«ИНСТИТУТ ПРИРОДЫ»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Задачи.
Образовательные:
расширять знания детей о воздухе (невидим, расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении);
закрепить представления детей о свойствах воды (прозрачная, не имеет формы, запаха);
развивающие: развивать способность сравнивать похожие (твердые вещества) на ощупь, по внешнему виду;
развивать умение определять материал, из которого изготовлен предмет по его внешним характеристикам и свойствам (дерево, пластмасса, стекло);
формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;
стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы;
воспитательные: воспитывать товарищеские взаимоотношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_institut_prirody_cherepanovoy_o_p.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 31 п. Новый Надеждинского района»
Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира»
ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ:
«ИНСТИТУТ ПРИРОДЫ»
Составила: воспитатель высшей
квалификационной категории
Черепанова Ольга Петровна,
МКДОУ ДСОВ №31
Задачи.
Образовательные:
расширять знания детей о воздухе (невидим, расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении);
закрепить представления детей о свойствах воды (прозрачная, не имеет формы, запаха);
развивающие: развивать способность сравнивать похожие (твердые вещества) на ощупь, по внешнему виду;
развивать умение определять материал, из которого изготовлен предмет по его внешним характеристикам и свойствам (дерево, пластмасса, стекло);
формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;
стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы;
воспитательные: воспитывать товарищеские взаимоотношения.
Оборудование:
воздушный шарик, полиэтиленовые мешочки, тазики с горячей водой (не более 60 градусов) и холодной водой, изображение воздушного шара, сахар, пластмассовые стаканчики, ложка, емкости для воды (колбы, пробирки, бутылки, банки), карточки-схемы, твердые предметы: металлические, пластмассовые, деревянный брусок, 2 штатива, 2 воронки, глина, песок.
Ход образовательной деятельности
Раздается стук в дверь. Входит почтальон.
– Здравствуйте, ребята, вам заказное письмо.
Воспитатель: Благодарим, вас за доставку письма. (Берет письмо, вскрывает). Ребята, к нам пришло письмо от Знайки. Хотите узнать, что он нам написал?
– Дорогие, ребята! К Вам обращается Знайка. Помогите мне исследовать: воздух, воду, твердые тела. Результаты своих исследований запишите в таблицу и оставьте в научно-исследовательском центре. Заранее Вам благодарен. Ваш друг Знайка. До свидания.
– Ребята, окажем помощь Знайке?
Дети: Конечно же, поможем.
Воспитатель предлагает всем детям пройти в «Институт природы». (Дети спускаются в музыкальный зал).
– Дорогие ребята, сегодня вы не просто дошколята, вы сегодня - научные сотрудники «Института природы», вот ваши документы.
(Воспитатель вручает «документ» каждому ребенку – прикрепляет беджик с именем и фамилией ребенка).
– А что же нам предстоит исследовать мы узнаем если вскроем посылку от Знайки.
Воспитатель достает из почтового ящика 3 стакана: в одном налита – вода, в другом – деревянный брусок, а третий стакан пустой.
После рассматривания содержимого посылки дети делают вывод: в стаканах находится жидкость, твердое тело и воздух.
– Правильно, ребята. Сегодня нам предстоит исследовать жидкость, твердое тело, воздух.
Перед началом нашего исследования необходимо вспомнить правила безопасного поведения при экспериментировании.
Дети называют эти правила:
- Не толкай соседа во время работы.
- Сначала посмотри, потом повтори.
- Убери и на место положи.
- С горячей водой будь осторожен.
Воспитатель: Уважаемые научные сотрудники, приглашаю вас в первую научную лабораторию – «Лабораторию воздуха».
Предлагает посмотреть на стакан, который стоит на столе. Переворачивает его вверх дном, наклоняет горизонтально, чтобы все убедились в том, что стакан пуст.
– Скажите, пожалуйста, что вы видите в стакане?
Дети: Стакан пуст. В нем ничего нет.
Далее воспитатель достает полиэтиленовый мешочек, спрашивает: Что вы видите в этом мешочке?
Дети: Ничего в мешочке нет. Он пустой.
Тогда воспитатель, поймав мешочком, воздух быстро перехватывает руками края наполнившегося мешочка и опять спрашивает: А что теперь есть в мешочке?
Дети: В мешочке есть воздух.
– Предлагаю и вам проделать этот эксперимент.
Дети ловят воздух, обращают внимание на то, что в мешочках действительно есть воздух.
– А теперь, выпустите воздух из мешочка.
