Методические материалы для работы с родителями в дошкольной образовательной организации
методическая разработка

Рамазанова Эльмира Казимагомедовна

Данные методические разработки помогут педагогам в работе с семьей по воспитанию чувтсвенного отношения, эмпатии  и взаимоуважения дург другу в условиях семьи. А также данный материал будет полезен в формировании привычки к хдоровому образу жихни и правильной организации прогулки в летний период.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  на тему:

«Детство без жестокости»

Жестокость - это порождение злого

ума u часто трусливого сердца.  

(Л. Ариосто)

          В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится всё более и более актуальной, которая проявляется в широком спектре отклонений (бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркомания).

 Что попадает под понятие «жестокое обращение с детьми»?

Жестоким обращением с детьми считают умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика, отвержение, оставление без психологической и моральной поддержки. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья ребёнка последствиям.

Виды насилия:

Физическое насилие – нанесение физических повреждений, телесных наказаний, а также вовлечение детей в употребление алкоголя, наркотиков.

Сексуальное насилие – использование ребёнка для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых, вовлечение в занятия проституцией, в т.ч. используя порнографическую литературу, фотографии, кинофильмы и т.п. с целью извлечения прибыли.

Психическое(эмоциональное) насилие - отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т.п.). Поведение, вызывающее у детей страх. Обвинения в адрес ребёнка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребёнка, совершение в присутствии ребёнка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.

Пренебрежение основными потребностями ребёнка – отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии (невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре).

Способы воспитания в семье должны исключать пренебрежительное, жестокое и грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребёнка. Казалось бы, все должны знать, что такое – семья. У семьи есть свои законы, свои правила. Законы создания семьи сложны.  

          Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством.

Конечно, каждый родитель вправе воспитывать ребенка теми методами и средствами, которые считает правильными и действенными. Каждый родитель выстраивает взаимодействие с ребенком по-своему, исходя из собственных ценностей, опыта и представлений.

   Кто-то считает, что ребенка можно шлепнуть, потому что боль невелика, а польза несомненна,кто-то думает, что в детстве ему попадало часто и это не повредило, у кого-то нет сил вытерпеть детскую наглость и рука самаподнимается, кто-то считает, что ребенку можно и нужно высказывать без оглядки все, что о нем думаешь.

Таким образом, в каждой 4 Российской семье имеют место факты насилия.

Жестокость порождает жестокость. Сила приучает к мысли, что считаться можно только силой. Используя жестокость и силу для воспитания ребенка, вы получите в будущем либо непримиримого врага, либо безвольного раба. Помните, об этом пожалуйста. В воспитании насилие – это сознательные или неосознанные физические, психические повреждения, которые причиняются в семьях и приводят к травмам, препятствуя развитию ребенка.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«ПОГОВОРИМ О ВОДЕ»

   С самого рождения ребенку необходима вода. Она не только дает приятные ощущения, развивает различные рецепторы, но и посредством игр является самым приятным способом обучения и привития культурно-гигиенических навыков.

   Детей завораживает вода своими удивительными свойствами, чудесными превращениями и множеством секретов, раскрывать которые помогают взрослые.

   Детям можно: показывать картинки с изображением воды; рассказывать где она собирается на нашей планете (в лужах после дождя, болотах, водоемах, морях и океанах); провести параллель с животным миром (какой водой питаются животные, насекомые, какой трудный путь порой они проходят, чтобы добыть каплю воды, где она может находиться (в ущельях, скалах, в растениях), какая вода непригодна для питья, какая вода опасна для жизни, какой состав воды) например:  в пустынях воды очень мало, соответственно и растений практически нет, достать ее в пустынях трудно, но несмотря на это, там тоже есть жизнь, обитают животные и насекомые; также можно рассказать как они приспосабливаются к таким трудным условиям существования (например: верблюды могут выпить за один раз 100 литров воды, и обходиться потом без воды две недели, причем это одно из немногих животных, которое может пить солоноватую воду). Очень интересны детям животные, для которых вода является естественным местом обитания. Это морские черепахи, лягушки, киты, дельфины.

   Главным образом получение знаний о воде в дошкольном возрасте базируются на наблюдении и опытах. Поэтому так полезно и занимательно рассматривать и наблюдать за повадками птиц, жизнь которых непосредственно связана с водой — утки, лебеди, цапли, фламинго.

   В зависимости от возраста детей взрослые должны рассказывать о необходимости воды прежде всего для поддержания организма в тонусе, о том, что вода способствует усваиванию организмом питательных веществ, делает кислород для дыхания более увлажненным, контролирует температуру тела, играет главную роль в обмене веществ, выводит различные отходы и ненужные вещества из организма. Человеку нужна только чистая питьевая вода.

Дети должны знать, что особенно в жаркое время года нужно пить много воды, потому что перегрев организма и дефицит жидкости опасны для жизни. Обращая внимание детей на окружающую нас природу в игровой форме взрослый может объяснить весь круговорот воды в природе. Будь то утренняя капелька росы на распустившихся цветах или причудливыми узорами трескающийся лед под ногами- все достойно внимания ребёнка.

