Методические материалы "Организация работы по обучению детей правилам этикета".
методическая разработка на тему
Правило этикета нужно преподносить так, чтобы оно вызвало положительный эмоциональный отклик, стало личностно значимым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
navyki_etiketa.doc | 59.5 КБ |
navyki_etiketa.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы по обучению детей правилам этикета.
Практика показала, что обучать дошкольников хорошим манерам «на ходу» не целесообразно (например, во время обеда учить пользоваться ножом).Процесс принятия пищи должен быть в радость, в удовольствие. Объяснение нового отвлекает ребенка, часто вызывает отрицательные эмоции и негативно сказывается на усвоении пищи даже на аппетите.
Поэтому знакомство с правилами поведения за столом и упражнения в их выполнении следует проводить на специально организованных занятиях один раз в месяц. Правило этикета нужно преподносить так, чтобы оно вызвало положительный эмоциональный отклик, стало личностно значимым.
Познакомившись с правилами на занятии, ребенок далее закрепляет их через специальные дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно- ролевые игры, в повседневной жизни.
Этапы освоения правил поведения.
1.Знакомство, корректировка имеющихся знаний – специально организованные занятия.
2.Закрепление:
- сюжетно – ролевые игры;
- дидактические игры;
- создание специальных ситуаций;
- другие виды занятий;
- праздники и развлечения;
- режимные моменты;
- традиции группы (сладкий стол, день рождения)
- радиожурнал для детей
3.Самостоятельное выполнение правил в соответствии с жизненными обстоятельствами.
Особое внимание следует уделить организации предметно – развивающей среды: «Столовый» этикет, например, требует разнообразие посуды, столовых принадлежностей: скатерти, салфетки, салфетницы, вазончики, вазы и пр.. Для закрепления практических действий (упаковать подарок, сложить салфетку и пр.) целесообразно создать в группе «уголок этикета» со всеми необходимыми предметами, где в любое время могут поупражняться дети с воспитателями и самостоятельно.
Ребенок легко перенимает позитивный опыт общения. Например, воспитатель приветствует любого, кто входит в группу, доброжелательно к нему обращается, предлагает присесть. Беседуя с родителями, педагог дает образец культуры ведения диалога. Уважительно, доброжелательно относится к обслуживающему персоналу, в процессе которого ребенок может слышать образцы речевого этикета, что тоже является необходимой составляющей воспитания дошкольников.
Таким образом, речь взрослых, их манеры, внешний вид положительные эмоциональные проявления должны стать образцом для детей.
Требования к занятиям по этикету.
Эстетическое обеспечение:
- Красота во всем (красивая отглаженная скатерть и нарядные салфетки и пр.)
Эмоциональное сопровождение:
- Доброжелательный настрой, положительные эмоции взрослых и детей;
- Заинтересованность воспитателя в успехах детей;
Форма организации:
- Действия с предметами;
- Повторения последовательности действий с целью формирования навыков.
Навыки этикета, которыми могут овладеть дети в 1 младшей группе.
Сервировка стола и поведение за столом:
- уметь сервировать стол к чаю, знать чайные принадлежности и уметь ими пользоваться;
- сохранять правильную осанку во время еды;
- пользоваться бумажной салфеткой;
- есть вилкой;
- при помощи ножа намазывать на хлеб масло.
Культура внешнего вида: поддерживать опрятный вид (прическа, одежда, обувь и т.д.)
Речевой этикет:
- без напоминания приветливо здороваться;
- прощаться, употребляя выражение «до свидания»;
- уместно употреблять слово «спасибо».
Поведение в общественных местах: соблюдать правила поведения в транспорте (не разговаривать громко, не кричать, не капризничать; сидеть, не мешая другим).
Навыки этикета, которыми могут овладеть дети во 2 младшей группе.
Сервировка стола и поведение за столом:
- уметь сервировать стол к чаю, знать чайные принадлежности и уметь ими пользоваться;
- сохранять правильную осанку во время еды;
- пользоваться бумажной салфеткой;
- есть вилкой;
- при помощи ножа намазывать на хлеб масло.
Культура внешнего вида: поддерживать опрятный вид (прическа, одежда, обувь и т.д.)
Речевой этикет:
- без напоминания приветливо здороваться;
- прощаться, употребляя выражение «до свидания»;
- уместно употреблять слово «спасибо».
