Профессиональный имидж педагога
материал на тему
Письменные рекомендации для пежагогов по созданию привлекательного профессионального имиджа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра человековедения и физической культуры
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:
«Подготовка письменных рекомендаций для педагогов по созданию привлекательного профессионального имиджа»
Курс «Профессиональный имидж педагога (72 ч.)
Слушатель: Рябкова Ольга Сергеевна
Воспитатель МДОУ №19 г. Мытищи.
Научный руководитель: д.ф.н., профессор
В. М. Шепель
МОСКВА 2010
В самом начале данной работы, на мой взгляд, необходимо раскрыть понятие имиджа, его составляющих, роли имиджа в жизни как личной, так и профессиональной. С английского «имидж» переводится как «образ». Есть различные определения имиджа. Мне наиболее близко определение имиджа как «непосредственно или преднамеренно создаваемого визуального впечатления о личности (социальной структуре, государстве, обществе и т.п.)». Имидж – понятие широкое, целостный имидж включает в себя внешность, личное обаяние, умение грамотно, аргументировано и интересно говорить, умение правильно подать себя, то есть, можно сказать, самопрезентоваться. И так как в данном случае мы говорим конкретно о профессиональном имидже педагога, важно помнить, что педагог – публичная личность, профессионал, демонстрирующий культуру самопрезентации. Вот почему так важно, чтобы педагог имел представление о собственном имидже, владел технологией создания персонального имиджа.
Для овладения технологией самопрезентации необходимо обладать такими данными, как наличие определенных личностно-деловых качеств, высокий уровень культуры, психологическая готовность к общению, а также визуальной привлекательностью, эффективным риторическим воздействием и флюидным излучением. Кроме того, важно не только уметь презентовать себя, но и уметь «читать» собеседника, и это важно не только при проведении, скажем, деловых переговоров, для педагога это является не менее важным, хотя бы для предотвращения конфликтов с воспитанниками, их родителями, руководством. И в этом помогает знание основ физиогномики, мимики, кинесики.
Как же создать персональный имидж? С чего начать? Есть три стадии создания имиджа: имитационный образ – личность создает его в собственном воображении, опираясь на литературные источники, личное наблюдение, советы специалистов; ролевой образ – адаптация имитационного образа к профессиональным интересам или конкретной ситуации; зрительный образ – на данном этапе вырабатывается стиль поведения в созданном образе, полное вхождение в него так, что окружающие воспринимают этот образ как реальную личность. Кроме того, педагог должен быть идеалом обаяния, то есть воспитанным, образованным, терпимым, элегантным человеком, обладающим современным вкусом к одежде, мастерством владения словом, плюс, конечно, хорошим физиогномистом. Поэтому далее я более подробно остановлюсь на каждой из составляющих персонального имиджа и постараюсь дать рекомендации по созданию привлекательного профессионального имиджа для моих коллег - педагогов.
1. Физиогномика, фейсбилдинг.
Необходимость в знании хотя бы основных положений науки физиогномики очевидна. Имея представление об особенностях собственного лица, вы сможете определить, какая прическа, макияж и даже одежда подходят вам, а это все необходимо для того, чтобы научиться выгодно подать себя. Ведь встречают по одежке, то есть первое впечатление о человеке складывается по его внешним данным. И оно является очень важным. На основе первого впечатления формируется изначальный и нередко довольно устойчивый стереотип восприятия педагога. Первое впечатление об учителе играет большую роль в возникновении педагогического воздействия, влияния на детей. Важно произвести благоприятное первое впечатление, расположить к себе как детей, с которыми вы работаете, так и взрослых – их родителей, руководство. Этого, конечно, недостаточно, впоследствии это впечатление нужно суметь поддержать. Ведь для педагога как человека, чья профессия предполагает постоянное общение, крайне важным является умение настроить людей на положительное отношение к себе, желание слушать, авторитет педагога должен быть неоспорим.