   Наверное, не существует ни одного ребенка, которому не было бы интересно наблюдать, как поднимается и стремится ввысь стрелка луковички, опущенной в воду, как обретает второе дыхание получивший воду засыхающий цветок.

   Существует много загадок про воду, которые дети с интересом разгадывают, а также сказок, стихов, песен. Экологические сказки предназначены для воспитания у детей бережного отношения к воде — источнику всего живого. Захватывающие приключения пиратов, описанные в книгах путешественников, способы выживания в морской воде- еще одна нить, связывающая детей с этим незаменимым веществом-ВОДОЙ.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без ... (Воды).

   Можно рассказывать и привлекать детей к спортивным играм в воде с мячом и просто плаванию.  Занятия по плаванию, дети всегда встречают с радостью. Навсегда остаются в памяти малышей семейные походы на речку или в «Аквапарк». Только вникая во внутренний мир ребенка, глядя детскими глазами на все происходящее, взрослый может показать все удивительные свойства воды.

   И раз уж мы вели сегодня разговор о воде, то послушайте некоторые советы о способах закаливания детей.

  Вся суть закаливающих мероприятий – в регулярном многократном повторении однотипных нагрузок на организм. Принцип тот же, что и при тренировке мышц – регулярное и постепенное увеличение нагрузки повышает силу и выносливость организма. Защитные силы организма возрастают, а значит, бактерии и вирусы крохе больше не страшны. Кроме явного иммуномодулирующего эффекта наблюдается повышение аппетита, улучшение сна, нормализация роста и развития, возрастание работоспособности и концентрации внимания.

Выделяют два основных способа холодного закаливания:

Закаливание с помощью воздуха.

Водное закаливание.

   Начиная процедуры закаливания, будьте готовы к тому, что достигнуть эффекта с помощью 2-3 процедур у вас не получится – это невозможно. Более того, форсирование процесса может повредить ребенку, так что не спешите.

   Учтите также, что тренирующий эффект закаливающих действий сохраняется недолго и чтобы сохранить его, вам придется продолжать закаливание постоянно. После прекращения тренировок эффект исчезает уже через 3-10 дней. Если перерыв между тренировками составит хотя бы 3 дня, вам придется начинать всю программу сначала.



Предварительный просмотр:

Консультация

для родителей  на тему:

«Лето красное – для здоровья время прекрасное»

Составитель: воспитатель МБДОУ №16

г. Невинномысска

Рамазанова Э. К.

 

г. Невинномысск

А вы знали, что счастливый ребенок — это, прежде, всего здоровый ребенок?

    По мнению врача-педиатра Е.О. Комаровского, «ни качеством, ни количеством педиатров проблемы здоровья детей решить нельзя. А нельзя, скорее всего, потому, что упомянутое здоровье в гораздо большей степени зависит от мамы и папы, чем от всех педиатров, вместе взятых».

Лето красное словно создано для того, чтобы мы могли набраться сил, укрепить здоровье, вдоволь накупаться и наиграться в веселые подвижные игры — футбол, волейбол, салочки, прятки и жмурки.

Воду в тазик я налью,

Горстку соли растворю,

Лучше соли не простой,

А особенной — морской!

Мама мягкой рукавицей

Оботрет меня водицей,

Спину, руки, шею, грудь.

Скажет мне «Здоровой будь!»

Систематическое использование естественных факторов природы, для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды, является прекрасной закалкой для детского организма.        Закаливающие процедуры могут быть разными: можно обтираться специальной махровой рукавичкой. Это очень полезная процедура — улучшается кровообращение. После обтирания нужно насухо растереть кожу махровым полотенцем.

И умывание, и обтирание, и прохладный душ — прекрасное закаливание. Но помните, что у закаливания есть два важных правила:

— постепенность,

— постоянство.

Прекрасная закалка в летний период — это купание в речке или озере, хождение босиком по влажному песку, по траве, по теплым лужицам, воздушные и солнечные ванны на свежем воздухе.

В средней полосе, где мы живем, солнечные и воздушные ванны лучше всего принимать с девяти часов утра до двенадцати часов дня.

Воздушные ванны принимают под тенистыми деревьями, играя в мяч или отдыхая на коврике.

Принимая солнечные ванны голову обязательно нужно прикрыть панамкой или бейсболкой. Вначале на солнце проводят 5- 10 минут, постепенно увеличивая время до 30 минут.

С помощью закаливания можно избежать многих болезней, продлить жизнь и на долгие годы сохранить трудоспособность.  Закаливающие процедуры оказывают общеукрепляющее действие, повышают тонус центральной нервной системы, улучшают кровообращение, нормализуют обмен веществ.

Ранним утром по траве,

По кудрявой мураве,

Что обрызгана росой,

Бегать я люблю босой!

