"Слагаемые профессионального имиджа педагога"
статья по теме

Тазина Ирина Валериевна

«Встречают по одежки – провожают по уму» - эта народная мудрость очень точно определяет значимость имиджа в жизни человека. Имидж – это облик личности, а становление личности – процесс преобразования природы и общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slagaemye_professionalnogo_imidzha_pedagoga.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Слагаемые профессионального имиджа педагога».

                                                            Подготовила: Тазина И.В. 

                    (учитель-логопед

                    МАДОУ Михневский ЦРР д/с«Осинка»)

                       

2012г.

Содержание.

Введение……………………………………………………………………...3 стр.

1.Имидж………………………………………………..…………………… 4 стр.

1.1. Понятие имиджа……………………………………………….……….4 стр.

1.2. Профессиональный имидж …………………..……………………….4 стр.

2. Слагаемые  профессионального имиджа педагога…………………… 6 стр.

2.1. Личность педагога………..……………………………………………6  стр.

2.2. Педагогическая этика…………………………………………….……8 стр.

2.3. Визуальная привлекательность……………………………………..... 9 стр.

2.4. Вербальное поведение………………………………………..……….11 стр.

2.5. Педагогический этикет………………………………………………..13 стр.

Заключение…………………………………………………..........………..16 стр.

Список литературы…………………………………………….………….17 стр.

Введение.

«Встречают по одежки – провожают по уму» - эта народная мудрость очень точно определяет значимость имиджа в жизни человека. Имидж – это облик личности, а становление личности – процесс преобразования природы и общества. Обретение уверенности в себе, зеркальное отражение социально-экономических условий в сознании личности актуализирует спрос на « реализованную личность: все это обуславливает формирование объективной потребности у личности найти достойную форму проявления своей внутренней сути, в качестве которой выступает имидж. Сегодня возрастает роль межличностного общения в жизни общества. Чем ярче личность реализовывает себя социально, тем значительнее перспектива общества, и чем ярче личности в обществе, тем оно само становится колоритнее. В наше время велико осознание личностью ценности для нее человеческого и общественного признания, особенно для ее душевного спокойствия и удовлетворения собственной жизнью. Практически это проявляется в расширении ее коммуникационных связей с людьми, в росте рейтинга ее общественного признания, поэтому имидж сегодня -  это инструмент общения, актуальный запрос общества и личности. В жизни педагога имидж определяет всю будущую карьеру. Не смотря на то, что меняются федеральные государственные образовательные стандарты, имидж учителя сохраняется веками. Прежде всего, учитель – это интеллигентный, опрятный, вежливый, культурный человек. Современные дети, их родители более серьезно относятся к имиджу педагога. Условия работы в сегодняшних образовательных организациях требуют от педагогов поиска путей повышения их репутации и авторитета в глазах окружающих. Грамотно созданный имидж вызывает уважение у учащихся и повышает авторитет педагога.

Цель работы: помощь педагогу в адаптации в условиях реформирования школы.

Задача: раскрыть основы формирования имиджа педагога.

  1. Имидж.
  1. Понятие имидж.

«Имидж – (с англ.) образ:

1) облик (русская версия) личности, в котором наиболее ощутимо проявляются те качества, благодаря которым достигается эффект персональной привлекательности; это репутация семьи, хозяйствующего субъекта, государственного или общественного учреждения, региона или страны в целом;

2) индивидуальный облик или ореол, создаваемые средствами массовой

информации, социальной группы или собственными усилиями личности в

целях привлечения к себе внимания».

  1. Профессиональный имидж

– черты облика человека как субъекта деятельности, отражающие степень его профессиональной успешности; стимулирует рост авторитета; расширяет перспективы профессиональной карьеры, профессионального призвания; выступает условием профессиональной самореализации, достижения профессиональных вершин.

Деловой успех приходит к тем, кто умеет не только развить, но и донести до других свои лучшие личностные качества. В этой связи особое значение в педагогической деятельности приобретает умение «нравиться детям». Обаяние - это не просто дар, его психологическая основа заключается в том, что человек уверен в себе и своей привлекательности.

