Проектная работа по теме: «СЛАГАЕМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ПЕДАГОГА»
материал по теме

Демидова Екатерина Алексеевна

 

Цель:Помощь педагогу в адаптации в условиях реформирования школы.

Задача:Раскрыть основы формирования имиджа педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_Imidg33.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области

Педагогическая академия последипломного образования

(ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)

Кафедра человековедения и физической культуры

Проектная работа по теме:

«СЛАГАЕМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ПЕДАГОГА»

КУРС «ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ»

                        

Слушатель:учитель-логопед

                                                                                                       МДОУ д/с №1 г.о. Власиха

Комарова Е.А.

                                                                                                             Руководитель проекта:

ст.преподаватель кафедры

человековедения и физической культуры, доцент

Чернова-Бехметова И.И.

        

Москва 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Имидж

1.1 Понятие имиджа

1.2 Социально-психологический аспект имиджа педагога

1.3 Личность педагога

1.4 Педагогическая этика

2. Модель имиджа педагога

2.1 Визуальная привлекательность

2.2 Вербальное и невербальное поведение

2.3 Манеры, этикет

2.4. Обаяние и общительность

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

    Реформирование образования, переход к гуманизации и демократизации школьной жизни, ориентация на развитие личности учащегося, а не только на простую передачу знаний, предъявляет принципиально новые требования к личности учителя.

    Актуальность исследования формирования индивидуального имиджа педагога обусловлена процессом реформирования образования, который предполагает усиление внимания к индивидуальности не только ученика, но и учителя, поощрение его творческих способностей, необычности, неординарности. Но, как бывало и прежде, в действительности многие из  декларативных идей и принципов не реализуются в достаточной мере.

    Объяснением этому может быть как сложность и противоречивость процесса реформирования отечественного образования в настоящих социально-экономических условиях, так и недостаточное внимание к процессу формирования личности и индивидуальности самого учителя. Система профессионального и последипломного образования педагогов уделяет достаточно внимания повышению квалификации учителя, но формирование педагога как гармонически развитого субъекта, у которого качества ума удачно сочетаются с физической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами, обладающего адекватной самооценкой и развитой Я-концепцией, часто остается вне поля деятельности образовательных учреждений. Как один из путей гуманизации образования и повышения эффективности педагогической деятельности предлагается формирование индивидуального имиджа педагога, учитывающего специфику педагогического труда.

Цель: Помощь педагогу в адаптации в условиях реформирования школы.

Задача: Раскрыть основы формирования имиджа педагога.

1. Имидж

1.1 Понятие имиджа

    Каждый человек имеет свой статусный образ. Иначе его можно назвать имиджем. Имидж (от англ. image – образ) – это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом.

    «Существует ли специфический имидж учителя?» - задает вопрос известный отечественный психолог Л.М. Митина и утвердительно отвечает на него: «Учителя определяют в непрофессиональной среде очень быстро».

    Имидж учителя проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие.

    В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога.В структуре имиджа профессионала, предложенный Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

     Внешняясоставляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

    Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальнуюсоставляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.«Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий … », способен «оживить урок», сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

    Внутренняя составляющая – это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

    Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.

Что такое хороший учитель?

    Исследование Е.А. Петровой показывает, что имидж «хорошего» учителя в восприятии всех изучаемых категорий учащихся и родителей четко связан с такими универсальными качествами, как миролюбивый, веселый, тактичный, откровенный, активный, щедрый, уверенный, сотрудничающий, организованный, трудолюбивый, умный и приятный.

     Качества, входящие в образ стереотипа «идеального» учителя, можно расценивать как «систему требований», предъявляемую учениками к имиджу учителя в современных условиях. Творческое же соотнесение со стереотипным образцом идеального учителя должно стать внутренним стимулом совершенствования и саморазвития каждого педагога с актуализацией собственных возможностей, с развитием творческого потенциала.

    При этом никто не призывает учителя к некритическому следованию образцу (идеальной модели), несовместимому с его конкретным индивидуально-психологическим складом.

1.2 Социально-психологический аспект имиджа педагога

    Чем бы ни занимался человек, он всегда вызовет уважение людей, если он мастер своего дела. Это справедливо не только потому, что смотреть на то, как человек красиво работает, всегда приятно. Дело не в эффектности, а в эффективности труда.

    Влияние учителя тем сильнее, чем ярче и самобытнее его личность. Это касается кругозора учителя, его общей культуры. Ведь невозможно дать другому того, чего не имеешь сам. Поэтому, чтобы учить и воспитывать других, надо прежде всего быть образованным и воспитанным самому. Нужно, чтобы кругозор учителя не ограничивался школьной программой.

