Проект "Слагаемые профессионального имиджа педагога"
проект по теме

Попова Татьяна Владимировна

Актуальность исследования формирования индивидуального имиджа педагога обусловлена процессом реформирования образования, который предполагает усиление внимания к индивидуальности не только ребенка, но и педагога, поощрение его творческих способностей, необычности, неординарности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Имидж педагога83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №38 «Искорка»

Тема проекта: Слагаемые профессионального имиджа педагога

Составитель: воспитатель,  МДОУ детский сад №38 «Искорка»

                                                                                           Попова Татьяна Владимировна

г. Подольск

2012г.

Структура проекта

Введение

1. Имидж

1.1 Понятие имиджа

1.2 Социально-психологический аспект имиджа педагога

1.3 Личность педагога

1.4 Педагогическая этика

2. Модель имиджа педагога

2.1 Визуальная привлекательность

2.2 Вербальное поведение

2.3 Этикет

3.Практическая часть

Заключение

Список литературы

Введение

Цель проекта: Попытаться определить составляющие профессионального имиджа педагога; показать на практике значение имиджа для успешной профессиональной деятельности.

Задачи:

1.Дать понятие профессионального имиджа педагога.

2.Раскрыть модель имиджа педагога.

3.Показать на практике значение имиджа для успешной профессиональной деятельности.

Актуальность исследования формирования индивидуального имиджа педагога обусловлена процессом реформирования образования, который предполагает усиление внимания к индивидуальности не только ребенка, но и педагога, поощрение его творческих способностей, необычности, неординарности. Как один из путей гуманизации образования и повышения эффективности педагогической деятельности предлагается формирование индивидуального имиджа педагога, учитывающего специфику педагогического труда. Педагог - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желание постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.

В силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий российская образовательная система оказалась в сложном положении. Вследствие негативной тенденции снижения рождаемости проблема востребованности профессионального воспитания детей, наоборот, становится более актуальной, особенно если подойти к ней с позиций социальной ответственности, за будущее страны, в которой мы живем. Действительно важно понять какому педагогу общество в целом и семья в частности готово доверить воспитание самого ценного «стратегического ресурса страны» - ребенка.

В связи с этим особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Усложнение задач образования придаёт особую значимость изучению роли имиджа, как одного из профессионально важных качеств современного педагога. Современные условия, в которых мы живем и трудимся, принципиально отличаются от тех, какие были раньше. А в новых условиях нам следует вести себя и жить по-другому, соразмерно иным моделям поведения.

1. Имидж

1.1 Понятие имиджа

Каждый человек имеет свой статусный образ. Иначе его можно назвать имиджем. Имидж (от англ. image – образ) – это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом.

Несоответствие статусу – это вызов обществу, это противопоставление себя социуму, что деструктивно для психики человека, который социален по своей природе. Формирование имиджа, забота о нем дает возможность саморазвития и психологическую гармонию.

В обыденном понимании слово «имидж» употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж – это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.

 «Педагогический словарь» дает нам определение имиджа преподавателя как «эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими».

Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого педагога, так и от индивидуальных особенностей детей, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.

Есть и другая сторона проблемы – педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!

Имидж педагога проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешне поведенческие.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.

Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Внутренняя составляющая – это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Есть и другие точки зрения на структуру имиджа.

Таким образом, имидж педагога содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно, говорить об имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.

1.2 Социально-психологический аспект имиджа педагога

Чем бы ни занимался человек, он всегда вызовет уважение людей, если он мастер своего дела. Это справедливо не только потому, что смотреть на то, как человек красиво работает, всегда приятно. Дело не в эффектности, а в эффективности труда.

Педагог, не владеющий методическим мастерством, педагог неквалифицированный – это беда не одного какого-либо коллектива, это беда всего общества.

Перед школой стоит задача – воспитать личность. Еще К.Д. Ушинский писал: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». Развивая эту мысль, А.В. Мудрик утверждает: «Только видя в себе личность, педагог может в каждом школьнике увидеть неповторимую личность».

Влияние педагога тем сильнее, чем ярче и самобытнее его личность. Это касается кругозора педагога, его общей культуры. Ведь невозможно дать другому того, чего не имеешь сам. Поэтому, чтобы учить и воспитывать других, надо, прежде всего, быть образованным и воспитанным самому. Индивидуальность педагога – главный источник мотивации к учению. Своим отношением к работе, своей заботой и заинтересованностью, выдумкой и творчеством он мотивирует детей, пробуждает у них тоже отношение к делу.

1.3 Личность педагога

Личность педагога – важнейший фактор воспитания. Он проявляется не только в том, что дети слышат от него, но и в том, что они видят в его поведении, в его поступках. Жизненной активности также может учить только тот педагог, который сам имеет интересы и увлечения.