Способы выработки флюидного излучения, основы «коммуникативной

механики» - это те азы, которыми может овладеть педагог, стремящийся

овладеть искусством самопрезентации. Эти действия помогают на практике

реализовать один из важнейших показателей эффективности труда педагога -

его способность к реализации артистического потенциала, который, в свою

очередь, опирается на уровень развития творческих способностей.

Творческие способности педагога являются показателем целостности

его личности, здоровья в самом широком смысле этого слова. Если личность

педагога «расщеплена», то непрерывная смена различных ролей приведет к

дополнительному неврозу. И, напротив, если педагог идентифицирует свою

личность только с преподавательской деятельностью, то такое положение

может привести к остановке внутреннего роста.

В работе над собственным профессиональным имиджем педагогу

может помочь матрица персонального имиджа.

Матрица создания персонального имиджа.

1. Личный настрой с опорой на позитивную «Я-концепцию».

2. Фейсбилдинг и физиогномика.

3. Волосы, прическа.

4. Кинесика, жесты.

5. Дизайн одежды.

6. Красноречие.

7. Манеры и этика поведения.

8. Саморегуляция.

2. Слагаемые  профессионального имиджа педагога.

2.1.  Личность педагога.

Педагог – профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Это профессия, которая предполагает способность успешно функционировать, профессия типа «человек-человек». Это те люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом – это только первая ступень профессионализма. На втором месте стоит такое качество, как современный имидж.

Не смотря на то, что человек – неповторима, яркая индивидуальность,
у всех представителей профессии «педагог» должны быть общие, специфические черты.

Педагог берёт на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем он отвечает за самого себя, свою профессию, подготовку, своё право быть педагогом, учителем, воспитателем.                  

Педагог должен:

  1. объективно оценивать свои возможности, знать свои сильные и слабые стороны (эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности);
  2. должен обладать общей культурой интеллектуальной деятельности (мышление, память, восприятие, внимание), культурой поведения, общения. Педагог – это образец, которому сознательно, а чаще всего неосознанно, подражают обучающиеся,
  3. должен уважать, знать и понимать своего ученика вне зависимости от того совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и оценки;
  4. должен быть организатором учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества, выступать в роли партнёра и человека, облегчающего педагогического общения.                                                        

Профессиональные качества педагога должны соотноситься со следующими заповедями психолого-педагогичной деятельности: уважай в ученике человека, личность; постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования: передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своём самообразовании. Педагог обязан быть личностью. Только личность воспитывает личность, только характер формирует характер.

В качестве специальных способностей у педагога можно выделить следующее: наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, эмпатию, рефлексию и самоконтроль. Чтобы процесс развития проходил успешно, безболезненно для ученика, должно быть создана вокруг него соответствующая атмосфера – «гумманистическое пространство».

Профессиональная компетенция педагога определяется не только интеллектом, но и особенностями нервной системы: эмоциональной устойчивостью и повышенной работоспособностью в процессе общения, что позволяет противостоять эмоциональной усталости и развитию синдрома «эмоционального сгорания», выдерживать большие нагрузки в социально-педагогических процессах. Особенности эмоциональной сферы предполагают: эмоциональную стабильность, преобладание положительных эмоций, способность переносить психологические стрессы.

Важной характеристикой личности педагога является характеристика «Я-образа», предполагающая отношение к самому себе, высокую положительную самооценку, принятие себя, ожидание позитивного отношения со стороны партнёра. Особенностью «Я-образа» является высокая адаптивность педагога, предполагающая открытость в общении, способность принять другого человека.

2.2. Педагогическая этика.

В создании имиджа педагога большую роль играет  педагогическая этика. Педагогическая этика изучает характер нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета – специфические правила общения, манер, поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием. Педагогическая этика включает в себя такие категории, как профессиональный педагогический долг, педагогическую справедливость, педагогическую честь, педагогический авторитет, педагогическую совесть и педагогический такт.

