Опыт работы по теме :"Формирование фонетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"
статья по теме
Предварительный просмотр:
Одной из главных задач всестороннего развития ребёнка, подготовки его к школе, является развитие речи дошкольников ,обучение их родному языку. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка в начальной школе . С первых дней школьного обучения речь является предметом изучения для первоклассников, поэтому у детей дошкольного возраста необходимо формировать элементарное осознание речи, как особого объективного явления.
Немаловажным этапом в подготовке к обучению детей грамоте, является формирование фонематического восприятия.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье.
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе.
специальной подготовки детей к обучению грамоте.
Формирование фонематического восприятия очень важно, так как его несформированность приводит к недостаткам усвоения письма, т.е. к дисграфии, а также вызывает трудности и в овладении чтением. При своевременном развитии фонематического восприятия, легче корректируется и звукопроизношение детей.
Чтение и письмо — виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее (Б.Г. Ананьев)[4; с.74]. Обучение чтению включает: членение слов на слоги, запоминание графического знака слога, узнавание по графическому знаку слога его звукового значения, слияние звуковых форм слогов в слово.
Русское письмо — звуко-буквенное. Оно точно и тонко передает звуковой состав языка и требует другого механизма чтения: процесс перекодировки в нем обеспечивается звуко-буквенным анализом слов.
При овладении грамотой дети должны:
1) различать четко все гласные и согласные звуки;
2) находить гласные звуки в словах;
3) ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующего согласного звука;
4) усваивать согласные звуки в сочетании со всеми гласными .
Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляют одну из основных задач специальной подготовки к обучению грамоте.
В своей работе по подготовке детей к обучению грамоте, я использую сшитые куклы –ТИМ,ТОМ,СИМА(обозначающие аналогичные фишки зелёного, синего и красного цветов),которые регулярно присутствуют на занятиях по обучению грамоте, и помогают детям делать звуковой анализ слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня".
Выявление и устранение недоразвития фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня. Работа включает в себя сравнительный анализ развития фонематического восприятия в старшей и подготовите...
Опыт работы по теме: «Формирование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста через игру»
В данном опыте работы рассматриваются проблемы, возникющие при формировании фонематического слуха, пути их решения. Предложены игры для формирования фонематического слуха у дошкольников....
Опыт работы на тему: «Формирование основ патриотизма, у детей старшего дошкольного возраста, через познание своей малой Родины»
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь...
Опыт работы на тему: «Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»
Опыт работы на тему:«Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»...
Опыт работы на тему:«Формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста нетрадиционными средствами физического воспитания"
СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА: ИПМ – 1 Сведения об автореИПМ – 2 Условия формирования опыта2.1. Факторы, способствующие формированию опыта2.2. Характеристика дошкольного учрежденияИПМ – 3 Теоретическая интерп...
опыт работы на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
опыт работы на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Опыт работы на тему «Формирование произвольных форм общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в играх с правилами»
Предоставлен мой опыт работы на тему «Формирование произвольных форм общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в играх с правилами». В презентации: актуальност...