У каждого из нас множество дел, которые требуют физических усилий, надежной закалки. Именно поэтому мы всегда должны стремиться к развитию таких физических качеств как сила, выносливость, ловкость, быстрота реакции.

Испытанное средство укрепления и повышения  работоспособности — оптимальный двигательный режим в виде регулярных занятий физической культурой и спортом.

Силу, ловкость и сноровку

Щедро дарит нам игра,

И с мячом на тренировку

Мы торопимся с утра!

Ежедневная утренняя гимнастика — обязательный минимум физической тренировки.

Она должна стать для малышей такой же привычкой, как умывание по утрам. Полезно отправляться по утрам в детский сад пешком и гулять вечером на природе.

Систематическая ходьба благотворно влияет на ребенка, улучшает самочувствие, повышает работоспособность.

Летним днем интересно поиграть в игры с мячом. А летним вечером так приятно прокатиться на велосипеде по тропинке вдоль реки или луга. Катание на велосипеде тренирует мышцы ног, рук, живота, спины, улучшает работу сердца.

Родители, помните что, занимаясь спортом вместе со своими детьми, вы не только укрепляете собственное здоровье, но и развиваете своих детей, создаете крепкие дружественные отношения в семье, воспитываете в детях уважение и любовь к родителям.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни».

      Детское любопытство безгранично, дети хотят знать о себе и о мире, в котором живут. Они имеют право знать всё о своём физическом и эмоциональном развитии, о строении организма, о болезнях, которые могут их поразить.

     Знать свои слабые и сильные стороны, научиться помогать себе в различных ситуациях, укреплять свою волю и тело. В этом возрасте формируются привычки, которые впоследствии должны стать необходимостью.

       Потребность в здоровом образе жизни формируется у детей в том числе и через систему знаний и представлений, осознанного отношения к занятиям физической культурой.

       Сегодня много говорят о здоровом образе жизни в том числе и детей, а что же конкретно относиться к понятию здоровый образ жизни?

Прежде всего, и пожалуй, самым главным разделом является:

- режим дня (когда соответственно возрасту ребёнка, а также индивидуальным особенностям идёт смена режима активности и отдыха)

- режим рационального питания.

- закаливание.

       И кому же как не вам, дорогие наши дедушки, заниматься закаливанием со своими внуками и внучками. Закаливание – это тренировка иммунитета кратковременными холодовыми раздражителями. Когда – то наши предки намного были закалённее нас и наших детей. Ребятишки бегали в одних рубашках босиком по снегу даже в лютые морозы! В деревнях в ходу были мокроступы. Так русские крестьяне называли липовые лапти. В них вкладывали свежие листья одуванчика, мать и мачехи, подорожника, ольхи, фиалки. Оказывается, травы осуществляли своеобразный общеукрепляющий и закаливающий массаж. В мокроступах можно было смело идти по любому болоту – насморк и простуда не возникали. А для профилактики переохлаждения натирали тело маслом можжевельника. Александр Васильевич Суворов ежедневно по утрам даже в сильные морозы совершал прогулки босиком.         После чего обливался холодной водой. Конечно, все закаливающие процедуры проводятся гибко с учетом времени года, здоровья ребенка, его эмоционального настроения, на фоне теплового комфорта организма. Интенсивность закаливающих мероприятий надо увеличивать постепенно, начиная всегда с щадящих. Основной принцип – постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры. (О пагубных привычках: вреде алкоголя и курения). Личный пример – прежде всего всего!

      Наиболее эффективным видом закаливания является естественное закаливание. Почти все дети, рассказывающие о своих дедушках, назвали прогулки. Ежедневные прогулки детей необходимы для детей дошкольного возраста, так как потребность растущего организма в кислороде более чем в два раза превышает таковую у взрослых. Под влиянием воздушных ванн не только повышается тонус нервной, дыхательной и пищеварительной систем, но и в крови возрастает количество эритроцитов и гемоглобина. Хорошо сочетать прогулки со спортивными  и подвижными играми. О благотворном воздействии прогулок на свежем воздухе писал  А.С.Пушкин:

«Друзья мои! Возьмите посох свой,

Идите в лес, бродите по долине.

И в долгу ночь глубок ваш сон …»

Памятка для родителей по формированию привычки к здоровому образу жизни

Уважаемые папы и мамы!

   Если Ваши дети Вам дороги, если Вы хотите видеть их счастливыми, помогите им сохранить свое здоровье. Постарайтесь сделать так, чтобы в Вашей семье занятия физкультурой и спортом и стали неотъемлемой частью совместного досуга.

- С раннего детства воспитывайте у своих детей привычку заниматься физкультурой и спортом!

- Уважайте спортивные интересы и пристрастия своего ребенка!

-Поддерживайте желание участвовать в спортивных мероприятиях группы и детского сада!

-Участвуйте в спортивных мероприятиях группы и детского сада – это способствует укреплению вашего авторитета в глазах собственного ребенка!

