Информационно-практико-ориентированный проект «Хочу учиться в школе!»
проект (подготовительная группа) на тему

Прокофьева Татьяна Владимировна

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения обучающимся социального опыта. Именно уровень сформированности предпосылок универсальных учебных действий является важным показателем готовности ребенка к обучению в школе.

Исходя из приоритетного направления регионального уровня по обеспечению положительной динамики качества образовательного процесса актуальным является проведение социопсихологического мониторинга по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников при переходе к школьному обучению.

Данные социопсихологического мониторинга образовательной среды за предыдущий год, проводимого на базе нашего МБУ, свидетельствуют о наличии проблемной зоны в формировании предпосылок личностных универсальных учебных действий. Выражением  личностной готовности к школе является сформированность внутренней позиции как готовности принять новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию.

 У 26% воспитанников не сформирована «внутренняя позиция школьника», что позволяет прогнозировать неблагоприятный результат успешности дальнейшего школьного обучения и низкую успеваемость.

    В связи с этим актуальным стала разработка и реализация информационно-практико-ориентированного  проекта «Хочу учиться в школе!» направленного на нивелирование выявленной проблемной зоны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_khochu_uchitsya_v_shkole_2013.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-практико-ориентированный проект

 «Хочу учиться в школе!»

Актуальность

     Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения обучающимся социального опыта. Именно уровень сформированности предпосылок универсальных учебных действий является важным показателем готовности ребенка к обучению в школе.

Исходя из приоритетного направления регионального уровня по обеспечению положительной динамики качества образовательного процесса актуальным является проведение социопсихологического мониторинга по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников при переходе к школьному обучению.

Данные социопсихологического мониторинга образовательной среды за предыдущий год, проводимого на базе нашего МБУ, свидетельствуют о наличии проблемной зоны в формировании предпосылок личностных универсальных учебных действий. Выражением  личностной готовности к школе является сформированность внутренней позиции как готовности принять новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию.

 У 26% воспитанников не сформирована «внутренняя позиция школьника», что позволяет прогнозировать неблагоприятный результат успешности дальнейшего школьного обучения и низкую успеваемость.

    В связи с этим актуальным стала разработка и реализация информационно-практико-ориентированного  проекта «Хочу учиться в школе!» направленного на нивелирование выявленной проблемной зоны.

Цель проекта:

Создать условия для  формирования  «внутренней позиции школьника» у выпускников МБУ, как основу  успешного обучения в школе.

Задачи:

  • Формировать у детей правильное представление о школе;
  • Способствовать развитию интереса к школе и учебным навыкам;
  • Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами на школьную тематику;
  • Знакомить родителей с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию»;
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами, укреплению детско–родительских отношений;
  • Научить применять полученные знания в практической деятельности.

Ожидаемый результат:

Для детей:

  • Сформированная «внутренняя позиция школьника», предполагающая развитие высокой учебно-познавательной мотивации  у детей проектной группы;
  • Накопление большого багажа знаний о школьной жизни;
  • Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о школе.

      Для родителей:

  • Повышение компетентности родителей в вопросах формирования учебной мотивации у детей;
  • Повышение интереса  к совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
  • Позитивные изменения в стиле взаимодействия ребенок-родитель.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги группы, педагог-психолог.

Образовательные области, охватываемые проектом:

  • социализация;
  • коммуникация;
  • познание;
  • чтение художественной литературы;

1 этап – диагностический.

1. Подобрать диагностический инструментарий

  • «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А.                       Нежновой)
  • Проективная методика, рисунок «Моя школа»

2. Провести диагностическое исследование.

3. Проанализировать результаты.

 2 этап – подготовительный

1. Предварительная работа: методические подборки занятий для детей, консультаций для родителей, художественной литературы школьной тематики.

2. Составление перспективного плана проекта.

Перспективный  план работы  с родителями в рамках проекта «Хочу учиться в школе!

 2012-2013 учебный год.

Мероприятия

Срок реализации

Исполнители

Результат

1. Родительское собрание «Как подготовить ребенка к школе»

сентябрь

Педагог-психолог

Воспитатели группы

Материалы сообщений

2. Папка-передвижка «Психологическая готовность ребенка к школе»

октябрь

Педагог-психолог

Материалы сообщений

4. Стендовая информация «Шпаргалки для родителей будущих первоклассников

декабрь

Педагог-психолог

Воспитатели группы

Материалы сообщений

5. Мастер-класс «Играем в школу»

март

Педагог-психолог

Воспитатели группы

Рабочие материалы, сценарий, анкеты обратной связи

6. Встреча с учителем начальных классов

апрель

Педагог-психолог

Воспитатели группы

Материалы сообщений

7. Фотовыставка «Школьные годы чудесные»

апрель

Педагог-психолог

Воспитатели группы

Рабочие материалы, сценарий, анкеты обратной связи

Перспективный  план работы  с детьми в рамках проекта «Хочу учиться в школе!

 2012-2013 учебный год.

