Образовательная программа «Развивающие игры для малышей» 2-ой год обучения
учебно-методический материал (средняя группа) по теме
план-программа по развивающим играм с сентября по май для средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_2.docx | 36.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
«Развивающие игры для малышей»
Для детей средней группы (4-5 лет)
2-ой год обучения
Занятия проводятся по подгруппам при количестве детей до 10 человек.
Длительность занятия – 15-20 минут.
В неделю – 1занятие.
В месяц – 4 занятия.
В год – 36 занятий.
Задачи:
1.Развитие психических процессов—памяти, мышления, внимания, логики, целеполагания. А также формирование и развитие коммуникативности, эмоциональности, фантазии и преодоление эгоцентризма.
2.Развитие речи — фонематического слуха, звукопроизношения, артикуляции, речевого дыхания. Расширение словарного запаса.
3.Развитие мелкой моторики, координации движений, согласованности речи и движений.
4.Формирование конструктивных навыков.
Структура занятия:
- Вводная, коммуникативная игра.
- Загадки, речевое упражнение.
- Упражнение на логику, внимание.
- Двигательное упражнение.
- Конструктивная, экспериментальная деятельность.
Оснащение:
- Отдельное помещение с ковром.
- Мячи, обручи, дорожки.
- Фланелеграф.
- Различный демонстрационный и раздаточный материал.
- Наборы строителя.
Дидактический материал:
- Разрезные картинки.
- Обучающие пазлы.
- Игры на подбор цветового соответствия.
- Кубики Никитина «Сложи узор».
- Блоки Дьенеша.
- Геометрические формы.
- Счетные палочки для счета и конструирования.
- Дидактический материал М. Монтессори.
- Различные тематические лото.
План – программа
(сентябрь – май)
Сентябрь
Цикл занятий-презентаций дидактического материала М.Монтессори.
1. «Розовая башня».
- Вводная коммуникативная игра «Эхо».
- «Слушаем тишину». Развитие слухового восприятия:
- что мы слышим?
- определи источник звука?
- составим пары звучащих коробочек.
- Физминутка «Шли детишки по дорожке…».
- Знакомство с «Розовой башней». Методика построения сериационного ряда, контроль ошибок.
2. «Геометрические тела».
- Упражнение «Мой веселый, звонкий мяч…»
- Знакомство с геом. телами и их проекциями на плоскость.
- Двигательное упражнение «Друг за другом ровным кругом…» (внимание, координация движений).
- Упражнение «Волшебный мешочек» (развитие тактильных ощущений, лексики, мелкой моторики).
- Свободное конструирование из геом. конструктора (строителя). Знакомство со свойствами и возможностями геом. тел.
3. «Числовые штанги и веретена».
- Вводное упражнение «Зеркало». Повтори движение, изображенное на карточке-образце.
- Знакомство с математическим материалом М.Монтессори для обучения счету до 10 в прямой и обратной последовательности: числовые штанги и веретена.
- Физминутка «Мы сначала будем хлопать…» (счет, чувство ритма, согласованность речи и движений).
- Самостоятельная работа с материалом. Контроль ошибок.
4. «Весовые таблички»
- Игра на творческое воображение: «Кто я?»
- Упражнение «Найди отличия». Понятия «такой же», «пара».
-«Что тяжелее?» Выбрать из предложенных предметов самый тяжелый, самый легкий. Построить сериационный ряд от самого легкого до самого тяжелого (3 предмета).
- Двигательное упражнение «Зеркало».
- Знакомство с весовыми табличками. Работа с материалом. Контроль ошибок.
Октябрь.
1. «Осенние листья».
- Загадка (листья).
- Пальчиковая игра «Букет листьев».
- Упражнение «С какой ветки лист?» (Умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, выявлять подобие). Ввод карточек-символов.
- Физминутка «Руки подняли и покачали – это деревья в лесу…»
- Упражнение «Соберем листья» на внимание.
