Образовательная программа "Развивающие игры для малышей".
учебно-методическое пособие на тему
План -- программа по развивающим играм с сентября по май. Младшая группа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma.docx | 40.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
«Развивающие игры для малышей»
Для детей младшей группы (3-4 года)
1 год обучения
Занятия проводятся по подгруппам при количестве детей до 10 человек.
Длительность занятия—15 минут.
В неделю-- 1 занятие.
В месяц -- 4занятия.
В год -- 36 занятий.
Задачи:
1.Развитие психических процессов—памяти, мышления, внимания, логики, целеполагания. А также формирование и развитие коммуникативности, эмоциональности, фантазии и преодоление эгоцентризма.
2.Развитие речи — фонематического слуха, звукопроизношения, артикуляции, речевого дыхания. Расширение словарного запаса.
3.Развитие мелкой моторики, координации
движений, согласованности речи и движений.
4.Формирование конструктивных навыков.
Структура занятия:
- Вводная, коммуникативная игра.
- Загадки, речевое упражнение.
- Упражнение на логику, внимание.
- Двигательное упражнение.
- Конструктивная, экспериментальная деятельность.
Оснащение:
- Отдельное помещение с ковром.
- Мячи, обручи, дорожки.
- Фланелеграф.
- Различный демонстрационный и раздаточный материал.
- Наборы строителя.
Дидактический материал:
- Разрезные картинки.
- Обучающие пазлы.
- Игры на подбор цветового соответствия.
- Кубики Никитина «Сложи узор».
- Блоки Дьенеша.
- Геометрические формы.
- Счетные палочки для счета и конструирования.
- Дидактический материал М. Монтессори.
- Различные тематические лото.
План-программа.
(сентябрь-май)
Сентябрь.
1. «Уроки Доктора Айболита».
- Упражнение «Водичка, водичка…» с проигрыванием движений.
- Загадки о предметах личной гигиены с обсуждением и показом отгадок.
- «Что лишнее?» -- отбери предметы для умывания.
- Двигательное упражнение «Зайка серый умывается…»
- Игра «Что изменилось?» (развитие памяти, внимания, наблюдательности, словарного запаса).
- Выложи из палочек по образцу «Расческа».
2. «Улица полна опасности».
- Игра «На лошадке ехали».
- Загадки «Светофор», «Машина».
- Упражнение «Что изменилось?» и «Что потом?» (внимание, знание цветов, последовательность на примере светофора).
- Двигательное упражнение на внимание, быстроту реакции, координацию движений «На дороге» (изменение характера движений в зависимости от «огонька» светофора).
- Чередование цветов — продолжи последовательность (набор кругов трех цветов: красного, желтого, зеленого).
- «Собери машинку» (конструирование машины из геом.фигур).
3.Сравнение по длине.
- Коммуникативная игра «Пузырь» (развитие взаимопонимания, речевого дыхания, эмоциональности).
- Ввод-презентация материала М.Монтессори «Числовые штанги».
- Двигательное упражнение «Девочки и мальчики».
- Самостоятельная работа с материалом на сравнение по длине –числовые штанги, «ступеньки», «елочка» (разновидности деревянных пирамидок).
4. Знакомство с блоками Дьенеша.
- Игра «Рыбки весело плескались…»
- Загадки о рыбках.
- Упражнение «Поймай рыбку»:
- знакомство с блоками Дьенеша (цвет, форма, размер);
- классификация по одному признаку (цвет или форма);
- классификация по двум признакам ( цвет и форма).
- Двигательное упражнение «Море волнуется раз…».
- Задание на внимание и логику «Хоровод рыбок» (продолжи ряд, не повторяя цвет блока (отрицание признака)).
Октябрь
1. «Осенние листья».
- Речевое упражнение «Ветер дует нам в лицо…» (согласованность речи и движений).
- Загадки «Листья», «Осень».
- Игра «Угадай, с какой ветки лист?» (Классификация по двум и по трем признакам: цвет-форма, цвет-форма-размер).
- «Что изменилось?» Сравнение картинок.
- Двигательное упражнение «Ветер тихо клен качает».