-Воспитывайте в своих детях уважение к людям, занимающимся спортом!

-Рассказывайте о своих спортивных достижениях в детстве и юности!

-Дарите своим детям спортивный инвентарь и снаряжение!

-Демонстрируйте свой пример занятий физкультурой и спортом!

-Совершайте со своим ребенком прогулки на свежем воздухе всей семьей, походы и экскурсии!

-Радуйтесь успехам в спорте своего ребенка и его друзей!

-На самом видном месте в доме помещайте награды за спортивные достижения своего ребенка!

-Поддерживайте своего ребенка в случае неудач, закаляйте его волю и характер!

   

Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у детей.

  1. Новый день начинайте с улыбки и утренней гимнастики.
  2. Соблюдайте режим дня.
  3. Лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.
  4. Любите своего ребенка – он ваш. Уважайте членов своей семьи, они – попутчики на вашем пути.
  5. Обнимать ребенка следует не менее 4 раз в день, а лучше 8 раз.
  6. Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.
  7. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания.
  8. Личный пример здорового образа жизни – лучше всякой морали.
  9. Используйте естественные факторы закаливания – солнце, воздух и воду.
  10. Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.
  11. Лучший вид отдыха – прогулка с семьей на свежем воздухе.
  12. Лучшее развлечение для ребенка – совместная игра с родителями.

Рекомендации родителям по формированию здорового образа жизни у детей.

   Здоровье Вашего ребенка является важнейшей ценностью и наша общая задача – сохранить и укрепить его.

   ПОМНИТЕ: пример родителей является определяющим при формировании привычек и образа жизни ребенка.

   Растущий организм ребенка нуждается в особой заботе, поэтому детям необходимо соблюдать режим труда и отдыха.

   Приучите Вашего ребенка самого заботиться о своем здоровье: выполнять гигиенические процедуры, проветривать помещение и т.д.

   Контролируйте досуг вашего ребенка: просмотр телепередач, встречи с друзьями, прогулки на свежем воздухе.

   Традиции здорового питания в семье – залог сохранения здоровья ребенка.

   В формировании ответственного отношения ребенка к своему здоровью используйте пример авторитетных для него людей: известных актеров, музыкантов, спортсменов.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Как обезопасить себя и ребенка от укуса клещей»

Уважаемые родители!

      Как бы печально это не звучало, в несчастных случаях с детьми всегда виноват взрослый!!!

       В первые теплые весенние деньки, после долгих и холодных зимних дней и отсутствия солнца, нам очень хочется всей семьей куда-нибудь отправиться на природу. Что же за опасность таит в себе весенняя природа, пробуждающаяся от сна? Все было бы хорошо, но посещение леса весной и в начале лета связано с высоким риском быть укушенным клещом.

    Клещи весной появляются в марте, когда температура воздуха достигает 15 градусов тепла. Первые же укусы начинают фиксировать в апреле. Самые активные и злые клещи в мае. Как же защитить себя и ребенка от этого злого спутника леса? Где же все-таки обитают клещи?

   Как правило клещи чаще всего обитают на ветках или в траве, при приближении животного или человека они цепляются к нему своими лапками с коготками, и двигаются по своей жертве пока не найдут открытый участок тела. Слюна клеща содержит обезболивающие вещество из за которого мы и не чувствуем укус, и длительное время не замечаем его. Вместе со слюной зараженных клещей в кровь попадает вирус клещевого энцефалита или боррелёза.

     Лучший способ защитить себя и семью от клещей – это своевременно сделать прививки от клещевого энцефалита, на далеко не все согласны на такие меры!    Тогда нужно соблюдать ряд правил, что б обезопасить себя и семью от укуса клещей.

  1. Не залазить без особой надобности в непроходимые чащи низкорослого кустарника.
  2. Во время ходьбы по лесу не срывайте веток, этим действием вы стряхиваете на себя клещей.
  3. Ноги должны быть полностью закрыты, и штаны заправлены в носки.
  4. Голова должна быть закрыта головным убором.
  5. После похода по лесу нужно снять с себя всю одежду и нижнее белье, осмотреть тело.
  6. Расчесываем волосы частым гребнем после лесной прогулки.

Если же произошел укус клещом, необходимо обратиться за медицинской помощью.

Будьте внимательны и осторожны!



Предварительный просмотр:

Памятка для родитлей

 по безопасности в летний период:

«Опасные растения»

Во время летнего отдыха, дети много времени проводят на природе.

Мало кто задумывается, что им может угрожать опасность – ядовитые растения. Чаще от них страдают маленькие дети от 2 до 10 лет. Ведь дети, любопытны и любознательны, пробуют все интересное на ощупь и на вкус. Откуда же им знать, что красивый цветок может вызвать сильнейший ожог, а «аппетитные» ягодки  - отравление или летальный исход. Также надо иметь в виду, что у детей летальные дозировки  яда, в разы меньше, чем у взрослых, так как  обменные процессы протекают быстрее и интенсивнее.

Ядовитые растения - это растения, вырабатывающие и накапливающие в процессе жизнедеятельности яды, вызывающие отравления животных и человека. Запомнить их все невозможно. Воздействие ядовитых растений на организм может быть внутренним (отравлением) и внешним (например,  ожог кожи при контакте с растениями из рода борщевик).

В мировой флоре известно более 10 тыс. видов таких растений. 
В  России произрастают около 400 видов ядовитых растений.

Давайте рассмотрим одни из самых опасных растений, которые встречаются в нашей местности.

Борщевик.
Это растение привлекает детей своим необычным видом.

Сок борщевика содержит вещества, которые при попадании на кожу увеличивают ее восприимчивость к ультрафиолетовым лучам. Поэтому солнечный свет под влиянием сока борщевика Сосновского вызывает на коже сильнейшие ожоги 1-3 степени, которые проявляются не сразу, а на вторые сутки. Получить ожог можно чуть коснувшись влажным вспотевшим телом, а аллергическую реакцию – даже подышав парами во время косьбы этого смертельно опасного растения.

Ожоги от ядовитого растения могут быть разными – от незначительного покраснения до больших волдырей, которые в дальнейшем становятся глубокими тяжело заживающими ранами. Если борщевиком обожжено 80% тела, человек может умереть. А послеожоговые темные пятна от борщевника будут украшать Вас еще многие годы. 
Что делать при ожогах:

Если у Вас возникло, хоть малейшее подозрение, что кожа подверглась воздействию борщевика, действуйте немедля: 

- если есть возможность, тотчас тщательно промойте кожу спиртовым раствором или водой, лучше с мылом; 

- смажьте место прикосновения с борщевиком противоожоговым препаратом; 
- А самое главное — прикрыть это место, чтобы несколько дней на него не попадали солнечные лучи!
- если появились волдыри, обратитесь к врачу. 

Если яд попал не на кожу, а на слизистую оболочку (неважно, каких органов — в глаза, в ротовую область...), то нужно как можно быстрее обратиться к врачу.

Волчье лыко.

Волчье лыко или Волчеягодник – кустарник, в роду которого насчитывают порядка 50 видов листопадных и вечнозеленых растений. Раннее и обильное цветение выгодно выделяет растения на фоне голой земли. Цветки мелкие, трубчатые, очень ароматные. Чаще встречается сиреневато-розовая окраска. Однако бывают и красно-пурпурные и белые цветки.

Плоды овальные ярко-красные, вполне способно привлечь внимание ребенка. Все части растения ядовиты. Очень ядовита кора и косточки у её плодов.
10-15 ягод уже смертельно для взрослого, 3-5 ягод для ребенка.

Сиптоматика: При отравлении наблюдается жжение и гиперемия слизистой оболочки рта и глотки, сильная слабость, слюнотечение, тошнота, кровяно-слизистая рвота, Появление крови в моче, судороги.

При попадании сока растения на кожу возникают явления раздражения: боль, краснота, отек, затем пузыри и язвы. 

При отравлении обратится за медицинской помощью.

Болиглов.
                                             

Болиголов (болиголов крапчатыйболиголов пятнистыйголоволомомегдегтяркабулав)  - одно из самых ядовитых растений. Болиголов внешне похож на своего дикого родственника - траву Дудник, из которого дети часто изготавливают свистульки.

     Поэтому важно показать детям это опасное растение и объяснить его ядовитые свойства.Стебель болиглова покрыт сизым налетом и красно-бурыми пятнами. Цветки мелкие, белые, собранны в сложные зонтики.

 Болиголов - двулетник. В первый год образует розетку листьев и корень, сходных с листьями и корнем петрушки. Это часто и бывает причиной отравления болиголовом. Во второй - выбрасывает цветоносный стебель до 2 м высотой. Цветет болиголов с начала лета до глубокой осени.

Кроме того, болиглов, при прикосновении с открытыми участками кожи и слизистыми оболочками ( глаз полости рта и т.д.) вызывает сильные аллергические реакцию

Симптоматика отравления: возбуждение центральной нервной системы, сужение зрачков, одышка, тахикардия, повышенное давление.

 

Аконит бородатый, борец .

       Все растение от пыльцы до корней ядовито, ядовит даже запах.

  Голубовато-фиолетовые цветки – башмачки,

Собранные в высокие изящные кисти, привлекают внимание детей, своей необычной формой.
Все виды аконита – морозостойкие, неприхотливые растения, одинаково

Хорошо чувствовавшие  себя как на освещенных местах, так и в полутени. Вьющиеся виды быстро растут и цветут в тенистых местах. Цветки неправильной формы, синие, фиолетовые, реже белые, желтые или пестры, собраны в простое или ветвистое кистевидное соцветие до 50 см длиной, цветут с июля и до конца сентября

Свежие клубни аконита пахнут хреном. Иногда растение путают с сельдереем( известен случай , когда пастух съел клубень аконита, приняв его за сельдерей). Вкус клубней тошнотворный, вызывающий на языке чувство ползующих мурашек с последующим онемением. Чтобы вызвать смертельное отравление, достаточно 2-4 клубня.

 Симптоматика отравления:

    Отравление аконитом дает о себе знать уже через несколько минут ощущением покалывания во рту, глотке, жжением, обильным слюнотечением, болью в животе, рвотой, поносом. чувством покалывания и онемения в различных участках тела: губ, языка, кожи. Жжение и боль в груди. Может возникнуть состояние оглушенности, нарушается зрение. При тяжелом отравлении смерть может наступить в течение 3-4 часов: Полная потеря ориентации, резкое двигательное и психическое возбуждение, иногда судороги. Резкое повышение температуры тела, одышка, пульс неправильный, частота его сокращений (урежается, а затем учащается пульс), нарушается ритм, возникает опасность остановки сердца. Возможен смертельный исход. Смерть от паралича сердца и дыхания.

Белена черная.

          Довольно широко распространена у нас и белена черная, встретить её можно на мусорных местах, в огородах, у дорог, на полях. залежах. Это растение высотой 20-80 см покрыто мягкими липкими волосками. Цветки у белены довольно крупные, грязновато – желтые, с фиолетовыми жилками. К сожалению, дети очень часто принимают плоды коробочки с семенами за мак. Все мы знаем выражение «белены» объелся».

          Действительно, отравление этим растением вызывает симптомы, сходные с умопомешательством.

Симптоматика отравления:

При отравлении возникает сухость и жжение во рту и глотке, жажда, расстройство речи и глотания, светобоязнь, нарушение ближнего видения, сердцебиение, одышка,   покраснение и сухость кожи, учащение пульса, расширение зрачков и отсутствие их реакции на свет, сильное возбуждение и зрительные галлюцинации. В тяжелых случаях появляются бред и судороги, происходит потеря сознания, развивается коматозное состояние, паралич дыхательного центра.

БЕЛАДОННА.

Красавка или беладонна.

Хотя название и означает в переводе "красивая женщина", многие могут не обратить внимания на неприхотливный самосевный цветочек в дальнем углу участка. Но травка со скромными цветочками и маленькими черными ягодками смертельно ядовита. Все части растения содержат атропин, употребление листьев или ягод способно привести к летальному исходу. Встречается на вырубках, опушках, тенистых полянах. Ядовиты все части растения. Отравление чаще случаются у детей, которых привлекают напоминающие вишню или виноградины ягоды белладонны (даже 2-3 ягоды ее могут вызвать тяжелое отравление у ребенка)


Симптоматика отравления:

сухость во рту, охриплость голоса, жар, тошнота, головокружение, головная боль, покраснение лица, частый пульс, расширение зрачков. В более тяжелых случаях сильное возбуждение, галлюцинации, потеря сознания, судороги и смерть.

Вех ядовитый(цикута)

Растет в сырых местах по берегам рек, иногда прямо в воде. Он может достигать полутораметровой высоты. Стебель у веха толстый, полый и ветвистый. Вех напоминает съедобные растения Дудник, дягиль. Отличается от них более мелкими листьями, толстым мясистым внутри полым корневищем, разделенным поперечными перегородками на отдельные камеры, которые наполнены желтоватым соком.

Ребятишки иногда используют его в качестве «духовой» трубки. Листья растения двояко и трояко рассечены на крупные узкие доли. Мелкие белые цветки собраны в сложные зонтики. Вех издает запах петрушки или сельдерея.  Признаки отравления напоминают признаки отравления болиголовом.

Симптоматика отравления: 

через несколько минут начинается рвота, длительная и неукротимая .Затем появляется головокружение, шаткая походка, пена изо рта. Зрачки расширены, судороги сменяются параличем и смертью. Через полчаса - жжение во рту, слюнотечение, гиперемия (покраснение кожи), тошнота, рвота, расширение зрачков и, позже, цианоз (синюшность кожи). Мышечные спазмы и конвульсии с нарушением дыхания, затем потеря сознания и смерть, часто в течении 1-2 часов после отравления.

Чтобы предотвратить случаи отравления, следует: 
- знать ядовитые растения;

- отучать детей есть незнакомые ягоды и класть все подряд в рот;

- присматривать постоянно за самыми маленькими.

Когда возникает подозрение на отравление ядами растительного происхождения, отведите ребенка к врачу, точно указав тип растения, которое, по вашему предположению, явилось причиной расстройства, а еще лучше - покажите врачу его образец. Для очищения растений от паразитов применяются противогрибковые и дезинфекционные вещества высокой токсичности. Не допускайте, чтобы дети играли около обработанных таким образом растений. Надо знать, что для обработки растений от вредных насекомых имеются специальные растворы из растений и трав, которые содержат ядовитые вещества в малом количестве или не содержат вовсе. 
Помните:
- перед тем как съесть фрукт, необходимо помыть его;

- надо мыть руки и после того, как вы касались растения. Вообще часто мыть руки - хорошая привычка. Научите этому детей.

Большинство других ядовитых растений менее фатально по последствиям употребления в пищу, но следует иметь в виду, что для детей даже незначительное отравление способно привести к тяжёлым осложнениям. Поэтому надо знать, что такие растения как ландыши, нарциссы, гиацинты, плющи, очитки, лютики и многие другие культурные растения и дикорастущие травы - ядовиты. 
Поэтому первое, чему надо научить ребёнка, выпуская его в большой мир дачи, так это железному правилу
: "НЕ знаю - значит НЕ трогаю, НЕ срываю, НЕ ем."

Что делать, если ребенок съел ядовитое растение:

- Если у вас есть подозрения, что ребенок съел ядовитое растение, или же вы обнаружили его в руках или карманах малыша, сохраняйте спокойствие, чтобы не волновать ребенка и не усугубить его состояние. 

- Выясните у него, что произошло и когда.

 -  Загляните ему в рот, чтобы выяснить, что он жевал. Удалите остатки растения изо рта. Попытайтесь определить количество съеденного ядовитого растения, хотя порой это бывает сложно сделать. 

-Обратитесь в «Скорую помощь» или вызовите врача. Назовите возраст ребенка, его вес, примерное время, когда это случилось. Ребенок должен оставаться рядом с вами, когда вы пойдете к телефону вызывать врача и будете с ним говорить.

Выполняйте все рекомендации, сказанные доктором по телефону до его приезда. Ни в коем случае не занимайте выжидательную позицию, при которой помощь ребенку начинают оказывать, только увидев первые симптомы отравления ядовитым растением, вспомните, что скрытый период отравления может длится целые сутки. Иначе вы упустите драгоценное время, которое в данном случае восполнить невозможно. А уж если поведение ребенка стало неадекватным, появилось возбуждение или вялость, шаткость походки или более серьезные признаки отравления: рвота, изменение окраски кожи, утрата сознания, необходимо не теряя ни минуты, срочно обратиться за помощью в «Скорую» или ближайшее медицинское учреждение.

– Если ребенок съел ядовитое растение, помогите организму малыша освободиться от яда. Если ребенок в сознании, промойте ему желудок. Дайте выпить воды (из расчета – не менее полстакана на каждый год жизни). Далее, аккуратно надавливая пальцем или черенком ложки на корень языка, вызовите у него рвоту. Промывание повторить два-три раза. 

-Замедляет процесс всасывания ядов и помогает выводить токсины из организма активированный уголь.

Если после оказания первой помощи самочувствие пострадавшего улучшается, его все равно нужно доставить в больницу (особенно если это ребенок), так как вслед за кратковременным улучшением могут быстро развиться тяжелые нарушения.

     Напоследок повторим общий совет, касающийся безопасности детей : всегда имейте под рукой телефоны служб экстренной помощи и адрес детского травмпунка ближайшего к вашей даче крупного населенного пункта. Также на всякий случай возьмите с собой копию медицинского страхового полиса ребенка.

Здоровья вам и вашим детям.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!»

Составитель: воспитатель МБДОУ №16

г. Невинномысска

Рамазанова  Э.К.

Лето – замечательное время года! Детям можно большую часть дня играть на воздухе, закаляться, в полной мере используя неисчерпаемые возможности природных факторов: свежего воздуха, солнечных лучей и воды.

   1. Воздушные ванны- начинают при температуре воздуха 22 °С продолжительностью 3-5 минут с последующим снижением температуры до 18 °С и увеличением продолжительности до 10-15 мин. При этом постепенно облегчается одежда ребенка: вначале обнажают руки (заменяют рубашку с рукавами майкой, затем снимают майку, оставляя малыша в одних трусиках).

Так же полезен дневной сон на воздухе. Дети от года до 7 лет спят на свежем воздухе в течение всего дневного сна, полагающегося им по режиму.

   2. Закаливание солнцем

лучше всего проводить во время прогулок или спокойной игры детей в утренние часы.

   Первое время солнечные ванны малышу удобнее принимать в лёгкой одежде – белой панаме, светлой рубашке и трусах. Через 3-4 дня вместо рубашки наденьте майку, ещё через несколько дней он может принимать процедуры голышом.

  Длительность первых сеансов 1-4 минуты (по 1 минуте на спине, животе, правом и левом боку). Затем каждые 2-3 дня прибавляйте по 1 минуте на каждую сторону тела. Таким образом, длительность солнечных ванн доводится для 3-4-летних детей до 12-15 минут, 5-6-летних – до 20-25 минут и для 5-7-летних - до 20-30 минут.

   Ни в коем случае не допускайте слишком длительного пребывания детей под палящими лучами солнца. Во время прогулок и при солнечных ваннах голова ребенка должна быть всегда прикрыта лёгким, светлым головным убором.