- «Сложи листик» (2-3 части).
2. «Подобие».
- Вводная игра «Обезьянка». Развитие коммуникативности, внимания, координации движений.
- Загадки (устный счет).
- Упражнение «Чем мы похожи и чем отличаемся?» на внимание, анализ, сравнение. Развитие речи, познавательных способностей.
- «Сравни картинки».
- Физминутка «На одной ноге постой-ка!»
- «Сложи узор» (кубики Никитина).
3. «Сад. Огород».
- Вводная игра «Съедобное-несъедобное» на логику, внимание. Развитие координации движений, произвольности.
- Упражнения на классификацию по обобщающему признаку:
- «где что растет?»
- «что лишнее?»
- Физминутка «Урожай собирай».
- Упражнение «Разложим яблоки на полочки» (совместная работа). Логика, счет, сравнение количеств.
- «Закрась только фрукты и обведи соответствующую цифру». Пересечение контуров, пересчет, соответствие количества и цифры.
4. «Ферма».
- Вводная игра на развитие творческого воображения «Покажи животного».
- Конструирование из мелкого строителя «фермы». Совместная работа.
- «Где чей малыш?» (загадки, подбор пары «мама-малыш»). Развитие познавательных способностей, лексики.
- «Кто живет в этом домике?» Развитие ассоциативного мышления.
- Дорисуй «Овечка».
Ноябрь.
1.
- Вводная игра «Раздувайся пузырь…» (развитие коммуникативности, произвольности, речевого дыхания).
- Упражнения-задачи на логику, счет, внимание.
- «Что изменилось?». Упражнение на сравнение по размеру, форме и местоположению.
- Пальчиковая игра (физминутка): «Мы делили апельсин…»
- «На что похоже?». Совместное дорисовывание произвольных контуров для получения образа.
- «Дорисуй». Самостоятельное дорисовывание (развитие воображения, мелкой моторики).
2.
- Вводная игра на воображение и координацию «Море волнуется…».
- Упражнение «Четвертый лишний». Развитие способности выделять обобщающий признак, обосновывать выбор.
- «Найди отличия». Индивидуальная работа с парными картинками.
- Физминутка «Две лягушки».
- «Сложи узор» (кубики Никитина). 2-3 уровень сложности.
3. Геометрические фигуры.
- Вводная игра на противоположности «Скажи наоборот».
- Загадки о геом. фигурах (треугольник, круг, квадрат).
- Упражнение «Волшебный мешочек». Развитие тактильных ощущений, знаний признаков геом. фигур.
- Лабиринт «Дорога домой».
- Физминутка «Шли детишки по дорожке…».
- Подбери пару к своей карточке с геометрическим узором.
-«Какой фигуры не хватает?» Найти закономерность и решить логическую задачу.
4. «Конструктивные треугольники М. Монтессори».
- Вводная игра «У оленя дом большой…» (развитие внимания и координации движений).
- Получение треугольника из квадрата сложением по диагонали.
- Презентация конструктивных треугольников. Преобразование фигур.
- Физминутка «От зеленого причала оттолкнулся пароход…».
- Конструирование из треугольников.
Декабрь.
1. «Сказки».
- Вводная игра «Где мы были, мы не скажем…».
- «Отгадай сказку» (герои сказок «спрятались» за геом. фигурами). Упражнение на развитие ассоциативного мышления, закрепление счета в пределах 10, знаний геом. форм, цветов.
- Игра «Сказки перепутались». Найди героев своей сказки и выложи логическую временную (что сначала?-что потом?) последовательность. Упражнение на развитие логики, умение удерживать в памяти простой линейный алгоритм.
- Физминутка «Три медведя…».
- Упражнение «Три поросенка». Работа в паре, учимся сравнивать и сопоставлять.
- «Закрой окошки в домике» (подбери по форме).
2. «Цвета радуги».
- Вводная игра с мячом «Что бывает … цвета?».
