Тренинг для педагогов ДОУ "Профилактика синдрома эмоционального выгорания"
методическая разработка по теме
В настоящее время, в процессе профессиональной деятельности в ДОУ мы довольно часто сталкиваемся со случаями эмоционального выгорания педагогов.
В связи с актуальностью темы сохранения психологического здоровья педагогов ДОУ я предлагаю вам конспект тренинга по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_pedagogov_dou_po_profilaktike_emotsionalnogo_vygoraniya01.doc | 92.5 КБ |
trening.pptx | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
на тему: “Профилактика синдрома эмоционального «выгорания»”
педагога-психолога
МДОУ "Детский сад комбинированного вида №131"
Матвеевой Татьяны Сергеевны
Дата проведения:
21.11.2013г.
Тренинг для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания
Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения (по другому - работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Исследованиями выяснено, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения - синдрому эмоционального выгорания.
Наиболее выраженными симптомами эмоционального выгорания у педагогов детских садов являются неадекватное избирательное эмоциональное реагирование и редукция профессиональных обязанностей (Е. А. Панькова,Е. М. Семенова, Е. П. Чеснокова). На стадии становления находятся такие симптомы как переживание психотравмирующих обстоятельств, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, психосоматические нарушения.
Умение владеть собой, держать себя в руках - один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят и его профессиональные успехи, и психологическое здоровье.
Исследования психологов подтверждают, что самочувствие и состояние педагога имеют предел психического здоровья, и чтобы поддерживать его в норме, они должны уметь мудро тратить свою психическую энергию и знать, как ее можно восполнить и восстановить.
Человек, знающий себя, свои потребности и способы их удовлетворения, может более осознанно и эффективно распределить свои силы в течение каждого дня, недели, месяца, целого года, а значит, продлить срок своей успешной жизни.
В настоящее время, в процессе профессиональной деятельности в ДОУ мы довольно часто сталкиваемся со случаями эмоционального выгорания педагогов.
В связи с актуальностью темы сохранения психологического здоровья педагогов ДОУ я предлагаю вам провести тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов.
1. Упражнение " Грецкий орех"
Цель: Настроить участников на тональность тренинга, создать атмосферу ценностного отношения к теме, поговорить об особенностях личности.
Для проведения этого упражнения ведущий (педагог-психолог) высыпает из мешочка в центре круга грецкие орехи и просит каждого взять себе один. Некоторое время участникам предлагается внимательно рассматривать сой орешек, изучать его структуру, особенности строения, постараться запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешок и снова высыпаются в центре круга. Задача каждого участника - найти свой орех.
2. Постановка целей и задач, принятие правил.
Педагог-психолог: Для того, чтобы наше общение было эффективным, предлагаю в процессе тренинга соблюдать следующие правила:
- Поднятой руки;
- Обратной связи;
- Право ведущего.
Также необходимо быть активным и придерживаться временных рамок.
3. Игра "Я беру с собой в поход".
Все участники встают в круг. Психолог просит участников представить себе такую ситуацию: вся группа в ближайшие выходные отправляется в поход и каждый должен взять с собой один предмет. Со словами «Я беру с собой в поход….рюкзак» следует изобразить руками этот предмет. Следующий участник повторяет то, что сказали до него и добавляет свое. Таким образом, последний участник должен будет назвать и показать все предметы и назвать свой.
4. Упражнение "Лестница".
Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.
Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы, и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:
- Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?
- Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?
- Есть ли внутренние противоречия по этому поводу?
- Что мешает Вам находиться наверху?
Наш сегодняшний тренинг посвящен теме «Профилактика синдрома эмоционального выгорания». Многие из вас предварительно заполняли анкеты. Сейчас я их проанализирую.
5. Анализ анкет.
6. Упражнение " Распредели по порядку"
Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего " Я".
Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:
- дети
- работа
- муж (жена)
- Я
- друзья, родственники
Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня :
1. Я
2. Муж (жена)
3. Дети
4. Работа
5. Друзья, родственники
Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.
7. Дискуссия «Мозговой штурм»
Педагог-психолог: Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению синдрома эмоционального выгорания?
Резюме:
Итак, все отмеченные вами факторы можно объединить в следующие группы:
- Личностные;
- Организационные;
- Социальные.
8. Работа в группах.
Педагог-психолог: Предлагаю вам разделиться на группы и попытаться ответить на вопрос: «Где человеку черпать ресурсы, чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания?» Для работы используйте ватман и маркеры.
9. Представление группами результата.
Педагог-психолог: Подвожу итоги работы.
Итак, все названные ресурсы можно разделить на четыре группы:
- Близкие люди (семья);
- Работа;
- Интересы, увлечения, хобби;
- Друзья.
Не секрет, что если какой-либо из ресурсов преобладает или отсутствует, то возникает дисбаланс и, следовательно, человек становится более подвержен синдрому эмоционального выгорания.
10. Таблица "Помоги себе сам"
Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из ролей, сдерживание негативных эмоций приводит к психосоматическим проявлениям.
Участникам предлагается таблица психосоматических проявлений и способ самопомощи - аффирмации (позитивные утверждения):
Психологическая причина болезни | В каком органе проявляется болезнь | Повторяйте себе несколько раз в день |
Долгая неразрешенная эмоциональная проблема | Высокое давление | Я с радостью отпускаю прошлое, я спокоен |
Самокритика, страх | Головная боль | Я люблю и одобряю себя |
Ощущение обреченности, тяжелые мысли, горечь | Желудок | Я люблю себя. Я с радостью освобождаюсь от прошлого. |
Черствость, отказ от радости | Сосуды | Я принимаю радость и хочу замечать все хорошее. Любовь наполняет меня с каждым ударом сердца. |
Хроническое нытье | Печень | Я ищу радость и любовь, везде ее нахожу. |
Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако, существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.
11. Упражнение "Тряпичная кукла"
Цель: Снятие напряжения, умение расслабляться.
Участникам предлагается разбиться на пары и работать в паре. Сначала один изображает куклу: поддерживаемый партнером в области пояса, пытается полностью расслабить верхнюю часть туловища, постепенно восстанавливает напряжение, затем партнеры меняются ролями.
12. Упражнение «Главное – второстепенное»
Педагог-психолог: Напишите по порядку на листе бумаги 5-8 дел, которые для вас в настоящее время наиболее важны.
А сейчас закройте глаза и постарайтесь представить себя в конце жизни, как будто вам уже 75-80 лет. Вы не работаете, занимаетесь своими делами, домашним хозяйством, часто думаете о своей жизни, вспоминаете самые грустные или радостные события. Вообразите, что из того времени вы смотрите в свое настоящее и оцениваете главное и второстепенное. Может быть, вы заметите, как много времени и сил отдавали какому-то занятию, которое не имело для вашей жизни большого значения и только казалось очень важным.
А теперь откройте глаза, возьмите новый лист бумаги и составьте список своих занятий по степени значимости их для вашей жизни, как бы от лица вас 80-летних.
Сравните два полученных списка. Изменились ли они, и если изменились, то как? Кто хочет высказаться?
13. Рефлексия.
Педагог-психолог: Сегодняшней целью нашей встречи было изучение синдрома эмоционального выгорания, причин его возникновения и способов защиты от него (ресурсы).
Давайте по кругу выскажем свое мнение о прошедшей встрече и ее значимости для вас.
(Каждый участник по очереди высказывает свои мысли, чувства и ощущения).
14. Выдача раздаточных материалов.
После окончания тренинга все участники получают раздаточные материалы с упражнениями для саморегуляции психического здоровья, в т.ч. упражнение на развитие позитивного мышления.
Педагог-психолог: Каждое утро проговаривайте себе этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о счастье, силе и покое. Успехов вам.
Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
И на заключительном этапе тренинга предлагается провести релаксационное упражнение.
15. Упражнение " Источник"
А сейчас я предлагаю вам сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза.
Под фонограмму "Вода" (сборник мелодий для релаксации) ведущий спокойно и четко проговаривает текст:
"Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно.
Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства.
Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект.
Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли.
Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия - вашей энергией.
Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется"
По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза.
Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.
Resource id #5524
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети Работа Д рузья, родственники Я Муж, жена
1.Я 2.Муж,жена. 3.Дети. 4.Работа. 5.Друзья, родственники
Личностные Организационные Социальные
Близкие люди (семья) Работа Интересы, увлечения, хобби Друзья
Психологическая причина болезни В каком органе проявляется болезнь Повторяйте себе несколько раз в день Долгая неразрешенная эмоциональная проблема Высокое давление Я с радостью отпускаю прошлое, я спокоен Самокритика, страх Головная боль Я люблю и одобряю себя Ощущение обреченности, тяжелые мысли, горечь Желудок Я люблю себя. Я с радостью освобождаюсь от прошлого Черствость, отказ от радости сосуды Я принимаю радость и хочу замечать все хорошее. Любовь наполняет меня с каждым ударом сердца Хроническое нытье Печень Я ищу радость и любовь, везде ее нахожу
Если Вы хотите иметь то, что НИКОГДА не имели, начните делать то, что НИКОГДА не делали
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»...
Семинар-тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Формирование эмоциональной устойчивости педагога»
Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогаЗадачи:· Познакомить педагогов с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками·...
Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"
Тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога" Задачи:- создание условий способствующих профилактике СЭВ;- передача психологических знаний...
ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ "
Создание условий, способствующих профилактике синдрома эмоционального выгорания. когнитивный компонент: передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и с...
Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания"
Игры и упражнения...
Семинар-тренинг для педагогов "профилактика синдрома профессионального выгорания"
Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомл...
Программа« Арт-терапевтическая студия для педагогов»(Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов)
«Профессиональное "выгорание" — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологическ...