Роль игры в формировании целостной картины мира младших дошкольников.
консультация (младшая группа) по теме
Формирование целостной картины мира - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Это направление стало активно развиваться в -00-е годы XXI столетия, таким образом, представляя одно из самых современных направлений в воспитательно-образовательной педагогике, и в дошкольной педагогике в частности.
Формирование целостной картины мира у детей- одна из приоритетных задач дошкольного образования. Важность её решения обусловлена прежде всего значением картины мира в развитии ребёнка и становлении его личности.
Основная и ведущая деятельность детей - игра, где объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность; с другой-получают моральное и эстетическое удовлетворение от всей этой деятельности , углубляют познания окружающей их среды.Всё это способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания и образования.
Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в экологическом образовании, дают возможность полнее воспринимать окружающий мир природы.
Детство без игры и вне игры аномально. Лишение ребёнка игровой практики - это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: богатства микроклимата отношений, коммуникативности, активизации процесса познания мира природы и экологии. И независимо от того, что дошкольнику свойственен антропоморфизм - перенос отношений, существующих между людьми на явления природы, у них непременным спутником выступает любознательность и интерес к природе.
Сегодняшние дети - это завтрашние лидеры, активные участники общества. Поэтому формирование целостной картины мира через экологическую игру сегодня, поможет сделать правильный выбор завтра и принять правильное решение.
Формирование целостной картины мира включает в себя два раздела: предметное и социальное окружение и ознакомление с природой.
Предметное и социальное окружение
В группе я создаю условия для расширения представлений детей об окружающем
мире. Способствую возникновению игр на темы из окружающей жизни по мотивам
литературных произведений (потешек , песенок, сказок, стихов); обогащению
игрового опыта посредством объединения отдельнных действий в единую сюжетную
линию. Развиваю умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько
взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить). Формирую
умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами ( шофёр-
пассажир, мама- дочка , врач-больной); в индивидуальных играх с игрушками -
заместителями исполнять роль за себя и за игрушку. Показываю детям способы
ролевого поведения, используя обучающие игры.
Продолжаю знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение
определять их цвет , форму, величину, вес. Развиваю умение сравнивать и
группировать предметы по этим признакам. Рассказываю детям о материалах, из
которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объясняю целесообразность
изготовления предмета из определённого материала ( корпус машин- из металла,
шины- из резины и т.п.). Через сюжетно-ролевые и подвижные игры расширяю знания
детей об общественном транспорте ( игры "Автобус", "Самолёты"), расширяю
предстваления о правилах поведения в общественных местах.
Дети постепенно накапливают определённые знания об окружающих вещах и
явлениях, о предметах домашнего обихода, о труде взрослых: мамы, папы,
воспитателя, повара, врача. Их интересуют не только действия окружающих людей, но
и их переживания, заботы, взаимоотношения. Накопленые знания позволяют
разнообразить тематику игр: в доктора, в парикмахера, в магазин , в самолёт.
Ознакомление с природой
Расширяю представление детей о природе. На прогулке наблюдаем за
растениями (учимся узнавать и называть 3-4 вида деревьев: ёлка, сосна, берёза, клён).
Знакомлю с домашними животными и их детёнышами, особенностями их поведения
и питания. В группе знакомимся с обитателями уголка природы: аквариумными
рыбками и декоративными птицами ( волнистыми попугайчиками).
Расширяю представления о диких животных: медведь, лиса, ёж, заяц (
подвижные игры: "У медведя во бору" , "Лиса и Зайцы", "Ёжик"). Учу наблюдать за
птицами прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей , снегирь),
подкармливать их.
Расширяю представления детей о некоторых насекомых( муравей, бабочка,
божья коровка, жук).
Развиваю умение отличать и называть по внешнему виду овощи ( огурец,
помидор, морковь, репа), фрукты ( яблоко, груша , персик, слива) , ягоды ( малина,
смородина, крыжовник), применяя игровую ситуацию Петрушка принёс корзину,
поможём ему разобрать. (Игра "Чудесный мешочек").
Знакомлю с характерными особенностями следующих друг за другом времён
года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности
взрослых. Осень. Развиваю умение детей замечать и называть изменения в природе:
похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают
на юг. Формирую умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и
неживой природы( похолодало - исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы). Побуждаю
детей принимать участие в сборе семян растений.
Игры должны быть наполнены разнообразным содержанием, обязательно
затрагивающим чувство и мысли. Чтобы обогатить игры новым интересным
содержанием, я в своей работе использую различные методические приёмы: беседы с
детьми о профессии родителей, экскурсии, подбираю иллюстрации о работе врача,
парикмахера, продовца, рассматриваем фотографии, картинки, связанные с темой
игры. Также использую дидактические игры- драмматизации, чтение стихотворений
рассказов.
Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре -
важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством
формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре
реализуется потребность воздействия на мир. "Игра - это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка вливается живительным поток представлений,
понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и
любознательности". В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят
значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более
высокой стадии развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное планирование образовательной деятельности с детьми, как средство формирования целостной картины мира старших дошкольников»
Представленный материал составляет теоретическое боснование инновационного опыта работы ДОУ по формрованию интегрированного планирования в соответствии с новыми государственными стандартами...
Формирование целостной картины мира у дошкольников. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Капли с крыши – дзинь - дзинь».
Формирование целостной картины мира у дошкольников. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Капли с крыши – дзинь - дзинь». Коррекционно-...
Формирование целостной картины мира у дошкольников. ТАТАРСКАЯ КУХНЯ Республики Татарстан.
Татарская кухня, как и кухни многих других народов, имеет древнее происхождение, а соответственно и свои особенности. Развитие народа, его исторические и духовные ценности, религия — все это одн...
Консультация. «Формирование целостной картины мира у дошкольников через творческую и познавательную деятельность»
Консультация...
Значение формирования целостной картины мира у дошкольников.
Значение формирования целостной картины мира у дошкольников....
Художественная литература как средство формирования целостной картина мира у дошкольников.
Художественные произведения позволяют эмоционально интуитивно, схватывать целостную картину мира во всём многообразии связей вещей, событий, отношений....
Конспект квест-игры по формированию целостной картины мира "Путешествие по миру" средняя группа.
Лето-это время путешествий и открытий. Ребята отправились в кругосветное путешествие по нашей замечательной планете Земля. Дети побывали на разных континентах.Прилетая в каждую страну под национ...