  1. Справедливость – это нравственное качество педагога, проявляющееся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности. Важнейшим уровнем положительного воздействия педагога на учащегося является сочетание разумной требовательности и доверия к нему.
  2. Профессиональный педагогический долг включает в себя совокупность требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога. Это правильно строить взаимоотношения с учащимися и их родителями, коллегами по работе, необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, умение разрешать сложные конфликты в учебной жизни. Педагог является субъектом нравственных отношений в педагогической среде. Он осуществляет нравственное просвещение учащихся в отношении морали, знакомит их с критериями моральной оценки, раскрывает возможности свободы выбора нравственного поступка и меру ответственности личности за свое поведение.
  3. Профессиональная честь в педагогике выражается в осознании своей значимости, общественном признании, общественном уважении, его мораль заслуг и качеств.
  4. Педагогический авторитет – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег. С помощью своего авторитета педагог может регулировать поведение учащихся, влиять на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от морально-этической и психолого-педагогической подготовки. Уровень авторитета определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т. д.                                                                                                                                                                  

 5.  Педагогическую совесть контролирует выполнение педагогом его профессионального долга. Совесть педагога должна быть неподкупной и незапятнанной. Иначе он потеряет моральное право воспитывать других.

6. Неотъемлемой составляющей этики педагога является педагогический такт – интуитивное чувство меры, помогающее дозировать воздействия и уравновешивать одно средство другим. Тактика поведения педагога состоит в выборе стиля и тона в зависимости от времени и места педагогического действия, а также от возможных последствий применения тех или иных методов.[4]

2.3. Визуальная привлекательность.

Визуальная привлекательность – первостепенная составляющая имиджа педагога.

Весь облик педагога должен быть современным, внушающим уважение и доверие. Внешность педагога является либо продолжением его достоинств, либо ещё одной отрицательной чертой, мешающей жизни и карьере. Каждый педагог просто обязан быть красивым. Успешная «самоподача» требует усилий  по поддержанию созданного впечатления. Здесь значения имеют и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выбранный макияж,  и модная стрижка или укладка. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что неинтересен как личность. А без интереса к личности педагога нет интереса к предмету. Интерес к личности педагога, таким образом, – средство активизации интереса к предмету. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свой собственный имидж, который включает и визуальную привлекательность.

Вот несколько выдержек из высказываний учеников: «Когда учитель хорошо одет, мы проникаемся невольным уважением к нему». «То, как учитель одет, влияет на запоминание материала. Я думаю, здесь такой механизм: если она со вкусом, современно одета, мы ей верим».

Формирование личного обаяния  педагога приносит хорошие плоды: формирует позитивное отношение учащихся к нему, делает общение с ним приятным и комфортным. Поговорка гласит: «Встречают по одежке, провожают по уму». Для учащихся информация,  полученная от зрительного образа педагога, является «банком данных», на котором они выстраивают своё отношение к нему. И чем точнее создан визуальный образ педагога, тем легче учащимся общаться с ним, и тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык с учениками.

Визуальная привлекательность включает значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от педагога. Это одежда, прическа, макияж.

Одежда. Основной стиль педагога – классика. Он подчеркивает авторитет, уверенность, самообладание. Классический стиль имеет четкие и строгие формы. Добавляя модные пропорции, нюансы покроя, используя ткани новых фактур и актуальных  цветовых оттенков можно сделать этот стиль современным, отвечающим модным тенденциям. Тёплые цвета в одежде способствуют доверительности, холодные дистанционируют и дисциплинируют. Одежда педагога несет большую психологическую нагрузку. Во-первых, аккуратная и чистая одежда педагога воспитывает эти качества у учащихся. Во-вторых, одежда педагога может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения. Разноцветная и слишком яркая одежда может негативно влиять на учащихся. Безвкусный и легкомысленный стиль в одежде вызывает нередко их раздражение и недоверие. В-третьих, сильно облегающая, чрезмерно короткая и открытая, прозрачная одежда может порождать у учащихся сексуальные фантазии и переживания вместо осмысления и запоминания  учебного материала. Деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то из благородных  металлов и натуральных камней.

Макияж должен быть модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов – лёгкий. Прическа – современная, но без остромодных деталей. Инструментом мощного  воздействия  на учащихся имеет лицо педагога. Этим инструментом надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень тонко им управлять. Лицо педагога должно быть доброжелательно – заинтересованным. Такое выражение лица показывает, что то, что происходит на уроке интересно и важно самому учителю, а значит должно быть интересно и важно учащимся.

