Методические материалы, опыт работы
методическая разработка на тему


Предварительный просмотр:

      Основными целями специального коррекционного воспитания и обучения являются:

  • Создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка.
  • Формирование  личностных качеств.

     В учебном году решаются следующие задачи:

  • Диагностические
  • Воспитательные
  • Коррекционно-развивающие
  • Образовательные

     Работа строится по годам обучения и включает в себя следующие разделы:

  • «Сенсорное воспитание»
  • «Формирование мышления»
  • «Формирование элементарных количественных представлений»
  • «Ознакомление с окружающим»
  • «Развитие речи и формирование коммуникативных способностей»
  • «Обучение грамоте»
  • «Социальное развитие»

 

Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта  и ЗПР осуществляется по программам:

  • Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.
  • Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова.

   

   

   

 

Задача

Сроки выполнения

  1. Организационная работа.
  • Диагностика знаний и умений детей с целью определения программы и года обучения.
  • Распределение детей на подгруппы по годам обучения.
  • Индивидуальная беседа с родителями вновь поступивших детей с целью сбора анамнеза.
  • Составление перспективного плана работы по годам обучения.
  • Составление перспективного плана работы по консультированию родителей.
  • Составление индивидуального плана работы на каждого ребенка по результатам диагностики.
  • Составление расписания индивидуальной работы на каждого ребенка. Утверждение графика администрацией.
  • Уточнение и утверждение сетки занятий администрацией.

  • Консультирование родителей.
  • Итоговая диагностика.

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

В течение года.

В течение года.

Май

  1. Коррекционная работа.
  1. Социальное развитие.

В процессе социального развития выделяют три базовых концентра, значимых для последующего развития личности:

  • «Я сам»
  • «Я и другие»
  • «Я и окружающий мир»

  1. Сенсорное воспитание.
  •    Развитие зрительного восприятия и внимания:
  •     Развитие слухового восприятия и внимания.
  •  Развитие тактильно-двигательного восприятия.
  •  Развитие вкусовой чувствительности.

  1. Формирование мышления.
  • Создавать предпосылки к развитию наглядно-действенного мышления.
  •   Создавать предпосылки для развития наглядно-образного мышления: формировать фиксирующую и сопровождающую функции речи.
  • Формировать восприятие целостной сюжетной ситуации, изображенной на картинках.
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями, изображенными на сюжетных картинках.
  • Формировать умения выполнять операции сравнения, обобщения.  
  • Учить анализировать сюжеты со скрытым смыслом.
  • Учить соотносить текст с соответствующей иллюстрацией.
  • Учить выполнять задания на классификацию картинок, выполнять упражнения на исключения «четвертой лишней» картинки.

  1. Формирование элементарных количественных  отношений. 
  • Учить различать множества по количеству: 1, 2, много, мало.
  • Учить составлять равные по количеству множества предметов: «столько…, сколько…».
  •   Учить сравнивать множества по количеству, устанавливая равенство или неравенство.
  •   Учить использовать практические способы проверки – приложение и наложение.
  •   Учить пересчитывать предметы и выполнять различные операции с множествами (сравнение, объединение и разъединение) в пределах трех.
  •  Учить пользоваться условными символами (цифрами) при решении арифметических задач, выполнении арифметических действий.
  • Учить самостоятельно составлять арифметические задачи.
  • Знакомить с цифрами в пределах пяти.
  • Учить устному счету до десяти в прямом порядке и от семи в обратном порядке.
  • Способствовать осмыслению последовательности чисел и места каждого из них в числовом ряду.
  • Учить счету от заданного до заданного числа в пределах десяти.

  1. Ознакомление с окружающим.
  • Знакомить детей с предметами окружающего мира, близкими детям по ежедневному опыту.
  •   Знакомить детей с предметами окружающей действительности (игрушки, посуда, одежда, мебель…).
  •   Учить выделять характерные признаки объектов живой и неживой природы.
  • Формировать у детей обобщенное представление о человеке.
  • Учить пользоваться в активной речи словесными характеристиками и определениями, обозначающими качественное своеобразие изученных групп предметов.
  • Формировать у детей временные представления (времена года: лето, осень, зима, весна; время суток: день, ночь).

  1. Развитие речи и формирование коммуникативных способностей.
  • Формировать у детей невербальные формы коммуникации.
  • Воспитывать потребность в речевом высказывании с целью общения.
  • Создавать предпосылки к развитию речи и формировать языковые способности детей.
  • Учить детей отвечать на простейшие вопросы о себе и ближайшем окружении.
  •   Формировать грамматический строй речи.

 

  • Формировать у детей процессы словообразования.
  •  Развивать вербальные формы общения.

  1. Обучение грамоте. Подготовка руки к письму.
  • Развивать ручную и мелкую моторику пальцев рук.
  • Развивать зрительно-двигательную координацию.
  •   Формировать у детей графические навыки.
  • Учить ориентироваться на листе бумаги.
  • Учить ориентироваться в тетради в клетку.
  • Познакомить со звукобуквенным анализом слова.
  • Учить делить слова на слоги.
  • Учить соотносить звук со зрительным образом буквы.
  • Развивать фонематический слух.

В течение года.

(ежедневно)

(ежедневно)

(ежедневно)

(2 раза в неделю)

(1 раз в неделю)

(1 раз в неделю)

  1.     Взаимосвязь с другими специалистами.
  • Тематическое планирование по ознакомлению с окружающим для воспитателей.
  • Подготовка тетради взаимодействия специалистов (дефектолога) и воспитателей. Тетрадь для закрепления заданий воспитателями по изученному материалу детьми.
  • Подготовка тем  по ознакомлению с окружающим музыкальному руководителю и учителю по физкультуре.
  • Регулярные консультации для воспитателей по запросу.
  • Взаимодействие с мед. персоналом с целью выяснения особенностей развития ребенка (интеллектуального и физического).
  • Консультирование воспитателей согласно годовому плану ДОУ:

»

  • «Ранняя диагностика детей с отклонениями в развитии»
  • «Языковая адаптация детей с двуязычием в детском саду»
  • «Инклюзивное образование в ДОУ»
  • «Использование мнемотехники в развитии речи у детей»
  • «Что такое аутизм»
  • «Развитие познавательных способностей у детей с синдромом Дауна»
  • «Особенности игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта»
  • «Пескотерапия в детском саду»

Сентябрь

В течение года.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

  1. Работа с родителями.
  •  Родительское собрание с целью ознакомления с работой дефектолога.
  • Индивидуальные беседы с каждым родителем по результатам диагностики детей.
  • Периодическое обновление информационного стенда с консультациями и советами для родителей.
  • Каждую среду   индивидуальные беседы с родителями,   по результатам усвоения программы ребенком.      Рекомендации, ответы  на вопросы по выполнению индивидуальных домашних заданий в тетрадях.
  • Консультирование родителей по запросу.
  • Консультирование родителей детей, не посещающих коррекционные группы и детский сад.
  • Консультирование родителей согласно годовому плану ДОУ:
  • «Особенности психического развития детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста»
  • «Что такое аутизм?»
  • «Воспитание в семье ребенка с отклонениями в развитии»
  • «Особенности речевого развития у детей с ЗПР»
  • «Преодоление аутостимуляций при РДА»
  • «Привитие навыков самообслуживания детям с интеллектуальными нарушениями»
  • «Зачем нужен логопед»
  • «Учим ребенка общаться»

Сентябрь

Сентябрь, май.

В течение года.

