Конспект НОД «Путешествие в Страну Искусств»
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Пинская Ирина Николаевна

Образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста в рамках тематической Недели Музыки. В ходе путешествия по Стране Искусств дети закрепляют приметы осени ранней и поздней, знакомятся с русскими народными музыкальными инструментами, их внешним видом, звучанием. Закрепляют понятия "веселая и грустная мелодия", знакомятся с новыми словами "композитор", "музыкант", узнают как называют музыканта, играющего на том или ином инструменте. В ходе работы дети просматривают две презентации с изображением картин Красноярских художников, изобразивших осень (раннюю и позднюю), а также презентация "В мире музыки", где знакомятся с музыкантами, играющими в оркестре. В конце занятия дети получают рисунки-раскраски с музыкальными инструментами и раскрашивают их цветными карандашами, стараясь не выходить за контуры рисунка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_muz.instrumenty.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей»  город Шарыпово, Красноярского края.

                                      Конспект    НОД

                      «Путешествие в Страну  Искусств»

                   Образовательная область:  «Познание, ФКЦМ»

                                                                       

                                                          Разработала: Пинская И.Н. воспитатель

                                                          МБДОУ № 2 «Дюймовочка»

 

                                                    Шарыпово  2013 г.

Форма деятельности: Совместная деятельность взрослых и детей

Виды деятельности: Познавательная, игровая,  коммуникативная, музыкальная, продуктивная.

Цель:   Обобщение знаний детей  об осени, сезонных изменениях в природе и жизни  человека. Развитие  у детей интереса  к музыкальной деятельности.

Программные задачи:

Обучающие:  

  • Закрепить знания детей о приметах осени.
  • Закрепить знания детей об овощах и фруктах, о времени сбора урожая.
  • Учиться устанавливать простейшие связи между условиями времени года и поведением птиц, животных, человека.
  • Приобщать детей к народной  музыке.
  • Формировать первичные представления о выразительных возможностях музыки; ее способности передавать различные эмоции, настроение.
  • Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (бубен, барабан, погремушка, металлофон и др.)
  • Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, бубне, барабане и др.
  • Знакомить с картинами красноярских художников, учить видеть и описывать  словами цвет используемых красок, разнообразие оттенков, передающих красоту природы.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.
  • Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и др.)
  • Развивать умение общаться со сверстниками в процессе  творческих игр, музыкальной деятельности.
  • Побуждать детей к активному общению, умению строить диалог; (К., П., С.)
  • Пополнять словарный запас детей (ранняя, поздняя осень, пасмурная погода, короткий день, длинная ночь). Знакомить с музыкальной терминологией: музыкальные инструменты (балалайка, барабан, дудочка, ложки, трещетки и др.), композитор, музыкант, пианист, флейтист, скрипач, трубач, гармонист, гитарист и др., мелодия.
  • Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, закрашивании предложенных  рисунков, не выходя за контуры.

Воспитательные:

  • Воспитывать коммуникативные качества: партнёрские отношения между            детьми;
  • Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
  • Укреплять здоровье детей, приобщать детей к здоровому образу жизни.

Предполагаемый  результат: В результате проведения НОД  дети правильно называют приметы осени, устанавливают простейшие связи между условиями времени года и изменениями в поведении птиц, животных, человека.

  • Имеют представления о времени сбора урожая.
  • Эмоционально реагируют при наблюдении  за красотой  осенней природы,  пытаются передать свои чувства через рассказ;
  • Умеют устанавливать связи при взаимодействии человека и природы.
  • Слушают музыкальное произведение до конца, узнает знакомые песни.
  • Замечают изменение в звучании музыки (тихо-громко, весело-грустно).
  • Различают и называют детские музыкальные инструменты (металлофон, бубен, барабан и др.).  

Предварительная работа:

-Рассматривание альбомов с изображением сезонных изменений в природе: «Ранняя осень, поздняя осень», «Сбор урожая», «Как птицы и звери к зиме готовятся», музыкальных инструментов.

-Беседа «Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами»

Д\игра: «Когда это бывает?», «Узнай овощ и фрукт по вкусу», «Узнай овощ и фрукт по описанию», «Угадай, какой инструмент звучит?», « Кто, где живет?», «Кто, как поет?», «Узнай и назови характер музыки», «Передай настроение героя», « Кто, как ходит? (имитация движений животных под музыку)».

Музыкально-игровые упражнения: «Кружатся листочки», «Падают снежинки», «Порхают бабочки», «Катятся горошины» «Угадай, на чем играю», «Капельки большие и маленькие», «Тихие и громкие звоночки», «Тихие и громкие ладошки»

и др. в том числе на музыкальных занятиях.

Материалы и оборудование:

                                 

                                           Ход занятия:

Дети стоят в кругу и произносят стихотворение:

                                    Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

                                   Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Дети поочередно  соединяют ладошки, поворачиваясь, друг к другу, передавая, таким образом, тепло своих рук и улыбку.

Воспитатель: Вот мы с вами и подружили наши пальчики, улыбнулись друг другу. Ой, ребята, вы слышите звон? Ну-ка посмотрим, кто это звенит?

За дверью раздается звон колокольчика. Педагог с детьми находят необычный колокольчик, у которого есть лицо, бантик, ножки. Колокольчик рассказывает, что к детям его прислала Фея Искусств. С собой он принес карту страны Искусств, чтобы дети смогли попутешествовать по ней и не заблудились.

Воспитатель: Ребята давайте повесим карту на доску, и встанем так, что бы все ее

видели. Вы хотите отправиться в путешествие по Стране  Искусств? А на каком  виде

транспорта можно отправиться в путешествие?

Дети:  на машине, на поезде, на автобусе.

Воспитатель: Давайте отправимся на автобусе.

Логоритмическое упражнение с музыкальным сопровождением «Автобус».

Воспитатель: Ну вот, ребята, наша первая остановка «Город Художников».

и теперь я загадаю вам загадку, о каком времени года она? 

Желтых листиков не счесть,
Зелены лишь елки.
Яблоки домой несет,
Ежик на иголках.

Солнце стало меньше греть,

Ясная погода

Угадай-ка ты скорей,
Какое время года?       

Дети:  это Осень

Воспитатель: Правильно ребята. Что в загадке говорится о солнышке? погоде?

Дети: солнце меньше греет, а погода ясная.

Воспитатель: Ребята, какая это осень, если ясная погода, солнышко светит и желтые листья на деревьях?

Дети: Это ранняя осень.

Воспитатель: Художники тоже очень любят рисовать осень, ведь это одно из красивейших времен года. Наши красноярские художники Юрий Деев, Борис Ряузов, Валерий Кудринский, Валерьян Сергин и др. тоже любили рисовать осень. Сейчас мы посмотрим несколько картин красноярских художников.

Презентация «Ранняя осень в картинах красноярских художников».

Воспитатель: Скажите, какая она по характеру музыка звучала в презентации: грустная или веселая?

Воспитатель: А давайте подберем красивые слова для ранней осени: Ранняя осень, она какая? Краски какого цвета использовали художники при изображении ранней осени?

Дети: красивая, веселая, нарядная, золотая, разноцветная…

Воспитатель: Ребята, а что делали люди ранней осенью в саду и в огороде?

Дети: собирали урожай.

Воспитатель: Расскажите мне, какой урожай мы собирали в огороде?

Дети: Овощи – картошку, морковь, свеклу, лук и др.

Воспитатель: а что собирали в саду?

Дети: яблоки, груши, сливы, ранетку.

Воспитатель: Правильно ребята, осень славная пора, а еще про нее говорят, что она горячая пора. Потому, что нужно успеть собрать весь урожай. А что же человек делает с этим урожаем? 

 Дети: овощи закладывают в погреб  на хранение, готовят соленья, варенья и компоты на зиму.

Воспитатель: Ребята, а после удачного сбора урожая в деревнях и селах проходили праздничные гуляния: люди радовались богатому урожаю, тому что успели до дождей убрать урожай. И тогда они брали в руки музыкальные инструменты и играли веселую музыку, пели и танцевали.

- а какие русские народные музыкальные инструменты вы знаете?

 Дети: деревянные ложки, бубен, трещетки, дудочки, балалайка, гармонь и др.

Воспитатель: У нас в детском саду много русских народных музыкальных инструментов, давайте рассмотрим их и назовем

Д\ игра «Узнай и назови музыкальный инструмент»

За ширмой лежат ложки деревянные, трещетки, бубен, колокольчик, барабан. Дети на слух определяют, какой инструмент издает звук.

Воспитатель: Ребята, а как же звери и птицы к зиме готовятся? 

Дети:  Некоторые животные впадают в спячку (медведь, еж, барсук), другие делают запасы на зиму (белка, хомяки, мыши). Подыскивают себе жилье: норы, берлогу, логово. Перелетные птицы улетают на юг. Зимующие птицы перебираются ближе к человеческому жилью.

Воспитатель: Ребята, а музыка может передать и характер животного. Послушайте и изобразите это животное.

Звучит характерная музыка: (косолапый медведь, зайчик-попрыгайчик, хитрая лисичка, голодный, сердитый волк). Дети имитируют движения и мимику животных.

Воспитатель: Ребята, а эта загадка про какую осень?

Солнце светит еле-еле.
Злые ветры одолели.
Дождь колючий льет все чаще.
Перебрались звери в чащу.
Время движется к зиме.
Какая осень на дворе?

Дети:  эта загадка про позднюю осень

Воспитатель: Назовите приметы поздней осени

Дети: холодно, часто идет дождь, и даже снег, на лужах появляется лед, на деревьях нет листьев, птицы улетели в теплые края, рано темнеет.

Презентация «Поздняя осень в картинах красноярских художников».

Воспитатель: Какая по характеру мелодия звучала в этой презентации? Как вы думаете, почему народ сочинял грустные мелодии?

Дети: потому что погода была пасмурная, грустная, холодная.

Воспитатель: И не только поэтому, ведь у них случались и разные беды: война, пожар, неурожай, болезни, и тогда люди грустили и пели печальные песни.

