Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 3-4 лет
методическая разработка по математике (младшая группа)
Общеобразовательная программа «Развивающие игры», реализуемая в нашем детском саду, имеет социально-педагогическую направленность и прдполагает общекультурный уровень освоения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvivayushchie_igry_3-4_goda.doc | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры
для детей 3-4 лет
Пояснительная записка
Наши дети живут и развиваются в новую эпоху - эпоху информационных технологий. Само время требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения, направленного на усвоение конкретных знаний, умений, навыков, к наиболее перспективному на современном этапе – развивающему обучению. Именно при развивающем обучении создаются условия для развития у ребенка активности, самостоятельности, творческого преобразующего мышления. А дети с высоким уровнем развития интеллекта и креативности уверены в себе, успешней учатся, лучше ориентируются в социуме. Для реализации идеи развивающего обучения с успехом используются современные развивающие игры и пособия.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современном образовании немаловажная роль принадлежит развивающим играм. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Ребенок, приобретая опыт, увлеченный замыслом игры, не замечает того, что он учится и сталкивается с затруднениями. Развивающие игры позволяют перенести полученные знания в свою личную деятельность, в которой он сам мыслит, раскрепощается, творит. Развивающие игры открывают широкие возможности для развития познавательных способностей: восприятия, памяти, мышления, воображения и речи.
Общеобразовательная программа «Развивающие игры», реализуемая в нашем детском саду, имеет социально-педагогическую направленность и прдполагает общекультурный уровень освоения.
Новизна программы
В отличие от уже существующих программ, рассчитанных на обучение детей дошкольного возраста, разработанная нами программа рассчитана на полный (четырехгодичный) курс обучения детей от трех до семи лет. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа «Развивающие игры» призвана обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; раскрыть основные закономерности подготовки ребенка к обучению в школе. Программа направлена на раскрытие разносторонних способностей дошкольников, развитие интереса к процессу познания
Актуальность программы
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. Развивающие игры активно вносятся в жизнедеятельность дошкольников, так как имеют ряд следующих преимуществ:
- одну и ту же игру можно упрощать и усложнять, используя ее в работе с детьми разного возраста и разного уровня развития;
- в таких играх можно использовать в качестве «материала» и картинки, и игрушки, и самих детей, не меняя содержания игры;
- эти игры можно проводить не только в процессе занятий, но и на прогулке, во время проведения других режимных моментов;
- почти во всех данных играх идет развитие не одного, а нескольких психических процессов (внимания, памяти, мышления и других), а также речи.
Педагогическая целесообразность
Развивающие игры в детском саду очень эмоциональны, интересны и увлекательны. Они способствуют развитию пространственного мышления, творческих способностей, логики. Развивающие занятия для детей являются отображение реального мира. С их помощью дети учатся жить.
Развивающие игры отличаются:
- многофункциональностью (одна игра решает несколько образовательных задач);
- вариативностью (игровые задания можно корректировать, придумывать свои)
Цель образовательной программы
Развитие элементарных мыслительных операций, познавательного интереса, дать толчок развитию разносторонних природных способностей детей. Учить мыслить в игре самостоятельно, с раннего возраста развивать у детей ощущение восприятия, воображения, мышления, памяти, гармоничное сбалансированное развитие эмоционально-образного и логического начала.
Условия осуществления программы:
Для реализации поставленной цели были созданы условия осуществления программы:
1. Организация непосредственной образовательной деятельности.
Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.
Наряду с традиционными формами работы – «занимательным делом» используются и нетрадиционные:
А) Непосредственная образовательная деятельность в форме игры.
Для создания положительного эмоционального настроя в данном виде деятельности используются любимые мультипликационные и сказочные герои, сюжеты. Структурно занятия представлены из 4 – 6 взаимосвязанными между собой по содержанию, но разной степени сложности играми, знакомыми и новыми для детей. Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта.
Б) Непосредственная образовательная деятельность в форме путешествия.
Строится на последовательном «передвижении» детей от одного пункта назначения к другому. Материал, который широко используется в «путешествиях» (карты придуманной страны, знакомого микрорайона, детской площадки; стрелки, указатели, схемы), направляет внимание ребенка, развивает умения ориентироваться в пространстве, на плоскости, обозначить пространственные отношения на плане, схеме. Такая форма занятия требует от детей организованности, а от взрослого – умение, поддерживать интерес детей, стимулировать активность.
В) Непосредственная образовательная деятельность в форме беседы.
