опыт работы на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Дудина Наталья Валентиновна

опыт работы на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

1. Литературный обзор состояния вопроса………………………..……....…....3

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении...........................................................................................................3

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учереждении..........................................................................................................................5

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта..................6

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.........8

3. Педагогический опыт.........................................................................................10

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте...............................................................................................10

3.2. Актуальность педагогического опыта..............................................................20

3.3. Научность в предоставляемом педагогическом опыте...................................21

3.4. Результативность педагогического опыта.......................................................23

3.5. Новизна (инновационность) предоставляемого педагогического опыта......24

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта..........................25

4. Выводы..................................................................................................................31

5. Приложение к опыту...........................................................................................32

5.1. Библиографический список...............................................................................32

Литературный обзор состояния вопроса.

Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

  1. История темы педагогического опыта в педагогике.

Происходящие изменения в обществе диктуют новые требования к системе дошкольного образования. Успешная социализация ребенка в дошкольный период, формирование нравственного отношения к окружающему миру - являются важнейшими задачами образовательного процесса в ДОУ. Как известно, в период дошкольного детства закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры. Высокий уровень нравственной культуры является важным условием успешной адаптации в любой социальной среде. Социальная направленность личности проявляется и формируется в гуманных отношениях, в которых важным компонентом является доброжелательность. Основой сформировавшегося социально одобряемого опыта повседневной коммуникации является доброжелательность. Доброжелательность проявляется в отношении к человеку, ориентированного на проявление добра.

 Доброжелательные отношения - продукт социально обусловленного содержания общения. В этой связи особую актуальность вновь приобретает проблема формирования доброжелательного поведения у дошкольников, которая в дошкольной педагогике рассматривается как важная задача нравственного воспитания.

В педагогике с давних времен вопросы о решающей роли нравственного воспитания в формировании личности осознавались как первостепенные. О значимости нравственного воспитания еще в древности высказывался Аристотель: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». В библии так говорится о доброжелательности: «Лучше кусок сухого хлеба и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором».

Нравственное воспитание изначально было призвано обеспечивать формирование у личности добродетельного характера и доброжелательного отношения к людям. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Со времен Демокрита и до наших дней, развитие доброжелательных отношений человека является главной задачей в формировании нравственности и занимает ведущее место в педагогической практике.

 Само слово «доброжелательность» в прямом его смысле означает «желать добра» Об этом в своем трактате “Наставление нравов” писал Я.А. Коменский, ссылаясь на изречение древнеримского философа Сенеки: “Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней”. Также известный во всем мире педагог, подчеркивая значимость нравственного воспитания, цитировал народное изречение: “Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает”.

Роль нравственного воспитания в формировании добродетельного характера, сочувственного отношения к людям подчеркивал в своих работах швейцарский педагог - Генрих Песталоцци.

Немецкий педагог Иоганн Гербарт также  нравственное воспитание выдвигал на первый план: “Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность”.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: “Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра”. Известный русский педагог, К. Д. Ушинский по этому поводу писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В советский период становления педагогики, В.А. Сухомлинский установил закономерности нравственного воспитания: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». Доброжелательность - это мощная сила, позволяющая устанавливать взаимопонимание с окружающими людьми, а значит успеха. Думая о добром и совершая добрые дела, человек накапливает в себе позитивные впечатления, подталкивающие его к добру даже вопреки его же воле. Совершивший много добрых дел и много размышлявший о добре воспитывает в себе непреодолимую склонность к добру, не столько уже в мыслях, сколько в делах и поступках. О доброжелательном и добродетельном человеке обычно говорят, что он «обречен на успех».

Процесс нравственного воспитания требует постоянного совершенствования. Идея совершенствования процесса нравственного воспитания неразрывно связана с идеей усвоения ребенком культурно-исторического опыта  в системе разных видов деятельности и, прежде всего, в том виде деятельности, который является ведущим для данного возраста (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В.  Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).

Учеными доказано, что все составляющие личности человека закладываются до семи лет, то есть в дошкольном детстве. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, но дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им правильную достойную жизнь. От этого зависит наш завтрашний день. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает.

В современном мире, где царит жестокость, эгоизм, необходимо учить ребенка доброжелательным отношениям. Чтобы стать добрыми к людям, надо научить их понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.