- Загадка (радуга). Повтор цветов радуги с закреплением последовательности.
- Сказка «Разговор карандашей».
- Упражнение на пересечение множеств:
- разнести силуэты по цветовым зонам (обручам);
- пересечение обручей, совместное заполнение области пересечения.
- Лабиринт «Сорви цветок» (раскрасить лепестки цветика-семицветика в цвета радуги).
3. Белый цвет. «Снежинка».
- Вводная игра «Если весело живется…»
- Загадка о снежинке. Развитие воображения, лексики («Снежинка – она какая?»).
- «Определи, чем отличаются снежинки, и дорисуй их».
- «Снежинки на ветках». Упражнение на классификацию предметов по двум признакам.
- Конструирование из палочек «Снежинка».
4. «Логический калейдоскоп».
- Вводная игра «Друг за другом…»
- Самостоятельная работа под контролем воспитателя с дидактическим материалом на поиск закономерности, соответствия, на построение последовательности, сериационного ряда:
- «Что сначала, что потом?»
- «Продолжи ряд».
- «Числовые штанги».
- Обучающие пазлы «Вижу, слышу, чувствую».
- «Составь радугу».
Январь.
1. «Зима».
- Вводная игра «Снег, снег кружится…»
- Загадки о зиме.
- Речевое упражнение с движением «Игры зимой». Развитие речи, согласованности речи и движений, координации движений.
- Рассматривание картины «Зимние забавы». Развитие наблюдательности, лексического запаса, диалогической речи.
- Загадка «Санки».
- Конструирование из мелкого строителя «Горка».
2. «Лес зимой».
- Вводная игра «Небо, земля, вода…»
- Загадки о лесных животных.
- Упражнение на логику, внимание, поиск обобщающего признака: «Кто лишний и почему?»
- «Что изменилось?» (порядковый счет, понятия «между, с краю»).
- Упражнение «Соберем орешки для белочки»:
1.Сортировка блоков Дьенеша по двум признакам.
2.Решение простых арифметических задач (соберем на один орешек больше; на один меньше).
- Упражнение на развитие внимания, памяти, способности удерживать информацию и действовать по простому алгоритму: «Разложи орешки по мешкам» (по памяти).
-Лабиринт «Дорога домой».
3. «Птицы зимой».
- Вводная пальчиковая игра «Прилетали птички…».
- Загадки о зимующих птицах.
- Упражнение «Накормим птичек». Классификация и сортировка геом. фигур по форме, цвету. Отрицание признака.
- Упражнение «Сравни птиц». (Условное изображение снегиря и синицы из геом. фигур).
- Конструирование (сухая аппликация) птиц по памяти.
- Упражнение «Дорожка к кормушке». Выложить дорожку из геом. фигур, не повторив признаки.
4. «Снеговики».
- Загадка «Снеговик».
- Упражнение «Чего боится снеговик?» на логику, знания свойств снега, на способность анализировать и сопоставлять.
- Упражнение «Сложи снеговика». Конструирование из геом. фигур по представлению.
- «Дорисуй, чего не хватает твоему снеговику?».
- Упражнение на развитие воображения «Кого слепили дети из снега?» (определить по силуэту).
Февраль
1.Блоки Дьенеша. Закрепление и систематизация знаний.
- Вводная игра «Зеркало».
- Упражнение «Построй дорожку». Работа с плоскими блоками Дьенеша по заданию (умение определять свойства предметов, следовать определенным правилам, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий – линейный алгоритм).
- Физминутка «На машине ехали…»
- Упражнение «Едем на пожар». По карточкам-заданиям найти блок (умение выявлять и абстрагировать свойства предметов) и найти «адрес», по которому ждут пожарную машину – разветвленный алгоритм.
- Конструирование из плоских блоков по образцу.
2.Блоки Дьенеша. Отрицание.
- Вводная игра «Скажи наоборот».
- Упражнение «Загадки без слов». Ввод символов, обозначающих отрицание признака.
- Физминутка «Где мы были, мы не скажем…»
- Работа с карточками-заданиями.
- Лабиринт «Проведи свою фигуру по дорожке».
3.Блоки Дьенеша. Пересечение множеств.
- Вводная игра «Добавь слово».
- Упражнение «Угощение». Учимся делить предметы на множества, ориентируясь на один обобщающий признак.
- Физминутка «Шли детишки по дорожке…».
- Упражнение «Разложи в обручи». Пересечение обручей-домиков и поиск фигур, отвечающих двум признакам одновременно.
- Индивидуальная работа «Заполни таблицу». Поиск соответствия (пересечение признаков).
4. Блоки Дьенеша. Четыре признака.
- Вводная игра «Эхо». Развитие фонематического слуха, чувства ритма.
- Знакомство с блоками по полному «имени» -- назвать все четыре признака.
- Работа с карточками-заданиями на закрепление знаний.
-Двигательное упражнение на внимание и быстроту реакции «Покажи фигуру».
- Упражнение «Строим поезд» -- «вагончики» должны отличаться друг от друга по двум, трем и четырем признакам.
Март
1. «Последовательность».
- Вводная игра «Зеркало» (тема – «настроение»).
- Загадка «Светофор». Игра на внимание и установление последовательности.
- Двигательное упражнение «Светофор» на внимание, логику и быстроту реакции.
- Упражнение на установление логической последовательности: «Что сначала, что потом?».
- Работа по заданию – выполнение алгоритма действий по вербальной инструкции.
- Упражнение «Дорисуй» (создать из круга образ). Развитие воображения и творческого мышления.
2.
- Вводная игра с мячом «Что бывает…(холодным, теплым, высоким, низким)?»
- Логические задачки на развитие зрительного восприятия и внимания.
- Упражнение «Заколдованные камни»:
1.Узнай по силуэту.
2.Что изменилось?
3.Чего не стало?
- Двигательное упражнение «Море волнуется…».
- Игра «Подбери по форме».
- Упражнение «Дорисуй» (полукруг).
3. «Воображение».
- Игра на развитие творческого мышления и воображения «Кто я – угадайте?».
- Упражнение «Волшебный мешочек» с геом. телами:
1.Определи, что это?
2.На что похоже? (подобие из повседневной жизни).
3.Какой сказочный герой «спрятался» за каждым геом. телом?
- Совместное сочинение сказки. Развитие фантазии, воображения, связной речи, умения работать в коллективе.
- Упражнение «Дорисуй» (треугольник).
4. «Контур, силуэт».
- Вводная игра «Теневой пальчиковый театр» и загадка «Тень».
- Упражнение «Чья это тень?»
- Получение контура и силуэта, используя шаблон.
- Домино «Силуэты».
- Физминутка «Тень».
- Упражнение на внимание и логику: «Найди тень от домика» и «Подбери ключ».
- Самостоятельная работа за столом с шаблонами.
Апрель.
1. «Отражение».
- Загадка «Зеркало».
- Игра «Зеркало». Рассматривание пиктограмм с изображением настроений.
- Упражнение «Волшебный мешочек» (найди такой же предмет).
- Двигательное упражнение «Что у гнома в мешке?»
- Самостоятельная работа с таблицей «Найди отражение».
2. «Мы – художники».
- Вводная игра «Где мы были, мы не скажем…».
- Загадки «Художник, карандаш, палитра».
- Игра на внимание, логику и поиск несоответствия «Что перепутал художник?».
- Физминутка «Две сестрицы, две руки…».
- Упражнение «Сложи картинку».
- Упражнение на развитие воображения, целеполагания «Дорисуй картинку» (из предложенного набора линий и форм создать сюжетную картинку).
3. Логические задачи.
- Вводная игра на внимание, координацию движений, согласованность зрительного восприятия и движений «Если весело живется, делай так…».