– Где же теперь воздух?
Дети: Возле меня. Везде.
Дети приходят к выводу, что воздух есть везде.
– Молодцы, вывод сделали правильно. Давайте запишем результаты своих исследований в таблицу.
– Уважаемые научные сотрудники, посмотрите на различные транспортные средства.
– Назовите, пожалуйста, какое транспортное средство передвигается с помощью воздуха?
Дети: С помощью воздуха перемещается воздушный шар, дирижабль.
– Скажите, пожалуйста, а зачем под шаром расположена горелка? (Дети высказывают свои предположения).
– Хотите узнать, что происходит с воздухом, когда его нагревают?
Воспитатель демонстрирует опыт с воздушным шариком и пластмассовой бутылкой. Надевает воздушный шарик на горлышко бутылки, держит ее в горячей воде в течение 1 минуты.
– Что же мы видим?
Дети: Шарик надувается.
– Правильно, шарик надувается потому, что воздух в бутылке нагревается и расширяется и заполняет шарик, а он соответственно надувается.
Далее воспитатель помещает бутылку с шариком в холодную воду.
– Что же происходит с шариком?
Дети: Шарик сдувается.
– Как вы думаете, почему это происходит? (Дети высказывают свое мнение).
– Вы совершенно правы. Воздух при охлаждении сжимается и поэтому он выходит из шарика, то есть шарик сдувается.
– А теперь, попробуйте ответить на мой вопрос: для чего нарисовали горелку под воздушным шаром. (Ответы детей).
– Давайте сделаем выводы.
Дети: Воздух есть везде. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
– Скажите, пожалуйста, а чем полезен воздух?
Дети: Воздух необходим человеку и животным.
Без воздуха они погибнут.
Чистый воздух, обогащенный кислородом, полезен для здоровья.
Чтобы быть здоровым, нужно больше времени находиться на свежем воздухе. Необходимо заниматься зарядкой на улице.
– Вы все правильно ответили. Люди должны беречь окружающую их природу, не загрязнять атмосферу, очищать воздух для своего же блага. Давайте выполним просьбу Знайки и результаты нашего исследования занесем в таблицу.
Воспитатель предлагает детям пройти в следующую научную лабораторию с помощью воздушного шара.
- Отправляемся в полет.
– Посмотрите вниз. Так выглядит наша земля из космоса. (Показывает на глобус).
– Кто мне скажет, что на глобусе изображено, синим цветом?
Дети: На глобусе синим цветом изображена вода: озера, реки, моря, океаны.
– Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане.
И водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
– Растворяет сахар в чае
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, на напиться.
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: И правда, ребята, без воды жизнь представить сложно. Внимание! Приземляемся!
– Мы приземлились в «Лабораторию жидкостей».
– Назовите, мне какие жидкости вы знаете.
Дети: Вода, молоко, сок, растительное масло, варенье.
– Правильно. Сегодня в нашей лаборатории мы будем с вами исследовать воду.
Внимательно посмотрите на карточки-задания и сделайте выводы. Какие?
- Имеет ли вода запах?
- Вода прозрачная или нет?
- Какой формы вода? Растекается ли она?
- Растворяет ли вода другие вещества?
- Может вода попасть внутрь камней?
Дети берут карточку с заданием и проходят к столам, на которых имеется все необходимое для опытов. После выполнения задания, делают выводы и рассказывают об этом свои товарищам.
Опыт 1. Дети берут стакан с чистой водой. Нюхают. Делают вывод: вода не пахнет, значит, не имеет запаха.
Опыт 2. Дети ставят стакан с водой на картинку. Картинку видно. Ставят стакан с молоком и приходят к выводу, что через молоко картинку не видно. Значит вода прозрачная.
Опыт 3. Дети помещают в стакан с водой ложку сахара, размешивают. Делают вывод: вода является растворителем для некоторых веществ.
Опыт 4. Дети разливают воду по различным сосудам: в колбу, бутылку, банку.
Делают вывод: вода принимает форму того сосуда, в которую ее налили.
Опыт 5. Дети опускают камешки в воду. И делают вывод о том, что если в стакан с водой опускать камешки, то уровень воды поднимается. Значит, вода обтекает камни, а не проникает внутрь их.
– Давайте запишем все свои выводы в таблицу для Знайки.
Ребята, а теперь посмотрите еще один опыт: наливаем в тарелочку немного воды и подогреваем ее на пламени спиртовки. Что вы заметили? Куда делась вода? Что с ней произошло? Какое еще одно свойство мы с вами обнаружили?