- Упражнение (индивид. работа) «Сложи листик». Разрезные картинки из 3-х, 4-х частей.
2. «Овощи». Продолжение знакомства с блоками Дьенеша.
- Загадки об овощах.
- Упражнение «Собирай урожай». Классификация блоков Дьенеша по одному признаку.
- Разложи «овощи» по корзинам (обручам) в соответствии с заданием (использование карточек-символов).
- «Волшебный мешочек» -- определить и достать только круглые «овощи» (квадратные, треугольные).
- Выложи последовательность по заданию-образцу.
3. «Фрукты».
- Вводная игра «Съедобное-несъедобное» на логику, реакцию, координацию движений.
- «Где что растет?». Разнести овощи и фрукты по соответствующим зонам (сад-огород).
- «Что лишнее?». Классификация по обобщающему признаку и выделение предмета, не принадлежащего к данной группе.
- Физминутка «Урожай собирай и на зиму запасай…»
- «Какого яблока не хватает на ветке?». Найти закономерность.
- Конструирование по образцу из треугольников.
4. «Осенний лес».
- Вводная игра «Зеркало» (внимание, координация и согласованность движений, коммуникативные навыки).
- Загадки «Лес», «Грибы».
- «Прогулка в осенний лес» (знакомство с кубиками Никитина «Сложи узор»). Выложить по образцу из 4-х кубиков: белая дорожка ( желтая, синий «ручеек»), синий квадрат, желтый квадрат.
- Физминутка «Три медведя».
- «Сложи картинку» (разрезные картинки).
Ноябрь.
1. «Шар» (Закрепление темы).
- Водная игра «Девочки и мальчики прыгают как мячики».
- Загадка о мяче.
- «Найди отличие». Сравнение изображений двух мячей.
- Упражнение «Волшебный мешочек» на развитие тактильных ощущений (определить шар среди других геом. тел).
- Двигательное упражнение «Мой веселый, звонкий мяч…»
- Упражнение «Составь бусы» (чередование двух цветов).
2. «Домик для собачки».
- Коммуникативная пальчиковая игра «Ладошки».
- Загадки о собаке.
- Знакомство с кубиком, кирпичиком, бруском. Отличительные признаки, сравнение. Конструктивная деятельность – строим «домик для собачки»:
1. по представлению (с предварительным обсуждением);
2. по схеме (коллективно).
- Двигательное упражнение «Шли детишки по дорожке…».
- Свободное конструирование (достраивание к домику): дорожку, заборчик, скамейка…
3. « Домашние животные».
- Упражнение «Повстречались две овечки». Пальчиковая игра со звукоподражанием.
- Загадки о домашних животных.
- «Кто где живет?» Разнести по соответствующим зонам домашних и диких животных. Умение выделять один признак (и обобщать по нему) и абстрагироваться от других.
- Игра-лото «Где чей малыш?» (артикуляция, звукоподражание, словарный запас).
- Физминутка «Про кошечку».
- Конструирование из палочек «Домик для зверей».
4. «Калейдоскоп» дидактических игр – самостоятельные выбор (из предложенных) и работа под контролем воспитателя.
- Вводное упражнение-игра «Мы сначала будем хлопать» (счет, чувство ритма, координация движений).
Самостоятельная работа:
- Блоки Дьенеша (один и два признака).
- «Продолжи ряд».
- «Выложи последовательность».
- «Найди соответствие».
Декабрь.
1. «Зима. Снежинка».
- Упражнение с движением «Ух, ты, зимушка-зима».
- Загадка «Снежинка».
- «Найди такую же снежинку» (подбери пару) по двум признакам: цвет и форма (развитие способности анализировать и сопоставлять, выделять характерные признаки).
- «Что перепутал художник?» (чего не бывает зимой).
- Двигательное упражнение «Снежинка».
- Подбери для снежинки «украшение» на лучик в соответствии с формой серединки (круг, треугольник, квадрат).
- Конструирование из палочек по образцу «Снежинка».
2. «Зимняя одежда».
- Упражнение с движением «Ух, ты, зимушка-зима».
- Загадки (шапка, шарф, рукавички).
- Сравни картинку «Две рукавички».