 Старший дошкольный возраст играет особую роль в решении данных задач, так как в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Начинает формироваться и становиться устойчивым осознанное и целенаправленное поведение, которое оттачивается в активной игровой деятельности ребенка под влиянием воспитателя и примера родителей.

 Поиск эффективных путей и средств формирования доброжелательного поведения личности ребенка и определяющего его успех в обществе становится сегодня одной из важных проблем дошкольной педагогики.

  1. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении.

Формирование доброжелательного поведения у старших дошкольников  пронизывает весь образовательный процесс в ДОУ.

Решение данной задачи именно в старшем дошкольном возрасте выбрано не случайно, а на основе анализа психологических особенностей детей этого возрастного периода:

  • в 5-7 лет настойчивее проявляется потребность в общении со сверстниками;
  • происходит активное усвоение «моральных инстанций», проявление настойчивого интереса детей к нормам и правилам, регулирующим поведение в коллективе (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович и др.);
  • активно проявляется интерес к внутреннему миру другого человека, к его чувствам, переживаниям, развивается эмпатия, без чего формирование доброжелательного поведения невозможно;
  • дети овладевают пониманием нравственных требований, критериев нравственной оценки; осознание нравственного смысла гуманных и, следовательно, доброжелательных отношений. (А.В. Запорожец);
  • происходит понимание смысла нравственной нормы, осознание ее объективной необходимости для регуляции взаимоотношений между людьми.

Основными новообразованиями дошкольного возраста, оказывающими позитивное влияние на формирование доброжелательного поведения являются: осознаваемые мотивы (А.Н. Леонтьев), первичные этические инстанции (Д.Б. Эльконин), эмоциональная отзывчивость (А.В. Запорожец), пластичность психики  (Л.С. Выготский и др.).

Дошкольный возраст является самоценным периодом жизни человека (теория А.В.Запорожца), в процессе которого  осуществляется  наполнение наиболее значимыми для ребёнка, детскими видами и способами деятельности: игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе. Все виды деятельности ребёнка, не только его развивают, но и содействуют формированию важных нравственных качеств, поэтому в рамках реализации ФГОС востребован деяльностный подход в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

В своей педагогической практике с 2015 года я использую деятельностный подход как условие формирования доброжелательного поведения у старших дошкольников. Применяю методические приемы и подходы к организации данного процесса, представленные в методических разработках Г.Н.Жучковой,О.Л.Князевой,С.И.Семенака,Л.Б.Фесюковой.
Анализируя передовой опыт коллег, публикуемый на страницах периодической печати подобраны и систематизированы планы-конспекты развивающих занятий, которые прошли также успешную апробацию в решении важнейшей нравственной задачи – формирование доброжелательного поведения у детей.

Для оценки особенностей усвоения детьми нравственных ценностей, сформированности доброжелательного, социально одобряемого поведения подобран диагностический инструментарий. (см Приложение)

  1. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль.

Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека».

«Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». (Словарь С.И. Ожегова).

Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро (И. Песталоцци).

Нравственность – сложное социально-психологическое образование, состоящее из личных убеждений и эмоциональных позиций, «контролирующих» потребности и мотивы и определяющих интересы личности, её духовный облик и образ жизни.

Доброжелательность – стремление человека быть открытым другим людям. (Словарь С.И.Ожегова)

Доброжелательный – желающий добра, готовый содействовать благополучию других, благожелательный. (Словарь по общественным наукам / Глоссарий.ру)

Духовно-нравственное развитие гражданина России –это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Деятельность - это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования (Леонтьев А.Н.).

Деятельностный подход - это субъектно-ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребёнка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребёнка, но и его самого как личность.

Педагогический опыт.

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

Доброжелательные отношения интенсивно развиваются в игре, насыщенной переживаниями. В процессе деятельности дети чаще встречаются с необходимостью самостоятельно распределять роли и задания, начинают осознавать свое участие в общем деле, качественно выполнять часть работы, понимать, что от этого зависит общий результат. Именно в коллективном разрешении конфликтных ситуаций происходит смена позиций с «я сам для себя» на позицию «я для других». Игра представляет собой важнейшую и эффективную форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира, человеческих отношений. Игра содержит «идеальную форму», она образец, эталон будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенку форме,обеспечивая условия для нравственного, психического развития и «взросления». Игра считается областью специфической детской субкультуры, на которую проецируется непроизвольное, спонтанное обучение и которое практически ребенком не осознается.

