Образовательная программа «Развивающие игры для малышей» 2-ой год обучения
учебно-методический материал (средняя группа) по теме

план-программа по развивающим играм с сентября по май для средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma_2.docx36.33 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа

«Развивающие игры для малышей»

Для детей средней группы (4-5 лет)

2-ой год обучения

Занятия проводятся по подгруппам при количестве детей до 10 человек.

Длительность занятия – 15-20 минут.

В неделю – 1занятие.

В месяц    – 4 занятия.

В год         – 36 занятий.


Задачи:

1.Развитие психических процессов—памяти, мышления, внимания, логики, целеполагания. А также формирование и развитие  коммуникативности, эмоциональности, фантазии и преодоление эгоцентризма.

2.Развитие речи — фонематического слуха, звукопроизношения, артикуляции, речевого дыхания. Расширение  словарного  запаса.

3.Развитие  мелкой  моторики, координации движений, согласованности речи и движений.

4.Формирование конструктивных навыков.

 Структура занятия:

  1. Вводная, коммуникативная игра.
  2. Загадки, речевое  упражнение.
  3. Упражнение на логику, внимание.
  4. Двигательное упражнение.
  5. Конструктивная, экспериментальная деятельность.

Оснащение:

      -  Отдельное помещение с ковром.

      -  Мячи, обручи, дорожки.

      -  Фланелеграф.

       -  Различный демонстрационный и раздаточный материал.

       -  Наборы строителя.

            Дидактический материал:

- Разрезные картинки.

- Обучающие пазлы.

- Игры на подбор цветового соответствия.

- Кубики Никитина «Сложи узор».

- Блоки Дьенеша.

- Геометрические формы.

- Счетные палочки для счета и конструирования.

- Дидактический материал М. Монтессори.

 - Различные тематические лото.

                          План – программа

                                 (сентябрь – май)

Сентябрь

Цикл занятий-презентаций дидактического материала М.Монтессори.

1. «Розовая башня».

- Вводная коммуникативная игра «Эхо».

- «Слушаем тишину». Развитие слухового восприятия:

- что мы слышим?

- определи источник звука?

- составим пары звучащих коробочек.

- Физминутка «Шли детишки по дорожке…».

- Знакомство с «Розовой башней». Методика построения сериационного ряда, контроль ошибок.

2. «Геометрические тела».

- Упражнение «Мой веселый, звонкий мяч…»

- Знакомство с геом. телами и их проекциями на плоскость.

- Двигательное упражнение «Друг за другом ровным кругом…» (внимание, координация движений).

- Упражнение «Волшебный мешочек» (развитие тактильных  ощущений, лексики, мелкой моторики).

- Свободное конструирование из геом. конструктора (строителя). Знакомство  со свойствами и возможностями геом. тел.

 

3. «Числовые штанги и веретена».

- Вводное упражнение «Зеркало». Повтори движение, изображенное на карточке-образце.

- Знакомство с математическим материалом М.Монтессори для обучения счету до 10 в прямой и  обратной последовательности: числовые штанги и веретена.

- Физминутка «Мы сначала будем хлопать…» (счет, чувство ритма, согласованность речи и движений).

- Самостоятельная работа с материалом. Контроль ошибок.

4. «Весовые таблички»

- Игра на творческое воображение: «Кто я?»

- Упражнение «Найди отличия». Понятия «такой же», «пара».

-«Что тяжелее?» Выбрать из предложенных предметов самый тяжелый, самый легкий. Построить сериационный ряд от самого легкого до самого тяжелого (3 предмета).

- Двигательное упражнение «Зеркало».

- Знакомство с весовыми табличками. Работа с материалом. Контроль ошибок.

Октябрь.

1. «Осенние листья».

- Загадка (листья).

- Пальчиковая игра «Букет листьев».

- Упражнение «С какой ветки лист?» (Умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, выявлять подобие). Ввод карточек-символов.