Воспитатель: Ребята красками какого цвета рисовали художники позднюю осень? Давайте подберем слова для поздней осени

Дети: холодная, дождливая, ненастная, пасмурная, унылая, грустная…

А теперь мы отправляемся дальше по стране Искусств.

Движение по группе, изображая поезд, с музыкальным сопровождением «Поезд».

Воспитатель: Следующая остановка «Город Музыки»

Вы знаете, как называется человек, который играет на музыкальных инструментах?

Как называется человек, который сочиняет музыку?

Дети: Человек, играющий на музыкальных инструментах, называется музыкант, а сочиняющий музыку – композитор.

Воспитатель: Правильно. Сначала композитор сочиняет музыку, затем музыканты ее разучивают и играют в оркестре все вместе, дружно. И руководит ими дирижер.

Д\ игра «Назови музыканта правильно»

На пианино играет…     пианист,

на гармошке играет…   гармонист,

на флейте играет…  флейтист,

на гитаре играет … гитарист,

на трубе играет …         трубач,

на скрипке играет …  скрипач,

на барабане играет…   барабанщик,

на балалайке играет …..     балалаечник,

на трещотках …  трещоточник,

на ложках играет … ложкарь.

Презентация « В мире Музыки» (музыканты, дирижер, оркестр).

Воспитатель: Ребята, а у нас в детском саду есть музыкант? Как называется его профессия? Как зовут её?

Дети: это музыкальный руководитель, Светлана Геннадьевна.

Воспитатель: На каком музыкальном инструменте играет Светлана Геннадьевна?

Дети: она играет на пианино.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно назвали профессии и музыкальные инструменты. А сейчас Колокольчик мне говорит, что пригласил своих друзей – русские народные музыкальные инструменты и предлагает нам сыграть на них в своем оркестре. Вы хотите?

Звучит русская народная мелодия «Мышки на пригорке». Дети играют на музыкальных инструментах  в оркестре.

Воспитатель: Отправляемся дальше путешествовать по Стране Искусств и следующая остановка « Город Мастеров»

-Ребята, а теперь Колокольчик предлагает вам стать мастерами и дарит вот такие музыкальные инструменты в раскрасках. Посмотрите они все одного цвета – белые. Давайте раскрасим их, что бы они стали красивыми.

Передает детям рисунки–раскраски, на которых изображены музыкальные инструменты.

Дети проходят за столы и закрашивают музыкальные инструменты цветными карандашами, стараясь не выходить за контур рисунка.

Воспитатель: Ребята, какие красивые музыкальные инструменты у нас получились.

Воспитатель: Ребята, а теперь вставайте в круг, и скажите мне, чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось больше всего во время нашей деятельности? Что вам особенно запомнилось?

Мне тоже понравилось, как вы сегодня отвечали, какие красивые слова подбирали для Осени и как замечательно играли в оркестре.

А теперь давайте поблагодарим друг друга: «Как приятно, что ты был сегодня с нами, спасибо»

 Список используемой литературы:

  1. З.А. Ефанова «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Средняя группа. Издательство «Учитель, Волгоград, 2013г.
  2. Книга для чтения от года до семи. ООО Издательство «Родничок», Тула, 2005г.; ООО Издательство «Арсель», Москва, 2005 г.
  3. Рокитянская Т.А.  Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет. Издательство: Академия Развития, Академия Холдинг, М.,  2006 г.
  4. Давыдова М.А. «Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы», Издательство: ВАКО,  2006г.
  5. А. И. Максаков, Г. А. Тумакова «Учите, играя». Издательство «Просвещение», Москва, 1983г.
  6. Г.С. Швайко, Игры и игровые упражнения по развитию речи. ООО Издательство «Айрис-пресс», Москва, 2007г.

                                   Используемые материалы:

  1. Демонстрационный материал: Беседы по картинкам «Русские народные музыкальные инструменты». Издательство «Ранок», 2007г.
  2. Русские народные музыкальные инструменты: деревянные ложки, бубны, трещетки, колокольчики, колотушки, погремушки.

                        Список  Интернет-ресурсов

Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. http://www.trizminsk.org/e/233007.htm

Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. http://www.trizminsk.org/e/prs/232018.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КонспектНОД

Конспект НОД "Дары Осени"...

КонспектНОД по развитию речи во 2 младшей группе "Испорченное настроение"

Учить детей определять не только свое личное состояние, но и состояние окружающих людей....

Познание ФЭМП старшая группа. КонспектНОД "Спасатели, вперёд!"

Закреплять умение делить целое на две равные части, совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 6...

КонспектНОД в младшей группе Тема: «Путешествие на лесную полянку» Воспитатель Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин

КонспектНОД в младшей группеТема: «Путешествие на лесную полянку» Воспитатель Койносова Е.С.МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин...

КонспектНОД в младшей группе Тема: «Путешествие на лесную полянку»

КонспектНОД в младшей группеТема: «Путешествие на лесную полянку»...

КонспектНОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"".

Програмное содержание, Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"...

КонспектНОД "Путешествие на паравозике"

Упражнять детей в сравнении по ширине, по длине, по цвету предметов и обозначать результаты сравнения словами: широкий - узкий, длинный – короткий, одинаковые - разные; и обозначать результаты с...