  1. Самообразование.
  • Ознакомление и приобретение литературы по дефектологии и логопедии с новыми методами и приемами работы.
  • Регулярное посещение  методических объединений и курсов для специалистов в области коррекционной педагогики.
  • Изучение и применение новых приемов, методов и средств в обучении детей с нарушением интеллекта.
  • Введение в работу технических средств обучения, компьютерные технологии.
  • Разработка обучающих игр на компьютере и презентаций.
  • Работа над пополнением и оформлением персонального сайта.
  • Участие в педсоветах, семинарах, консилиумах дошкольного учреждения.
  • Просмотр открытых занятий, мастер – классов.
  • Проведение открытых подгрупповых и индивидуальных занятий с последующим самоанализом.
  • Работа над темой самообразования: «Дети с синдромом Дауна »

В течение года

                                                      Учитель-дефектолог  МДОУ № 53

                                                      Кириллова Ю.Е.

                                                       



Предварительный просмотр:

    Синдром Дауна - одна из самых распространенных генетических аномалий, которая возникает вследствие увеличения количества хромосом. Нарушение встречается довольно часто – у 1 ребенка на 700 новорожденных. Соотношение между мальчиками и девочками приблизительно 1:1.

    Речь у детей с СД появляется довольно поздно и остается не до конца развитой на протяжении всей жизни.

   Большинство детей с синдромом Дауна начинают употреблять первые слова – между двумя и тремя годами. Некоторые начинают говорить позже, к 4- 5 годам. Самые распространенные неврологические проблемы у детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на речь, это: 
дизартрия  – состояние, при котором затруднена правильная работа артикуляторных мышц; 
апраксия , состояние, мешающее правильно программировать, планировать и выстраивать по порядку звуки в речи. 

 Факторы, влияющие на развитие речи детей с синдромом Дауна

  • Анатомо-физиологические особенности речевого аппарата;
  • Нарушение общего и речевого дыхания;
  • Нарушение голоса и мелодико-интонационного расстройства;
  • Особенности слуха (снижение слуха в разной степени);
  • Офтальмологические проблемы;
  • Снижение мышечного тонуса;
  • Несформированность психических функций;
  • Особенности познавательной деятельности;
  • Неравномерность в развитии речевых навыков (преобладание  усвоения навыков импрессивной речи над экспрессивной)

   Дети с синдромом Дауна чаще всего отличаются некоторыми особенностями строения лица, которые мешают освоению речи. 
               Эти распространенные особенности включают: 
- гипотонус, пониженный тонус мышц лица, рта, языка, губ, челюсти; 
- трудности в синхронизации движения этих органов; 
- сравнительно небольшой размер ротовой полости в сравнении с размером языка; 
- тенденция дышать через рот из-за увеличенных аденоидов, частых простуд или аллергических реакций; 
- высокое узкое («готическое») нёбо, ограничивающее движения языка во рту, равно как и слишком низкое нёбо; 
- недоразвитие (гипоплазия) костей средней части лица; 
- повышенное слюнотечение (что может говорить о пониженной чувствительности); 
- постоянно открытый рот; 
- часто высунутый язык; 
- трудности в использовании мягкого нёба для «блокировки» воздушного потока, вследствие чего речь ребенка будет «гнусавой»; 

Основные этапы развития речи детей с синдромом Дауна:

-воспитание слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти;
- формирование внимания к неречевым звукам, воспитание умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные и речевые реакции;
- воспитание чувства ритма, слухового внимания, развитие зрительного внимания (тактильный контакт ребенка с изучаемым предмета обязателен);
- развитие импрессивной речи (понимания);
- формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредотачиваться и давать ответные двигательные и звуковые реакции;
- расширение объема понимаемой чужой речи, накопление пассивного словарного запаса на основе наглядных предметных действий
- развитие понимания грамматических форм речи, понимание вопросов "Где?", "Куда?" и т.д.;
- обучение пониманию смысла сюжетных картинок на которых люди совершают различные действия;
- воспитание общих речевых навыков (развитие подражательности);
- развитие у детей подражательности, вызывание речевого подражания (речь с движением);
- обучение детей рассказыванию стихов и пению песенок, содержащих звукоподражание;
- выработка правильного речевого дыхания (диафрагмального) и правильной артикуляции звуков;
- развитие выразительности речи (модуляции голоса);
- формирование активного словаря;

   Многие дети с синдромом Дауна готовы общаться задолго до того, как они начнут использовать для этих целей вербальные средства, настоящую речь. Речь дается им с трудом, т.к. это сложный процесс, включающий правильное дыхание, контролируемые вибрации голосовых связок, резонацию звуков с помощью носового или ротового резонатора, адекватное напряжение мышц и координация движений всех органов артикуляции (зубов, губ, языка, мягкого и твердого нёба).