Сюжетно-ролевые игры очень динамичны и привлекательны для ребенка тем, что в них включен. Они помогают освоить механизм идентификации, эмпатии, почувствовать эмоции, почувствовать эмоции, волнение, переживания другого, позволяют освоить новые модели поведения и формы обучения, находить правильный выход из ситуации, чувствовать собственную значимость, умелость преодолевать эгоцентризм.

Игры-драматизации позволяют детям наблюдать ситуацию «изнутри»,быть одновременно наблюдателями и участниками событий. Смена образов помогает ребенку сознать и понять собственные поступки и поступки других, творчески самореализоваться.

Имитационные игры («С помощью жестов расскажи о своем настроении», «Опиши свое здоровье с помощью мимики» и т.д) позволяют ребенку овладеть всем спектром телесных возможностей, осознать их, помогают самореализовать свои желания, выразить мысли, настроение разными способами. Проводить игры можно с детьми на языке танца, пластических этюдов, творческих импровизаций под музыку.

Организационно-деятельностные игры объединяют детей во время коллективного обсуждения проблем, позволяют высказывать свою точку зрения на проблему, подкрепляя примерами из книг, реальных ситуаций, и успешно интегрируют опыт детей и их сознание.

Игры с правилами формируют произвольность волевых процессов, то есть элементы саморегуляции, и такие нравственные качества, как честность, ответственность, доброжелательность, способствуют формированию детской общности.

Проблемные ситуации:

- обогащают у детей опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками, расширяют спектр средств и способов познания окружающих людей и самого себя.

- позволяют обратиться к самопознанию, самонаблюдению, самоанализу, самооценке.(рисование своего портрета, наблюдение за личными эмоциями с помощью зеркала, определение своего настроения и описание его устно или с помощью моделей).

- предоставляют возможность переживать интеллектуальные эмоции-восхищение, радость общения, собственную успешность, обогащать эмоциональный опыт общения, опыт отношений с другими людьми (психогимнастические этюды, рассказы по сюжетным картинкам, детские спектакли).

Чтение художественной литературы в слух- это метод, организующий и планирующий поведение детей сейчас и в будущем. Чтение ребенку позволяет уточнить нравственные представления и нормы, помогающие преодолеть эгоцентризм на основе постоянно возникающей сравнивающей рефлексии. Художественные образы обладают большей привлекательностью и побудительной силой , чем безличные нормы, а поэтому легче присваиваются и становятся моральными регуляторами поведения самих детей. Рассказы, сказки, мифы, легенды, басни, притчи позволяют ребенку овладеть языком культуры. Познавательные эмоции при многократном повторении становятся моделью его поведения. Содержание произведений на доступном ребенку уровне помогает осознать, осмыслить чувства, поступки героев произведений, сравнить с собственными.

Русские народные и авторские сказки позволяют детям осуществлять образное обобщение, формируют сравнивающую рефлексию. Сюжеты сказок нам первый взгляд, просты, однако в них заложены некоторые модели поведения и всегда есть свобода выбора этих моделей.

Притчи помогают сделать нравственный выбор и представляют возможность соотнести себя, свои переживания с эмоциями главных участников событий, то есть рефлексировать.

Рассказы привлекают детей повествованием о реальных событиях, происходящих со сверстниками или детьми чуть старше. Основная цель- продемонстрировать, что из любой сложной нравственной, психологической ситуации есть выход.

В совместной деятельности детей и взрослых происходит освоение навыков поведения в общественных местах (Веселые шаржи», «Этикет наоборот», составление правил поведения по книге Г. Остера «Вредные советы», игры-драматизации по произведениям А.Л Барто «Вовка-добрая душа», В.А Асеевой «Просто старушка» и т.д).

Здесь взрослый вступает как носитель социальных норм и правил, владеющий умениями которые помогают обсуждать все то, что ребенку непонятно: «Диалоги со взрослыми», «Интервью у взрослых», дискуссионное обсуждение «Что нужно делать, если ты не знаешь, что нужно делать?».

Расширение границ освоения мира детьми тоже происходит в совместной со взрослыми деятельности на экскурсиях, в экспедициях, походах, целевых прогулках: «Экспедиция за добрыми поступками», «Экскурсии по нашему поселку», «Целевая прогулка по дороге, которая ведет в детский сад» и т.д  

Сочувствовать – значит понимать чувства и мысли другого человека; поддерживать то что переживает. Поэтому при воспитании детей гуманных чувств, мы прежде всего стараемся развивать способность к переживанию. Воспитанию у детей доброты и чуткого отношения к окружающим способствует постоянная связь старших детей с младшими. В общении с ними формируется ответственность, дети играют с малышами, помогают им, заботятся о них. Чтобы закрепить моральные нормы и правила поведения можно использовать дидактические игры: типа «Дошколята-вежливые ребята», «Дети учат Карлсона вежливости». Личный пример адекватного эмоционального реагирования воспитателя, иллюстрация (предъявление для восприятия картинок с изображением эмоций людей, схематичное изображение эмоций), демонстрация мультфильмов и диафильмов нравственного содержания, прослушивание музыки, рассказ воспитателя о своих чувствах и переживаниях в ситуациях нравственного и безнравственного поведения детей, обращение внимания на эмоциональные состояния и предполагаемые чувства и переживания детей, свершивших нравственный поступок или преступивших нравственную норму, создание ситуаций эмоционального переживания, психологический тренинг, направленный на самопознание (воздействие на эмоциональный компонент нравственной сферы дошкольника); методы стимулирования (одобрение, похвала, доверие, оценка, поощрение, благодарность), методы торможения (порицание, предупреждение), включение в ценностно-ориентационную деятельность (воздействие на поведенческий компонент нравственной сферы дошкольника). Все это имеет важное значение для тех качественных изменений в психическом развитии ребенка, которые происходят в дошкольный период.

3.2 Актуальность педагогического опыта.

Доброжелательность является основой существования человеческой цивилизации и лучше всего формируется через рост духовности и нравственности в обществе. Основные идеи и содержание педагогического опыта по формированию доброжелательного поведения у старших дошкольников излагаются с учетом Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая была разработана в 2009 году в нашей стране в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию   Российской Федерации  [Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.-М.:Просвещение,2009.]

 Концепция определяет:

  • характер современного национального воспитательного идеала;
  • цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
  • систему базовых национальных ценностей;
  • основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

 Концепцией определен национальный воспитательный идеал – гражданин России:

  • высоконравственный,
  • творческий,
  • компетентный,
  • патриотичный,
  • осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
  • придерживающийся духовных и культурных традициях народа РФ.

Анализ литературы и состояния проблемы в педагогической практике позволил определить актуальность педагогического опыта по формированию доброжелательного поведения у старших дошкольников.

Во-первых, сегодня материальные ценности превозносятся над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, а наше общество нуждается в высоко нравственных людях, обладающих доброжелательностью, которая помогает освободиться от злобы, неприязни, обидчивости, недовольства… Доброжелательность делает жизнь радостной, общение приятным, что хорошо сказывается на благополучии, здоровье.

Во-вторых, в современном мире на ребенка с его  неокрепшим интеллектом и чувствами, на еще только формирующуюся сферу нравственности обрушивается поток негативной информации, демонстрация враждебного отношения к человеку, поэтому необходима целенаправленная работа по формированию доброжелательного отношения к окружающим людям.

В- третьих, само по себе дошкольное образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо доброжелательность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношением к другим людям на основе уважения и готовности содействовать благополучию другим людям.

В - четвертых, ценным является вооружение нравственными знаниями дошкольников, что позитивно сказывается как на формировании представлений о нормах доброжелательного поведения, утверждаемых в современном обществе, так и на  представлениях о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

В тоже время доброжелательность как качество  личности  невозможно сформировать воздействуя постоянно на ребенка назиданиями, что чаще всего происходит в традиционной системе дошкольного образования. Результата можно достигнуть обеспечив ребенку в образовательном процессе деятельностный подход.  В данном случае деятельность выступает в качестве средства становления и развития его субъектности, развития внутренней мотивации.

  1.  Научность в представляемом педагогическом опыте.

В своей практической деятельности я использовала деятельностный подход к решению задачи формирования доброжелательного поведения у дошкольников. Основы деятельностного подхода раскрыты в работах известных психологов: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, В. В. Давыдова, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.  Подход как категория включает стратегия обучения, определяя его методы, формы и приемы.