    Индивидуальность учителя – главный источник мотивации к учению. Своим отношением к работе, своей заботой и заинтересованностью, выдумкой и творчеством он мотивирует учеников, пробуждает у них то же отношение к делу.

1.3 Личность педагога

    Личность учителя – важнейший фактор воспитания. Он проявляется не только в том, что ученики слышат от учителя, но и в том, что они видят в его поведении, в его поступках. Жизненной активности также может учить только тот учитель, который сам имеет интересы и увлечения.

    По мнению Г.Е. Глезермана, социально значимыми чертами всесторонне развитой личности являются: а) духовное и физическое развитие, б) научный и философский кругозор в сочетании с необходимой специализацией в какой-либо области знаний и практической деятельности, в) умственный и физический труд, г) знания в сочетании с высокой нравственностью и гражданским долгом, д) научное образование в сочетании с художественной культурой и высокими эстетическими вкусами.

    Личность – явление социальное, она есть продукт развития общества. Конечно, каждая личность уникальна, неповторима, но главное – это не ее неповторимость, а ее направленность.  Личность может быть направлена на себя – тогда она перестает быть общественной ценностью; она может быть направлена на пустяки – тогда она теряет свою ценность вообще; но если она проявляется во вредной для общественного прогресса деятельности, то она становится злом.

1.4 Педагогическая этика

    Педагогическая этика – основа личности учителя. Она изучает основные принципы педагогической морали: гражданственность и патриотизм в сочетании с интернационализмом, профессиональная самоотверженность, педагогическая солидарность и коллективизм, гуманизм, педагогический оптимизм. Эта наука изучает категории педагогической этики.

1)  Профессиональный педагогический долг. Под ним понимают совокупность требований, которые общество предъявляет к личности учителя, независимо от того, желает ли этого учитель или нет. Поэтому иногда возникает конфликт между личностью и обществом, точнее, между желанием и долгом.

2)  Педагогическая справедливость. Справедливость – это одна из форм моральной оценки. Она опирается на соответствие между достоинствами людей (учеников) и их общественным признанием. Если это соответствие нарушается, возникает то, что мы называем несправедливостью. Справедливость – основа доверия учеников к учителю.

3)  Профессиональная честь и достоинство. В понятие чести входит стремление учителя поддерживать свой престиж, свою репутацию. Иногда именно из-за этого стремления, если оно ложно понято, вырастает процентомания, организуется бурная деятельность перед проверкой школы, проводятся мероприятия для «галочки», существует так называемая «защита мундира» и т.п.

4)  Педагогическая совесть. Совесть – это некий общественный представитель в сознании учителя, представитель, который контролирует выполнение учителем его профессионального долга.

2. Модель имиджа педагога

    Работа педагога альтруистична, а значит, имидж учителя – это не только индивидуальная цель. Личность педагога способствует формированию личности ученика. Повседневное непосредственное влияние эффективней шаблонного воспитания. Забота учителя о своем имидже – это немаловажная задача педагогической деятельности.

     Обучение детей – это сущность труда учителя. Следовательно, забота учителя о своем имидже – это также профессиональное требование.

Перечислим слагаемые имиджа. К ним относятся:

-  визуальная привлекательность;

-  вербальное и невербальное поведение;

-  манеры, этикет;

-  обаяние и общительность.

Рассмотрим модель имиджа учителя.

2.1 Визуальная привлекательность

    Именно поэтому визуальная привлекательность педагога образа очень важна. Во все времена люди ценили гармонию и красоту. Эффект первого впечатления базируется на визуальном восприятии. По экспериментальным данным психологов внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих. Влияние учителя на ученика зависит от расположения последнего. Визуальная привлекательность- это не только наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от нас.

     Основной стиль учителя – это классика. Классический стиль – это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Например, одежда классического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но не остаются без внимания модные пропорции и нюансы покроя, используются ткани новых фактур и актуальных цветовых оттенков.

     Говоря об одежде, особо надо остановиться на аксессуарах. Деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то только из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Идеальным вариантом считается наличие часов (на руке или висящих на цепочке) и гладкого обручального кольца.

    К аксессуарам можно также отнести и очки. Очки должны быть точно подобраны к чертам лица и не должны отвлекать от мимики и выражения ваших глаз. Оправа должна быть тонкой. Очки должны быть подогнаны так, чтобы они не сдвигались при движениях головы, не сползали вниз и нигде не жали.

    Классический стиль подразумевает, что ваш макияж будет модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов – легкий. Прическа – современная, но без остромодных деталей.

    Инструментом мощного воздействия на учеников является лицо учителя. Этим «инструментом» надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень точно им управлять. Люди специально не подготовленные обычно не осознают выражение своего лица. Связано это с тем, что мимические мышцы имеют мало нервных окончаний, и их слабые импульсы надо научиться воспринимать.

Лицо учителя должно быть доброжелательно – заинтересованным. У ученика выражение лица учителя должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такое выражение лица создает установку, что-то, что происходит на уроке самому учителю интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно ученикам.

    Следует отметить, что внешняя атрибутика классического стиля внушает уважение.

2.2 Вербальное и невербальное поведение

   Но не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение является основой персонификации. Мы можем донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д.

    Вербальное поведение – это социальный символ. Отработка данных навыков совершенствует ваш имидж.

    Невербальное поведение – это язык подсознания. Оно исторически предшествовало появлению речи, а значит менее контролируемо интеллектом. Невербальное поведение – это проявление культуры (как личной, так и национальной). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.

2.3 Манеры, этикет

    Говоря о вербальном и невербальном поведении, стоит уделять внимание и этикету. Существует речевой и неречевой этикет. Речевой этикет – это вербальные формы выражения вежливых выражений между людьми. Данный этикет определяет стилистику текста собеседников. При этом имеют значения интонация, выбор слов и построение фраз. Грамотное использование правил речевого этикета дает возможность избегать отрицательных эмоций при общении.

   Неречевой этикет – это система знаков. Сюда относятся жесты приветствия, прощания, знаки внимания и т.п.

   Манеры – это показатель культурного уровня человека. Это отражение его нравственности и интеллекта.

2.4. Обаяние и общительность

    Удачный профессиональный имидж определяется тем, насколько хорошо вы можете войти в необходимый образ, погрузиться в свою профессиональную роль. И чтобы ваш имидж был органичен и притягателен для окружающих, не забывайте быть обаятельными. Обаяние –это умение светиться людям. Обаятельный человек быстрее и легче добивается своих целей, при этом зарабатывая людские симпатии. Но обаяние – наша внутренняя установка. Чтобы любить людей, надо, прежде всего, полюбить себя. И в этом еще раз вам поможет работа над имиджем. Ухаживать за собой, заботиться о себе – это проявление любви к себе самому.

    И наконец – общительность. Хороший учитель не станет пренебрегать эмоциональной стороной общения с учениками: теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест.

   Не следует думать, что учитель – это некий ангел, «набитый добродетелями» (В.Н. Сорока – Росиньский). Главное – определить свою «породу», найти то хорошее, на что следует опереться и что следует развивать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменным остаются такие качества «идеального учителя», как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

    «Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен», пишет В.М. Шепель.

   В каждой профессии есть свои «нельзя». Есть они и в учительской профессии: учитель не должен быть серым. Как точно заметил С.Л. Соловейчик: «Рядовой учитель – не очень законное сочетание слов: учитель не может быть рядовым, в противном случае он не учитель…Подавший заявление в педагогический институт по сути берет на себя обязанности стать идеалом человека хотя бы для будущих учеников».

    Учитель – это не только профессия, это – жизненное кредо. Станете ли вы таким Учителем, зависит только от вас.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Актерские способности в деятельности учителя: Метод. пособие/Сост. Л.А. Ильина. Магнитогорск, 1998.

2.  Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя. /Народное образование №2, 2006.

3.  Браун Л. Имидж – путь к успеху. – С - Пб., 1996.

4.  Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя//Вопросы психологии. – 1975.

5.  Девис Ф. Создай себе имидж. – Минск, 1988.

6.  Журавлев Д. Имидж учителя – необходимость или дань моде? // Народное образование №7, 2003.

7.  Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник. М., 1999.

8.  Калюжный А.А. Технология построения имиджа учителя.//Имидж №5 Гуманитарное образование в школе: теория и практика.

9.  Капустина З. Имидж современного педагога//Учитель №1, 2006.

10.  Новокшонова М. Имидж педагога: знания, опыт, мастерство.//Учитель №3, 2005.

11.   Петрова Е.А., Коробцева Н.А. Язык одежды, или как понять человека по его одежде. – М., 1998.

12.   Попова Л. Имидж современного педагога. //Учитель №6, 2002.