   После солнечной ванны желательно сделать обливание или другую водную процедуру. Детям, как правило, достаточно принимать солнечную ванну 1 раз в день.  Внимание, мамы и папы: во время закаливания солнцем постоянно следите за поведением ребёнка. При появлении сердцебиения, головной боли, вялости закаливание прекратите и обратитесь за советом к врачу.

   3. Закаливание водой.

   Наиболее доступная местная водная процедура - обливание ног. Из ковша быстро обливают нижнюю половину голеней и стопы. Первоначальная температура воды - 30 °С. Постепенно снижая ее через 1-2 дня на 2 °С, доводят до 16-14 °С. Сразу же после процедуры, ноги ребенка насухо вытирают жестким полотенцем.

    Закаливающий эффект усиливается, если применять контрастное обливание стоп. Одно из важнейших правил закаливания - постепенность, переход от процедур, оказывающих менее сильное воздействие, к более сильным, от местных к общим. Поэтому, прежде чем начать такие процедуры, как обтирание тела, обливание, необходимо приучить ребенка ходить дома не в колготках, а в носках, после этого - босиком.

   Систематическое полоскание рта и горла водой комнатной температуры- способствует закаливанию носоглотки, предупреждает разрастание миндалин и аденоидов. Кроме того, полоскание оказывает массирующее действие на слизистую оболочку полости рта, миндалин и задней стенки глотки. На каждое полоскание необходимо примерно 1/3 стакана воды.

   Купание в открытых водоемах – самый лучший способ закаливания в летнюю пору. Начинать могут дети 2-3- летнего возраста, но только после предварительного закаливания воздухом и водой.

   Температура воды должна быть не менее 22-23 градусов С, воздуха 24-25 градусов C. Время пребывания в воде на первых порах составляет 3 минуты, а затем изо дня в день увеличивается до 6-8 минут. Купаться достаточно один раз в день. Когда дети приобретут определенную закалку, купаться можно и при меньшей температуре воздуха, но не ниже 18 градусов С.

   4. Очень полезна закаливающая процедура, существенно снижающая частоту простудных заболеваний – хождение босиком.

   Приучать к нему ребенка можно постепенно. Сначала малышу дают возможность побыть без обуви некоторое время на разостланном ковре или одеяле, затем в теплые летние дни позволяют побегать по нагретому песку или траве. Вначале продолжительность не превышает 30-40 мин. в день. Постепенно увеличивается.

   Однако пользу закаливающие процедуры принесут при соблюдении следующих правил:

- предварительно посоветуйтесь с участковым педиатром, который знает вашего ребенка и может дать рекомендации при выборе методов закаливания с учетом состояния его здоровья;

- постепенно увеличивайте силу закаливающего фактора (воздуха, воды, солнца);

- закаливание проводите систематически, поскольку даже при небольших перерывах (10 дней) полностью исчезает достигнутый эффект;

- добивайтесь положительного эмоционального отношения ребенка к закаливающим процедурам.

   По каким признакам определить, эффективно ли закаливание?

   Настроение - жизнерадостное, спокойное, ребенок нормально реагирует на окружающее.

   Самочувствие— бодрое, ребенок всегда готов к действию, активно участвует во всех играх и занятиях.

   Утомляемость - нормальная, наблюдается умеренная усталость.

   Аппетит - хороший, активно ест все предлагаемые блюда, во время еды не отвлекается.

   Сон - спокойный, глубокий, засыпает быстро (через 5-10 минут, во время сна отмечается расслабление мышц, ребенок не пробуждается от звука, света.

   При изменении одного из перечисленных показателей - неустойчивость настроения, подавленность, раздражительность, плаксивость, повышенная утомляемость, ухудшение аппетита, сна - необходимо обратиться к врачу и по его рекомендации внести коррективы в закаливающие процедуры: сократить продолжительность, повысить температуру воды, заменить процедуру другой и. т. п.

Самое главное - не прекращайте закаливания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Семья - уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в...

Интерактивные формы работы с родителями в дошкольной образовательной организации как средство социально-эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста

Выпускная квалификационна работа по теме: Интерактивные формы работы с родителями в дошкольной образовательной организации как средство социально-эмоционального развития детей среднего дошко...

статья "НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

laquo;От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегод...

Управленческий проект Тема: «Организация эффективного взаимодействия и вовлечение родителей воспитанников дошкольной образовательной организации в рамках работы семейных клубов»

Управленческий проект Тема: «Организация эффективного взаимодействия и вовлечение родителей воспитанников дошкольной образовательной организации в рамках  работы семейных клубов»...

Презентация управленческого проекта Тема: «Организация эффективного взаимодействия и вовлечение родителей воспитанников дошкольной образовательной организации в рамках работы семейных клубов»

Презентация управленческого проекта «Организация эффективного взаимодействия и вовлечение родителей воспитанников дошкольной образовательной организации в рамках  работы семейных клубов&raq...