Поведение в общественных местах: соблюдать правила поведения в транспорте (не разговаривать громко, не кричать, не капризничать; сидеть, не мешая другим)
Навыки этикета, которыми могут овладеть дети в средней группе.
Сервировка стола и поведение за столом:
- уметь сервировать стол к чаю, пользоваться чайными принадлежностями;
- уметь сервировать стол к обеду (правильно раскладывать вилки ножи ложки), пользоваться столовыми приборами;
- есть при помощи ножа и вилки;
- овладеть простейшими приемами складывания тканей салфетки, уметь ею пользоваться.
Культура внешнего вида:
- поддерживать опрятный вид;
- одеваться в соответствии с местом и событием.
Речевой этикет:
- уместно и правильно извиняться, употреблять ответные слова на извинения;
- пользоваться разнообразными формами прощания в зависимости от ситуации;
- обращаться с просьбой, четко ее излагая.
Поведение в общественных местах:
- соблюдать правила поведения в транспорте, не мешать другим; уметь обратить с просьбой;
- «на ходу» не есть; поддерживать чистоту и порядок на улице;
- в театре между ряду рядами проходить лицом к сидящим, в зрительном зале сидеть, не мешая другим (не есть, не шуршать фантиками и т.п.).
Поведение в разнообразных жизненных ситуациях: уметь красиво преподнести подарок, одновременно произнося слова поздравления.
Навыки этикета, которыми могут овладеть дети в старшей группе.
Сервировка стола и поведение за столом:
- уметь сервировать стол к чаю, пользоваться чайными принадлежностями;
- знать, что едят вилкой, а что вилкой и ножом; уметь пользоваться этими приборами;
- овладеть элементарными приемами украшения праздничного стола (скатерть, салфетки, цветочные композиции).
Культура внешнего вида:
- одеваться в соответствии с жизненными ситуациями;
- быть опрятным, следить за чистотой обуви;
- самостоятельно одеваться, причесываться.
Речевой этикет:
- приветствовать друг друга, используя вежливые слова («будьте добры», «добрый день», «доброе утро» и т.п.);
- первыми приветствовать старших;
- уметь вести разговоров по телефону (начинать с приветствия, представляться, сообщать цель своего звонка; если звонишь сам, заканчивай разговор первым);
- уметь обратиться с просьбой, используя вежливые слова: «будьте добры», «не могли бы вы» и т.п.
Поведение в общественных местах:
- знать правила поведение на занятиях в детском саду;
- выполнять правила поведения на занятиях в общественном транспорте;
- на выставке, в музее громко не разговаривать, экспонаты руками не трогать, не мешать другим, приходить в опрятном виде;
- в магазине уметь четко излагать свою просьбу, в супермаркете пользоваться специальными корзинами,
Проведение в разнообразных жизненных ситуациях:
- уметь выбирать, упаковывать и преподносить подарок;
- уметь познакомиться и познакомить;
- уметь вести себя в гостях и принимать гостей.
Навыки этикета, которыми могут овладеть дети в подготовительной к школе группе.
Сервировка стола и поведение за столом:
- знать разнообразные варианты сервировке стола; уметь пользоваться столовыми приборами; непринужденно сохранять правильную осанку;
- знать, какими приборами надо пользоваться во время еды, уметь это делать;
- владеть основами оформления праздничного стола, уметь складывать тканевые салфетки разнообразными способами.
Культура внешнего вида:
- одеваться в соответствии с модой, но с учетом своих индивидуальных особенностей и чувством меры;
- поддерживать свою одежду и обувь в чистоте и порядке;
Речевой этикет:
- уметь обратиться с просьбой;
- знать правила ведения разговора по телефону;
- во время приветствия и прощания использовать разнообразные формулы вежливости;
Поведение в общественных местах:
- уметь вести себя в театре, кинотеатре, на выставках, в музее, в кафе;
- знать основные правила поведения в школе, библиотеке;
Поведение в разнообразных жизненных ситуациях:
- уметь представляться во время знакомства и представлять другого;
- выбирать подарки и их преподносить;
- уметь принимать гостей и быть гостем
Предварительный просмотр:
Организация работы по обучению детей правилам этикета.
Практика показала, что обучать дошкольников хорошим манерам «на ходу» не целесообразно (например, во время обеда учить пользоваться ножом).Процесс принятия пищи должен быть в радость, в удовольствие. Объяснение нового отвлекает ребенка, часто вызывает отрицательные эмоции и негативно сказывается на усвоении пищи даже на аппетите.
Поэтому знакомство с правилами поведения за столом и упражнения в их выполнении следует проводить на специально организованных занятиях один раз в месяц. Правило этикета нужно преподносить так, чтобы оно вызвало положительный эмоциональный отклик, стало личностно значимым.
Познакомившись с правилами на занятии, ребенок далее закрепляет их через специальные дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно- ролевые игры, в повседневной жизни.
Этапы освоения правил поведения.
1.Знакомство, корректировка имеющихся знаний – специально организованные занятия.
2.Закрепление:
- сюжетно – ролевые игры;
- дидактические игры;
- создание специальных ситуаций;
- другие виды занятий;
- праздники и развлечения;
- режимные моменты;
- традиции группы (сладкий стол, день рождения)
- радиожурнал для детей
3.Самостоятельное выполнение правил в соответствии с жизненными обстоятельствами.
Особое внимание следует уделить организации предметно – развивающей среды: «Столовый» этикет, например, требует разнообразие посуды, столовых принадлежностей: скатерти, салфетки, салфетницы, вазончики, вазы и пр.. Для закрепления практических действий (упаковать подарок, сложить салфетку и пр.) целесообразно создать в группе «уголок этикета» со всеми необходимыми предметами, где в любое время могут поупражняться дети с воспитателями и самостоятельно.
Ребенок легко перенимает позитивный опыт общения. Например, воспитатель приветствует любого, кто входит в группу, доброжелательно к нему обращается, предлагает присесть. Беседуя с родителями, педагог дает образец культуры ведения диалога. Уважительно, доброжелательно относится к обслуживающему персоналу, в процессе которого ребенок может слышать образцы речевого этикета, что тоже является необходимой составляющей воспитания дошкольников.
Таким образом, речь взрослых, их манеры, внешний вид положительные эмоциональные проявления должны стать образцом для детей.
Требования к занятиям по этикету.
Эстетическое обеспечение:
- Красота во всем (красивая отглаженная скатерть и нарядные салфетки и пр.)
Эмоциональное сопровождение:
- Доброжелательный настрой, положительные эмоции взрослых и детей;
- Заинтересованность воспитателя в успехах детей;
Форма организации:
- Действия с предметами;
- Повторения последовательности действий с целью формирования навыков.
Навыки этикета, которыми могут овладеть дети в 1 младшей группе.
Сервировка стола и поведение за столом:
- уметь сервировать стол к чаю, знать чайные принадлежности и уметь ими пользоваться;
- сохранять правильную осанку во время еды;
- пользоваться бумажной салфеткой;
- есть вилкой;
- при помощи ножа намазывать на хлеб масло.
Культура внешнего вида: поддерживать опрятный вид (прическа, одежда, обувь и т.д.)
Речевой этикет:
- без напоминания приветливо здороваться;
- прощаться, употребляя выражение «до свидания»;
- уместно употреблять слово «спасибо».
Поведение в общественных местах: соблюдать правила поведения в транспорте (не разговаривать громко, не кричать, не капризничать; сидеть, не мешая другим).
Навыки этикета, которыми могут овладеть дети во 2 младшей группе.
Сервировка стола и поведение за столом:
- уметь сервировать стол к чаю, знать чайные принадлежности и уметь ими пользоваться;
- сохранять правильную осанку во время еды;
- пользоваться бумажной салфеткой;
- есть вилкой;
- при помощи ножа намазывать на хлеб масло.
Культура внешнего вида: поддерживать опрятный вид (прическа, одежда, обувь и т.д.)
Речевой этикет:
- без напоминания приветливо здороваться;
- прощаться, употребляя выражение «до свидания»;
- уместно употреблять слово «спасибо».
Поведение в общественных местах: соблюдать правила поведения в транспорте (не разговаривать громко, не кричать, не капризничать; сидеть, не мешая другим)
Навыки этикета, которыми могут овладеть дети в средней группе.
Сервировка стола и поведение за столом:
- уметь сервировать стол к чаю, пользоваться чайными принадлежностями;
- уметь сервировать стол к обеду (правильно раскладывать вилки ножи ложки), пользоваться столовыми приборами;
- есть при помощи ножа и вилки;
- овладеть простейшими приемами складывания тканей салфетки, уметь ею пользоваться.
Культура внешнего вида:
- поддерживать опрятный вид;
- одеваться в соответствии с местом и событием.
Речевой этикет:
- уместно и правильно извиняться, употреблять ответные слова на извинения;
- пользоваться разнообразными формами прощания в зависимости от ситуации;
- обращаться с просьбой, четко ее излагая.
Поведение в общественных местах:
- соблюдать правила поведения в транспорте, не мешать другим; уметь обратить с просьбой;
- «на ходу» не есть; поддерживать чистоту и порядок на улице;
- в театре между ряду рядами проходить лицом к сидящим, в зрительном зале сидеть, не мешая другим (не есть, не шуршать фантиками и т.п.).
Поведение в разнообразных жизненных ситуациях: уметь красиво преподнести подарок, одновременно произнося слова поздравления.
Навыки этикета, которыми могут овладеть дети в старшей группе.
Сервировка стола и поведение за столом:
- уметь сервировать стол к чаю, пользоваться чайными принадлежностями;
- знать, что едят вилкой, а что вилкой и ножом; уметь пользоваться этими приборами;
- овладеть элементарными приемами украшения праздничного стола (скатерть, салфетки, цветочные композиции).
Культура внешнего вида:
- одеваться в соответствии с жизненными ситуациями;
- быть опрятным, следить за чистотой обуви;
- самостоятельно одеваться, причесываться.
Речевой этикет:
- приветствовать друг друга, используя вежливые слова («будьте добры», «добрый день», «доброе утро» и т.п.);
- первыми приветствовать старших;
- уметь вести разговоров по телефону (начинать с приветствия, представляться, сообщать цель своего звонка; если звонишь сам, заканчивай разговор первым);
- уметь обратиться с просьбой, используя вежливые слова: «будьте добры», «не могли бы вы» и т.п.
Поведение в общественных местах:
- знать правила поведение на занятиях в детском саду;
- выполнять правила поведения на занятиях в общественном транспорте;
- на выставке, в музее громко не разговаривать, экспонаты руками не трогать, не мешать другим, приходить в опрятном виде;
- в магазине уметь четко излагать свою просьбу, в супермаркете пользоваться специальными корзинами,
Проведение в разнообразных жизненных ситуациях:
- уметь выбирать, упаковывать и преподносить подарок;
- уметь познакомиться и познакомить;
- уметь вести себя в гостях и принимать гостей.
Навыки этикета, которыми могут овладеть дети в подготовительной к школе группе.
Сервировка стола и поведение за столом:
- знать разнообразные варианты сервировке стола; уметь пользоваться столовыми приборами; непринужденно сохранять правильную осанку;
- знать, какими приборами надо пользоваться во время еды, уметь это делать;
- владеть основами оформления праздничного стола, уметь складывать тканевые салфетки разнообразными способами.
Культура внешнего вида:
- одеваться в соответствии с модой, но с учетом своих индивидуальных особенностей и чувством меры;
- поддерживать свою одежду и обувь в чистоте и порядке;
Речевой этикет:
- уметь обратиться с просьбой;
- знать правила ведения разговора по телефону;
- во время приветствия и прощания использовать разнообразные формулы вежливости;
Поведение в общественных местах:
- уметь вести себя в театре, кинотеатре, на выставках, в музее, в кафе;
- знать основные правила поведения в школе, библиотеке;
Поведение в разнообразных жизненных ситуациях:
- уметь представляться во время знакомства и представлять другого;
- выбирать подарки и их преподносить;
- уметь принимать гостей и быть гостем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по обучению детей правилам дорожного движения в старшей разновозрастной группе (2012-2013г)
Перспективный план работы по обучению детей правилам дорожного движения в старшей разновозрастной группе (2012-2013г)...
Перспективный план работы по обучению детей правилам дорожного движения
Перспективный план по ПДД для разных возрастных групп детского сада....
Перспективный план работы по обучению детей правилам дорожного движения
Данный план даётся воспитателям по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах....
Опыт работы по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Обучение в детском саду безопасному участию в дорожном движении необходимо рассматривать наравне с другими важнейшими задачами воспитания и обучения подрастающего поколения. Данную необход...
Методическая разработка "ПЛАН РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
Главная цель воспитательно-образовательной работы по пожарной безопасности – оградить детей от пожаров и научить их правилам безопасности. Использование разнообразных форм работы по пожарной без...
Методическая разработка по теме:"Обучение детей правилам поведения на занятиях по основам современного этикета".
Обучение детей основам современного этикета....