Развитие зрительных функций у детей с нарушением зрения
статья по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Королева Татьяна Александровна
учитель-дефектолог
Развитие зрительных функций у детей с нарушением зрения
ГБПОУ гор. Москвы КМБ №4
СП Детский сад №224
гор. Москва
Россия
127051, г. Москва, Большой Каретный пер., д.22, стр.5
Аннотация: для развития зрительных функций детей в процессе коррекционного обучения используются специальные игровые приемы, с помощью которых повышается острота зрения детей, развиваются цветовосприятие и бинокулярное зрение.
Ключевые слова: дети с нарушением зрения.
e-mail: tanyua_shvetsova@mail.ru
Дети с нарушением зрения представляют особую категорию детей, при воспитании и обучении которых необходимо использовать специальные методы и приемы для достижения высокой результативности развития зрительного восприятия, как одного из приоритетных направлений коррекционно-развивающей работы в специализированном дошкольном учреждении. Для развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения необходимо учитывать состояние их зрительных функций.
Выделяют следующие зрительные функции:
1. Острота зрения – способность глаза воспринимать раздельно две точки, находящиеся друг от друга на определенном, обычно небольшом расстоянии. Исследование остроты зрения очень важно для суждения о состоянии зрительного аппарата человека, о динамике патологического процесса. Исследуется с помощью таблиц Головина – Сивцева и Орловой. Нормальная острота зрения у большинства людей соответствует единице.
2. Цветовосприятие – способность различать цвета.
Расстройство цветоощущения выявляется с помощью специальных полихроматических таблиц Рабкина, на цветовом поле которых изображены предметы, формы или цифры, которые необходимо распознать и назвать.
3. Бинокулярное зрение – способность воспринимать изображение обоими глазами, объемно. Состояние бинокулярного зрения имеет важное значение при выборе будущей профессии: человек с нарушением бинокулярного зрения не сможет управлять автомобилем, самолетом, с трудом овладеет профессией художника, хирурга, потому что наблюдаются трудности оценки расстояние до предмета. Состояние бинокулярного зрения исследуется на четырехточечном цветовом аппарате.
4. Периферическое зрение или поле зрения – воспринимаемое глазом пространство при неподвижном взоре. Поле зрения каждого глаза имеет определенные границы. Для точного определения границ поля зрения используется специальный аппарат – периметр. С помощью исследования на этом аппарате выявляется наличие скотом (слепых пятен).
5. Светоощущение – это способность глаза отличать свет от темноты. Его проверяют при рождении ребенка, а также при наличии очень низкой остроты зрения. Если человек не воспринимает свет, это говорит о его слепоте.
Зрительные функции тесно связаны друг с другом и составляют единое целое – акт зрения.
Зрительные функции могут быть нарушены в зависимости от зрительного диагноза ребенка. Например, при наличии миопии предметы вблизи ребенок видит четко, вдали размыто. Это свидетельствует о снижении остроты зрения вдаль и, как следствие, наблюдаются особенности развития других зрительных функций.
Как же развивать зрительные функции у детей?
На коррекционных занятиях с целью повышения остроты зрения учитель-дефектолог использует шнуровки, различные вкладыши, предъявляет детям предметы в различных модальностях (контурные, силуэтные, зашумленные), включает в коррекцию использование современных образовательных ресурсов, таких, как специализированного стола с нижней подсветкой и игрового материала серии Монтессори, набора Пертра, проводит комплексы зрительной гимнастики.
Поднятию остроты зрения у детей в группе способствуют такие игры, как нанизывание бус на леску, наклеивание аппликаций, работа с конструктором, игры с мозаикой, лепка из пластилина.
С целью развития цветовосприятия у детей на коррекционных занятиях используется дидактический материал с чистыми, яркими, насыщенными цветами, контрастными фонами; авторская разработка, предлагаемая детям в виде занятия – презентации на компьютере «Закрепление представлений о хроматических и ахроматических цветах», которое является элементом основного занятия.
Развитию цветовосприятия у детей в группе способствуют занятия по изобразительной деятельности, игры с кубиками Никитина, сюжетно-ролевые дидактические игры с привлечением цветных предметов, игры с мозаикой, при работе с которой не только выкладывается узор по образцу и замыслу, но и группируются одинаковые детали по цвету, строится работа с контрастными цветами и т.п.
Развитию бинокулярного зрения способствуют игры с матрешкой, горшочками (вкладывание друг в друга по величине), почтовый ящик, кольцеброс (игры с кольцами, с целью попадания на столбец набрасываемых колец), сбей кеглю, попади мячом в кольцо, попади по шляпке гвоздя, что ближе, что дальше и другие игры объемного характера.
Работа учителя-дефектолога по развитию зрительных функций носит систематический и длительный характер. Их коррекция в дошкольный период дает положительную динамику развития, что способствует формированию зрительной системы в целом.
Дети с нарушением зрения ежедневно сталкиваются с различными трудностями в игровой и учебной деятельности, причины которых им самим часто остаются непонятны, отсюда появляется неуверенность в своих силах, желание наблюдать за развитием ситуации со стороны. Основная задача учителя-дефектолога заключается в том, чтобы научить детей грамотно пользоваться возможностями своего зрения и вырабатывать самоконтроль за комфортным состоянием зрительной системы. Все это предполагает выполнение комплекса зрительных упражнений и соблюдение офтальмо-гигиенических рекомендаций.
Мы все видим хорошо, но каждый из нас видит мир по – разному!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством использования схематизации и моделирования в различных видах деятельности»
Нарушение зрения у детей отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительного ощущения и зрительного восприятия, образное мышление, речь, память, внимание). Поэтому обучение и во...
Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
Девиз: "Слепой и слабовидящий специально должны быть обучены тому, что зрячий постягает сам."Л.С.ВыготскийОсновные направления моей работы:тифлопедагогическое обследование дитей;проведение специальных...
Значение исследовательской деятельности в развитии компенсаторных функций у детей с нарушением зрения
Дошкольный период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового. Благодаря...
Влияние игровой технологии на развитие психических функций у детей с нарушением зрения
работа направена на деятельность с детьми с нарушением зрения...
«Развитие психических функций у детей с нарушением зрения через игру»
Игра является отображением тех знаний и представлений об окружающем мире, которые сложились у ребенка с нарушенным зрением. Эти знания и представления должны опираться на систему усвоенных операционал...