По мнению Г.Е. Глезермана, социально значимыми чертами всесторонне развитой личности являются: а) духовное и физическое развитие; б) научный и философский кругозор в сочетании с необходимой специализацией в какой-либо области знаний и практической деятельности; в) умственный и физический труд; г) знания в сочетании с высокой нравственностью и гражданским долгом; д) научное образование в сочетании с художественной культурой и высокими эстетическими вкусами.

Не случайно считается, что понятие личности имеет значение идеала, к которому человек должен стремиться.

Но личность – это не просто сумма отдельных (даже прекрасных) черт и свойств, а целостное образование.

Личность – явление социальное, она есть продукт развития общества. Конечно, каждая личность уникальна, неповторима, но главное – это не ее неповторимость, а ее направленность. Личность может быть направлена на себя – тогда она перестает быть общественной ценностью; она может быть направлена на пустяки – тогда она теряет свою ценность вообще; но если она проявляется во вредной для общественного прогресса деятельности, то она становится злом. Это значит, что во всякой деятельности личности должен быть нравственный смысл: чем более личностно значимые ценности совпадают с прогрессивными тенденциями общества, тем личность является более нравственно зрелой и ценной. Ее цельность и устойчивость в социальном плане – это «устойчивость ее ценностных ориентаций, вокруг которых группируются установки личности, ее интересы».

1.4 Педагогическая этика

Педагогическая этика – основа личности педагога. Она изучает основные принципы педагогической морали: гражданственность и патриотизм в сочетании с интернационализмом, профессиональная самоотверженность, педагогическая солидарность и коллективизм, гуманизм, педагогический оптимизм. Эта наука изучает категории педагогической этики.

1)Профессиональный педагогический долг. Под ним понимают совокупность требований, которые общество предъявляет к личности педагога независимо от того, желает ли этого он или нет. Поэтому иногда возникает конфликт между личностью и обществом, точнее, между желанием и долгом.

2)Педагогическая справедливость. Справедливость – это одна из форм моральной оценки. Она опирается на соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием. Если это соответствие нарушается, возникает то, что мы называем несправедливостью. Справедливость – основа доверия Отсутствие справедливости – опасный враг: доказано, что в таких классах задерживается формирование коллектива, замедляется становление коллективистской направленности личности учащихся, а некоторые учащиеся превращаются в невротиков.

3)Профессиональная честь и достоинство. В понятие чести входит стремление педагога поддерживать свой престиж, свою репутацию

4) Педагогическая совесть. Совесть – это некий общественный представитель в сознании педагога, представитель, который контролирует выполнение педагогом его профессионального долга.

2. Модель имиджа педагога

Работа педагога альтруистична, а значит, имидж – это не только индивидуальная цель. Личность педагога способствует формированию личности ребенка. Повседневное непосредственное влияние эффективней шаблонного воспитания. Забота педагога о своем имидже – это немаловажная задача педагогической деятельности.

Обучение детей – это сущность труда педагога. Следовательно, забота педагога о своем имидже – это также профессиональное требование.

Перечислим слагаемые имиджа. К ним относятся:

-  визуальная привлекательность;

-  вербальное поведение;

-  невербальное поведение;

-  манеры, этикет;

-  соответствие необходимому образу;

-  обаяние.

2.1 Визуальная привлекательность

Значительную часть информации мы получаем благодаря зрению.

Именно поэтому визуальная привлекательность нашего образа так важна. Во все времена люди ценили гармонию и красоту. Эффект первого впечатления базируется на визуальном восприятии. По экспериментальным данным психологов внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих Визуальная привлекательность - это не только наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от нас. Наша привлекательность зачастую зависит от общего впечатления ухоженности. Ухоженность - это показатель культуры человека.

Основной стиль педагога – это классика. Этот стиль символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, а также авторитет. Эти качества являются для педагога профессионально необходимыми. Классический стиль – это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Например, одежда классического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но не остаются без внимания модные пропорции и нюансы покроя, используются ткани новых фактур и актуальных цветовых оттенков.

Кстати о цвете. Стоит учесть, что цвет нашей одежды воздействует как на нас, так и на наше окружение. Он является нашей психологической характеристикой, которая воспринимается окружающими на уровне подсознания . Одежда педагога несет еще большую психологическую нагрузку.

Говоря об одежде, особо надо остановиться на аксессуарах. Деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то только из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Идеальным вариантом считается наличие часов (на руке или висящих на цепочке) и гладкого обручального кольца.

Если вы носите серьги, то надо остановиться на небольших, не висячих серьгах. Свисающие серьги будут двигаться в такт движениям вашей головы. А если они еще и блестят, то внимание учеников может весь урок быть приковано к этим движущимся блестящим объектам.

