный раздел рабочей программы
Содержание рабочей программы
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
Включает создание условий для:
- приобщения детей к изобразительному искусству;
- изобразительной деятельности.
В сфере приобщения детей к изобразительному искусству:
Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства.
Познакомить детей с профессией художника. Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (изобразительное искусство). Учить различать жанры и виды искусства: картина (репродукция), скульптура (изобразительное искусство), здание и сооружение (архитектура).
Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм) и создавать свои художественные образы в изобразительной деятельности.
Познакомить детей с архитектурой. Формировать представления о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания), — это архитектурные сооружения; дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д.
Вызывать интерес к различным строениям, расположенным вокруг детского сада (дома, в которых живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр). Привлекать внимание детей к сходству и различиям разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей.
Закреплять умение замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей). Поощрять стремление детей изображать в рисунках, аппликациях реальные и сказочные строения.
Организовать посещение музея (совместно с родителями), рассказать о назначении музея. Развивать интерес к посещению кукольного театра, выставок.
Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации. Знакомить с произведениями народного искусства (изделия народного декоративно-прикладного искусства).
Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.
В сфере изобразительной деятельности:
Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать. Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности. Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук. Обогащать представления детей об изобразительном искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества. Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании, лепке, аппликации. Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации. Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола. Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
Рисование. Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.).
Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей.
Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в
действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.
Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков. Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.
Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения.
Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки — концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.
Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.
Декоративное рисование. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоноских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).
Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и
называть цвета, используемые в росписи.
Лепка. Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы).
Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички). Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.
Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.
Закреплять приемы аккуратной лепки.
Аппликация. Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.
Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разреза-
ния по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Учить составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.). Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов; использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п.
Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг — на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники и т. д.).
Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.
Поощрять проявление активности и творчества.
ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ:
Дать первоначальные представления и знания о чувашском и татарском декоративно-прикладном искусстве.
Знакомить с образным языком искусства: развивать эмоциональное восприятие цвета, вызывать ассоциативные образы, связанные с цветами в народном прикладном искусстве (подводить к пониманию того, что цвета в народном искусстве раскрывают определенное содержание); дать доступные сведения о чувашском, татарском узоре, учить видеть и выделять отдельные элементы. Познакомить со смысловым назначением чувашского орнамента.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на средства художественной выразительности произведений народного прикладного искусства. Побуждать выражать свои чувства и переживания по поводу того или иного произведения народного искусства.
Воспитывать бережное отношение к красоте и уважение к создателям произведений народного декоративного искусства.
В декоративном рисовании. Учить составлять декоративные композиции по мотивам чувашской керамики, по образцу чувашской и татарской народной вышивки и узорного ткачества из простейших элементов народного орнамента, смысловое назначение которых детям известно; развивать композиционные умения в ритмичном и симметричном расположении элементов народного орнамента на полосе, квадрате; формировать чувство цвета.
В декоративной аппликации. Учить составлять декоративные композиции на основе чувашского народного искусства из однородных и разнородных элементов (квадратов, поставленных на угол, различных видов треугольников) , а также татарского растительного орнамента (цветы, листья, тюльпаны, колокольчики) – на полосе, квадрате.
В декоративной лепке. Учить лепить посуду по мотивам народных глиняных и деревянных изделий. Учить создавать несложные украшения и декоративно оформлять их. Развивать активность, самостоятельность в обдумывании цветовой трактовки, установлении последовательности и компановки элементов народного орнамента.
Вариативные формы, методы и средства реализации рабочей программы
Для реализации задач рабочей программы образовательный процесс организуется на значимых для развития детей видах эстетической и изобразительной деятельности (восприятие изобразительного искусства, изобразительная, изобразительно-игровая). Названные виды деятельности организуются по рабочей программе в соответствующих вариативных формах: игровая ситуация, игра-экскурсия, сюжетная игра, праздник-ярмарка, праздник, развлечение, настольный театр кукол, творческая мастерская, творческое задание, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, опыты с красками, оформление выставок детского творчества, игра-путешествие.
Возможным реализовать содержание рабочей программы создается также благодаря разнообразным средствам художественного развития детей. К ним относятся окружающая предметная художественная и игровая среда; искусство (изобразительное, устное, музыкальное); праздники и развлечения, которые обладают особым эффектом введения ребенка в мир искусства и развития интереса к культуре; изобразительная деятельность детей, которая позволяет детям создавать выразительные образы и выражать свое.
