Воспитание чувств и формирование этических представлений.
материал (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Воспитание чувств и формирование
этических представлений.
Консультация для родителей.
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений.
Отсутствие у ребенка таких представлений, незнание того, «что такое хорошо и что такое плохо», мешает ему контактировать с окружающими его людьми, может явиться причиной слез, капризов, негативного отношения к требованиям взрослых.
На развитие у ребенка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Причем влияние это бывает как положительным, так и отрицательным. Например, отправляя утром малыша в детский сад, мама может несколько раз повторить: «Никому не давай свою игрушку, ее сломают». В детском саду же воспитатель постоянно учит детей быть добрыми, делиться игрушками. Что же делать, как поступить малышу? Такого рода противоречия вызывают раздражение, неудовлетворенность, а иногда рождают хитрость, приспособленчество. В результате у ребенка не может сложиться четких представлений о том, как относиться к людям, как поступать в каждом конкретном случае.
Уже в младшем дошкольном возрасте дети получают в сжатой, краткой форме установку или правило, что такое хорошо и плохо. Однако, если взрослые знакомят детей с этическими представлениями без должного эмоционального с их стороны отношения, формально, то это мало способствует развитию у детей чувств.
Чтобы установить определенную взаимосвязь между представлениями детей и их чувствами, необходимо обращать внимание не только на то, как понимают дети тот или иной поступок, но и на их эмоциональный отклик на этот поступок.
Одним из условий пробуждения и воспитания чувств является развитие нравственного сознания детей. Известно, что дети старшего дошкольного возраста способны не только различать хорошие и плохие поступки, но и понимать, почему нужно поступать хорошо, какой мотив стоит за каждым поступком. От осознания причин и мотивов поступков зависит глубина, устойчивость чувств ребенка.
Путь от формирования у детей знаний о хорошем до правильного поведения их очень сложен и должен быть заполнен постоянной кропотливой работой взрослых над развитием нравственного сознания детей. В одном случае дети знают правила, но поступают неправильно; в другом – поступают как будто бы правильно, но поступки их своекорыстны, фальшивы; в третьем – поступают хорошо, но не способны разобраться в конфликте между сверстниками. Некоторые дети при хорошем поведении остаются равнодушны к поведению окружающих, бывают категоричны в суждениях о поведении сверстников. Нередко они ведут себя хорошо только в присутствии взрослых из страха быть наказанными. Причина всего этого – формальное усвоение этических знаний. Чтобы этого не было необходимо заботиться о развитии нравственного сознания ребенка. Взрослый должен определить с какой целью ребенок совершает тот или иной поступок, какие он преследует при этом цели.
Формальное обучение ребенка правилам хорошего поведения дает обычно временный результат. Привычка поступать только по указке, не чувствуя необходимости именно этого действия, формируют личность убогую. Воспитывая у детей сознательное отношение к своим поступкам, взрослый прежде всего должен сам понять причины, побудившие ребенка совершить то или иное действие, затем непременно узнать, как он объясняет его, и, ели это объяснение неточное, постараться помочь ребенку разобраться.
Эмоциональное отношение к поступкам окружающих и своим появляется у детей в том случае, когда для них ясен смысл этих поступков, когда они видят определенное отношение к ним взрослых, а также в условиях самостоятельного общения друг с другом. Умение думать о других, замечать, что происходит вокруг, приходит к ребенку постепенно. И в этом случае ему должны помочь взрослые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
"Формирование навыков звукового и звукослогового анализа и синтеза слов для коррекции и формирования фонетической стороны речи".
Описание опыта работы по данной теме....
Система работы по формированию представлений и понятий с использованием моделирующей деятельности. Презентация опыта работы по формированию экологических понятий с использованием модулей.
Формирование понятий - одна из задач образования, которая должна решаться в детском саду. Чтобы усвоить такие понятия, как "животное", "рыбы", "птицы", "насекомые" ребёнку необходимо отвлечься от особ...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Формирование эстетического отношения формированию эстетического отношения к живописи у детей старшего дошкольного возраста
материал из опыта работы по теме проекта...
ДОКЛАД «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»
ДОКЛАД«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»...
выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...