«Развитие зрительно-вербальных функций у детей с нарушением зрения при подготовке к школе».
статья по теме
Предварительный просмотр:
Ассоциация педагогов дошкольного образования
Секция «Учителя-дефектологи, учителя-логопеды»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 724 города Москвы
ВАО
«Развитие зрительно-вербальных функций
у детей с нарушением зрения
при подготовке к школе»
Подготовили:
учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Смирнова Ирина Алексеевна;
учитель-логопед
Щепило Елена Митрофановна.
Москва, 30 января 2013г.
Сенсорное развитие, в том числе формирование зрительно-предметного восприятия, одна из основных задач дошкольного воспитания. По мнению Т. В. Ахутиной к школьному возрасту зрительное восприятие ребенка считается достаточно зрелым и несмотря на важность развития зрительного восприятия, его диагностике при оценке готовности детей к школе уделяется мало внимания.
В то же время данные нейропсихологического обследования первоклассников и старших дошкольников показывают, что значительная часть детей обнаруживает выраженные трудности зрительного опознания. Эти исследования показали, что решение ребенком зрительных задач может быть затруднено, прежде всего, из-за недостаточного развития у него:
- холистической, «сканирующей» стратегии восприятия;
- аналитической, «классификационной» стратегии;
- ориентировочной основы зрительного действия.
Что влияет на становление и дифференциацию зрительных образов, а также и на развитие речи.
ГБОУ детский сад компенсирующего вида № 724 работает с 1980 года, как дошкольное учреждение для детей, имеющих нарушения зрения. Все воспитанники нашего учреждения имеют неполноценное зрение, которое дает им ограниченную, а иногда и искаженную информацию. Они не способны по подражанию овладеть различными предметно-практическими действиями, как нормально видящие сверстники, а в результате малой двигательной активности мышцы рук у них обычно вялые или слишком напряженные. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности, моторной готовности руки к письму.
Л. И. Плаксина утверждает, что у детей с нарушенным зрением необходимо выработать навыки зрительно-осязательного восприятия объектов, сформировать способы зрительного контроля за движением руки при осязательном восприятии. Она говорит о том, что нарушение зрения сдерживает развитие зрительно-двигательных связей, поэтому необходимо вести специальное обучение способам зрительного контроля за движениями руки при обследовании предмета.
В нашем дошкольном учреждении большинство детей имеют не только патологию зрения, но и речевые нарушения. Поэтому в детском саду тифлопедагогами и учителями-логопедами была разработана и применяется система совместного планирования коррекционной работы в каждой возрастной группе, которая позволяет направлять и контролировать проведение коррекционной работы, добиваясь четкое взаимодействия и оптимального положительного результата.
Данное планирование апробируется в течение трех лет в двух группах детского сада. Эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста, имеющими зрительную патологию, была доказана результатами итоговой диагностики, где отмечалась четкая положительная динамика в улучшении психофизического развития детей, улучшения их зрительных и речевых возможностей.
По результатам наблюдений было выявлено, что целесообразно планировать коррекционную работу в группе именно этим специалистам, так как именно они владеют полной информацией о психофизическом состоянии каждого воспитанника и этапах проводимого лечения.
Подробно изучив тифлопедагогическую диагностику Е.Н. Подколзиной и адаптировав диагностику развития зрительно-вербальных функций Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой для детей с нарушением зрения, мы успешно применяем ее в двух экспериментальных группах, что позволяет в полном объеме не только выявлять состояние зрительно-перцептивных и вербальных функций, но проводить качественную подготовку детей к школе.
Основная задача специального образования и воспитания детей с патологией зрения - социальная адаптация в обществе. Психологическая готовность детей с нарушениями зрения к школьному обучению, с одной стороны, является одной из важнейших предпосылок успешной адаптации в обществе, а с другой - определяет этапы и содержание коррекционной работы в начальный период обучения.
Это означает, что в специальном детском саду должна осуществляться комплексная многосторонняя работа, организуемая силами тифлопедагога, учителя-логопеда, воспитателя и других педагогических работников в системе разнообразных занятий с детьми.
