Консультация для родителей "Влияние игровой терапии на познавательную и поведенческую сферы детей"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Дошкольный возраст- возраст игры. Общеизвестно, что дошкольники много и с интересом играют и легче воспринимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. О важности игры в жизни дошкольников свидетельствуют как житейские наблюдения и педагогический опыт, так и отечественная психологическая наука о развитии, которая установила, что игра для развития дошкольников имеет решающее значение как в познавательной, так и в поведенческой сфере развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Школа №1155
Дошкольное отделение №2
Консультация для родителей
на тему:
«Влияние игровой терапии на познавательную и поведенческую сферы детей»
Подготовила:
воспитатель 11 группы
Белогривцева Ольга Ивановна
Москва 2020
Дошкольный возраст- возраст игры. Общеизвестно, что дошкольники много и с интересом играют и легче воспринимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. О важности игры в жизни дошкольников свидетельствуют как житейские наблюдения и педагогический опыт, так и отечественная психологическая наука о развитии, которая установила, что игра для развития дошкольников имеет решающее значение как в познавательной, так и в поведенческой сфере развития.
Почему же игра имеет определяющее влияние на психическое развитие ребёнка?
В процессе психического развития. Взросления ребёнка меняется его место в мире взрослых, развиваются прежде всего отношения между ребёнком и взрослыми. На каждом возрастном этапе ребёнок осваивает то, как взрослые люди что-то делают. Такое «обучение» происходит в специфических детских формах деятельности, в которых ребёнок только и может пробовать участвовать в жизни взрослых.
На пороге дошкольного возраста, когда ребёнку около 3 лет, он уже неплохо владеет речью и предметными действиями, отделяет себя от других людей: говорит о себе в первом лице. Благодаря его возросшим возможностям, большей самостоятельности взрослые расширяют контакты ребёнка с общественным миром, знакомят его с миром природы. В этом процессе заметную роль играют средства массовой коммуникации. Особенно телевидения. Трёхлетние дети чувствуют свою самостоятельность и готовы делать всё, как взрослые (я сам). Одновременно с этим дети сталкиваются с жёсткой реальностью: окружающий мир живёт своей непонятной им и часто опасной жизнью. Этот мир не подчиняется желаниям ребёнка. Мир взрослых и мир дошкольников чётко разделены. Дети исключены из общественной жизни – ведь они не могут участвовать в производстве. Дошкольники не знают зачем и для чего люди что-то делают. И очень долго не понимают, чем их родители занимаются на работе, кем они работают. Дети не подозревают, что взрослые связаны друг с другом. А общество может функционировать только благодаря сложным социальным отношениям между людьми. В дошкольном возрасте им предстоит открыть, зачем люди друг другу нужны, т.е. в чём смысл той или иной человеческой деятельности. Такое открытие происходит в ролевой игре, Дети ставят себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношениях взрослых и смыслах их деятельности. Открытие взаимоотношений людей в ролевой игре происходит постепенно; сама игра развивается.
На протяжении нескольких лет ребёнок может играть с одними и теми же игрушками, но меняется характер игровых действий, как ребёнок играет и как осознаёт свою роль. Если внимание и помощь взрослого не направлены на новые способы игры, игрушки скоро надоедают.
Выделения отношений между людьми начинается с проигрывания отношений близких к ребёнку взрослых (например, семейных отношений в игре «дочки-матери»), затем дети проигрывают отношения взрослых друг к другу (так в игре в «больницу» есть несколько взаимозаменяющих ролей, связанных общим смыслом: врач, медсестра, больной), и наконец они проигрывают отношения взрослых, к другим взрослым (например, игра в школу).
Дети на протяжении дошкольного возраста могут проигрывать одни и те же сюжеты (например, «дочки-матери», «доктор»» и т.д.), однако содержание игр, то что ребёнок в своих действиях акцентирует, постепенно меняется. Для психического развития очень важно, чтобы ребёнок перешёл от освоения социально направленных предметных действий, соотносимых с логикой реальных действий взрослых (кормление, делание уколов, вождение машины), к освоению социальных отношений между людьми, смысла их деятельности, которые соотнесены с реальными отношениями между ними (забота, лечение, перевозка).
Для такого перехода требуется время: дети должны полностью прожить дошкольное детство, успеть наиграться. Если этого не произойдёт, и в игре не сформируются все механизмы нового произвольного поведения, необходимого для обучения в школе, ребёнка ожидают трудности в школе.