 

Деятельность как проявление активности человека, всегда направлена на достижение определённой цели. По мнению  В. В. Давыдова, подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности.

Осуществлять деятельность человеку позволяет усваиваемый им опыт общественно-исторической практики, который передается с помощью старшего поколения.

 Содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода составляет совместный поиск в процессе деятельности норм и законов жизни. Организуя жизнь детей, наполненную разнообразными видами детской деятельности, я исходила из понимания создания разнообразных жизненных ситуаций воспитывающего характера, попадая в которые дети должны были совершать конкретные действия, поступки.

      Ситуация воспитывающей деятельности должна содержать в себе:

  • социальные факторы, инициирующие возникновение разнообразных духовных потребностей и формирование мотивов общественно полезной и лично значимой созидательной деятельности, требующей непрерывной рефлексии;
  • возможность и необходимость осуществления различных видов подобной деятельности, требующих творчества, непрерывного поиска новых задач, средств, действий, волевых актов субъектов деятельности, общения, активной жизненной позиции, принципиальности, познавательности в осваивании своих взглядов, готовности не только следовать намеченной цели, но и конструировать новые, более интересные и продуктивные цели  уже в процессе деятельности.

Деятельность для ребенка должна быть лично значимой и общественно полезной.

Согласно программных требований современный дошкольник должен усвоить достаточно большой свод норм и правил поведений, но в рамках деятельностного подхода «знать» - значит не просто помнить определенные знания, а выполнять определенную деятельность, связанную с этими знаниями.

Реализация модели формирования доброжелательного поведения у старших дошкольников осуществлялась на основе соблюдения принципов деятельностного подхода, описанных в литературе:

  • принцип субъективности воспитания, опоры на предшествующее развитие;
  • принцип учета ведущих видов деятельности;
  • принцип учета сензитивных периодов развития;
  • принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;
  • принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;
  • принцип обучения деятельности;
  • принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;
  • принцип перехода от совместной познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ребенка (зона ближайшего развития);
  • креативный принцип.

В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи:

  1. Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;
  2. Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
  3. Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

3.4. Результативность педагогического опыта.

Цель моего педагогического опыта – формирование доброжелательного поведения старших дошкольников на основе деятельностного подхода.

        Результативность опыта выражается в повышении уровня нравственной воспитанности.

 На протяжении трех лет отслеживались результаты с помощью различных диагностик, которые отбирались с учетом исследуемой проблемы и педагогической направленности.

На основе анализа научно-методической литературы был определен основной параметр оценки проявления доброжелательного поведения старших дошкольников: общая эмоционально-положительная направленность поведения ребенка в его взаимоотношениях с окружающими людьми.

Общая эмоционально-положительная направленность поведения ребенка в его взаимоотношениях со взрослыми, сверстниками проявляется в умении сочувствовать, понимать состояние взрослого, сверстников, в готовности оказывать помощь и вступать в сотрудничество в совместной двигательной деятельности; во внимательности, симпатии, миролюбии, дружественности к окружающим.  

Для того чтобы доброжелательность стала характерной чертой каждого ребенка необходимо учитывать поэтапность в ее формировании, так как результаты могут носить и отсроченный характер. Результаты педагогического опыта могут быть оценены с учетом трех уровней:

Первый уровень результатов — усвоение детьми социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания значимости доброжелательности в повседневном общении с окружающими людьми.

Второй уровень результатов - приобретение детьми опыта переживания и позитивного отношения к добру как базовой ценности общества.

Третий уровень результатов - присвоение опыта самостоятельного доброжелательного отношения к окружающим людям.

3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

На формирование доброжелательного поведения оказывают такие факторы, как: наследственность, среда и целенаправленное воздействие. Однако уже давно учеными доказано, что без включения самого ребенка в реальную деятельность никакое обучающее воздействие извне не может быть достаточно результативным. На протяжении всего периода дошкольного детства деятельность изменяется как по содержанию, так и форме. Особое влияние на развитие личности оказывает ведущая деятельность. В дошкольный период такой деятельностью является игровая деятельность.

В описываемом опыте работы формирование доброжелательного поведения осуществляется посредством включения в целостный педагогический процесс разнообразных видах деятельности:

  • игровая деятельность (ведущая),
  • коммуникативная,
  • трудовая,
  • познавательно-исследовательская,
  • продуктивная,
  • музыкально-художественная,
  • чтение.