Наличие зрительного дефекта ставит ребенка относительно формирования речи и познавательной деятельности, в ранний период развития, в неравные условия с нормально видящими детьми, нарушает общение со сверстниками и взрослыми, ориентировку в обществе и впоследствии может сильно осложнить процесс школьного обучения.
У многих детей с речевой патологией имеются отклонения в состоянии общей и тонкой моторики, а также наблюдаются особенности ее развития (Волкова Г.А., 1985; Жуков Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.,1990; Оганесян Е.В.,1983; и др.). В связи с этим авторы подчеркивают необходимость специальной работы по коррекции нарушений двигательной сферы у детей с речевыми расстройствами. Эта работа может проводиться параллельно с другими коррекционными мероприятиями, а также может быть непосредственно включена в процесс логопедического и коррекционно-воспитательного воздействия на детей, страдающих речевыми и зрительными нарушениями.
Известно, что дефекты речи чаще всего сочетаются с разнообразной патологией неречевых функций. В связи с этим весь комплекс игр и упражнений, необходимо подбирать таким образов, чтобы решить важные задачи, стоящие в работе с детьми с речевым нарушением, а именно:
- активизировать высшую психическую деятельность через развитие всех видов внимания (зрительного, слухового);
- увеличить объем памяти;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- развивать тактильно-кинестетическое и костно-мышечное чувства собственного тела у ребенка;
- помочь формировать у ребенка двигательных навыков: ходьбы, прыжков, поворотов, бросания и ловли мяча, самостоятельного и коллективного выполнения движений и знакомить ребенка с элементами танцевальных движений.
Это подтолкнуло нас к проведению целенаправленной работы, помогающей детям с нарушением зрения и речи компенсировать трудности в подготовке к школьному обучению.
Коррекционные занятия предусматривают развитие у дошкольников всех психических процессов и мелкой моторики. Предметная и речевая база, создаваемая учителем-логопедом, широко используется и совершенствуется на занятиях тифлопедагога, работа которого находит продолжение в практике логопеда. Педагогическая деятельность строится на основе совместного планирования с использованием единых лексических тем и разнообразных дидактических игр. Таким образом, создается целостная система, обеспечивающая гармоничное развитие личности ребенка.
Проводятся совместные коррекционные занятия, на них закрепляются и активизируются знания, умения и навыки, усвоенные детьми на предшествующих индивидуальных и подгрупповых занятиях тифлопедагога и учителя-логопеда. На этих занятиях учителя-дефектологи работают вместе, что позволяет эффективно обеспечивать индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку.
Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей и выдвинули новые требования к системе образования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.
Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям.
Внимание является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности. Его результатом является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует.
Выделяют следующие формы проявления внимания:
- сенсорное (перцептивное);
- интеллектуальное (мыслительное);
- моторное (двигательное).
Таким образом, цели и задачи любой коррекционно-развивающей работы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
- коррекционного – исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;
- профилактического – предупреждение отклонений и трудностей в развитии;
- развивающего – оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.
Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающей работы.
Зрение обеспечивает человеку возможность получать информацию о внешнем мире, ориентироваться в пространстве, контролировать свои действия, выполнять точные операции.
Зрение и зрительное восприятие не являются тождественными понятиями. Все показатели сформированности различных зрительных способностей, по Г.И. Рожковой, можно разделить на три группы.
К первой группе относятся оптико-физиологические показатели, обеспечивающие оптимальные условия работы зрительной системы.
Эти показатели содержат диапазоны параметров, в пределах которых зрительная система может функционировать, а также ограничения, характерные для самой системы вследствие ее анатомических и физиологических особенностей. К этой группе принадлежат: показатели рефракции, объем аккомодации, величины полей зрения, размеры слепого пятна, скорости адаптации, рабочий диапазон освещенности (яркости), время сохранения следа светового раздражения.
Во вторую группу входят базовые зрительные показатели: острота зрения, контрастная чувствительность, тонкость цветоразличения, диапазон восприятия скорости движения, пороги стереозрения и др.
Третью группу составляют комплексные показатели, отражающие совершенство работы высших зрительных механизмов, эффективность совместной деятельности зрительной и других систем (глазодвигательной системы, памяти и внимания) и определяющие зрительную работоспособность. Как отмечает Г.И. Рожкова, “...такие показатели имеют прямое отношение к познавательным способностям и обучаемости человека”.
