Рабочие материалы "Опыт работы"
картотека
Адаптация – это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Период привыкания детей – неизменно сложный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО» | 26.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочие материалы
- «Из опыта работы»
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО»
С поступлением ребенка 1,5-3 летнего возраста в дошкольное учреждение, в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей в течение продолжительного периода времени, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Ребенок должен приспособиться к новым условиям, то есть, адаптироваться.
Процесс перехода ребенка из семьи в дошкольное учреждение сложен как для ребенка, так и для его родителей. Ранее сформированные стереотипы ребенка подвергаются некоторым изменениям, возникает необходимость преодоления психологических преград. Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет:
- изменение поведенческих реакций ребенка;
- расстройство аппетита и сна.
Приходит время. Взрослые начинают задумываться, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, с другой - настораживают советы окружающих не торопиться с окончательным решением этой проблемы, подождать, пока малыш подрастет, окрепнет, наберется сил. Пугают постоянные разговоры о том, что дети в детском саду много плачут, часто болеют. Одной из актуальных задач, стоящих сегодня перед детским садом, является организация работы с семьей. Взрослые в семье понимают, что адаптационный период - один из самых сложных в жизни малыша. Все ахают, охают, причитают. Волнуются за него, но не более того! И вот, без всякой предварительной подготовки, его приводят в детский сад и оставляют одного среди незнакомых взрослых, в новой для него обстановке. Попробуем посмотреть на все случившееся глазами ребенка. В его жизни ничего подобного не было, он ничего не может понять и осознать. Его страшит внезапность происходящего, неизвестность держит в нервном напряжении, связь с родными неожиданно прервана, его окружают чужие люди, в незнакомой обстановке трудно ориентироваться. Проявляется инстинкт самосохранения, и ребенок начинает активно обороняться всеми доступными средствами. Он горько рыдает, бунтует, отказывается от помощи незнакомых людей, требует, чтобы рядом была мама. Родители поражаются изменениям в поведении своего такого ласкового и милого малыша. Стойкий отрицательный настрой, отчаяние, обида на протяжении нескольких часов в день, настолько доминируют, что малыш забывает о еде и сне. Попытки воспитателей хоть как – то успокоить его, вызывают испуг. Ребенок настолько взбудоражен, что, придя домой, не может успокоиться, не отпускает от себя мать, плохо ест, во время сна вздрагивает, плачет, часто просыпается. Примерно так же проходят и второй, и третий день. Организм малыша не выдерживает нервных нагрузок: у него поднимается температура, он может заболеть. Страдает малыш, вместе с ним страдают взрослые, нелегко и нам видеть переживания крохотного человечка. Как снять эту стихийную стрессовую ситуацию и помочь ребенку? Для этого потребуются усилия всех взрослых, окружающих ребенка.
От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование его в детском саду и в семье. И поэтому, так актуальна на сегодняшний день проблема адаптации ребенка к детскому саду. Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблеме адаптации детей.
Поэтому, мы поставили для себя цель: создать максимально благоприятные условия для адаптации детей в детском саду.
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Для реализации цели нами были поставлены следующие задачи:
- Познакомить родителей с особенностями привыкания детей и условиями режима в детском саду.
- Создать эмоционально благоприятные условия для легкой адаптации детей к ДОУ.
- Сформировать у ребенка положительное отношение к детскому саду, сверстникам.
Решение этих задач невозможно без соблюдения следующих дидактических принципов. Они связаны между собой и определяют единство воспитания и развития ребенка.
- Принцип наглядности. Имеет особенно важное значение в обучении младших дошкольников, потому, что мышление ребенка носит наглядно - образный характер. Любое познание начинается с чувственного восприятия. Объяснения воспитателя подкрепляются показом наглядного дидактического материала, использование которого всецело зависит от хода развертывающейся поисковой деятельности ребенка, его поведения.
- Принцип индивидуального подхода к детям. Дети различаются разным уровнем гибкости мыслительной деятельности - одни быстро находят ответы, другим надо основательно подумать. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и дифференцировать знания, а также приемы педагогического воздействия.
- Принцип систематичности и последовательности. Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности педагогического процесса. Материал дается так, чтобы новые знания опирались на ранее полученные и обеспечивалось постепенное усложнение от занятия к занятию, т.е. связь последующего материала с предшествующим, что способствует уточнению и упрочению знаний.
- Принцип доступности. Этот принцип имеет место не только вовремя ОД, но и в повседневной деятельности, так как вся образовательная деятельность даётся в доступной форме, чаще в игровой. От близкого к далекому, от простого к сложному, от знакомого к незнакомому.
- Принцип поэтапности. Заключается в том, что смена этапов ОД обусловлена постепенностью освоения, отработки навыков, умений. Это даёт возможность подвести ребенка к положительному результату, поощряя его самостоятельность и активность.
Предпосылкой успеха является создание условий работы. Мы занялись самообразованием, чтобы ответить на вопрос, почему так разумно ведут себя дети в новых условиях, мы обратились к изученным в психологии знаниям об особенностях психического развития детей раннего возраста.