Включение детей в разнообразные виды деятельности способствует формированию важных умений, составляющих основу поведения: самостоятельно ставить перед собой цель и находить способы, средства ее достижения, контроль и самоконтроль, оценки и самооценки действий, поступков.

Воспитание детей с позиции деятельностного подхода предполагает активную совместную деятельность детей и взрослых по достижению поставленных целей. Воспитатель не дает готовых моделей проявления доброжелательности, а посредством создания проблемных ситуаций вовлекает в познавательно-исследовательскую деятельность, в рамках которой осуществляется совместный поиск норм и правил доброжелательного поведения.

Осуществление деятельностного подхода в образовательном процессе МБДОУ позитивно сказывается на развитии рефлексивных способностей старших дошкольников -  умении осуществлять анализ собственных переживаний, осмысленно подходить к оценке поведения окружающих людей, героев художественных произведений, понимать важность установления и развития доброжелательных отношений с окружающим  миром.

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.

Цель и задачи педагогической деятельности.

Целью нашей работы является обеспечение положительной динамики сформированности доброжелательного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • Создание развивающей среды, способствующей успешному формированию у детей представлений о доброте и доброжелательности.
  • Формирование детского сообщества на основе общих интересов, создания значимости поддержки со стороны сверстников, достигая тем самым благополучного положения каждого ребенка в складывающем сообществе;
  • Формирование у детей самоконтроля за своим поведением, ориентируясь на моральные правила.
  • Предупреждение проявления эгоизма, жестокости по отношению к сверстникам;
  • Использование разнообразных форм нравственного просвещения родителей.
  • Формирование нравственных представлений на примере анализа конкретных ситуаций и поступков сказочных героев;
  • Развитие способности оценивать свои поступки на основе анализа поведения литературных героев;
  • Развитие умения использовать правила нравственного поведения в повседневной жизни, т.е. создавать благоприятные условия для формирования социально-коммуникативных умений и навыков, дружеских чувств, коллективных взаимоотношений, воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты.

Наиболее эффективными методами и приемами формирования доброжелательного поведения у детей являются (по Н.В. Космачевой):

  • поучение, разъяснение, рассказ, беседа, проблемная ситуация, внушение, положительный пример, анализ и оценка нравственных и безнравственных поступков (воздействие на когнитивный компонент нравственной сферы дошкольника);
  • личный пример адекватного эмоционального реагирования воспитателя, иллюстрация (предъявление для восприятия картинок с изображением эмоций людей, схематичное изображение эмоций), демонстрация мультфильмов и диафильмов нравственного содержания, прослушивание музыки, рассказ воспитателя о своих чувствах и переживаниях в ситуациях нравственного и безнравственного поведения детей, обращение внимания на эмоциональные состояния и предполагаемые чувства и переживания детей, свершивших нравственный поступок или преступивших нравственную норму, создание ситуаций эмоционального переживания, психологический тренинг, направленный на самопознание (воздействие на эмоциональный компонент нравственной сферы дошкольника);
  •          методы стимулирования (одобрение, похвала, доверие, оценка, поощрение, благодарность), методы торможения (порицание, предупреждение), включение в ценностно-ориентационную деятельность (воздействие на поведенческий компонент нравственной сферы дошкольника).

Все перечисленные методы применялись с позиции деятельностного подхода.

В предлагаемой модели:

  • ценность «доброжелательность» рассматривается как ключевая поскольку является необходимым условием не только развития и роста, но и выживания общества;
  • категория добра рассматривается как проявление уровня культуры личности.
  • значимое место придается личности педагога и родителей, которые не только должен иметь собственное понимание сути доброжелательности поведения, но и сам обладать достаточно высоким уровнем его сформированности.

Новым направлением в работе с родителями явилось вовлечение их в проектную деятельность. В качестве примера приводим схему реализации проекта «Семья».

4. Выводы

Доброжелательность является основой существования человеческой цивилизации и лучше всего формируется через рост духовности и нравственности в обществе.

Духовно-нравственное воспитание ребенка-дошкольника сегодня является ориентиром для всех разделов ООП (основной образовательной программы) в соответствии с требованиями ФГОС.

Анализ литературы и состояния проблемы в педагогической практике позволил определить актуальность педагогического опыта по формированию доброжелательного поведения у старших дошкольников.