Нарушения показателей зрения первой и второй групп часто подмечаются родителями и самим ребенком.
Нарушения же комплексных показателей зрения зачастую остаются незамеченными, поскольку не влияют на повседневную жизнь ребенка и проявляются только в определенных осложненных условиях, ярким примером которых является обучение чтению. В ходе стандартного офтальмологического обследования отклонения в развитии этих функций, как правило, не выявляются. Однако именно эти показатели рассматриваются коррекционными педагогами, логопедами, психоневрологами и психологами как серьезное препятствие для полноценного овладения чтением.
Развить у ребенка способы обработки визуального материала, которые позволили бы ему эффективно воспринимать зрительную информацию разной степени сложности и обеспечить условия успешного овладения зрительными компонентами чтения - эту задачу и решают наши специалисты на коррекционных занятиях, которые построены с учетом основных задач, выполняемых зрительным восприятием:
- собственно зрительные – решаемые в связи с целями восприятия;
- глазодвигательные – предполагающие выполнение того или иного движения глаз, типичные для повседневной жизни и отвечающие практическим целям;
- общеинтеллектуальные (мыслительные, мнемические, двигательные), в осуществлении которых зрительное восприятие играет значительную роль.
Отличительной особенностью данных занятий является разработка заданий, направленных на перекодирование зрительной информации в вербальную, т.е. называние зрительно воспринятого материала.
Блок I. Учимся смотреть и видеть. Основная цель: формирование навыков зрительного анализа и синтеза, развитие произвольного внимания. Упражнения первого блока – обеспечивают формирование у ребенка гностических (познавательных) зрительных функций: зрительное разделение целостного объекта на части (зрительный анализ) и объединение частей в целое (зрительный синтез); нахождение главных и второстепенных признаков в изображении и установление связей между ними.
Блок II. Учимся следить глазами. Основная цель: формирование стратегий сканирования изображений, развитие точных прослеживающих движений глаз, глазомера. Задания второго блока – направлены на формирование моторных зрительных функций: упорядоченного, целенаправленного перемещения взгляда по объекту восприятия для обнаружения и рассмотрения его деталей. Цель методики – последовательное развитие серийных движений глаз, требующих не единичного перемещения взора, а целой серии таких действий, например: поиск выхода из лабиринта, нахождение точки на схеме по заданным координатам или маршруту. На основе серийных движений глаз осуществляются и глазомерные операции.
Блок III. Учимся ориентироваться в пространстве. Основная цель: формирование представлений о системе координат: “сверху – снизу”, “спереди – сзади”, “слева – справа”. Третий блок упражнений – направлен на формирование зрительно-пространственных представлений, т.е. представлений о системе координат: “сверху – снизу”, “спереди – сзади”, “слева – справа”.
Формирование зрительно-пространственных представлений проходит ряд последовательных этапов. В результате к началу обучения чтению у ребенка должно быть сформировано умение ориентироваться в системах координат. В этот блок вошли также задания по развитию зрительно-моторных координации, предполагающих выработку сочетанных движений руки и глаз.
Блок IV. Учимся запоминать и узнавать. Основная цель: развитие объема памяти, обучение приемам, облегчающим запоминание, увеличивающим объем памяти на основе ассоциативного мышления (мнемотехника). Предусмотрено 10 заданий, рассредоточенных в первых трех блоках (подробнее см. далее в разделе “Как организовать занятия ребенка...”). Четвертый блок составили упражнения по развитию памяти посредством увеличения объема зрительно запоминаемых объектов, сохранения последовательности и точности при воспроизведении изображений, фиксации их в долговременной памяти.
В каждый блок включены задания по развитию ассоциативного мышления, памяти, внимания и графические задания, требующие оперирования зрительными объектами в умственном плане.
Некоторые задания могут быть использованы как эффективный способ выработки связи между зрительными образами и речью, что позволяет взрослому контролировать этот процесс. Занятия могут проводить не только специалисты, но и родители – дома, в кругу семьи, чтобы подготовить ребенка к школе.