13.   Смирнова Н.Е. Имидж учителя.//Преподаватель, 2001, №1.

14.   Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка для педагога

«Слагаемые профессионального имиджа»

Психолого-педагогические принципы, обусловливающие имидж:

• принцип гармонии визуального образа;

• принцип коммуникативности - многообразия форм и способов информационного взаимодействия;

• принцип саморегуляции и ортобиоза (наука о технологии самосбережения тела и души);

• принцип речевого воздействия.

Психологические составляющие имиджа:

• высокая самооценка, уверенность в себе;

• вера в доброжелательность и вера в доброго человека;

• социальная и личная ответственность ("я - причина всего положительного и отрицательного в моей жизни");

• желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения.

Внешний вид педагога

• Культура одежды имеет не меньшее значение, чем культура поведения. В одежде всегда должны присутствовать, т.к. она является визитной карточкой учителя. «Одежда и одевает, и открывает человека».

• Внешний вид учителя имеет довольно большое значение, так как его работа связана с общением с большим количество людей, при этом их основная часть дети. В этом случае, классический, даже немного консервативный вид куда уместнее, чем ультрамодные наряды.

• Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать уважение и вызывать доверие.

• Идеальной формой одежды для учителя является такая, которая способствует сосредоточению внимания учеников не на изучении деталей одежды, а именно на усвоении материала. Такой одеждой может быть деловой костюм, который подчеркивает профессиональные, личные качества и официальность отношений с учениками. Для женщины это не обязательно должен быть брючный костюм или пиджак с юбкой, это может быть и красивое, но элегантное платье.

• В российских традициях черный, белый и серый цвета поднимают статус личности в глазах окружающих, а яркая цветная гамма может повлиять на качество усвоения материала классом, привлекая внимание исключительно к внешнему виду учителя.

Деловые качества и хорошие манеры

• Для имиджа педагога очень важны деловые качества – профессиональная и социальная компетентность, пунктуальность, точность, деловитость.

• Щепетильное отношение к чужому времени. Уважение к чужому труду.

• В школе никак не обойтись и без хороших манер в разговорах с учащимися, общении с коллегами, родителями школьников и в то же время – без знания делового этикета, соблюдения субординации.

• Учителю важно контролировать свои жесты, особенно необходимо избавляться от агрессивных, которые на бессознательном уровне отталкивают детей от личности педагога.

• Мимика должна быть только доброжелательной.

Семь шагов технологии успешного имиджа учителя:

1. Найти свой правильный смысл жизни, поставить планку потребностей;

2. Сделать инвентаризацию своих способностей и возможностей, сделать анализ того, что имеешь и что можешь сам изменить к лучшему;

3. Развивать чувство собственного достоинства и при этом избавиться от заниженной или завышенной самооценки; если надо – избавиться от невротического поведения, которое никогда не сделает вас успешным;

4. Самовоспитание, самоконтроль, самоорганизация, самообразование: постоянный интерес к профессиональному росту, к науке и – обязательно – к психологии;

5. Поиск методов мотивационной готовности к успеху и самомотивации, радость за себя «здесь и теперь», за каждый свой шаг вперед;

6. Развитие позитивного мышления, способности превращать неудачу в успех;

7. Работа над своим духовным содержанием; без соблюдения духовных законов путь к успеху закрыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по теме: «Слагаемые профессионального имиджа педагога»

Понятие "имидж".Профессиональный имидж педагога.Как сформировать свой имидж?Практические советы (По В. Шепелю)....

Профессиональный имидж педагога

Письменные рекомендации для пежагогов по созданию привлекательного профессионального имиджа...

Презентация Слагаемые профессионального имиджа педагога

Каждый человек имеет свой статусный образ. Иначе его можно назвать имиджем. Имидж (от англ. image – образ) – это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответств...

Проект "Слагаемые профессионального имиджа педагога"

Актуальность исследования формирования индивидуального имиджа педагога обусловлена процессом реформирования образования, который предполагает усиление внимания к индивидуальности не только ребенка, но...

"Слагаемые профессионального имиджа педагога"

«Встречают по одежки – провожают по уму» - эта народная мудрость очень точно определяет значимость имиджа в жизни человека. Имидж – это облик личности, а становление личности – процесс преобразования ...

"Слагаемые профессионального имиджа педагога"

Объект исследования – профессиональный имидж педагога.Цель исследования – изучение сущности и особенностей создания положительного имиджа педагога....

Роль профессионального имиджа педагога в работе с родителями

Древнегреческий философ Ксенофонт сказал: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится»....