- Игра «Собери комплект»: шарф, шапка, рукавички, носочки (ввод понятий «такой же», «узор», «пара»).
- Физминутка «Мы погреемся немножко…»
- «Сравни снеговиков». Сравнение изображений и обсуждение: «Зачем снеговику шарф и рукавички?».
- «Разложи одежду» (деление на множества).
3. «Снеговик» (по сказке В.Сутеева «Письмо»).
- Вводная игра «Снежинки».
- «Снеговик рассыпался» -- конструирование по памяти из геом. фигур.
- Сравни изображения снеговиков и клоунов.
- Двигательное упражнение «Дует, дует ветерок…».
- «Украшение на елку» -- конструирование из кубиков Никитина по образцу.
4. «Новый год».
- Вводное упражнение «Наша елка высока».
- «Собери елочку» (деревянная пирамидка-елочка):
1. загадка;
2. сравнение деталей («веточек») по длине.
- «Сравни елочки» (изображение двух новогодних елок). Сопостав-ление узора, расширение словарного запаса (выше-ниже, над-под, большой-маленький)
- Физминутка «Елочка».
- «Что в мешке у Деда Мороза?» (развитие воображения):
1. загадка;
2. угадай по силуэту (на что похоже).
- «Помоги снеговику». Дорисовать недостающие детали (логика, мышление, развитие мелкой моторики).
Январь
1. Развитие воображения.
- Игра на творческое воображение – по заданию «превратиться» в: медведей, бабочек, водителей машины, самолеты…
- «Волшебный мешочек» с геом. телами:
1. Назови, что это?
2. На что похоже? (подобие из повседневной жизни).
3. Что изменилось?
- Двигательное упражнение на противоположности «Покажи по-разному» (высокий-низкий, легко-тяжело, быстро-медленно).
- Дорисуй (круг).
2. «Звери зимой».
- Вводное упражнение «Солнышко» (понятия выше-ниже, тепло-холодно, светло-темно).
- Загадки о лесных зверях.
- «Накормим «белочку». Классификация блоков Дьенеша по одному признаку.
- Физминутка «Девочки и мальчики…».
- Выложим (коллективно) «дорожку» для белочки, чередуя блоки по цвету.
- Конструирование из плоских «блоков» по образцу.
3. «Птицы зимой».
- Пальчиковая игра «Прилетали птички…».
- Загадки о зимующих птицах.
- Сравни птиц «Снегирь и синичка» (геом. форма, цвет, размер).
- «Накормим птичек» (блоки Дьенеша). Разнести по «кормушкам»-обручам блоки в соответствии с заданными признаками: «ягодки» (круглые и красные) и «печенье» (желтые и квадратные).
- «Сложи картинку». 1-й уровень сложности (4-6 частей).
4. «Логический калейдоскоп». Самостоятельная работа под контролем воспитателя.
- Вводная игра «Шли детишки по дорожке…» (закрепляем понятия справа-слева, вверху-внизу, впереди-сзади).
- «Составь узор» -- кубики Никитина. Задания разного уровня сложности.
- «Разрезные картинки». 1-2 уровень сложности.
- «Разложи по убыванию».
- «Подбери логическую пару».
Февраль.
Цикл занятий с блоками Дьенеша.
Занятие №1. Цвет.
- Вводное упражнение «Солнышко». Закрепление понятий выше-ниже, тепло-холодно, светло-темно.
- Загадки о зайчике.
- Упражнения на восприятие цвета (сенсорные способности) и на сопоставление предметов по цвету (логика, внимание):
- «поможем зайчикам найти свой домик»;
- «подарки для зайчат».
- Физминутка «Зайчата».
- Упражнение «Разноцветная дорожка».
- Конструирование из геом. фигур по образцу.
Занятие №2. Форма.
- Игра «Шли детишки по дорожке…» на закрепление понятий «впереди, сзади, справа, слева».
- Загадка (поросенок).
- Упражнения «В гости к трем поросятам»:
- чем отличаются?
- подбери домик (форма);
- «угощение» (сортировка по форме).
- Физминутка (расскажи стишок руками): «Мы веселые ребятки, мы ребятки поросятки…».
- Выложить последовательность блоков по заданному алгоритму.