   Поддерживающая коммуникация - как начальный  этап речевого развития ребенка. Цель поддерживающей коммуникации заключается в том, чтобы дать ребенку язык, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими и поймет, что общение поможет ему добиться удовлетворения его потребностей. Невербальная коммуникация представлена в виде жестов, мимики.

Жесты как средство коммуникации

   Лучше всего ребенок учится жестам путем подражания. Как правило, он использует те жесты, которыми пользуются окружающие его люди. Самые распространенные жесты: прощание, приветствие, дай.

Рекомендации по применению жестов:

  • Жест всегда должен синхронно подкрепляться словом.
  • Когда выполняется жест и произносится слово, ребенок должен смотреть на педагога или того человека, который с ним общается.
  • При обучении ребенка жесту ему необходимо оказывать помощь. Вам следует помогать ему в выполнении движения своими руками.
  • Жесты, которым обучен ребенок, должны отрабатываться в повседневной жизни.
  • При общении жестами ребенка следует побуждать к произнесению звуков, слов.
  • Всем окружающим важно понимать жесты, которые использует ребенок, и эмоционально реагировать на них.

   Чтобы активизировать устную речь, параллельно с использованием жестов, ведется работа по вызыванию звуков. На всем протяжении периода использования жестов, они неизменно сочетаются со звуками, слогами, словами и предложениями, в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. По мере накопления устного словаря использование жестов постепенно уменьшается.

  • Работайте над гласными звуками, меняя интонационную картину

( высоту и мелодию);

  • Произносите любые звуки и повторяйте их (та-та-та, ба-ба-ба…); начинайте работу над согласными звуками с «п», «б», «м»;
  • Работайте с зеркалом, используйте жесты, знаки. Например, артикулируя звук [б], обратите внимание ребенка на движения ваших губ, потом покажите ему зеркало и предложите имитировать необходимые артикуляционные движения;
  • Чаще проговаривайте знакомые ребенку слова( мама, папа, баба и т.д.) 

Сроки формирования речи зависят от ряда факторов:

-степени сложности дефекта

-индивидуальных и возрастных особенностей ребенка

-регулярности занятий

-помощи со стороны родителей.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №53

муниципального образования

Люберецкий муниципальный район МО

Сообщение на РМО

«Развитие речи у детей с синдромом Дауна»

                                                                                     

                                                                                       Подготовила

учитель-дефектолог

                                                                                              Ю.Е. Кириллова

Люберцы, 2014 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила у читель-дефектолог Кириллова Ю.Е. Развитие речи у детей с синдромом Дауна

Слайд 2

Синдром Дауна - одна из самых распространенных генетических аномалий, которая возникает вследствие увеличения количества хромосом. Нарушение встречается довольно часто – у 1 ребенка на 700 новорожденных.

Слайд 3

Речь у детей с СД появляется довольно поздно и остается не до конца развитой на протяжении всей жизни. Самые распространенные неврологические проблемы у детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на речь, это: - дизартрия – состояние, при котором затруднена правильная работа артикуляторных мышц; - апраксия , состояние, мешающее правильно программировать, планировать и выстраивать по порядку звуки в речи.