В ходе работы с детьми предусматривается использование в работе с детьми художественно-дидактических игр. Для активизации процесса воплощения выразительного образа в рисовании и лепке предусматривается использование такого приема, как показ и объяснение последовательности создания образов предметов.
Кроме того, предполагается широко использовать разнообразные методы и приемы, разработанные ЕМ. Чумичевой, Т.Г. Казаковой, Г.Г. Григорьевой: метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, который способствует оживлению у них ранее пережитых эмоций в процессе восприятия искусства; метод музыкального сопровождения, когда при восприятии изделий искусства звучит музыка, характер и настроение которой созвучны настроению художественной вещи; игровые методы и приемы, которые помогают сосредоточить внимание детей в ходе беседы, создают интерес к произведению, формируют положительное отношение к нему, обогащают содержание рисунка (лепки, аппликации); метод наглядного моделирования с помощью прорезных силуэтов (Т.Г. Казакова), создающий возможность детям получить доступ к скрытым свойствам вещей и раскрыть область особых отношений - отношений модели и оригинала.
Особенности образовательной деятельности
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
Образовательная деятельность по художественному развитию детей 4 - 5 лет с учетом возрастных и психологических их особенностей организуется фронтально.
Содержание художественного образования представляется перед детьми через систему тем, которая проецируется на разные виды художественной деятельности (восприятие произведений искусства, изобразительная, игровая). Задачи рабочей программы реализуются через такие темы недели (месяца), как: «День знаний» (4-я неделя августа — 1-я неделя сентября), «Осень» (2-я – 4-я недели сентября), «Я в мире человек» (1-я – 3-я недели октября), «Мое село, моя страна» (4-я неделя октября – 2-я неделя ноября), «Новогодний праздник» (3-я неделя ноября – 4-я неделя декабря), «Зима» (1-я – 4-я недели января), «День защитника Отечества» (1-я – 3-я неделя февраля), «8 Марта» (4-я неделя февраля – 1-я неделя марта), «Знакомство с народной культурой и традициями» (2-я – 4-я неделя марта), «Весна» (1-я – 3-я недели апреля), «День Победы» (4-я неделя апреля – 1 неделя мая), «Лето» (2-я – 4-я недели мая). Такой подбор тем придает образовательному процессу систематичность.
Кроме того, образовательный процесс по художественному развитию детей включает две его составляющие: совместная партнерская деятельность воспитателя с детьми и свободная самостоятельная деятельность детей. В рамках совместной партнерской деятельности воспитателя с детьми предусматривается решение развивающих задач широко плана; воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию искусства; формирование способности к созданию выразительного образа в изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Самостоятельная деятельность детей, организованная воспитателем, наполняется образовательным содержанием, которое обеспечивает для них выбор деятельности.
ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ:
Содержание этнохудожественного образования представляется перед детьми через темы, которые проецируется на разные виды художественной деятельности (восприятие искусства народного орнамента, декоративно-орнаментальная, декоративно-игровая). Также , образовательный процесс по этнохудожественному развитию детей включает две его составляющие: совместная партнерская деятельность воспитателя с детьми и свободная самостоятельная деятельность детей. В рамках совместной партнерской деятельности воспитателя с детьми предусматривается решение развивающих задач широко плана; воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию искусства народного (чувашского, русского, татарского) орнамента; формирование способности к созданию выразительного образа в декоративно-орнаментальной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Самостоятельная деятельность детей, организованная воспитателем, наполняется образовательным содержанием, которое обеспечивает для них выбор деятельности (декоративно-орнаментальная, декоративно-игровая).
Способы и направления поддержки инициативы детей
Особая роль в развитии активности детей отводится разным видам игр (художественно-дидактическим, сюжетным, подвижным), которые имеют художественно-эстетическую направленность.
Наличие в образовательной среде разнообразных материалов обеспечивающих возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, лепкой, конструированием, моделированием, выполнением поделок из природного и бросового материала и пр.
Создание педагогом атмосферы принятия и поддержки во время занятий детьми творческими видами деятельности.
Проведение инструктажа по технике безопасности при пользовании красками, клеем, ножницами и другим инвентарем во время занятий детьми творческими видами деятельности.
Поддержка детской инициативы в воплощении замысла и в выборе необходимых для этого средств.
Оказание помощи и поддержки в овладении необходимыми для реализации творческого замысла техническими навыками.
Организация выставок продуктов детского творчества в группах и в помещениях дошкольного учреждения.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Направлениями работы по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников в направлении художественного развития детей являются повышение художественно-педагогической культуры родителей и привлечение их к активному участию в деятельности детского сада.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
План взаимодействия с семьями по художественному развитию детей
Сентябрь: Беседа на тему «Содержание психолого-педагогической работы с детьми 4 – 5 лет по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Октябрь: Участие родителей в развлечении «Краски осени».
Ноябрь: Консультация на тему «Воспитание у детей эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию искусства».
Декабрь: Организация на сайте детского сада работы «Домашней школы: алгоритм рисования акварельными красками».
Январь: Выставка совместного творчества детей и родителей «Зимушка хрустальная».
Февраль: Консультация на тему: «Домашний изо-уголок».
Март: Коллективное творчество родителей и детей: «Праздник 8 марта».
Апрель: Семинар-практикум «Нетрадиционные техники рисования деятельности детей 4-5 лет в условиях домашнего воспитания».
Май: Конкурс «Папа, мама и я - творческая семья»: «Рисуем лето».
Июнь, июль, август: Вернисажи совместного творчества детей и их родителей и педагогов.
ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ:
План взаимодействия с семьями по этнохудожественному развитию детей
Сентябрь: Беседа на тему «Работаем по «Программе художественно-творческого развития ребенка-дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства».
Октябрь: Консультация на тему «Воспитание у детей эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию искусства народного орнамента».
Февраль: Семинар - практикум «Организация декоративно-орнаментальной деятельности детей 4 – 5 лет в условиях домашнего воспитания».
Март: Участие родителей в празднике народного костюма (чувашской, русской, татарской).
Июнь, июль, август: Совместные вернисажи совместного творчества детей и их родителей, а также педагогов по теме: «Удивительный мир народных игрушек».
Педагогическая диагностика
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
Оценка индивидуального развития детей производится воспитателями в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Методами педагогических наблюдений по изобразительной деятельности и приобщению к искусству являются: индивидуальные беседы; наблюдение за процессом художественного творчества, свободной деятельностью детей; диагностические ситуации, игровые диагностические задания.
ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ:
Методами педагогических наблюдений за уровнем освоения региональной программы «Программа художественно-творческого развития ребенка-дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства», Л.Г. Васильевой, Чебоксары (1994 г.) и педагогической технологии З. А. Богатеевой «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях», Москва (1986 г.), являются: индивидуальные беседы; наблюдение за процессом художественного творчества, свободной деятельностью детей; диагностические ситуации, игровые диагностические задания.
Литература
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 и зарегистрированный в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изменениями на 27 августа 2015 года).
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038).
- Постановление Правительства РФ от 5.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Баранова Е. В., Савельева А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
- Васильева, Л. Г Технология составления рабочей программы в дошкольном образовательном учреждении / Л .Г Васильева, И.В. Махалова. Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения. - Чебоксары: Новое время, 2010.
- Васильева, Л.Г Рабочая программа педагога детского сада / Л.Г. Васильева // Народная школа. - 2012. - № 3.
- Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. – М.: Мозаика- Синтез, 2013.
- Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.
- Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, К-2010.
- Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. — М.: Мозаика-Синтез,
- Комарова Т. С. Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. М., 2005.
- Комарова Т. С., Филипс О. Ю. Эстетическая развивающая среда. — М., 2005.
- Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. — М., 2005.
ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ:
- Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – Москва: Просвещение, 1986.
- Васильева Л.Г. Программа художественно-творческого развития ребенка-дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства. – Чебоксары: 1994.
- Васильева Л.Г. Чувашское орнаментальное и устное народное творчество дошкольникам. – Чебоксары: 2001.
- Васильева Л.Г. Загадочный мир народных узоров. Развитие у детей 5 -7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. Учебно-методическое пособие. – Чебоксары: 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя детского сада
Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Познавательное развитие" в средней группе детского сада...
Рабочие программы воспитателя детского сада "Березка"
Соответствуют ФГОС ДОО....
Рабочие программы воспитателя детского сада "Березка"
Соответствуют ФГОС ДОО....
Рабочая программа воспитателя детского сада
Программа для средней группы...
Пример . Рабочая программа воспитателя детского сада 1 младшей группы.
Рабочая программа для детского сада...
Методическая разработка.Пояснительная записка к рабочей программе воспитателя детского сада.
Методическая разработка. Пояснительная записка к рабочей программе воспитателя детского сада....
Методическая разработка.Пояснительная записка к рабочей программе воспитателя детского сада.
Пояснительная записка к рабочей программе воспитателя детского сада. Методическая разработка....