Предполагает организацию познавательного общения педагога с детьми и детей между собой. Педагогу очень важно создать условия для развития речевой активности ребенка – подобрать вопросы, которые не требуют ответа «да» или «нет», наглядный материал. Познавательное общение предполагает обмен информацией, наблюдениями, впечатлениями, высказывание своего отношения к обсуждаемому. В процессе такого занятия дети учатся диалогу. Занятие – беседа помогает приобрести умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать высказывания, формирует культуру общения.
При организации занятий важно педагогически оправданное сочетание сюжетной, игровой и учебно–познавательной линий. Нельзя увлекаться одной формой организации занятий, например, занятия – игра или путешествия. Вместе с тем, в какой бы форме не проходило занятие, важно научить ребенка преодолевать трудности, не бояться ошибок, стремиться рассуждать и находить самостоятельный путь решения познавательных задач, эти умения пригодятся ему не только на уроках математики, но и в повседневной жизни.
Занимаясь с детьми развивающими играми, необходимо соблюдать следующие условия:
- Должно быть многообразие используемых игр, что позволит быстро переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, выявить наиболее сильные стороны мышления каждого ребенка.
- Должна быть непринужденная обстановка, благодаря небольшому количеству детей и разнообразию вариантов любой из игр, что позволяет индивидуально подбирать задания для каждого ребенка.
- Наличие на занятиях обучающих моментов, что позволяет расширить кругозор, совершенствовать знания и навыки детей.
- Большое количество игр, требующих исключительно самостоятельной работы, без предварительного разбора или показа. Участие в играх всех детей достигается за счет разного уровня сложности задания, подбираемого индивидуально
- Задачи, предлагаемые детям достаточно сложны, обычно превышают средний для данного возраста уровень, работа над ними увлекает ребенка и развивает в нем способность сосредотачиваться, справиться с заданием, которое чуть посложнее, чем он умеет выполнить, быть внимательным, тренируя память.
Задачи
Обучающие
- Учат детей отличать предметы друг от друга по определенным характерным признакам.
- Способствуют скорейшему запоминанию названий предметов.
- Учат выполнять простой набор арифметических действий,
закрепляют знания о геометрических фигурах и их свойствах
- Активизируют познавательную деятельность детей, учат их мыслить нестандартно;
- Закрепляют полученные знания и умения, упражняют в применении их к другим видам деятельности, новой обстановке;
- Формируют приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
- Формируют общеучебные умения и навыки (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.)
Развивающие
- Развитие познавательных и психических процессов - восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения;
- Развитие у детей упорства и сообразительности, умение находить оригинальные решения;
- Развивитие самостоятельности и инициативности
- Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения; Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми
Воспитательные:
Развитие стремления узнать новое
Отличительные особенности программы
Реализация программы рассчитана на год , т.е. познавательные процессы ребёнка развиваются на всём протяжении нахождения в детском саду. Все задания условно можно разбить на несколько направлений:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, умения копировать образец;
- задания на развитие мышления;
Отличительной особенностью программы является тот факт, что на первый план выдвигается не обучающая, а развивающая функция. Это значит, что знания и умения должны быть не самоцелью, а средством для формирования и развития психологических процессов (памяти, мышления, внимания, воображения), а также важнейших личностных свойств ребенка. Педагог уделяет особое внимание проявлению даже самых маленьких ростков самостоятельной мысли, отмечает даже самый незначительный успех, вселяя в детей уверенность в собственных силах. Такая атмосфера снижает внутреннее напряжение детей. Даже при минимальном участии в совместной деятельности ребенок чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, раз от разу накапливая умения и развивая способности к самостоятельной деятельности. Именно такой подход помогает раскрыться имеющимся у ребенка потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в себя, в свои силы. Успех может быть обеспечен при условии личностно ориентированного взаимодействия ребенка со взрослым и другими детьми.
Сроки реализации
Программа ориентирована на детей с 3-х до 4 лет без специальной подготовки. Рассчитана на год обучения.
Режим занятий
Занятия проводятся как совместная деятельность педагога с детьми по подгруппам 10 человек или со всей группой, два раза в неделю (7 раз в месяц) 63 часа в год, с начала сентября до конца мая, во вторую половину дня. На одно занятие отводится в младшей группе 15-20 минут
Формы занятий
Формы организации педагогической деятельности в ходе реализации программы «Развивающие игры»:
- игровое занятие,
- утренник,
- праздник,
- викторина
- совместное занятие детей и родителей
Формы организации воспитательного процесса
- индивидуальные,
- подгрупповые,
- фронтальные
Методы обучения
Методы, используемые при проведении занятий органично сочетаются. Используется наглядный метод, словесный – рассказ педагога, беседа. Задаваемые детям вопросы ориентируют их на необходимость рассуждать, анализировать, стимулируют самостоятельный поиск решения познавательной задачи.