Комплекс упражнений направлен:
- на всестороннее развитие зрительного восприятия ребенка в разных видах деятельности;
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие цветового гнозиса;
- развитие концентрации и переключения произвольного зрительного внимания;
- профилактика и коррекция оптических нарушений чтения и письма;
- актуализация словарного запаса, формирование обобщающей функции речи.
Письменная и устная речь – это две формы речевой функции. Они являются основным средством общения в человеческом обществе, однако письменная речь является более поздней по времени возникновения формой существования языка.
При переходе от устной речи к письменной, звуковое оформление языка сменяется графическим. В связи с этим сменяются и усложняются и сами механизмы речи.
Дисграфия – это частичное нарушение процессов письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, учавствующих в процессах письма.
Симптоматика дисграфии:
Речевые симптомы:
- ошибки на уровне букв (искажённое написание букв, замены букв, пропуски букв)
- ошибки на уровне слова (искажение звукобуквенной структуры слова, а именно пропуски, перестановки, добавления, персеверации букв и слогов);
- ошибки на уровне предложения (слитное или раздельное написание слов, аграмматизмы на письме).
Неречевые симптомы:
- неврологические нарушения;
- нарушение познавательной деятельности;
- нарушение восприятия;
- нарушение памяти;
- нарушение внимания;
- нарушение моторики;
- нарушение зрительно-пространственных ориентировок;
- психические нарушения. И т.д.
Механизмы дисграфии:
- Фонетические дефекты речи;
- Недостаточность слуховых дифференцировок;
- Нарушение языкового анализа и синтеза;
- Недоразвитие грамматического строя речи;
- Несформированность зрительно-пространственных функций и буквенного гнозиса.
Классификация дисграфии. Наиболее распространённой является классификация дисграфии, в основе которой лежит несформированность отдельных операций процесса письма (разработана сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена).
Оптическая дисграфия.
Механизмом является недоразвитие зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Проявляется:
– в искажённом воспроизведении букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношениябуквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);
– в заменах и смешениях графически сходных букв. (По одному элементу Л-М, П-Т, И-Ш, или состоящие из сходных элементов, но различно расположенных в пространстве В-Д, Э-С).
Оптическую дисграфию подразделяют на литеральную и вербальную.
Литеральная – трудности воспроизведения изолированных букв.
Вербальная – воспроизведение изолированных букв сохранено, но при написании слов отмечаются искажения букв, замены и смешения графически сходных букв.
Коррекционная работа:
- развитие зрительно-пространственных функций,
- зрительного гнозиса,
- зрительного мнезиса,
- зрительного анализа и синтеза,
- пространственных представлений.
Необходимо найти гармоничное соединение современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей.
Повышение качества образования невозможно без разработки и внедрения современных педагогических технологий.
Приоритетным направлением для повышение качества образования и внедрения современных педагогических технологий является: «Использование интегрированной творческой среды «ПервоЛого 3.0» в проектной деятельности дошкольников», его целью является: овладение дошкольниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и усвоение основ проектно-творческой деятельности. Развитие у детей познавательной активности, интеллекта, зрительного восприятия, когнитивной сферы, творческих способностей и произвольности.
Универсальная учебная компьютерная среда «ПервоЛого 3.0», которая разработана российским Институтом новых технологий образования совместно с канадской фирмой Logo Computer Systems Inc, наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Эта программа интегрирует графику, программирование, мультипликацию, звуки и позволяет осуществлять проектный подход к занятиям по всем направлениям календарного плана, а так же дает возможность объединять в одном игровом задании различные дисциплины.
Программа «ПервоЛого 3.0» разработана специально для дошкольников и младших школьников. «ПервоЛого 3.0» – эффективное программно-педагогическое средство, развивающее интеллект, познавательные способности и творческое мышление детей.
Это открытая творческая среда, «компьютерный альбом», в котором, в отличие от бумажного, ребенок может не только рисовать во встроенном графическом редакторе, но и создавать мультфильмы (используя встроенные мультимедийные редакторы, создавая собственные медиа ресурсы или импортируя уже существующие).
Использование программы «Перволого 3.0» возможно на индивидуальных коррекционных и подгрупповых занятиях. Целью таких занятий является овладение дошкольниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности.