- Физминутка «Руки подняли и покачали – это деревья в лесу…»

- Упражнение «Соберем листья» на внимание.

- «Сложи листик» (2-3 части).

2. «Подобие».

- Вводная игра «Обезьянка». Развитие коммуникативности, внимания, координации движений.

- Загадки (устный счет).

- Упражнение «Чем мы похожи и чем отличаемся?» на внимание, анализ, сравнение. Развитие речи, познавательных способностей.

- «Сравни картинки».

- Физминутка «На одной ноге постой-ка!»

- «Сложи узор» (кубики Никитина).

3. «Сад. Огород».

- Вводная игра «Съедобное-несъедобное» на логику, внимание. Развитие координации движений, произвольности.

- Упражнения на классификацию по обобщающему признаку:

- «где что растет?»

- «что лишнее?»

- Физминутка «Урожай собирай».

- Упражнение «Разложим яблоки на полочки» (совместная работа). Логика, счет, сравнение количеств.

- «Закрась только фрукты и обведи соответствующую цифру». Пересечение контуров, пересчет, соответствие количества и цифры.

4. «Ферма».

- Вводная игра на развитие творческого воображения «Покажи животного».

- Конструирование из мелкого строителя «фермы». Совместная работа.

- «Где чей  малыш?» (загадки, подбор пары «мама-малыш»). Развитие познавательных способностей, лексики.

- «Кто живет в этом домике?» Развитие ассоциативного мышления.

- Дорисуй «Овечка».

Ноябрь.

1.

- Вводная игра «Раздувайся пузырь…» (развитие коммуникативности, произвольности, речевого дыхания).

- Упражнения-задачи на логику, счет, внимание.

- «Что изменилось?». Упражнение на сравнение по размеру, форме и местоположению.

- Пальчиковая игра (физминутка): «Мы делили апельсин…»

- «На что похоже?». Совместное дорисовывание произвольных контуров для получения образа.

- «Дорисуй». Самостоятельное дорисовывание (развитие воображения, мелкой моторики).

2.

- Вводная игра на воображение и координацию «Море волнуется…».

- Упражнение «Четвертый лишний». Развитие способности выделять обобщающий признак, обосновывать выбор.

- «Найди отличия». Индивидуальная работа с парными картинками.

- Физминутка «Две лягушки».

- «Сложи узор» (кубики Никитина). 2-3 уровень сложности.

3. Геометрические фигуры.

- Вводная игра на противоположности «Скажи наоборот».

- Загадки о геом. фигурах (треугольник, круг, квадрат).

- Упражнение «Волшебный мешочек». Развитие тактильных ощущений, знаний признаков геом. фигур.

- Лабиринт «Дорога домой».

- Физминутка «Шли детишки по дорожке…».

- Подбери пару к своей карточке с геометрическим узором.

-«Какой фигуры не хватает?» Найти закономерность и решить логическую задачу.

4. «Конструктивные треугольники М. Монтессори».

- Вводная игра «У оленя дом большой…» (развитие внимания и координации движений).

- Получение треугольника из квадрата сложением по диагонали.

- Презентация конструктивных треугольников. Преобразование фигур.

- Физминутка «От зеленого причала оттолкнулся пароход…».

- Конструирование из треугольников.

Декабрь.

1. «Сказки».

- Вводная игра «Где мы были, мы не скажем…».

- «Отгадай сказку» (герои сказок «спрятались» за геом. фигурами). Упражнение на развитие ассоциативного мышления, закрепление счета в пределах 10, знаний геом. форм, цветов.

- Игра «Сказки перепутались». Найди героев своей сказки и выложи логическую временную (что сначала?-что потом?) последовательность. Упражнение на развитие логики, умение удерживать в памяти простой линейный алгоритм.

- Физминутка «Три медведя…».

- Упражнение «Три поросенка». Работа в паре, учимся сравнивать и сопоставлять.

- «Закрой окошки в домике» (подбери по форме).

2. «Цвета радуги».