Кроме того, как я уже говорила, педагог обязан быть хорошим психологом и физиогномистом. Умение «читать» по лицу является неотъемлемым условием для предотвращения различного рода конфликтов. Я, как воспитатель в детском саду, могу сказать, что конфликты с родителями есть всегда, особенно с родителями, чьи дети только пошли в сад. Это естественный страх каждого родителя, что чужие люди не смогут должным образом позаботиться об их детях. Как следствие – недоверие к воспитателю, придирчивость, воинственный настрой. Этого можно и нужно избегать! К каждому родителю можно найти подход, настроиться на его волну – это очень важно. И тут физиогномика очень помогает. Часто внешние черты лица (формы и его детали) помогают узнать внутренний мир и характер человека, что позволяет прогнозировать поведение человека и получать представление об его внутреннем потенциале.
Скажем, маленькие глаза характеризуют людей замкнутых, самодовольных и упрямых, подчас способных на спор, ссоры, истерики. А длинный нос характерен для человека консервативного, гордого, обладающего большими творческими возможностями, однако лишенного деловых качеств. Если вы видите, что у человека глубокие вертикальные складки между бровей, - это человек вдумчивый, рассудительный, серьезный, с ним разговаривать стоит сдержанно, по-деловому. А вот с человеком, у которого видны частые морщинки в уголках глаз, приподняты уголки губ, можно общаться с нотками юмора – этот человек, скорее всего, оптимистичная и жизнерадостная личность. Если вы видите, например, женщину, лицо которой как бы «сползло» вниз, - скорее всего, у нее нелегкая судьба, это уставший от забот человек, и было бы крайне неосмотрительно демонстрировать ей свое чувство юмора, - вы испортите впечатление о себе и создадите негативный настрой у человека. А это недопустимо, ведь педагог должен быть авторитетом, примером нравственности, профессионализма, тактичности, толерантности, грамотности, образованности как для детей, так и для их родителей, они должны быть уверены, что доверяют ребенка профессионалу, в противном случае они могут даже помешать продуктивной деятельности педагога. Педагог и родитель – это всегда тандем, правильное воспитание и продуктивное обучение есть результат совместной деятельности, взаимодополнения родителей и педагогов в образовательном учреждении, а любая совместная деятельность предполагает доверие и признание авторитетов.
2. Мимика. Жесты. Позы.
Я позволила себе объединить эти три слагающие, поскольку все они относятся к проявлениям невербального общения.
Помимо умения «читать» лица собеседников, важно уметь контролировать свое собственное лицо. Что это значит? А.С. Макаренко говорил: «Настоящий педагог не имеет права быть на работе с грустным лицом. Он должен уметь управлять своим настроением. Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог обязан это делать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой». Это значит, что педагог (а уж педагог в дошкольном учреждении тем более, учитывая крайне восприимчивый возраст воспитанников) должен всегда излучать оптимизм, доброжелательность, радость. Говорят же, «улыбайтесь, и к вам потянутся люди». И недаром говорят! Очень важно уметь улыбаться, и делать это так, чтобы все видели искренность улыбки, особенно дети, которые очень тонко чувствуют настроения. Учитесь мимике улыбки, неподготовленными мышцами лица довольно трудно изобразить радостную улыбку в минуту печали, - выйдет лишь неприятная (и уж точно не располагающая к вам) гримаса.
Важно помнить, что улыбка задействует практически все мышцы лица. Поэтому нужно взять на заметку следующее: если у человека глаза медленно раскрываются и резко захлопываются, а уголки рта быстро ползут вверх, то он притворяется, если человек при улыбке начинает быстро моргать, а уголки рта поднимаются медленно, расплывчато, то его улыбка искренняя. Зная это, можно научиться контролировать движения мышц при улыбке, а также понять, является ли искренней и улыбка вашего собеседника. Не менее важным, наряду с улыбкой, источником информации являются глаза. Во время общения старайтесь смотреть на символический треугольник на лице собеседника, расположенный на области глаз и линии рта, - такой взгляд способствует установлению расположения и дружеских контактов. Если вы не хотите выглядеть некомпетентным, неуверенным, не внушающим доверия человеком, ни в коем случае не отводите глаза, контакт глаз необходим, он является сигналом того, что вы уверены в себе и своих словах, не лжете и не пытаетесь уйти от ответа. Помня эти правила, регулярно тренируйте перед зеркалом дружелюбную, естественную улыбку и открытый, заинтересованный взгляд. Тем более, есть основания полагать, что чем чаще человек улыбается, тем лучше это влияет на его душевное состояние, он становится более уравновешенным и гармоничным и, как следствие, его улыбка становится более искренней, ведь наш внутренний мир и внешние проявления тесно связаны между собой.