- Конструирование из плоских «блоков» по замыслу.
Занятие №3. Размер.
- Пальчиковая игра «Грузовые машины».
- Упражнение «Строительные грузы». Учимся различать и классифицировать предметы по размеру и форме. Ввод символа.
- Двигательное упражнение «Кто построил этот дом?»
- Игра «Окошки для домиков». Сортировка предметов по размеру.
- Построение логической цепочки с учетом чередования одного из признаков (размера, формы, цвета).
- Конструирование («сухая аппликация») «Машина».
Занятие №4. Толщина.
- Работа на круге: ввод понятия «толщина» и сравнение предметов по этому признаку.
- Упражнение «Наведем порядок». Разложить блоки в соответствии с заданием – ввод символа.
- Речевое упражнение «Слово потерялось».
- Игра «Вкусные печенья». (Угостим Винни-Пуха толстыми печеньями, а Пятачка – тонкими).
-Учимся классифицировать по двум признакам. Построить «мостик через речку» для Винни-Пуха -- из толстых красных деталей, для Пятачка – из тонких желтых.
Март.
1. «Приход весны».
- Вводное речевое упражнение «К нам весна шагает…». Рассматри-вание и сравнение картин «Зима» и «Ранняя весна».
- Загадка о снеговике. Что случилось со снеговиком весной?
- Сравни снеговиков.
- Игра «Дорога домой». Работа со знаковыми карточками (логика, внимание, знание свойств снега и признаков весны).
- Упражнение на развитие воображения, творческого восприятия, способности к преобразованию формы («Угадай по силуэту»): снеговые фигурки подтаяли, кем они были?
- Дорисуй (круг).
2. «Весна».
- Вводное речевое упражнение «Смотрит солнышко в окошко…»
- «Что лишнее?». Учимся анализировать, находить обобщающий признак и классифицировать по этому признаку.
- Игра « Что зимой, а что весной?».
- Двигательное и речевое упражнение «Побежал в саду ручей».
- Упражнение на формирование произвольности, внимания, координации: «Пройди по дорожке, не замочив ножки».
- Конструирование из палочек: «Домик», «Дорожка», «Заборчик».
3. «Весна» (продолжение).
- Упражнение «Смотрит солнышко в окошко».
- Загадки (весна, солнце, сосульки).
- «На что похожи лужи?». Упражнение на развитие воображения, фантазии, творческого мышления.
- «Мостик через ручей». Упражнение на поиск соответствия (узкий-
короткий, широкий-длинный).
- Двигательное и речевое упражнение «Побежал в саду ручей».
- Лабиринт «Помоги собачке добраться домой».
4. «Советы зверей». Занятие по валеологии.
- Вводное упражнение «По ровненькой дорожке…».
- Упражнение «Дерево для белочки». Классификация блоков Дьенеша по двум признакам.
- Физминутка «Беличья зарядка».
- Упражнение «Фрукты и овощи для зайчика» (умение выявлять два признака предмета и абстрагироваться от остальных).
- Упражнение «Дорожка для медведя» (умение выявлять свойства предметов и следовать заданному линейному алгоритму действий).
- Конструирование «Солнышко».
Апрель.
1. «Крылечко».
- Вводная пальчиковая игра «Подставляй ладошку, расскажу про кошку…».
- Проблемная ситуация: «Как попасть в домик с высоко расположен-ной дверью?». Рассматривание иллюстраций, обсуждение.
- Совместное конструирование крылечка для котика.
- Физминутка «Вот домик у дорожки…».
- Самостоятельное строительство крылечка по заданному алгоритму.
- Возможность для творческого решения: «Построй перила, крышу (навес), дорожку, скамейку, заборчик».
2. «Птицы весной».
- Вводная игра «Небо, земля, вода».
- Загадки о птицах.
- Упражнение на внимание, реакцию «Цепочка слов» (выделить только название птиц).
- Двигательное упражнение «Аист, аист длинноногий…».
- «Что перепутал художник?». Найти несоответствия и логические ошибки.
- «Дорисуй картинку».
- Конструирование из геом. фигур «Птица».
3.Логические задачи.
- Игра с мячом в кругу «Скажи наоборот».
- «Подскажи слово» -- добавить в конце стихотворной фразы «потерявшееся» слово. Развитие слуха, чувства ритма, логики. Ввод понятия «рифма».
- Упражнение на логику и внимание:
-- что изменилось? (найди отличия);
-- подбери пару к своей карточке.
- Физминутка «Большой-маленький».
- Графическая задача. Закрасить ряд «шариков» по заданию, определяющему очередность и цвет (понятия «первый, второй, между»).
-Конструирование по представлению «Утенок и цыпленок».
4. «Пруд».
- Вводная игра «Аист, аист длинноногий…».
- Загадки (рак, щука, рыбки).
- «Сравни рыбок» (Цвет, форма, право-лево).
- «Кто живет в пруду?» ( Узнай по описанию и отнеси к воде тех, кто живет в пруду). Умение согласовывать зрительные образы с информацией, полученной на слух. Классификация по обобщающему признаку.
-Эксперимент с водой «Из чего можно сделать кораблик?» (по сказке В. Сутеева «Кораблик»).
Май
1. «Насекомые»
- Двигательное упражнение «По солнышку, по солнышку…».
- Загадки (жук, комар, бабочка, собака).
- «Что лишнее?» (насекомые и зверь).
- Пальчиковая гимнастика «Насекомые».
- «Сравни картинки».
- Физминутка «На лужайке по ромашкам…».
- Развитие мелкой моторики «Обведи по контуру и раскрась бабочку».
- Конструирование «Жук» из геом. фигуры (овал) и палочек (отсчет, пересчет).
2. «Цветы».
- Упражнение «По солнышку, по солнышку…».
- Упражнение «Узнай по описанию» на развитие речи, внимания, умения сопоставить зрительное и слуховое восприятие. Ввод понятий лесные, полевые, садовые цветы.
- «Посадим цветы» (разнести силуэты цветов по соответствующим (форма) «клумбам»).
- Физминутка «Одуванчик».
- «Узор из цветов» -- логическая цепочка (продолжи ряд).
- «Раскрась цветы» в соответствии с заданием.
3. «Домашние животные».
- Пальчиковая игра со звукоподражанием «Повстречались две овечки…».
- Загадки о домашних животных.
- «Кто и как помогает человеку?». Подбери логическую пару.
- «Кто где живет?». Классификация и группировка животных.
- Игра «Купим мы бабушка…».
- «Помоги животным добраться домой» (соединить линией изображения животных с местом их обитания).
4. «Органы чувств».
- Вводная игра «Купим мы бабушка…».
- Обучающие пазлы «Вижу, слышу, чувствую». Закрепление знаний об органах чувств.
- Физминутка «Две сестрицы, две руки…».
- Упражнение «В тишине» (методика М.Монтессори).
- Логическая последовательность «Что сначала, что потом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа «Развивающие игры для малышей» 2-ой год обучения
план-программа по развивающим играм с сентября по май для средней группы...
Консультация для родителей: «Как правильно играть с малышом в игры Воскобовича»
В консультации дана короткая анотация к некоторым из игр В.В. Воскобовича, в которой двух словах даны рекомендации о том, как играть с данными играми при первом знакомстве с ними....
Консультация для родителей "Русские народные подвижные игры для малышей. Играйте вместе с нами"
Подбор народных подвижных игр для детей младшего возраста....
Консультация для родителей. Тема: "Играем с малышом: игры, развивающие первые предметные действия".
Консультация адресована родителям детей раннего возраста. В консультации описана серия весёлых игр, которые помогут родителям научить малыша первым предметным действиям. Игра разделены по возрасту (с ...
Консультация для родителей "Игры с малышом осенью. Как занять малыша на прогулке?"
Прогулка дает новые впечатления и положительные эмоции, что прямо влияет на развитие ребенка. Попробуйте разнообразить ежедневную прогулку с малышом развивающими играми и...
Игры, сближающие малышей друг с другом и малышей
Роль игр в жизни детей при поступлении в детский сад....
Образовательная практика "Апробация образовательной программы «Экономика для малышей»
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. На этом этапе закладываются основы личностной культуры, о...