Изучив работу М.И. Лисиной «Воспитание детей раннего возраста», мы выявили четкую закономерность: развитие предметной деятельности у ребенка напрямую связано с его привыканием к детскому саду. Наиболее легко она протекает у детей, которые умели длительно, разнообразно действовать с игрушками. Впервые попав в группу раннего возраста, они быстро откликались на наше предложение поиграть, с интересом исследовали новые игрушки. В то же время, наблюдая за детьми, у которых навыки предметной деятельности сформированы на уровне манипуляций с игрушками, мы выяснили, что они не могли сосредоточиться на игре, у них отсутствовала инициатива в выборе игрушек, не могли наладить деловых контактов со взрослыми. Мы старались поощрять любые успехи малыша, не подавляя его инициативы. Итак, высокий уровень развития предметной деятельности способствует более быстрому развитию умения налаживать деловые контакты со взрослыми. Отсюда, благополучное эмоциональное состояние во время пребывания в детском саду и, как следствие – легкая адаптация.
Одним из определяющих условий адаптации малышей является развивающая предметно – пространственная среда, которая соответствует требованиям ФГОС ДО.
Для детей, адаптирующихся к саду, должна быть создана не столько развивающая предметно-пространственная, сколько эмоционально-развивающая среда, которая будет способствовать быстрой адаптации и развитию эмоционально-чувственной сферы ребёнка раннего возраста, способствующая снятию эмоциональных напряжений, дающая ребёнку ощущение стабильности и безопасности.
В своей группе мы организовали пространство в виде разграниченных зон, оснащенных достаточным количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование). Развивающая предметно- пространственная среда группы постоянно совершенствуется, дополняется, дидактическими пособиями, игровым материалом. Такая организация предметно – пространственной развивающей среды группы раннего возраста наиболее рациональна, так как она учитывает основные направления развития детей раннего возраста.
К встрече с родителями также была проведена тщательная подготовка – сделана подборка консультаций по вопросу адаптации, проблемам, которые могли их заинтересовать в первые дни посещения детского сада. Например, «Адаптация ребенка в детском саду», «Как надо вести себя с ребенком, когда он начал посещать впервые детский сад», «Как настроить ребенка на новый режим» и т.д. В процессе нашего разговора выяснялось, как настроены сами родители на поступление их ребенка в группу раннего возраста. Беседы, анкетирование и наблюдения позволили правильно построить работу с детьми и родителями.
Эффективные формы сотрудничества с родителями позволили активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях, не только в период адаптации детей, но и в дальнейшем воспитании и развитии детей. Наблюдается повышение активности родителей в сотрудничестве с детским садом по созданию условий для адаптации и развитию детей.
Адаптация, исходя из карт наблюдения, опроса родителей и психологического состояния воспитанников, прошла успешно и в короткие сроки. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакт друг с другом, со взрослыми в группе и другими взрослыми сотрудниками детского сада. Хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации. Таким образом, работа по теме: «Адаптация детей раннего возраста» дала положительные конкретные результаты.
2. «Методическая деятельность педагога»
- Работа по самообразованию
Учебный год | Тема работы | Результат |
2023- 2024гг. | Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр | Консультация для воспитателей по развитию мелкой моторики в группе раннего возраста. Анкетирование родителей. Картотека пальчиковых игр. |
2024 – 2025гг. | «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» | Разработка и оформление консультаций для родителей и педагогов, выступление на итоговом педсовете |
- Участие в методической работе ДОО
Учебный год | Тема мероприятия | Результат |
2023-2024 | Педсовет: «Особенности физкультурно – оздоровительной работы в соответствии с возрастом детей» | Выступление |
Педсовет: «Педагогическое мастерство педагога» | Выступление на педсовете | |
Семинар: «Развивающая предметно – пространственная среда ДОУ как условие реализации ФГОС ДО» | Выступление Рекомендации для педагогов | |
Консультация: Организация сенсорного развития в дошкольном образовательном учреждении» | Выступление | |
Консультация: «Взаимодействие с родителями детей раннего возраста и в адаптационный период» | Выступление |
МДОАУ «Детский сад №10»
Гареева Светлана Вячеславовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста....
Рабочая программа работы с родителями по ЗОЖ "Зернышки здоровья"
ЗОЖ с родителями...
Рабочая программа работы с детьми раннего возраста на 2016-2017 учебный год
рабочая программа создана по программе "От рождения до школы"...
примерные рабочие программы работы с детьми дошкольного возраста по программе "От рождения до школы"
Примерные рабочие программы для дошкольников в первой младшей группе, во второй младшей группе, в средней групе, в старшей группе, в подготовительной группе по пограмме "От рождения до школ...
Рабочая программа работы родительской музыкально – игровой гостиной «Мы играем всей семьей!»
Нетрадиционная работа с родителями (согласно ФГОС). Музыкально – игровая гостиная «Мы играем всей семьей!»Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, ес...
Рабочая программа. Работа с родителями в разновозрастной группе
Планирование раздела работы с родителями...
Рабочая программа. Работа с родителями в первой младшей группе
Планирование работы с родителями...
- Мне нравится (1)