Дети: Мы увидели, что при нагревании жидкость превращается в пар, который улетучивается.
– Скажите, пожалуйста, какая польза от воды?
Дети: Вода используется для питья, мытья, для орошения полей, садов, огородов.
– Совершенно верно. Трудно найти место на земле, где бы не было воды. Вода есть везде. И не только в океанах, морях, в реках, озерах. Вода содержится в земле, в любом камне, в живых организмах, в каждом растении, в каждом животном. Вода составляет более половины веса организма человека.
– Результаты нашего исследования необходимо записать в таблицу, чтобы Знайке все было понятно.
– Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Ручеек», которая поможет нам переместиться в следующую «Лабораторию твердых тел».
– Посмотрите, я нашла природный ларец. Предлагаю поиграть в игру «Природные чудеса». Определите на ощупь, какой предмет вам достался, не доставая его из ларца, расскажите и о его свойствах, и о том, где этот предмет используют в жизни.
- Деревянный брусок – легкий. Не тонет, на ощупь теплый, из него изготавливают мебель, игрушки, посуду.
- Металлический предмет – тяжелый, тонет в воде, холодный на ощупь, используют в машиностроении, изготовлении предметов.
- Стекло – прозрачное, бывает цветным, тонет в воде, тяжелое, изготавливают посуду, применяют в строительстве, хрупкое, бьется.
- Пластмасс – легкий, гибкий, не тонет, из него изготавливают игрушки, предметы первой необходимости.
Молодцы, уважаемые научные сотрудники! Все наши результаты запишем в таблицу.
Теперь предлагаю вашему вниманию следующий научный опыт: с песком и глиной. Необходимо установить: пропускают ли воду эти твердые вещества.
Совместно с воспитателем дети приходят к выводу: песок воду пропускает, а глина не пропускает. Песок применяют в строительстве домов, дорог, его добавляют в цемент, полученным раствором скрепляют кирпичи, камни при постройках.
– Итак, уважаемые, научные сотрудники! Чем же отличаются друг от друга жидкие, твердые и газообразные вещества? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам поиграть в игру «Три вещества». Я буду называть тело, а вы его изобразите.
«Твердое вещество» – дети стоят плотно к друг другу, крепко держась за руки, показывая, что их очень трудно разъединить, разломать, разбить. Частички, из которых состоит твердое тело, находятся очень близко друг к другу.
«Жидкое вещество» – дети держаться за руки, но находятся на расстоянии вытянутых рук друг от друга, тем самым показывая, что жидкое тело можно перелить, частички находятся друг от друга дальше, чем в твердом веществе.
«Газ» – дети не держатся за руки, а свободно располагаются в любом месте комнаты, тем самым показывая, что газообразные вещества не имеют формы, занимают любой объем.
Воспитатель благодарит ребят за оказанную помощь Знайке.
– Нам пора возвращаться в группу. Хочу сообщить вам приятную новость. Знайка приготовил в группе для вас сюрприз. Вы хотите узнать, что это такое?
Дети: Мы очень хотим узнать, что это за сюрприз!
– Давайте вернемся в группу с помощью «ручейка». Считаем: раз, два, три – ручеек плыви. (Дети берутся за руки и двигаются за воспитателем в групповую комнату, где их «ожидают» воздушные шарики от Знайки.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности. — М., Издательство «Институт психологии РАН», 1997 г. — 352 с.
Монография академика Международной Академии ЮНЕСКО доктора психологических наук Л. Л. Бочкарева — председателя Московского областного отделения Российского Психологического общества, ведущего н...
Основные направления социально-личностного воспитания и развития детей. Социально-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: возможности институтов детства. Киров, 2011г.
В статье отражены проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста....
Интеграция социальных институтов - необходимое условие развития творческого потенциала дошкольников.
В статье говориться о необходимости взаимосвязи социальных институтов для развития творческого потенциала дошкольников....
Совместная деятельность взрослых и детей "Институт питания"
Данный конспект представляет обобщение опыта детей по теме: приобщение детей к здоровому образу жизни...
Взаимодействие дошкольного образования с семьёй и институтами общества
Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача- привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с с ребёнком, уйдя при этом от заорганизованности...
Модели вариативных занятий, ориентированных на различные социальные институты: "Светоносная моя Русь", "Душа России живёт в поколениях".
Я представляю очень интересный материал работы по взаимодействию с различными социальными институтами в виде вариативных занятий. Занятия направлены на формирование у детей предста...
Семья как социальный институт
Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материально...