Слайд 4

Дети с синдромом Дауна чаще всего отличаются некоторыми особенностями строения лица, которые мешают освоению речи. Эти распространенные особенности включают: - гипотонус , пониженный тонус мышц лица, рта, языка, губ, челюсти; - трудности в синхронизации движения этих органов; - сравнительно небольшой размер ротовой полости в сравнении с размером языка; - тенденция дышать через рот из-за увеличенных аденоидов, частых простуд или аллергических реакций; - высокое узкое («готическое») нёбо, ограничивающее движения языка во рту , равно как и слишком низкое нёбо; - недоразвитие (гипоплазия) костей средней части лица; - повышенное слюнотечение (что может говорить о пониженной чувствительности); - постоянно открытый рот; - часто высунутый язык; - трудности в использовании мягкого нёба для «блокировки» воздушного потока, вследствие чего речь ребенка будет «гнусавой»;

Слайд 5

Основные этапы развития речи - воспитание слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти; - формирование внимания к неречевым звукам, воспитание умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные и речевые реакции; - воспитание чувства ритма, слухового внимания , развитие зрительного внимания (тактильный контакт ребенка с изучаемым предмета обязателен); - развитие импрессивной речи (понимания); - формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредотачиваться и давать ответные двигательные и звуковые реакции; - расширение объема понимаемой чужой речи, накопление пассивного словарного запаса на основе наглядных предметных действий - развитие понимания грамматических форм речи, понимание вопросов "Где?", "Куда?" и т.д.; - обучение пониманию смысла сюжетных картинок на которых люди совершают различные действия; - воспитание общих речевых навыков (развитие подражательности); - развитие у детей подражательности, вызывание речевого подражания (речь с движением); - обучение детей рассказыванию стихов и пению песенок, содержащих звукоподражание; - выработка правильного речевого дыхания (диафрагмального) и правильной артикуляции звуков; - развитие выразительности речи (модуляции голоса); - формирование активного словаря;

Слайд 6

П оддерживающая коммуникация - как начальный этап речевого развития ребенка. Цель поддерживающей коммуникации заключается в том, чтобы дать ребенку язык, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими и поймет, что общение поможет ему добиться удовлетворения его потребностей.

Слайд 7

Жесты как средство коммуникации Лучше всего ребенок учится жестам путем подражания. Как правило, он использует те жесты, которыми пользуются окружающие его люди. Рекомендации по применению жестов: Жест всегда должен синхронно подкрепляться словом. Когда выполняется жест и произносится слово, ребенок должен смотреть на педагога или того человека, который с ним общается. При обучении ребенка жесту ему необходимо оказывать помощь. Вам следует помогать ему в выполнении движения своими руками. Жесты, которым обучен ребенок, должны отрабатываться в повседневной жизни. При общении жестами ребенка следует побуждать к произнесению звуков, слов. Всем окружающим важно понимать жесты, которые использует ребенок, и эмоционально реагировать на них.

Слайд 8

Чтобы активизировать устную речь, параллельно с использованием жестов, ведется работа по вызыванию звуков. На всем протяжении периода использования жестов, они неизменно сочетаются со звуками, слогами, словами и предложениями, в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. По мере накопления устного словаря использование жестов постепенно уменьшается.

Слайд 9

Вызывание звуков речи Работайте над гласными звуками, меняя интонационную картину( высоту и мелодию); Произносите любые звуки и повторяйте их; начинайте работу над согласными звуками с « п»,«б », «м»; Работайте с зеркалом, используйте жесты, знаки. Например, артикулируя звук [б], обратите внимание ребенка на движения ваших губ, потом покажите ему зеркало и предложите имитировать необходимые артикуляционные движения; Чаще проговаривайте знакомые ребенку слова( мама, папа, баба и т.д.)

Слайд 10

Сроки формирования речи и преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов: - степени сложности дефекта; - индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка; - регулярности занятий; - помощи со стороны родителей.



Предварительный просмотр:

Цели:

— обогащать активный и пассивный словарь;

— развивать мелкую моторику у детей;

— развивать умения согласовывать стихотворный текст с действиями;

— развитие речевого дыхания у детей, артикуляции, развитие слухового внимания (различать ритм звучания: частое и редкое), чувство ритма.

1. Организационный момент

На стуле рядом с учителем-дефектологом сидит большой игрушечный заяц.

Учитель-дефектолог: Дети, посмотрите, какой гость у нас сегодня. Кто это?