Во-первых, сегодня материальные ценности превозносятся над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, а наше общество нуждается в высоко нравственных людях, обладающих доброжелательностью, которая помогает освободиться от злобы, неприязни, обидчивости, недовольства… Доброжелательность делает жизнь радостной, общение приятным, что хорошо сказывается на благополучии, здоровье.

Во-вторых, в современном мире на ребенка с его неокрепшим интеллектом и чувствами, на еще только формирующуюся сферу нравственности обрушивается поток негативной информации, демонстрация враждебного отношения к человеку, поэтому необходима целенаправленная работа по формированию доброжелательного отношения к окружающим людям.

В- третьих, само по себе дошкольное образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо доброжелательность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношением к другим людям на основе уважения и готовности содействовать благополучию другим людям.

В - четвертых, ценным является вооружение нравственными знаниями дошкольников, что позитивно сказывается как на формировании представлений о нормах доброжелательного поведения, утверждаемых в современном обществе, так и на представлениях о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

В тоже время доброжелательность как качество личности невозможно сформировать воздействуя постоянно на ребенка назиданиями, что чаще всего происходит в традиционной системе дошкольного образования. Результата можно достигнуть обеспечив ребенку в образовательном процессе деятельностный подход.  В данном случае деятельность выступает в качестве средства становления и развития его субъектности, развития внутренней мотивации.

Таким образом, в соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС надо предлагать для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Этого добиться можно только на основе деятельностного подхода.


5. Приложение к опыту

5.1. Библиографический список

  1. Гладкова Л.В. Воспитание нравственно-этических понятий у дошкольников. /Справочник воспитателя – 4 - М., 2008.
  2. Демина И.С. Формирование доброжелательного и заботливого отношения старших дошкольников к младшим детям: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 1970. -23 с.
  3. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4 – 6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. Практическое пособие для психологов, воспитателей и педагогов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.
  4. Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.— М.: Дрофа, ДиК, 1999.
  5. Козлова С, Куликова Т. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. - М., «Академия», 2000.
  6. Коменский Я.А. О воспитании: для педагогов, родителей и студентов педвузов.- М., Школьная пресса (Золотой фонд педагогики), 2003.
  7. Крысько В.Г Психология и педагогика. Курс лекций. - М., Омега-Л, 2005.
  8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  9. Нравственное воспитание в детском саду. /Под редакцией В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. М., «Просвещение», 1978.
  10. О воспитании и обучении старших дошкольников в детском саду. / Под редакцией Т.А. Марковой. М., 1982.
  11. Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства: Коррекционно – развивающая программа для детей 5 – 8 лет / Авт. – сост. Н.В.Макарычева. – М.: АРКТИ, 2010.
  12. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. - М., АРКТИ, 2005.
  13. Семенака С.И. Учим детей доброжелательному поведению: Конспекты и материалы к занятиям с детьми 5-7 лет. -  М.: АРКТИ, 2011.
  14. Семенака С.И. Учим детей сочувствовать и сопереживать: Конспекты и материалы к занятиям с детьми 5-8 лет. -  М.: АРКТИ, 2010.
  15. Сергеев И.Е.. Основы педагогической деятельности.Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004.
  16. Словарь - справочник воспитателя./ Авт.-сост. С. С. Степанов. - М.:ТЦ Сфера, 2008.
  17. Смирнова Е. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений [Текст] / Е.О. Смирнова, В. Холмогорова // Дошкольное воспитание, 2003, № 9, с. 68-76.
  18. Смирнова Е. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам [Текст] / Е.О. Смирнова, В. Холмогорова // Дошкольное воспитание, 2003, № 8, с. 73-77.
  19. Сухомлинский В.А. Яблоко и рассвет (Сборник) - М., 1976.
  20. Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой. – Спб.: Речь, 2002.
  21. Ушинский К.Д. О воспитании. Для педагогов, родителей, студентов педвузов. – М., «Школьная пресса» (Золотой фонд педагогики), 2003.
  22. Фесюкова Л.Б.Уроки доброты. Беседы по картинкам.-М.: Сфера, 2010.
  23. Шорыгина Т.А. Беседы о поведении. - М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста".

Опыт работы на тему: «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста"....

опыт работы по теме "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

опыт работы по теме "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...