 Руки педагога должны быть чистыми с ухоженными ногтями. Деловой  этикет предписывает женщинам носить ногти средней длины, овальной формы и покрывать их светлым, но в тон губной помаде цветом: бледно-розовым, тельным, светло-бежевым. Недопустимы в деловой обстановке накладные ногти.[5]

2.4. Вербальное поведение.

Не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение  формирует имидж педагога. Восприятие и понимание речи педагога учащимися связаны с процессом учебного слушания, на которое приходится приблизительно 25-50% учебного времени. Поэтому качество освоения учебного материала зависит от совершенства речи педагога. Учащиеся очень чутки к речевым особенностям педагога.

Поэтому владение  речью сегодня – важнейшая профессиональная составляющая педагога. Она включает в себя способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики. Речь педагога на уроке всегда обращена к учащимся, сообщает ли учитель новый материал, комментирует ли ответ ученика, выражает или одобрение или поощрение, речь его должна отличаться внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли его ясное, простое, понятное для учащихся. Поэтому очень важно правильно выбрать стратегию вербального воздействия на аудиторию.

Стратегия включает в себя:

1) личностные качества педагога,

2) знание основ психологии учащихся,

3) знание определять близкие для учащихся ценности,

4) руководствоваться необходимыми правилами составления и передачи
информации.

Для восприятия педагога учащимися не меньшее значение имеет культура
речи – произношение, манера говорить, дикция, грамотность, наличие междометий и слов-паразитов («это», «ну», «значит»). Кроме того для восприятия речи педагога важна эмоциональная окрашенность речи. Информация, передаваемая педагогом монотонным равнодушным голосом, будет действовать на учащихся усыпляющее или вызывать скуку. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, а неоправданная патетика в задушевной беседе воспринимается как фальш и вызывает недоверие к говорящему. Важной частью вербального педагогического общения является положительная оценка учащихся, похвала, которая стимулирует положительное отношение учащихся  к себе, веру в свои силы.

Существуют правила речевой культуры педагога:

  1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал значительного напряжения.
  2. Педагог должен говорить внятно.
  3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.
  4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами – логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических – бесцветна.
  5. Педагог должен говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
  6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие обучающихся: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки. Здесь не надо забывать, что вас не только слышат, но и видят. Поэтому не забывайте о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция способствует лучшему усвоению информации.[8]

2.5. Педагогический этикет.

Педагогический этикет включает в себя правила культуры поведения, которые регулируют взаимоотношения между педагогами и учащимися, педагогом и родителями, педагогом и педагогом. К ним относятся: уважение к учащемуся, его родителю, коллеге, стремление установить доброжелательные, творческие отношения, доставляющие радость общения. Педагогический этикет проявляется в различных сторонах жизни и деятельности педагога – в профессиональном имидже, речевой манере (вербальном поведении), в реальном поведении.

Соблюдение правил педагогического этикета помогает осуществлять личностно-ориентированный подход в воспитании, создает условия для педагогического общения педагога и учащегося, направленного на создание благоприятного психологического климата в среде учащихся, способствует установлению правильных взаимоотношений, как с группой учащихся, так и с отдельными учащимися.

Соблюдение этикета помогает укреплению авторитета педагога среди учащихся, например, педагог высказал учащемуся комплимент, в основе которого лежит реальный позитивный поступок, и это не только порадует учащегося, но и повысит его эмоциональную доверенность к педагогу. Или, наоборот, правильно сделанное критическое замечание не отвратит учащегося от педагога, а внушит ему желание исправить недостаток, а заодно и желание прислушиваться к словам педагога. Учащиеся высоко ценят интеллектуальность и деликатность педагога, т.е. его умение быть вежливым, корректным, щадить самолюбие учеников, сочувствовать им, быть искренним, незлопамятным. Педагогический этикет предполагает договоренность о том, что считать принятым в  поведении и деятельности, а что – непринятым. Учащиеся достаточно быстро научаются оценивать, деликатен ли педагог, насколько его требовательность и принципиальность соблюдаются им самим в общении со своими коллегами, родителями, учащимися.

Культура поведения, нормы этикета педагога несут в себе двойную нагрузку. Во-первых, она характеризует педагога как личность, соответствующую общественному развитию, во-вторых, она является профессиональным качеством, оказывающим воспитывающие воздействие: только обладая культурой поведения, педагог может качественно формировать ее у тех, кто находится в зоне его педагогической деятельности.