Мероприятия

Срок реализации

Исполнители

Результат

  1. Диагностика

сентябрь

Педагог-психолог

Воспитатели группы

Рабочие материалы, аналитическая справка

2. Экскурсия в школу

октябрь

Педагог-психолог

Воспитатели группы

Рабочие материалы

3. «В школу с игрой» (дидактич. и сюжетно-ролевые игры)

ноябрь

Педагог-психолог

Воспитатели группы

Рабочие материалы

4. Просмотр фильмов и мультфильмов о школьной жизни.

декабрь

Педагог-психолог

Воспитатели группы

Рабочие материалы

5. «Библиотека учителя Ежа» (читаем о школе, выставка книг)

январь

Педагог-психолог.

Воспитатели группы

Материалы сообщений

6. «На пороге школы» (обыгрывание этюдов и проблемных ситуаций на школьную тематику)

февраль

Педагог-психолог

Воспитатели группы

Рабочие материалы, сценарий

7. Мастер-класс «Играем в школу»

март

Педагог-психолог

Воспитатели группы

Рабочие материалы, сценарий

8. Развлечение «Я хочу в школу!»

апрель

Педагог-психолог Воспитатели группы

Рабочие материалы, сценарий

9. Контрольная диагностика.

апрель

Педагог-психолог

Воспитатели группы

Аналитическая справка, рабочие материалы.

10. «Как я знакомился со школьной жизнью» (презентация проекта)

май

Дети, родители, воспитатели группы, педагог-психолог

Фото, видеоматериалы

3 этап – основной (реализация)

Проведение мероприятий в рамках проекта по трем направлениям:

  • работа педагогов с детьми;
  • работа детей и родителей;
  • работа педагогов  и родителей.

4 этап – заключительный

  • Отслеживание динамики и эффективности проведенной работы с помощью заключительной диагностики.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  1. Кадровые условия:
  •  создать творческую группу для реализации проекта;
  •  выбрать в родительский комитет энергичных, инициативных родителей, способных принимать участие в проекте;
  • способствовать повышению компетентности педагогов по вопросам формирования учебной мотивации у детей старшего дошкольного возраста.

  1. Финансово-экономические ресурсы:

  • приобрести учебно-методическую литературу, дидактические пособия;
  • изыскать средства для технического обеспечения проектной деятельности;

  1. Материально-технические ресурсы:

 

Компьютер, доступ к интернет-ресурсам, принтер, видеокамера, фотоаппарат, видео, конференц-оборудование.

  1. Организационно-методические:
  • разработка проекта;
  • разработка конспектов организации совместной деятельности.

  1. Информационные ресурсы:

     размещение информации о проекте на сайте детского сада.

  1. Временные сроки: долгосрочный проект (октябрь-май).

  1. Правовые ресурсы:

Права и обязанности участников проекта определяются Конвенцией о правах ребенка, действующим законодательством РФ, Уставом МБУ.

Перспективы реализации проекта

 Данный проект – готовый методический  материал к использованию в работе другими педагогами и с другими детьми

Литература:

Гуткина К. И. «Психологическая готовность к школе» 2000г.

Солдатов Д. В. «Диагностика мотивационной готовности к обучению в школе» 2008г.

Варга А. Я. «Системная семейная терапия» 2001г.

Безруких.М. «Ступеньки к школе» Дрофа 2001г.

Венгер Л. А., Венгер А. Л. «Готов ли ваш ребёнок к школе» М:1989г.

Инбина М. Н. «Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты». 2000г.

Ляшко Т. В. «Через игру к творчеству» 1994г.

Стародубова Н. Г. «Критерии готовности ребёнка к обучению в школе»2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный практико-ориентированный проект «Музей Необычных книг».

информационный практико-ориентированный проект "Музей необычных книг"...

Детско-родительский информационно-практико-ориентированный проект в подготовительной к школе группе «Первый раз — в первый класс!»

Тип проекта:—    информационно-практико-ориентированный;—    детско-родительский;—    долгосрочный....

Информационно – практико - ориентированный проект «Хочу в школу» для детей 6-7 лет

Формирование положительной мотивации к организованной учебной деятельности....

ПРОЕКТ информационно-практико-ориентированный «Календарь природы» подготовительная к школе группа № 1

Реализация проекта в таблице на учебный год в подготовительной группе, план на каждый месяц....

Проект (информационный, практико-ориентированный) в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности На тему: «Зимние забавы»

Проект (информационный, практико-ориентированный) в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности На тему: «Зимние забавы»...

Информационно – практико – ориентированный проект для детей подготовительной к школе группы «В мире часов»

Информационно – практико – ориентированный проект для детей подготовительной к школе группы «В мире часов»...

Информационный практико – ориентированный проект «Методическое сопровождение внедрения ФОП ДО в практику работы дошкольного образовательного учреждения»

Разработка модели и механизма управления перехода дошкольного образовательного учреждения на ФОП, ориентированной на мотивацию к изменению профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта п...