К сожалению настоящее время не самое благоприятное для игры дошкольников. Изменение общественной жизни в нашей стране привело к тому, что дети имеют меньше возможностей свободно играть, поскольку их очень рано начинают учить на различного рода занятиях как в детском саду, так и вне его ( школьное обучение с 6 лет, раннее обучение музыки, спорту, иностранным языкам). Дети хорошо играют, если у них богатые представления об окружающей действительности, а также если у них есть место для игры и детская компания, где они этому могут научиться. Не многодетные семьи, исчезновение разновозрастных групп детей во дворах и одновозрастные группы в детских садах – всё это затрудняет передачу игрового опыта старших детей младшим. Очень часто плохо ребёнок играет не из-за отставания в развитии, а из-за малого игрового опыта. Охарактеризовать уровень ролевой игры можно по следующим показателям:
- Что для ребёнка является центральным содержанием роли, т.е. то, что ребёнок пробует в игре.
- Наличия в игре роли и характер её осуществления.
- Логика последовательности игровых действий, т.е. чем она определяется и как ребёнок относится к нарушению последовательности игровых действий.
В дошкольном возрасте складываются важнейшие психические новообразования. В структуре психических функций центральное место начинает занимать память. Мышление приобретает возможность действовать в плане общих представлений. Расширяются познавательные интересы ребёнка и складывается абрис детского мировоззрения. Формируется и начинает интенсивно работать воображение. Складывается произвольное поведение и личное самосознание ребёнка.
Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника, поскольку в ней складываются главные психические новообразования этого возраста. Ролевая игра имеет социальный характер – как по своему происхождению, так и по содержанию. Основной единицей игры является роль, которая реализуется в игровых действиях. Необходимо различать сюжет и содержание игры. Сюжет — это область действительности, которая воссоздаётся в ролевой игре. Содержанием игры является то, что ребёнок выделяет и воспроизводит как основной момент деятельности взрослых.
Содержание игры меняется с возрастом детей. Для младших дошкольников основным содержанием игры являются предметные действия людей, в среднем дошкольном возрасте на первый план выступают отношения между людьми, в старшем – выполнение правил, регулирующих поведение и отношение людей.
Помимо сюжетно-ролевой игры, среди игр дошкольников выделяется ролевая, режиссёрская, игра-драматизация, игра с правилом, дидактическая игра.
В дошкольном возрасте появляются продуктивные формы деятельности – рисование лепка, аппликация и конструирование. В дошкольном возрасте возникают элементы учебной деятельности. Но основным и ведущим видом деятельности в этот период является сюжетно-ролевая игра. Поэтому в дошкольный период расцвета детской познавательной активности имеет огромное значение влияния игровой терапии на развитие познавательной и поведенческой сферы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/18/picture-68460.jpg)
конспект занятия "развитие поведенческой сферы детей 5-7 лет" (борьба с гневом)
показ некоторых премов оптимального разрешения конфликтных ситуаций ....
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/29/picture-278359-1559122663.jpg)
Возможности арт-терапии в развитии и коррекции эмоционально-поведенческой сферы детей дошкольного возраста
Понятие арт-терапии, возможности ее применения в работе с детьми дошкольного возраста, пример из практики....
Влияние игровой терапии на познавательную и поведенческую сферу детей дошкольного возраста.
То, что с детьми теперь работать труднее, чем 5-6 лет назад, не нуждается в доказательствах. Год от года растет число детей с различными трудностями в поведении. Каждый из педагогов знает это по собст...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/17/picture-1199695-1708186909.jpg)
Влияние игровой терапии на познавательную сферу
Для овладения способами познавательной деятельности огромное значение имеет широкое использование разнообразных игр во всех формах. Игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным. действенным,...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/20/picture-1388943-1645358536.jpg)
Тема: «Влияние игротерапии на познавательную и поведенческую сферы детей»
Год от года растет число детей с различными трудностями в поведении. Каждый из педагогов знает это по собственному опыту. Преодолеть это можно лишь применяя различные адекватные методики воздействия н...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/08/picture-1296709-1607379565.jpg)
Психодиагностика особенностей эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей дошкольного возраста
В статье даны практические материалы и рекомендации по диагностике нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/17/picture-955772-1697556183.jpg)
Консультация для педагогов "Игровая терапия: веселая и простая коррекция поведения детей"
Консультация для педагогов "Игровая терапия: веселая и простая коррекция поведения детей" поможет познакомится с историей возникновения игротерапии, понять ее цели в жизни дет...