Профессионально важно для педагога владеть речевым этикетом, что расширяет коммуникативные возможности и привлечет потенциальных собеседников, делая общение приятным и содержательным.

Это касается обращения к учащимся. «Вы» - общепринятая форма обращения к взрослым, она дисциплинирует, поднимает самооценку обучающегося. На «ты» с обучающимися может быть лишь педагог, получивший это право от них самих. Межличностный этикет не может опираться на просторечие, вульгаризмы, жаргонизмы, которыми нередко щеголяют педагоги, стремясь завоевать расположение студентов и, как правило, добиваясь прямо противоположного результата. «Ребята» - традиционное доброжелательное отношение с группой.

Похвала и поощрение – существенные элементы речевого поведения педагога, наиболее подчиненных законам этикета. Существуют ситуации, когда полезно не скрывать эмоции и даже формировать их, чтобы не казаться безучастным к поступку обучающегося. Смягчающие фразы («Не волнуйся: ты можешь исправить ее»), как и запугивание оценкой -  нарушение речевого этикета: учащийся должен волноваться и переживать, получая заслуженное.

Таким образом, педагогический этикет устанавливает порядок поведения, формы общения между субъектами образовательного процесса. Необходимо сдерживать свои отрицательные эмоции, не унижать учащихся, у педагога не должно быть повышенного тона, несдержанности и мимики недовольства при выслушивании ответов.

Линия поведения педагога такова: не подчеркивать успехи одних и неуспехи других, не противопоставлять сильных слабым, не ругать при всей группе, чаще беседовать наедине, найти и зажечь в каждом искру доброго.

Заключение.

Таким образом, современный педагог может полностью реализовать себя как личность, добиться эффективного выполнения целей обучения, организовать эффективное учебное сотрудничество и педагогическое общение. Для этого необходимо осознавать свои профессионально-личностные качества и желать их совершенствовать, работая над своим имиджем. Все это может быть осуществлено на основе личностно - деятельностного  подхода к обучению, отвечающего тем требования, которые предъявляет современный этап развития образования к процессу обучения, к педагогу.

Список литературы:

  1. Кузнецова Е.Н. Современный учитель. Мои статьи englishelena.ucoz.ru;
  2. Курочкина И.Н. Этикет в подготовке специалиста дошкольного профиля. Etiquette-life.narod.ru;
  3. Павелко Н.Н. Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности преподавателя. – Краснодар, 2004.-306 с.
  4. В. Писаренко, И. Писаренко. Педагогическая этика. – Минск: Текст, 1986
  5. Рюкле Х. Раменантное оружие в общении. Мимика, жест, движение.- М: Интерэксперт, 1996;
  6. Шепель В.М. Профессия имиджмейкер. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  7.  Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  8. Широбокова Т.С. Культура профессионального общения педагога. Mcfr.ru;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по теме: «Слагаемые профессионального имиджа педагога»

Понятие "имидж".Профессиональный имидж педагога.Как сформировать свой имидж?Практические советы (По В. Шепелю)....

Профессиональный имидж педагога

Письменные рекомендации для пежагогов по созданию привлекательного профессионального имиджа...

Проектная работа по теме: «СЛАГАЕМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ПЕДАГОГА»

Цель:Помощь педагогу в адаптации в условиях реформирования школы.Задача:Раскрыть основы формирования имиджа педагога....

Презентация Слагаемые профессионального имиджа педагога

Каждый человек имеет свой статусный образ. Иначе его можно назвать имиджем. Имидж (от англ. image – образ) – это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответств...

Проект "Слагаемые профессионального имиджа педагога"

Актуальность исследования формирования индивидуального имиджа педагога обусловлена процессом реформирования образования, который предполагает усиление внимания к индивидуальности не только ребенка, но...

Слагаемые профессионального имиджа воспитателя МБДОУ

Выступление на районном семинаре для заместителей заведующих, старших воспитателей ДОУ по теме «Повышение качества образовательного процесса через систему методической деятельности ДОУ»...

"Слагаемые профессионального имиджа педагога"

Объект исследования – профессиональный имидж педагога.Цель исследования – изучение сущности и особенностей создания положительного имиджа педагога....