Жесты – это передача внешнего и внутреннего состояния человека. Они являются неотъемлемой частью общения, выдают наше настроение и истинные намерения. И тут важно овладеть некоторыми приемами. Если вы хотите показать свою заинтересованность, наклоните голову чуть вперед и набок. Открытые ладони указывают на открытую душу и искренность в общении, а ладони, повернутые к себе – это признак доверия, приглашение к сотрудничеству. А вот прикосновения к лицу, шее, потирания носа, прикрывания рта рукой стоит избегать, это признаки неуверенности, попытки скрыть нервозность.
Что касается позы, можно сказать, что гордая, прямая поза является показателем доверия, недаром мы и детей приучаем держаться прямо: это хорошо и для здоровья, и является признаком уверенности в себе. Поза должна быть открытой, прикрываясь, вы вряд ли сможете расположить человека к себе.
Для педагога очень важным является умение заинтересовать воспитанников. По жестам нередко можно понять, когда удержать интерес детской аудитории не удается. Голова лежит на ладони, глаза прикрыты - человеку скучно, об этом же говорит и отсутствие движения глаз, пустой взгляд.
То, как мы двигаемся, сидим, стоим, во многом влияет на степень нашего обаяния. Привлекательная наружность влияет на психику, на самочувствие и, таким образом, способствует успеху. Чтобы окружающие воспринимали вас как уверенную в себе и своем профессионализме обаятельную личность, ваша осанка должна быть ровной, поза открытой, весь ваш облик должен указывать на то, что вы заинтересованы в собеседнике, при ходьбе шаг должен быть размеренным, походка легкой, руки слегка подвижными. Все это необходимо тренировать, ведь через движение, жест, позу мы воздействуем и на свою психику, настрой, самоощущение.
Необходимо также помнить про дистанцию, не вторгаться в личное пространство, для общения на работе приемлема дистанция, не заходящая за пределы личной зоны (46 см. – 1.22 м.). Для того, чтобы не испортить впечатления о себе, рекомендуется не делать следующего: указывать пальцем на человека или предмет; во время разговора хлопать собеседника по плечу, крутить пуговицы на его одежде, хватать его за рукав; крутить в руках различные предметы, барабанить пальцами по столу, хрустеть пальцами, почёсываться, рыться в карманах; излишне жестикулировать, так как это выдаёт нервного, закомплексованного человека.
3. Одежда. Прическа. Макияж.
Когда мы говорим «встречают по одежке», мы имеем ввиду то впечатление, которое производим в первые секунды, визуальный образ. Человеку достаточно нескольких секунд, чтобы оценить внешность другого человека, оглядев его, как говорится, с головы до ног. Очень важно, чтобы ни одна деталь не выпадала из общего ансамбля. То есть если человек безупречно одет, но, скажем, у него неаккуратный маникюр или нелепый макияж, - это может испортить все впечатление о нем.
Педагог – яркий пример для подражания во все времена. И для детей любого возраста. Поэтому он не имеет права выглядеть плохо, он закладывает понятие вкуса и эстетики в юные детские головы. Из разнообразия стилей для работы педагога, на мой взгляд, более всего подходит классический стиль одежды. Наиболее подходящими цветами для деловой одежды принято считать синий и серый цвета. Поэтому оптимальный вариант для работы – брючный однотонный костюм, выдержанный в этих тонах, можно позволить себе чуть более яркую расцветку блузки, но она должна быть рубашечного типа, либо все то же самое, но вместо брюк – юбка, из обуви предпочтительнее всего классические туфли – лодочки. Конечно, важно подобрать фасон по фигуре, комфортную высоту каблука, подходящий оттенок цвета одежды. Главное правило – одежда должна быть удобной и подходить лично вам, потому что даже самый безупречный и модный костюм, причиняющий малейший дискомфорт, может испортить и настроение вам, и впечатление о вас.
