Методические материалы, опыт работы
методическая разработка на тему
Методические материалы, опыт работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Основными целями специального коррекционного воспитания и обучения являются:
- Создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка.
- Формирование личностных качеств.
В учебном году решаются следующие задачи:
- Диагностические
- Воспитательные
- Коррекционно-развивающие
- Образовательные
Работа строится по годам обучения и включает в себя следующие разделы:
- «Сенсорное воспитание»
- «Формирование мышления»
- «Формирование элементарных количественных представлений»
- «Ознакомление с окружающим»
- «Развитие речи и формирование коммуникативных способностей»
- «Обучение грамоте»
- «Социальное развитие»
Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта и ЗПР осуществляется по программам:
- Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.
- Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова.
Задача | Сроки выполнения |
| Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь В течение года. В течение года. Май |
В процессе социального развития выделяют три базовых концентра, значимых для последующего развития личности:
| В течение года. (ежедневно) (ежедневно) (ежедневно) (2 раза в неделю) (1 раз в неделю) (1 раз в неделю) |
»
| Сентябрь В течение года. Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель |
| Сентябрь Сентябрь, май. В течение года. |
| В течение года |
Учитель-дефектолог МДОУ № 53
Кириллова Ю.Е.
Предварительный просмотр:
Синдром Дауна - одна из самых распространенных генетических аномалий, которая возникает вследствие увеличения количества хромосом. Нарушение встречается довольно часто – у 1 ребенка на 700 новорожденных. Соотношение между мальчиками и девочками приблизительно 1:1.
Речь у детей с СД появляется довольно поздно и остается не до конца развитой на протяжении всей жизни.
Большинство детей с синдромом Дауна начинают употреблять первые слова – между двумя и тремя годами. Некоторые начинают говорить позже, к 4- 5 годам. Самые распространенные неврологические проблемы у детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на речь, это:
- дизартрия – состояние, при котором затруднена правильная работа артикуляторных мышц;
- апраксия , состояние, мешающее правильно программировать, планировать и выстраивать по порядку звуки в речи.
Факторы, влияющие на развитие речи детей с синдромом Дауна
- Анатомо-физиологические особенности речевого аппарата;
- Нарушение общего и речевого дыхания;
- Нарушение голоса и мелодико-интонационного расстройства;
- Особенности слуха (снижение слуха в разной степени);
- Офтальмологические проблемы;
- Снижение мышечного тонуса;
- Несформированность психических функций;
- Особенности познавательной деятельности;
- Неравномерность в развитии речевых навыков (преобладание усвоения навыков импрессивной речи над экспрессивной)
Дети с синдромом Дауна чаще всего отличаются некоторыми особенностями строения лица, которые мешают освоению речи.
Эти распространенные особенности включают:
- гипотонус, пониженный тонус мышц лица, рта, языка, губ, челюсти;
- трудности в синхронизации движения этих органов;
- сравнительно небольшой размер ротовой полости в сравнении с размером языка;
- тенденция дышать через рот из-за увеличенных аденоидов, частых простуд или аллергических реакций;
- высокое узкое («готическое») нёбо, ограничивающее движения языка во рту, равно как и слишком низкое нёбо;
- недоразвитие (гипоплазия) костей средней части лица;
- повышенное слюнотечение (что может говорить о пониженной чувствительности);
- постоянно открытый рот;
- часто высунутый язык;
- трудности в использовании мягкого нёба для «блокировки» воздушного потока, вследствие чего речь ребенка будет «гнусавой»;
Основные этапы развития речи детей с синдромом Дауна:
-воспитание слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти;
- формирование внимания к неречевым звукам, воспитание умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные и речевые реакции;
- воспитание чувства ритма, слухового внимания, развитие зрительного внимания (тактильный контакт ребенка с изучаемым предмета обязателен);
- развитие импрессивной речи (понимания);
- формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредотачиваться и давать ответные двигательные и звуковые реакции;
- расширение объема понимаемой чужой речи, накопление пассивного словарного запаса на основе наглядных предметных действий
- развитие понимания грамматических форм речи, понимание вопросов "Где?", "Куда?" и т.д.;
- обучение пониманию смысла сюжетных картинок на которых люди совершают различные действия;
- воспитание общих речевых навыков (развитие подражательности);
- развитие у детей подражательности, вызывание речевого подражания (речь с движением);
- обучение детей рассказыванию стихов и пению песенок, содержащих звукоподражание;
- выработка правильного речевого дыхания (диафрагмального) и правильной артикуляции звуков;
- развитие выразительности речи (модуляции голоса);
- формирование активного словаря;
Многие дети с синдромом Дауна готовы общаться задолго до того, как они начнут использовать для этих целей вербальные средства, настоящую речь. Речь дается им с трудом, т.к. это сложный процесс, включающий правильное дыхание, контролируемые вибрации голосовых связок, резонацию звуков с помощью носового или ротового резонатора, адекватное напряжение мышц и координация движений всех органов артикуляции (зубов, губ, языка, мягкого и твердого нёба).
Поддерживающая коммуникация - как начальный этап речевого развития ребенка. Цель поддерживающей коммуникации заключается в том, чтобы дать ребенку язык, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими и поймет, что общение поможет ему добиться удовлетворения его потребностей. Невербальная коммуникация представлена в виде жестов, мимики.
Жесты как средство коммуникации
Лучше всего ребенок учится жестам путем подражания. Как правило, он использует те жесты, которыми пользуются окружающие его люди. Самые распространенные жесты: прощание, приветствие, дай.
Рекомендации по применению жестов:
- Жест всегда должен синхронно подкрепляться словом.
- Когда выполняется жест и произносится слово, ребенок должен смотреть на педагога или того человека, который с ним общается.
- При обучении ребенка жесту ему необходимо оказывать помощь. Вам следует помогать ему в выполнении движения своими руками.
- Жесты, которым обучен ребенок, должны отрабатываться в повседневной жизни.
- При общении жестами ребенка следует побуждать к произнесению звуков, слов.
- Всем окружающим важно понимать жесты, которые использует ребенок, и эмоционально реагировать на них.
Чтобы активизировать устную речь, параллельно с использованием жестов, ведется работа по вызыванию звуков. На всем протяжении периода использования жестов, они неизменно сочетаются со звуками, слогами, словами и предложениями, в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. По мере накопления устного словаря использование жестов постепенно уменьшается.
- Работайте над гласными звуками, меняя интонационную картину
( высоту и мелодию);
- Произносите любые звуки и повторяйте их (та-та-та, ба-ба-ба…); начинайте работу над согласными звуками с «п», «б», «м»;
- Работайте с зеркалом, используйте жесты, знаки. Например, артикулируя звук [б], обратите внимание ребенка на движения ваших губ, потом покажите ему зеркало и предложите имитировать необходимые артикуляционные движения;
- Чаще проговаривайте знакомые ребенку слова( мама, папа, баба и т.д.)
Сроки формирования речи зависят от ряда факторов:
-степени сложности дефекта
-индивидуальных и возрастных особенностей ребенка
-регулярности занятий
-помощи со стороны родителей.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №53
муниципального образования
Люберецкий муниципальный район МО
Сообщение на РМО
«Развитие речи у детей с синдромом Дауна»
Подготовила
учитель-дефектолог
Ю.Е. Кириллова
Люберцы, 2014 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Синдром Дауна - одна из самых распространенных генетических аномалий, которая возникает вследствие увеличения количества хромосом. Нарушение встречается довольно часто – у 1 ребенка на 700 новорожденных.
Речь у детей с СД появляется довольно поздно и остается не до конца развитой на протяжении всей жизни. Самые распространенные неврологические проблемы у детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на речь, это: - дизартрия – состояние, при котором затруднена правильная работа артикуляторных мышц; - апраксия , состояние, мешающее правильно программировать, планировать и выстраивать по порядку звуки в речи.
Дети с синдромом Дауна чаще всего отличаются некоторыми особенностями строения лица, которые мешают освоению речи. Эти распространенные особенности включают: - гипотонус , пониженный тонус мышц лица, рта, языка, губ, челюсти; - трудности в синхронизации движения этих органов; - сравнительно небольшой размер ротовой полости в сравнении с размером языка; - тенденция дышать через рот из-за увеличенных аденоидов, частых простуд или аллергических реакций; - высокое узкое («готическое») нёбо, ограничивающее движения языка во рту , равно как и слишком низкое нёбо; - недоразвитие (гипоплазия) костей средней части лица; - повышенное слюнотечение (что может говорить о пониженной чувствительности); - постоянно открытый рот; - часто высунутый язык; - трудности в использовании мягкого нёба для «блокировки» воздушного потока, вследствие чего речь ребенка будет «гнусавой»;
Основные этапы развития речи - воспитание слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти; - формирование внимания к неречевым звукам, воспитание умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные и речевые реакции; - воспитание чувства ритма, слухового внимания , развитие зрительного внимания (тактильный контакт ребенка с изучаемым предмета обязателен); - развитие импрессивной речи (понимания); - формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредотачиваться и давать ответные двигательные и звуковые реакции; - расширение объема понимаемой чужой речи, накопление пассивного словарного запаса на основе наглядных предметных действий - развитие понимания грамматических форм речи, понимание вопросов "Где?", "Куда?" и т.д.; - обучение пониманию смысла сюжетных картинок на которых люди совершают различные действия; - воспитание общих речевых навыков (развитие подражательности); - развитие у детей подражательности, вызывание речевого подражания (речь с движением); - обучение детей рассказыванию стихов и пению песенок, содержащих звукоподражание; - выработка правильного речевого дыхания (диафрагмального) и правильной артикуляции звуков; - развитие выразительности речи (модуляции голоса); - формирование активного словаря;
П оддерживающая коммуникация - как начальный этап речевого развития ребенка. Цель поддерживающей коммуникации заключается в том, чтобы дать ребенку язык, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими и поймет, что общение поможет ему добиться удовлетворения его потребностей.
Жесты как средство коммуникации Лучше всего ребенок учится жестам путем подражания. Как правило, он использует те жесты, которыми пользуются окружающие его люди. Рекомендации по применению жестов: Жест всегда должен синхронно подкрепляться словом. Когда выполняется жест и произносится слово, ребенок должен смотреть на педагога или того человека, который с ним общается. При обучении ребенка жесту ему необходимо оказывать помощь. Вам следует помогать ему в выполнении движения своими руками. Жесты, которым обучен ребенок, должны отрабатываться в повседневной жизни. При общении жестами ребенка следует побуждать к произнесению звуков, слов. Всем окружающим важно понимать жесты, которые использует ребенок, и эмоционально реагировать на них.
Чтобы активизировать устную речь, параллельно с использованием жестов, ведется работа по вызыванию звуков. На всем протяжении периода использования жестов, они неизменно сочетаются со звуками, слогами, словами и предложениями, в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. По мере накопления устного словаря использование жестов постепенно уменьшается.
Вызывание звуков речи Работайте над гласными звуками, меняя интонационную картину( высоту и мелодию); Произносите любые звуки и повторяйте их; начинайте работу над согласными звуками с « п»,«б », «м»; Работайте с зеркалом, используйте жесты, знаки. Например, артикулируя звук [б], обратите внимание ребенка на движения ваших губ, потом покажите ему зеркало и предложите имитировать необходимые артикуляционные движения; Чаще проговаривайте знакомые ребенку слова( мама, папа, баба и т.д.)
Сроки формирования речи и преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов: - степени сложности дефекта; - индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка; - регулярности занятий; - помощи со стороны родителей.
Предварительный просмотр:
Цели:
— обогащать активный и пассивный словарь;
— развивать мелкую моторику у детей;
— развивать умения согласовывать стихотворный текст с действиями;
— развитие речевого дыхания у детей, артикуляции, развитие слухового внимания (различать ритм звучания: частое и редкое), чувство ритма.
1. Организационный момент
На стуле рядом с учителем-дефектологом сидит большой игрушечный заяц.