- Задачи в стихах «Устный счет».
- Самостоятельная работа – лото «Прочти схему и разложи карточки». Сравнение по двум признакам.
- Физминутка «На машине ехали…».
- Лабиринт.
4. «Веселые человечки».
- Вводная игра «Что бывает… (Только желтым? Только медленным? Только холодным? и т.д.).
- Задачи «Устный счет в стихах». Развитие внимания, способности удерживать информацию в памяти, анализировать, делать выводы.
- Физминутка «Солдатик».
- Упражнение «Посмотрите – повторите». Ввод пиктограмм с условным изображением движений. Развитие согласованности зрительной информации и движений.
- Самостоятельная работа «Нарисуй по памяти одного из человечков».
- Конструирование из геом. фигур «Веселые человечки».
Май.
1. «Калейдоскоп игр».
- Вводная игра «Друг за другом…»
- Самостоятельная работа под контролем воспитателя с дидактическим материалом на поиск закономерности, соответствия, на построение последовательности, сериационного ряда:
1. «Что сначала, что потом?»
2. «Продолжи ряд».
3. «Розовая башня» и «Коричневая лестница».
4. «Прочти схему и выложи карточки».
5. «Подбери по цвету» (оттенки цветов).
2. «Насекомые».
- Вводная игра «Пчелки».
- Загадки о насекомых.
- Упражнение на актуализацию знаний «Каких насекомых ты знаешь?» (набор игрушек-насекомых) и игра на внимание «Что изменилось?».
- Упражнение на соответствие количества и цифры «Посади божью коровку на свой цветок».
- Двигательное упражнение «Найди цветок».
- Конструирование из палочек по представлению «Стрекоза».
3. «Рыбки».
- Загадки «Рыбка».
- Задачи на внимание, логику, сравнение, обобщение, ориентирование в пространстве:
1.Сравни рыбок.
2.Кто лишний?
3. Какая рыбка плывет влево (вправо)? Впереди всех? Позади всех?
- Физминутка «Рыбки весело плескались…»
- Игра-лото на внимание, сообразительность, умение выделять характерные признаки «Поймай рыбку».
- Конструирование по образцу из палочек «Рыбка».
4. «Пруд».
- Вводная игра «Лето».
- Загадки «Жители пруда».
- Моделирование «пруда» (счет, пересчет, сравнение количеств, выстраивание числового ряда, порядковые числительные, соответствие числа и цифры).
- Физминутка « Жук».
- Самостоятельная работа за столом: конструирование по образцу из геом. форм и поиск соответствия «Кто что ест?».
Назначение программы.
Программа «Развивающие игры для малышей» предназначена для детей младшего и среднего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет и от 4 до 5 лет) и рассчитана на два года.
Рекомендована как дополнительная развивающая технология для совместной образовательной деятельности с детьми малыми подгруппами.
Содержание программы и подбор материала согласованны с содержа-нием основной программы по развитию познавательных способностей, математических представлений и театрализованной игровой деятельности.
Целью программы является создание предпосылок и развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности.
Ожидаемый результат.
У детей формируется устойчивый интерес к самостоятельному поиску решений задач, любознательность. Они мотивированы на получение новых знаний через опытно-экспериментальную деятельность, способны анализировать, действовать в соответствии с простейшим алгоритмом, делать простые выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа "Развивающие игры для малышей".
План -- программа по развивающим играм с сентября по май. Младшая группа....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ"
Игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Поэтому интеллектуально развивать ребёнка, необходимо, посредством, игры....
Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 3-4 лет
Общеобразовательная программа «Развивающие игры», реализуемая в нашем детском саду, имеет социально-педагогическую направленность и прдполагает общекультурный уровень освоения....
Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 4-5 лет
Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 4-5 лет...
Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 5-6 лет
Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 5-6 лет...
Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 5-6 лет
Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 5-6 лет...
Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 6-7 лет
Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 6-7 лет...