То же самое можно сказать и о свисающих браслетах, и многочисленных цепочках. Их нужно исключить, т. к. они не согласуются с деловым стилем.

К аксессуарам можно также отнести и очки. Очки должны быть точно подобраны к чертам лица и не должны отвлекать от мимики и выражения ваших глаз. Оправа должна быть тонкой. Очки должны быть подогнаны так, чтобы они не сдвигались при движениях головы, не сползали вниз и нигде не жали. В противном случае вам придется постоянно их поправлять, что отвлекает учащихся, да и самого учителя.

Классический стиль подразумевает, что ваш макияж будет модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов – легкий. Прическа – современная, но без остро модных деталей.

Лицо педагога должно быть доброжелательно – заинтересованным. Следует сказать пару слов и о руках. Ни у кого не вызывает сомнения, что руки должны быть чистыми с ухоженными ногтями. Деловой этикет предписывает женщинам носить ногти средней длины, овальной формы и покрывать их светлым, (но в тон губной помаде), цветом. Бледно – розовым, тельным, светло- бежевым. Недопустимы в деловой обстановке накладные ногти.

2.2 Вербальное поведение

Но не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение является основой персонификации. Мы можем донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д.

Объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности. Стоит отметить, что восприятие информации на слух менее объемно, нежели визуально. Предложения должны быть не очень длинными и с паузами.

Вербальное поведение – это социальный символ. Отработка данных навыков совершенствует ваш имидж.

Но помните, что вас не только слышат, но и видят. Поэтому не забывайте о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Невербальное поведение – это язык подсознания. Оно исторически предшествовало появлению речи, а значит менее контролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотек. Невербальное поведение – это проявление культуры (как личной, так и национальной). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.

2.3 Этикет

Говоря о вербальном и невербальном поведении, стоит уделять внимание и этикету. Существует речевой и неречевой этикет. Речевой этикет – это вербальные формы выражения вежливых выражений между людьми. Данный этикет определяет стилистику текста собеседников. При этом имеют значения интонация, выбор слов и построение фраз. Грамотное использование правил речевого этикета дает возможность избегать отрицательных эмоций при общении.

Неречевой этикет – это система знаков. Сюда относятся жесты приветствия, прощания, знаки внимания и т.п.

Манеры – это показатель культурного уровня человека. Это отражение его нравственности и интеллекта.

Удачный профессиональный имидж определяется тем, насколько хорошо вы можете войти в необходимый образ, погрузиться в свою профессиональную роль. И чтобы ваш имидж был органичен и притягателен для окружающих, не забывайте быть обаятельными. Обаяние – это умение светиться людям. Обаятельный человек быстрее и легче добивается своих целей, при этом зарабатывая людские симпатии. Но обаяние – наша внутренняя установка. Чтобы любить людей, надо, прежде всего, полюбить себя. И в этом еще раз вам поможет работа над имиджем. Ухаживать за собой, заботиться о себе – это проявление любви к себе самому. Это хороший способ саморегуляции и повышения личной самооценки, прекрасный способ творческой самореализации. Это хороший психотерапевтический прием, а работа педагога связана с психическим напряжением и стрессами.

Неотъемлемым компонентом личности педагога является его разносторонность, эрудиция, любовь к своему делу, смелость признаться в незнании чего-либо, в своей неправоте. Именно все это лежит в основе профессионального мастерства, в основе педагогической интуиции, помогает преодолевать консерватизм, проявлять творчество, придает педагогу уверенность в себе. Уверенность эта помогает приохотить к учению даже тех учеников, которые кажутся безнадежными. И наконец – общительность. Хороший педагог не станет пренебрегать эмоциональной стороной общения с учениками: теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест. Вместо окрика – юмор, это спасительное, всесильное и интеллигентное средство любой богатой личности. Специалисты различают три варианта соотношения личности и профессии:

1)есть стойкие, практически не воспитуемые личные качества, которые противопоказаны для данной профессии; например, для педагога абсолютно противопоказаны: злорадство, склонность к тирании, эмоциональная глухота и др. В этом случае лучше подыскать себе другую профессию;

2)есть качества или способности, которые выражены слабо, их можно развить или компенсировать за счет других способностей или способов работы;

3)возможны также различные по способам, но равноценные по конечному результату варианты приспособления к условиям профессиональной деятельности.

3.Практическая часть

К сожалению, воспитатель детского сада по нынешним временам - профессия не из престижных. До сих пор многим профессия воспитателя представляется как работа по присмотру за детьми (особенно в группах младшего возраста - «Ну что там сложного – на горшки сажай да носы вытирай»). Я работаю в первой младшей группе (возраст детей от 2 до 3 лет). Дети на третьем году жизни становится самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятия, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Работа с детьми данного возраста требует от воспитателя терпения, внимания и индивидуальный подход к каждому ребенку. В этом возрасте дети учатся у взрослых и, прежде всего, у любимых воспитателей правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям. Воспитательница является образцом для малышей, человеком на которого они обращают свое внимание и пытаются ему подражать.