- Вводная игра с мячом «Что бывает … цвета?».

- Загадка (радуга). Повтор цветов радуги с закреплением последовательности.

-  Сказка «Разговор карандашей».

- Упражнение на пересечение множеств:

- разнести силуэты по цветовым зонам (обручам);

- пересечение обручей, совместное заполнение              области пересечения.

- Лабиринт «Сорви цветок» (раскрасить лепестки цветика-семицветика в цвета радуги).

3. Белый цвет. «Снежинка».

- Вводная игра «Если весело живется…»

- Загадка о снежинке. Развитие воображения, лексики («Снежинка – она какая?»).

- «Определи, чем отличаются снежинки, и дорисуй их».

- «Снежинки на ветках». Упражнение на классификацию предметов по двум признакам.

- Конструирование из палочек «Снежинка».

4. «Логический калейдоскоп».

- Вводная игра «Друг за другом…»

- Самостоятельная работа под контролем воспитателя с дидактическим материалом на поиск закономерности, соответствия, на построение последовательности, сериационного ряда:

- «Что сначала, что потом?»

- «Продолжи ряд».

- «Числовые штанги».

- Обучающие пазлы «Вижу, слышу, чувствую».

- «Составь радугу».

Январь.

1. «Зима».

- Вводная игра «Снег, снег кружится…»

- Загадки о зиме.

 - Речевое упражнение с движением «Игры зимой». Развитие речи, согласованности речи и движений, координации движений.

- Рассматривание картины «Зимние забавы». Развитие наблюдательности, лексического запаса, диалогической речи.

- Загадка «Санки».

- Конструирование из мелкого строителя «Горка».

2. «Лес зимой».

- Вводная игра «Небо, земля, вода…»

- Загадки о лесных животных.

- Упражнение на логику, внимание, поиск обобщающего признака: «Кто лишний и почему?»

- «Что изменилось?» (порядковый счет, понятия «между, с краю»).

- Упражнение «Соберем орешки для белочки»:

                     1.Сортировка блоков Дьенеша по двум признакам.

                     2.Решение простых арифметических задач (соберем на один орешек больше; на один меньше).

- Упражнение на развитие внимания, памяти, способности удерживать информацию и действовать по простому алгоритму: «Разложи орешки по мешкам» (по памяти).

-Лабиринт «Дорога домой».

3. «Птицы зимой».

- Вводная пальчиковая игра «Прилетали птички…».

- Загадки о зимующих птицах.

- Упражнение «Накормим птичек». Классификация  и сортировка геом. фигур по форме, цвету. Отрицание признака.

- Упражнение «Сравни птиц». (Условное изображение снегиря и синицы из геом. фигур).

- Конструирование (сухая аппликация) птиц по памяти.

- Упражнение «Дорожка к кормушке». Выложить дорожку из геом. фигур, не повторив признаки.

4. «Снеговики».

- Загадка «Снеговик».

- Упражнение «Чего боится снеговик?» на логику, знания свойств снега, на способность анализировать и сопоставлять.

- Упражнение «Сложи снеговика». Конструирование из геом. фигур по представлению.

- «Дорисуй, чего не хватает твоему снеговику?».

- Упражнение на развитие воображения «Кого слепили дети из снега?» (определить по силуэту).

Февраль

1.Блоки Дьенеша. Закрепление и систематизация знаний.

- Вводная игра «Зеркало».

- Упражнение «Построй дорожку». Работа с плоскими блоками Дьенеша по заданию (умение определять свойства предметов, следовать определенным правилам, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий – линейный алгоритм).

- Физминутка «На машине ехали…»

- Упражнение «Едем на пожар». По карточкам-заданиям найти блок (умение выявлять и абстрагировать свойства предметов) и найти «адрес», по которому ждут пожарную машину – разветвленный алгоритм.

- Конструирование из плоских блоков по образцу.

2.Блоки Дьенеша. Отрицание.

- Вводная игра «Скажи наоборот».