Практический и игровой методы включают:
– упражнения и игры для развития логического мышления,
– упражнения и игры для развития пространственных представлений, пространственной ориентации,
– игровые упражнения на развитие умения ориентироваться в плоскости листа и по клеточкам,
– игровые упражнения на развитие зрительного восприятия, свойств внимания.
Дидактические принципы:
В основе организации работы с детьми лежит система дидактических принципов:
- - принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- - принцип индивидуализации: на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребёнка, так и педагога;
- - принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;
- - принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- - принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности;
- - принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
Ожидаемые результаты
К концу обучения дети будут уметь
- Выделять свойства предметов, находить схожие и различные предметы по внешним призникам
- Сравнивать, классифицирововать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности
- Ориентироваться в пространстве
- Разбивать множества на подмножества, характеризующиеся общим свойством
- Сопостовлять части и целое для предметов и действий
- Применять какие-либо действия по отношению к разным предметам
- Описывать простой порядок действий для достижения цели
- Находить ошибки в неправильной последовательности простых действий
- Запоминать, воспроизводить усвоенный материал, анализировать, доказывать рассуждать
- Работать в парах, подгруппах, проявлять доброжелательное отношение к сверстнику, выслушать, помогать при необходимости
Учебно-тематический план
1 год обучения
Задачи | Предполагаемый результат |
Первый год обучения (возраст 3-4 года) | |
Развитие восприятия | Умение анализировать предметы по признакам: цвет, форма, величина |
Развитие основных свойств внимания | Развитие непроизвольного внимания, переход к произвольному вниманию |
Развитие основных форм мышления | Формирование наглядно-действенного |
Развитие свойств памяти | Переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и припоминанию |
Развивать коммуникативные навыки | Умение четко и ярко формулировать свои мысли в разговоре со взрослыми и сверстниками |
Разделы | Часы | Месяцы | ||||||||
IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V | ||
Диагностика | 4 | 2 | 2 | |||||||
Развитие памяти | 15 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 |
Развитие внимания | 14 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 |
Развитие мышления | 14 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 |
Развитие восприятия | 16 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 |
Всего | 63 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 |
Сентябрь месяц
цель | Название игры |
Диагностика | |
Развитие внимания | - геометрическое лото |
Развития памяти | - что изменилось |
Развитие мышления | - подбери по трафарету |
Развитие восприятия | - чудесный мешочек - Составь по образцу (из счетных палочек) |
Октябрь месяц
цель | Название игры |
Развитие внимания | - Дополни картинку - Сложи целое из 4-х частей |
Развития памяти | - квадрат Воскобовича - какой игрушки не хватает |
Развитие мышления | - назови одним словом (фрукты, овощи, одежда) - назови одним словом (транспорт, мебель, птицы) |
Развитие восприятия | - Подбери заплатку |
Ноябрь месяц
цель | Название игры |
Развитие внимания | - Что перепутал художник |
Развития памяти | - Геометрический коврик - Собери целое из частей |
Развитие мышления | - Три из девяти - Продолжи логический ряд |
Развитие восприятия | - Сравнение предметов по длине - Сравнение предметов по ширине |
Декабрь месяц
цель | Название игры |
Развитие внимания | - Блоки Дьеныша
|
Развития памяти | - Найди различие - Зоологическое лото |
Развитие мышления | - Сложи по образцу (геометрические фигуры) - Крылья, лапы и хвосты |
Развитие восприятия | - Почини коврик - Противоположности |
Январь месяц
цель | Название игры |
Развитие внимания | - Сложи целое из частей - Сравнение предметов по высоте |
Развития памяти | - Блоки Дьеныша |
Развитие мышления | - Запомни картинку - Сложи геометрические фигуры по памяти |
Развитие восприятия | - Продолжи логический ряд - Ассоциации |
Февраль месяц
цель | Название игры |
Развитие внимания | - Что перепутал художник - Какой фигуры не хватает |
Развития памяти | - Веселый пасьянс |
Развитие мышления | - Что изменилось - Мир вокруг нас (лото) |
Развитие восприятия | - Противоположности - Четвертый лишний |
Март месяц
цель | Название игры |
Развитие внимания | - Дом, семья (лото) - Сложи по образцу (из палочек) |
Развития памяти | - Разложи по порядку - Свойства предметов |
Развитие мышления | - Квадрат Воскобовича
|
Развитие восприятия | - Что раньше - Подбери картинку |
Апрель месяц
цель | Название игры |
Развитие внимания | - Мамины помощники - Квадрат Воскобовича |
Развития памяти | - Чудесный мешочек - Жил-был кружочек |
Развитие мышления | - Сказка за сказкой - Подбери узор |
Развитие восприятия | - Сложи узор (кубики Никитина) |
Май месяц
цель | Название игры |
Диагностика | |
Развитие внимания | - Квадрат Воскобовича |
Развития памяти | - Геометрический коврик |
Развитие мышления | - Что сначала, что потом |
Развитие восприятия | - Детское лото - Сложи узор (кубики Никитина) |
Диагностика
Результативность освоения программы отслеживается в процессе ежегодного диагностирования развития познавательных процессов в начале и в конце учебного года на каждом этапе обучения. По результатам диагностирования можно судить об изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период
1. Развитие внимания
1. За ребенком ведется наблюдение в ходе организации непосредственной образовательной деятельности. При этом:
- на 1 году обучения - удерживает внимание на 10-15 мин.