Что касается стиля, можно внести некоторые поправки, исходя из того, что профессия педагога предполагает проведение различных мероприятий, утренников, особенно в дошкольных образовательных учреждениях. Поэтому тут, можно сказать, уместен и авангардный стиль (те же костюмированные представления). В повседневных педагогических буднях, однако, предпочтительнее придерживаться классического, делового стиля, потому что учитель должен быть примером строгости, сдержанности, элегантности. И не нужно слишком усердствовать с аксессуарами, внимание детей удержать довольно трудно, а различные аксессуары отвлекают, что, несомненно, мешает им сосредоточиться на собственно учебном процессе.
Прическу и макияж каждый подбирает по себе, согласно особенностям своего лица, пропорциям тела, вкусам и предпочтениям, ну и конечно внимательно изучив модные тенденции. Важно помнить о том, что все должно гармонично сочетаться и подходить лично вам, а так же соответствовать ситуации и тому социальному окружению, в котором вы находитесь. Само собой, неуместен слишком яркий цвет волос, или вечерний макияж, а так же недопустимо отсутствие маникюра или грязная обувь, например. Таким образом, главное правило, которое нужно запомнить: педагог должен быть примером элегантности, от прически и до кончиков ногтей, в буквальном смысле.
4. Речь.
Часто бывает так, что человек производит очень благоприятное впечатление, и одет со вкусом, и осанка ровная, но вот он открывает рот…и портит о себе все впечатление грубым голосом, безграмотностью, бессвязной речью. Педагог не может себе этого позволить. Педагогическая риторика предполагает культуру речи, владение терминологией преподаваемой области знаний, умение строить монологическую научную речь, организовать профессиональный диалог и управлять им, соблюдение норм речевого этикета, умение слушать и слышать, зачастую – умение выходить из нестандартных ситуаций.
У современных детей в ходу различные жаргонизмы, педагог должен их знать и понимать, однако ни в коем случае не использовать их в своей речи, а наоборот, стараться заменить вульгаризм в речи детей адекватными синонимами и сам быть эталоном грамотной речи, ведь детям очень свойственно подражание. Владение речью – очень важная составляющая привлекательного имиджа, это оценка человека, его основная и наиболее объективная характеристика. Педагог непременно должен говорить доступными для детской аудитории словами, аргументировано, ассоциативно (известно, что дети в особенности хорошо усваивают информацию путем проведения ассоциаций), художественно выразительно, остроумно, эмоционально, не скучно. От того, насколько яркой и интересной будет речь педагога, зависит степень того, насколько дети усвоят полученную информацию, ведь им свойственно наиболее активно воспринимать то, что кажется им интересным. Педагог призван постоянно демонстрировать свое мыслительное преимущество перед учениками и культуру общения. Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, напряженности в отношениях между учителем и учеником или целым классом.
Помимо грамотности речи, важную роль играет голос, старайтесь смягчить свой голос, выполняйте специальные дыхательные упражнения, тренируйте связки, чтобы ваш голос звучал чарующе, завораживающе, вас хотелось слушать и слушать, внимая вашим словам. Необходимо и овладеть умением делать паузы, улавливая настроение учеников, вовремя вводить, скажем, интересный пример, цитату. Помимо умения информативно, грамотно и доступно излагать, педагогу важно уметь слушать и слышать учеников, грамотно обеспечить обратную связь. А при общении с родителями учеников совсем не лишними будут навыки ведения деловых переговоров.
5. Манеры и этикет.
Манеры и этикет являются, несомненно, важными составляющими имиджа. Здесь важна манера держать себя, жесты, мимическая культура, посадка и поворот головы, поведение, соблюдение педагогического такта. Тренируйте этикет в жизни, постепенно вы настолько привыкнете соблюдать его правила, что они станут неотъемлемой частью вашей жизни, а имидж воспитанного, элегантного человека и профессионала – вашим Я.
Педагогический такт предполагает: уважение к школьнику и требовательность к нему; развитие самостоятельности учащихся, педагогическое руководство их работой; внимательность к психическому состоянию ученика и разумность и последовательность требований к нему; доверие к учащимся и систематическая проверка их учебной работы; педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками. Педагог должен проявлять к ученику терпимость, стремиться понять его и помочь ему; проявлять уважение к его личности, поддерживать в нем чувство собственного достоинства; признавать за ним право быть непохожим на других; смотреть на проблему с его позиций, его глазами; учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка. Педагогический этикет предполагает соблюдение нравственных норм поведения, принятых в профессиональной педагогической деятельности.