- Упражнение «Загадки без слов». Ввод символов, обозначающих отрицание признака.

- Физминутка «Где мы были, мы не скажем…»

- Работа с карточками-заданиями.

- Лабиринт  «Проведи свою фигуру по дорожке».

3.Блоки Дьенеша. Пересечение множеств.

- Вводная игра «Добавь слово».

- Упражнение «Угощение». Учимся делить предметы на множества, ориентируясь на один обобщающий признак.

- Физминутка «Шли детишки по дорожке…».

- Упражнение «Разложи в обручи». Пересечение обручей-домиков и поиск фигур, отвечающих двум признакам одновременно.

- Индивидуальная работа «Заполни таблицу». Поиск соответствия (пересечение признаков).

4. Блоки Дьенеша. Четыре признака.

- Вводная игра «Эхо». Развитие фонематического слуха, чувства ритма.

- Знакомство с блоками по полному «имени» -- назвать все четыре признака.

- Работа с карточками-заданиями на закрепление знаний.

-Двигательное упражнение на внимание и быстроту реакции «Покажи фигуру».

- Упражнение «Строим поезд» -- «вагончики» должны отличаться друг от друга по двум, трем и четырем признакам.

Март

1. «Последовательность».

- Вводная игра «Зеркало» (тема – «настроение»).

- Загадка «Светофор». Игра на внимание и установление последовательности.

- Двигательное упражнение «Светофор» на внимание, логику и быстроту реакции.

- Упражнение на установление логической последовательности: «Что сначала, что потом?».

- Работа по заданию – выполнение алгоритма действий по вербальной инструкции.

- Упражнение «Дорисуй» (создать из круга образ). Развитие воображения и творческого мышления.

2.

- Вводная игра с мячом «Что бывает…(холодным, теплым, высоким, низким)?»

- Логические задачки на развитие зрительного восприятия и внимания.

- Упражнение «Заколдованные камни»:

              1.Узнай по силуэту.

2.Что изменилось?

 3.Чего не стало?

- Двигательное упражнение «Море волнуется…».

- Игра «Подбери по форме».

- Упражнение «Дорисуй» (полукруг).

3. «Воображение».

- Игра на развитие творческого мышления и воображения «Кто я – угадайте?».

- Упражнение «Волшебный мешочек» с геом. телами:

1.Определи, что это?

  2.На что похоже? (подобие из повседневной жизни).

    3.Какой сказочный герой «спрятался» за каждым геом. телом?

- Совместное сочинение сказки. Развитие фантазии, воображения, связной речи,  умения работать в коллективе.

- Упражнение «Дорисуй» (треугольник).

4. «Контур, силуэт».

- Вводная игра «Теневой пальчиковый театр» и загадка «Тень».

- Упражнение «Чья это тень?»

- Получение контура и силуэта, используя шаблон.

- Домино «Силуэты».

- Физминутка «Тень».

- Упражнение на внимание и логику: «Найди тень от домика» и «Подбери ключ».

- Самостоятельная работа за столом с шаблонами.

Апрель.

1. «Отражение».

- Загадка «Зеркало».

- Игра «Зеркало». Рассматривание пиктограмм с изображением настроений.

- Упражнение «Волшебный мешочек» (найди такой же предмет).

- Двигательное упражнение «Что у гнома в мешке?»

- Самостоятельная работа с таблицей «Найди отражение».

2. «Мы – художники».

- Вводная игра «Где мы были, мы не скажем…».

- Загадки «Художник, карандаш, палитра».

- Игра на внимание, логику и поиск несоответствия «Что перепутал художник?».

- Физминутка «Две сестрицы, две руки…».

- Упражнение «Сложи картинку».

- Упражнение на развитие воображения, целеполагания «Дорисуй картинку» (из предложенного набора линий и форм создать сюжетную картинку).

3. Логические задачи.

- Вводная игра на внимание, координацию движений, согласованность зрительного восприятия и движений «Если весело живется, делай так…».