Задание оценивается по трехбалльной системе:
Уровень:
1 балл - критерий не проявляется;
2 балла – критерий проявляется частично;
3 балла – критерий проявляется (согласно норме).
2. Развитие памяти.
Ребенку предлагается рассмотреть 10-15 картинок или предметов. А затем назвать:
- на 1 году обучения - – 3-4 из них;
Задание оценивается по трехбалльной системе:
Уровень:
1 балл - задание не выполнено,
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
3. Развитие восприятия.
Оценивается знание ребенком формы, цвета и размера в соответствии с возрастом.
Задание оценивается по трехбалльной системе:
Уровень:
1 балл - критерий не проявляется;
2 балла – критерий проявляется частично;
3 балла – критерий проявляется (согласно норме).
4. Развитие воображения.
Ребенку предлагается выполнить:
на 1 году обучения – «Преврати кружочек»,
Задание оценивается по трехбалльной системе:
Уровень:
1 балл - задание не выполнено,
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого или не полностью;
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
5. Развитие мышления.
Ребенку предлагается выполнить ряд заданий:
1. «Чего не хватает на рисунке?»
2. «Что лишнее на рисунке?»
3. «Раздели на группы и назови одним словом»
4. «Сложи картинку»
5. «Что перепутал художник?»
6. «Продолжи ряд»
7. «Заплатки к коврикам»
8. «Что сначала, что потом?»
9. «Так бывает или нет?»
Наполняемость заданий должна соответствовать возрасту воспитанников на каждом этапе реализации программы, при этом их количество не сокращается.
Например, при выполнении задания «Сложи картинку», на 1 году обучения - предлагается составить картинку из 4 частей, на втором – из 6 частей, на 3 – из 8 частей, на 4 – из 10 частей.
Оценивание проходит по трехбалльной системе:
1 балл - задание не выполнено,
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
Общий уровень усвоения программы:
2,45 – 3 балла – высокий уровень
1,9 – 2,4 – средний уровень
1,85 и ниже – низкий уровень
Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.
Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
Формы подведения итогов реализации программы.
Формами подведения итогов являются:
- открытое занятие;
- игры;
- публикации в разных изданиях опыта работы;
- анкетирование родителей;
- семейные праздники;
- утренники;
Список используемой литературы.
- Воскобович В.В., Харько Т.Т., Балацкая Т.И. Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры». // Санкт – Петербург, 2003.
- Воскобович В.В. Лабиринты цифр. Выпуск «Один, два, три, четыре, пять …» (приложение к игре). // Санкт – Петербург, 2003.
- Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2003.
- Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2006.
- Методические советы к программе «Детство», СПб «Детство – Пресс», 2006.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: «Просвещение», 1985.
- Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Издание «Занятие», 1994.
- Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб «Детство – Пресс», 2004.
- Смоленцова А.А.,Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. С.- П-б. «Детство – Пресс»: 2004
- Финкельштейн Б.Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера.- ООО «Корвет»: СПб, 2003.
- Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;
- Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»
- Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть».
- Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.
- Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.
- Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.
- Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД КАНСК»
Разделы с темами для реализации программы "Мой любимый город Канск"...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД КАНСК»
Разделы с темами для реализации программы "Мой любимый город Канск"...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД КАНСК»
Документ содержит темы по месяцам для реализации программы "Мой любимый город Канск"...
Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 4-5 лет
Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 4-5 лет...
Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 5-6 лет
Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 5-6 лет...
Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 5-6 лет
Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 5-6 лет...
Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 6-7 лет
Тематическое планирование к образовательной программе Развивающие игры для детей 6-7 лет...