Говорящие дети дают словесный ответ, у неговорящих нужно добиться утвердительного кивка головой на вопрос: это зайка?

2. Основной этап.

Учитель-дефектолог: А что нам зайка принес? (Показывает детям корзинку, закрытую салфеткой – в ней шишки, грибы, листья). Интересно, что лежит в корзинке? Опусти руку, достань подарок.

Дети по очереди достают из корзинки, прикрытой салфеткой, различные предметы (если ребенок боится или не справляется самостоятельно, ему помогает дефектолог).

Учитель-дефектолог: Маша, что ты достала?

Маша. Это грибок.

Учитель-дефектолог: А что достал Миша?

Миша. Это шишка.

Учитель-дефектолог: Настя, что ты вытащила?

Настя. Это листок.

Учитель-дефектолог раскладывает на столе все, что достали дети из корзинки. Указывая на каждый предмет, он спрашивает: «Это шишка? Это листик?» Говорящие дети дают словесный ответ, у неговорящих нужно добиться утвердительного кивка головой. В награду за правильные ответы учитель-дефектолог раздает листья из корзинки каждому ребенку.

Пальчиковая разминка

Учитель-дефектолог: Давайте посчитаем листики.

Упражнение «Осенние листья»

Дети загибают пальцы по очереди, начиная с большого (1, 2, 3, 4, 5).

Будем листья собирать.

Сжимают и разжимают кулачки.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем.

Маме осенний букет отнесем.

Загибают пальцы по очереди, начиная с большого.

Дыхательная разминка

Учитель-дефектолог: Давайте сами превратимся в ветерок. Подуем на наши листики.

Листья лежат на ладошках у мам.

Упражнение «Осенний ветер»

Учитель-дефектолог читает стихотворение.

Дует, дует ветер!

Дует, задувает!

Желтые листочки

С дерева срывает.

И летят листочки,

Кружат по дорожке.

Падают листочки

Прямо нам под ножки.

Упали листики на одну полянку ровно, красиво, на другую – неровно, некрасиво.

На одном бумажном листе расположены листочки по всему пространству, на другом – порядок грубо нарушен.

Учитель-дефектолог неоднократно обращает внимание детей на красиво и некрасиво расположенные листья.

Снова мы превращаемся в ветер.

Учитель-дефектолог: Что спряталось под листочками? Тучка и капельки? (Выкладывает на столе тучку, а под ней капельки). Что у нас получилось? Дождик?

Дети отвечают.

Слуховая разминка

Учитель-дефектолог: Поиграем с дождиком? Садитесь на коврик.

Дождик капал понемножку

Учитель-дефектолог протягивает ладошки. Дети протягивают ладошки навстречу учителю-дефектологу.

Протянули мы ладошку.

Дождь пошел сильней, сильней,

Учитель-дефектолог резко ударяет по металлофону.

Убегайте в дом скорей.

Итог занятия

Учитель-дефектолог: Пора с зайкой прощаться, скажем ему: «До свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы "Организация работы по обучению детей правилам этикета".

Правило этикета нужно преподносить так, чтобы оно вызвало положительный эмоциональный отклик, стало личностно значимым....

Методические материалы для работы с детьми

Данный материал содержит конспекты занятий для детей, детско-взрослые презентации, планы работы с родителями, с начинающими педагогами, проекты и т.д....

Методические материалы для работы с родителями в дошкольной образовательной организации

Данные методические разработки помогут педагогам в работе с семьей по воспитанию чувтсвенного отношения, эмпатии  и взаимоуважения дург другу в условиях семьи. А также данный материал будет полез...

Методическая разработка: ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом».

laquo;Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России»....

Методическое объединение (опыт работы) "Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников"

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтом...

Методические материалы по работе с родителями детей с ТНР.

Рекомендации для родителей (лиц, их заменяющими) детей с ТНР...

Методические материалы для работы педагога-психолога

Материал для родителей "Агрессивный  ребенок"  познакомит  с  понятием "детская  агрессия"....