- Задачи в стихах «Устный счет».

- Самостоятельная работа – лото «Прочти схему и разложи карточки». Сравнение по двум признакам.

- Физминутка «На машине ехали…».

- Лабиринт.

4. «Веселые человечки».

- Вводная игра «Что бывает… (Только желтым? Только медленным? Только холодным? и т.д.).

- Задачи «Устный счет в стихах». Развитие внимания, способности удерживать информацию в памяти, анализировать, делать выводы.

- Физминутка «Солдатик».

-  Упражнение «Посмотрите – повторите». Ввод пиктограмм с условным изображением движений. Развитие согласованности зрительной информации и движений.

- Самостоятельная работа «Нарисуй по памяти одного из человечков».

- Конструирование  из геом. фигур «Веселые человечки».

Май.

1. «Калейдоскоп игр».

- Вводная игра «Друг за другом…»

- Самостоятельная работа под контролем воспитателя с дидактическим материалом на поиск закономерности, соответствия, на построение последовательности, сериационного ряда:

1. «Что сначала, что потом?»

2. «Продолжи ряд».

3. «Розовая башня» и «Коричневая лестница».

4. «Прочти схему и выложи карточки».

5. «Подбери по цвету» (оттенки цветов).

2. «Насекомые».

- Вводная игра «Пчелки».

- Загадки о насекомых.

- Упражнение  на актуализацию знаний «Каких насекомых ты знаешь?» (набор игрушек-насекомых) и игра на внимание «Что изменилось?».

- Упражнение на соответствие количества и цифры «Посади божью коровку на свой цветок».

- Двигательное упражнение «Найди цветок».

- Конструирование из палочек по представлению «Стрекоза».

3. «Рыбки».

- Загадки «Рыбка».

- Задачи на внимание, логику, сравнение, обобщение, ориентирование в пространстве:

1.Сравни рыбок.

2.Кто лишний?

3. Какая рыбка плывет влево (вправо)? Впереди всех? Позади всех?

- Физминутка «Рыбки весело плескались…»

- Игра-лото на внимание, сообразительность, умение выделять характерные признаки «Поймай рыбку».

- Конструирование по образцу из палочек «Рыбка».

4. «Пруд».

- Вводная игра «Лето».

- Загадки «Жители пруда».

- Моделирование «пруда» (счет, пересчет, сравнение количеств, выстраивание числового ряда, порядковые числительные, соответствие  числа и цифры).

- Физминутка « Жук».

- Самостоятельная работа за столом: конструирование по образцу из геом. форм и поиск соответствия «Кто что ест?».

Назначение программы.

Программа «Развивающие игры для малышей» предназначена для детей младшего и среднего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет и от 4 до 5 лет) и рассчитана на два года.

Рекомендована как дополнительная развивающая технология для совместной образовательной деятельности с детьми малыми подгруппами.

Содержание программы и подбор материала согласованны с содержа-нием основной программы по развитию познавательных способностей, математических представлений и театрализованной игровой деятельности.

Целью  программы является создание предпосылок и развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности.

Ожидаемый результат.

У детей формируется устойчивый интерес к самостоятельному поиску решений задач, любознательность. Они мотивированы на получение новых знаний через опытно-экспериментальную деятельность, способны анализировать, действовать в соответствии с простейшим алгоритмом, делать простые выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Развивающие игры для малышей".

План -- программа  по развивающим играм с сентября по май. Младшая группа....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ"

Игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Поэтому интеллектуально развивать ребёнка, необходимо, посредством, игры....

Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 3-4 лет

Общеобразовательная программа «Развивающие игры», реализуемая в нашем детском саду,   имеет социально-педагогическую направленность и прдполагает общекультурный уровень освоения....

Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 4-5 лет

Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 4-5 лет...

Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 5-6 лет

Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 5-6 лет...

Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 5-6 лет

Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 5-6 лет...

Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 6-7 лет

Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 6-7 лет...