Учитель-дефектолог: Дети, посмотрите, какой гость у нас сегодня. Кто это?
Говорящие дети дают словесный ответ, у неговорящих нужно добиться утвердительного кивка головой на вопрос: это зайка?
2. Основной этап.
Учитель-дефектолог: А что нам зайка принес? (Показывает детям корзинку, закрытую салфеткой – в ней шишки, грибы, листья). Интересно, что лежит в корзинке? Опусти руку, достань подарок.
Дети по очереди достают из корзинки, прикрытой салфеткой, различные предметы (если ребенок боится или не справляется самостоятельно, ему помогает дефектолог).
Учитель-дефектолог: Маша, что ты достала?
Маша. Это грибок.
Учитель-дефектолог: А что достал Миша?
Миша. Это шишка.
Учитель-дефектолог: Настя, что ты вытащила?
Настя. Это листок.
Учитель-дефектолог раскладывает на столе все, что достали дети из корзинки. Указывая на каждый предмет, он спрашивает: «Это шишка? Это листик?» Говорящие дети дают словесный ответ, у неговорящих нужно добиться утвердительного кивка головой. В награду за правильные ответы учитель-дефектолог раздает листья из корзинки каждому ребенку.
Пальчиковая разминка
Учитель-дефектолог: Давайте посчитаем листики.
Упражнение «Осенние листья»
Дети загибают пальцы по очереди, начиная с большого (1, 2, 3, 4, 5).
Будем листья собирать.
Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем.
Маме осенний букет отнесем.
Загибают пальцы по очереди, начиная с большого.
Дыхательная разминка
Учитель-дефектолог: Давайте сами превратимся в ветерок. Подуем на наши листики.
Листья лежат на ладошках у мам.
Упражнение «Осенний ветер»
Учитель-дефектолог читает стихотворение.
Дует, дует ветер!
Дует, задувает!
Желтые листочки
С дерева срывает.
И летят листочки,
Кружат по дорожке.
Падают листочки
Прямо нам под ножки.
Упали листики на одну полянку ровно, красиво, на другую – неровно, некрасиво.
На одном бумажном листе расположены листочки по всему пространству, на другом – порядок грубо нарушен.
Учитель-дефектолог неоднократно обращает внимание детей на красиво и некрасиво расположенные листья.
Снова мы превращаемся в ветер.
Учитель-дефектолог: Что спряталось под листочками? Тучка и капельки? (Выкладывает на столе тучку, а под ней капельки). Что у нас получилось? Дождик?
Дети отвечают.
Слуховая разминка
Учитель-дефектолог: Поиграем с дождиком? Садитесь на коврик.
Дождик капал понемножку
Учитель-дефектолог протягивает ладошки. Дети протягивают ладошки навстречу учителю-дефектологу.
Протянули мы ладошку.
Дождь пошел сильней, сильней,
Учитель-дефектолог резко ударяет по металлофону.
Убегайте в дом скорей.
Итог занятия
Учитель-дефектолог: Пора с зайкой прощаться, скажем ему: «До свидания!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы "Организация работы по обучению детей правилам этикета".
Правило этикета нужно преподносить так, чтобы оно вызвало положительный эмоциональный отклик, стало личностно значимым....
Методические материалы для работы с детьми
Данный материал содержит конспекты занятий для детей, детско-взрослые презентации, планы работы с родителями, с начинающими педагогами, проекты и т.д....
Методические материалы для работы с родителями в дошкольной образовательной организации
Данные методические разработки помогут педагогам в работе с семьей по воспитанию чувтсвенного отношения, эмпатии и взаимоуважения дург другу в условиях семьи. А также данный материал будет полез...
Методическая разработка: ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом».
laquo;Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России»....
Методическое объединение (опыт работы) "Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников"
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтом...
Методические материалы по работе с родителями детей с ТНР.
Рекомендации для родителей (лиц, их заменяющими) детей с ТНР...
Методические материалы для работы педагога-психолога
Материал для родителей "Агрессивный ребенок" познакомит с понятием "детская агрессия"....