В нашу группу дети поступают из семьи, это требует от воспитателя дифференцированного подхода, как к детям, так и к родителям. Поступление в детское учреждение – это большая перемена в жизни ребенка и всей семьи. Родители, естественно, волнует вопрос о том, как их ребенок будет привыкать к новым условиям. Для меня важно знать не только особенности ребенка, но и те проблемы, которые часто возникают, когда из семьи дети поступают в детский сад. В своей деятельности выделяю основное направление – работа с родителями.

Я использую разные формы организации работы с родителями: консультации, родительские собрания, анкетирование родителей, опросы, советы, и т. д.

Работа с родителями ведется систематически и планово, коллективно и индивидуально. В большинстве семей родители стремятся правильно воспитывать детей, но не у всех хватает для этого жизненного опыта и педагогических знаний. В одних семьях родители понимают и учитывают возрастные и индивидуальные особенности своих детей. Но встречаются, и такие семьи, где не только не умеют, но и не хотят воспитывать детей, считая, что этим должен заниматься детский сад. Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических навыков. Поэтому очень важно оказать необходимую помощь родителям, привлечь их к участию в совместной работе.

Педагог пример для родителей!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общество, порождая требования к профессиональному имиджу педагога, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменным остаются такие качества «идеального педагога», как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

Не каждый знает, что воспитательский труд включает в себя не только обязанность заниматься воспитанием, образованием и оздоровлением детей, но и вести работу с родителями, создавать предметно-развивающую среду, оформлять документацию, обучаться самому. Но, в первую очередь, воспитатель - это человек, любящий детей. Общество, порождая требования к профессиональному имиджу воспитателя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменным остаются такие, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться. В этой связи, имиджу дошкольного воспитателя, принадлежит не последняя роль.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Браун Л. Имидж – путь к успеху. – С - Пб., 1996.
  2. Девис Ф. Создай себе имидж. – Минск, 1988.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник. М., 1999.
  4. Капустина З. Имидж современного педагога//Учитель №1, 2006.
  5. Новокшонова М. Имидж педагога: знания, опыт, мастерство.//Учитель №3, 2005.
  6. Петрова Е.А., Коробцева Н.А. Язык одежды, или как понять человека по его одежде. – М., 1998.
  7. Попова Л. Имидж современного педагога. //Учитель №6, 2002.
  8. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997.
  9. Ожегов С.И. Толковый словарь
  10. Станиславский К. С. Работа актёра над собой.// Собр. Соч.: В 8 т. - М.: Искусство, 1955.
  11. Шепель В.М. Профессия имиджмейкер. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  12. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах/ под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых.- Брянск.: Изд-во Брянского государственного университета, 2003.- Кн.1-174 с.
  13. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства. – М.: Просвещение,2006.
  14. Маркова Т.А. Детский сад и семья. - М.: Просвещение,1986.
  15. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение,1981.
  16. Вераксы Н.Е. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика-синтез,2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по теме: «Слагаемые профессионального имиджа педагога»

Понятие "имидж".Профессиональный имидж педагога.Как сформировать свой имидж?Практические советы (По В. Шепелю)....

Профессиональный имидж педагога

Письменные рекомендации для пежагогов по созданию привлекательного профессионального имиджа...

Проектная работа по теме: «СЛАГАЕМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ПЕДАГОГА»

Цель:Помощь педагогу в адаптации в условиях реформирования школы.Задача:Раскрыть основы формирования имиджа педагога....

Презентация Слагаемые профессионального имиджа педагога

Каждый человек имеет свой статусный образ. Иначе его можно назвать имиджем. Имидж (от англ. image – образ) – это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответств...

"Слагаемые профессионального имиджа педагога"

«Встречают по одежки – провожают по уму» - эта народная мудрость очень точно определяет значимость имиджа в жизни человека. Имидж – это облик личности, а становление личности – процесс преобразования ...

"Слагаемые профессионального имиджа педагога"

Объект исследования – профессиональный имидж педагога.Цель исследования – изучение сущности и особенностей создания положительного имиджа педагога....

Роль профессионального имиджа педагога в работе с родителями

Древнегреческий философ Ксенофонт сказал: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится»....


 

Комментарии

ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ЯЦЕНКО

Очень хорошая информация, спасибо, можно использовать в тренингах и семинарах с педагогами...

Попова Татьяна Владимировна

Здравствуйте,я рада. что моя работа вам понравилась.