Таким образом, подытоживая все вышесказанное, можно охарактеризовать педагога как личность, обладающую коммуникативными навыками, чуткого, терпимого, вежливого человека, со вкусом, модно и адекватно одевающегося, умеющего нравиться людям, равно как детям, так и взрослым, владеющего техникой ведения деловых переговоров, умеющего заинтересовать и удержать интерес. Педагог – эталон воспитанности, элегантности, сдержанности и собранности, профессионализма и компетентности. Соблюдая нетрудные правила, заручившись поддержкой специалистов – имиджмейкеров, изучив специальную литературу, постоянно совершенствуя свои навыки, можно стать тем идеалом, который должен являть собой педагог, который вызывает доверие и желание прислушиваться и подражать, на который хотят (и должны) равняться ученики, воспитанники. Ведь большую часть жизни мы учимся, образовательные учреждения – практически наш второй дом, а педагоги – практически вторые родители, дети постоянно равняются на педагога, к тому же учитель – публичная профессия, поэтому педагог просто обязан стремиться к тому, чтобы стать эталоном для подражания.
Стоит потрудиться во имя создания привлекательного профессионального и персонального имиджа, но результат порой поражает. Наша внешность тесно связана с нашим внутренним состоянием, она является фактически зеркальным его отражением, но ведь существует и обратная связь! Чем ближе мы к эталону, тем выше наша самооценка, формируется позитивная Я-концепция, а чем увереннее мы в себе, чем более позитивным является наш внутренний настрой, тем продуктивнее любая наша деятельность. Помимо привлекательной внешности, педагогу просто необходимо владеть навыками коммуникаций, ведь он должен уметь донести информацию, получить отдачу, зачастую предотвратить назревающие конфликты. И, безусловно, знание физиогномики, умение считывать невербальную информацию является большим плюсом не только в профессиональной жизни педагога, но и личной жизни каждого человека. Научиться всему этому можно и нужно, дополняя исходные природные данные и навыки. К тому же деятельность, направленная на создание привлекательного профессионального имиджа, - это вовсе не труд, а огромное удовольствие как от процесса, так и от созерцания результата этой, безусловно, благотворной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа по теме: «Слагаемые профессионального имиджа педагога»
Понятие "имидж".Профессиональный имидж педагога.Как сформировать свой имидж?Практические советы (По В. Шепелю)....
Проектная работа по теме: «СЛАГАЕМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ПЕДАГОГА»
Цель:Помощь педагогу в адаптации в условиях реформирования школы.Задача:Раскрыть основы формирования имиджа педагога....
Презентация Слагаемые профессионального имиджа педагога
Каждый человек имеет свой статусный образ. Иначе его можно назвать имиджем. Имидж (от англ. image – образ) – это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответств...
Проект "Слагаемые профессионального имиджа педагога"
Актуальность исследования формирования индивидуального имиджа педагога обусловлена процессом реформирования образования, который предполагает усиление внимания к индивидуальности не только ребенка, но...
"Слагаемые профессионального имиджа педагога"
«Встречают по одежки – провожают по уму» - эта народная мудрость очень точно определяет значимость имиджа в жизни человека. Имидж – это облик личности, а становление личности – процесс преобразования ...
"Слагаемые профессионального имиджа педагога"
Объект исследования – профессиональный имидж педагога.Цель исследования – изучение сущности и особенностей создания положительного имиджа педагога....
Роль профессионального имиджа педагога в работе с родителями
Древнегреческий философ Ксенофонт сказал: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится»....
Комментарии
Профессиональный имидж педагога Опубликовано 11.02.2012 - 1
Уважаемая Ольга Сергеевна!У Вас очень интересный и содержательный материал. Несомненно, любой педагог должен уделять немало времени усовершенствованию своего имиджа: следить за своей речью, внешним видом, поведением.Согласна с вами, что визуализация полезна: тот образ. который мы держим в голове постепенно материлизуется, то есть мы становимся такими, какими мы себя представляем! Большое спасибо!