Основные задачи состоят в освоении первоначальных навыков в работе на компьютере с использованием интегрированной графической среды «ПервоЛого 3.0», в овладении умением работать с различными видами информации, в т.ч. графической, звуковой, обучении основам алгоритмизации и программирования, приобщении к проектно-творческой деятельности. Решение данных задач способствует:
- выработке осознанных навыков в работе на компьютере, в том числе при обработке различных видов информации;
- формированию алгоритмического мышления;
- развитию навыков проектно-творческой деятельности;
- воспитанию целеустремленности и результативности.
Учителя-логопеды в соответствии с темами календарного планирования детского сада на своих лексико-грамматических занятиях могут использовать созданные ранее с детьми проекты, в соответствии с тематикой данного занятия. На закреплении лексической темы «Фрукты» можно использовать созданные детьми проекты «Дракоша и его замечательный сад». В созданном альбоме, каждый его лист имеет упражнения, направленные на тренировку разных навыков. Яркие, красочные рисунки захватывают внимание детей. Задания направлены на развитие навыка определения места звука в слове. Картинки расположены в центре экрана, также под неми имеются схемы слов. Позиция звука выделена цветом. Синий цвет – для твердых звуков, зеленый – для мягких. Благодаря этому, дети учатся различать твердые и мягкие звуки. Дети в игровой форме учатся отвечать на вопросы и составлять предложения по схеме, предложенной веселым персонажем – Дракошей. Дети увлечены игрой, с легкостью обучаются и закрепляют начальные навыки звукового анализа. Компьютер выступает на данном этапе партнером ребенка, а не его учителем. Забавный образ Дракоши вызывает только положительные эмоции.
Использование универсальной компьютерной среды «ПервоЛого 3.0» на занятиях позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации, развивает умением работать с различными видами информации, подводит к освоению основ проектно-творческой деятельности, анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Диапазон использования компьютера в коррекционно-педагогическом процессе очень велик. Формирование алгоритмического мышления и развитие навыков проектно-творческой деятельности развивают у воспитанников рефлексию своей деятельности, позволяют им наглядно представить результат своих действий.
Литература
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: “ДЕТСТВО -ПРЕСС”,2003
- Бабина Г.В. Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2005. Серия “Логопедические технологии”.
- Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» – М., 2001 г.
- ИНТ. Программные продукты Лого (http://www.int-edu.ru/logo/)
- Истомина Т.Л. Обучение информатике в среде Лого. Комплект из двух рабочих тетрадей.
- Коррекционно-педагогические технологии в дошкольном образовании: Традиции и инновации. Материалы секции «Учителя-логопеды, учителя-дефектологи» Ассоциация педагогов дошкольного образования. – Вып. 1. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012.
- Методическая газета для учителей информатики «Информатика», Издательский дом «Первое сентября», № 6, № 8 2006 года, № 23 2007 года.
- Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989.
- Сопрунов С.Ф., Ушаков А.С., Яковлева Е.И. ПервоЛого 3.0: справочное пособие. М.: Институт новых технологий, 2006.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. М.:МГЗПИ, 1991.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Яковлева Е.И. ЛогоМозаика. М.: Институт новых технологий, 2000.
Resource id #6106
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение исследовательской деятельности в развитии компенсаторных функций у детей с нарушением зрения
Дошкольный период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового. Благодаря...
Обобщение опыта. Система работы логопеда по формированию и развитию оптико-пространственных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).
Система работы логопеда по формированию и развитию оптико-пространственных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).Одним из приоритетных направлений логопедической работы...
Влияние игровой технологии на развитие психических функций у детей с нарушением зрения
работа направена на деятельность с детьми с нарушением зрения...
Развитие зрительных функций у детей с нарушением зрения
Обзор методик...
«Развитие психических функций у детей с нарушением зрения через игру»
Игра является отображением тех знаний и представлений об окружающем мире, которые сложились у ребенка с нарушенным зрением. Эти знания и представления должны опираться на систему усвоенных операционал...
Мастер-класс - «Использование мнемотаблиц как один из способов развития зрительно-вербальных функций у детей с нарушением зрения при подготовке к школе»
Данный материал направлен на ознакомление педагогов с системой методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники....