Семинар-практикум "Принципы организации игровой деятельности дошкольников в детском саду"
консультация (средняя группа)

Садикова Ирина Борисовна

Включение игры в процесс обучения детей - повышает его успешность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_yanvar_2017.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар практикум для воспитателей

«Принципы организации игровой деятельности дошкольников в детском саду»

Подготовили:

Воспитатель: Садикова И.Б.

Воспитатель: Якушева А.Р.

Снижение жизненного уровня, ухудшение экологической ситуации в России порождает условия, при которых значительно снижается уровень здоровья детей. Сегодня каждый пятый ребенок рождается больным.

    Осуществляя сложную и ответственную задачу всестороннего развития духовных и физических способностей каждого ребенка в процессе его воспитания и обучения, воспитатели детского сада нередко сталкиваются с детьми, у  которых обнаруживаются трудности в обучении и поведении, вызванные тем или иным отклонением в развитии. Идея включения игры в процесс обучения давно привлекала внимание педагогов. К.Д. Ушинский писал о том, что дети легче усваивают знания, если обучение сопровождать игрой.

     Включение игры в процесс обучения детей повышает его успешность, так как игра создает позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению материала; непосредственно влияет на коммуникативную активность ребенка; способствует раскрепощению ребенка, стимулирует к поиску творческих решений.

     В игре формируется личность ребенка. В процессе игровой деятельности вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность, развивается познавательная деятельность дошкольников. Игра- это школа общения ребенка.

    Обычно почти все, чем занимаются дети, взрослые называют игрой. В этом есть немалая доля истины. Ведь игра включает в себя в качестве необходимых элементов добровольность, удовольствие. Именно так играет маленький ребенок. Вместе с тем детская игра это не просто времяпрепровождение. Это и труд. Игра для ребенка - это дело его жизни, все объединяющее: его работа, способ упорядочивания мира. Через игру он развивается физически, умственно, эмоционально. Ребенок не просто бегает, прыгает, исследует предметы, он делает это с упорством, наслаждением. Игра стимулирует, формирует его эмоции и мышление. Через игру ребенок приобретает свой жизненный опыт. Игра-это естественное обучение, порой более действенное, чем "полезные занятия", уроки и другие сложные "изобретения" взрослых.

Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды. Несмотря на неоценимую роль игры в жизни дошкольника организация игровой деятельности в дошкольных учебных заведениях требует усовершенствования. Она так и не заняла подобающего места в жизни детей, что объясняется недооценкой педагогами ее роли в разностороннем развитии дошкольников. Во многих детских садах не создано надлежащей игровой среды, недостаточно внимания уделяется формированию у детей представлений об окружающем мире, их самодеятельным играм. Подчинение игры задачам обучения наносит воспитанникам двойной вред: приводит к изъятию самодеятельных игр из жизни сада, снижает познавательную мотивацию, что является основой формирования учебной деятельности. Почти полностью выпала из поля зрения воспитателей важность формирования игровых умений у детей. Иногда время, отведенное на игровую деятельность, используется для учебных занятий, кружков, подготовки к праздникам, утренникам.

Чтобы устранить эти недостатки необходимо  позаботиться о целесообразной организации игровой деятельности в дошкольных учебных заведениях. При этом следует помнить, что игра для ребенка специфическая деятельность не однородна, каждый ее вид выполняет свою функцию в развитии.    Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Это уникальное средство ненасильственного воспитания маленьких детей. Игра является ведущей деятельностью дошкольников. Она соответствует естественным потребностям и желаниям дошкольника, а потому с ее помощью он учится добровольно и охотно. В игре дети могут делать то, чего они не умеют в реальной жизни: придумывают увлекательные сюжеты, делятся друг с другом игрушками, выполняют правила, ждут своей очереди, могут быть терпеливыми и настойчивыми.

Виды игр

Условно выделяют три вида игр:

  1. Игры по инициативы детей (творческие)
  2. Игры по инициативы взрослого с готовыми правилами (дидактические, подвижные игры)
  3. Народные игры (созданные народом)

Творческие игры составляют наиболее насыщенную типичную группу игр дошкольников. Творческими их называют, потому что дети сами определяют  цель, содержание и правила игры, отражая в основном окружающую жизнь, деятельность  человека и отношения между людьми. Значительная  часть творческих игр – это сюжетно-ролевые игры «в кого-то» или «в нечто». Дети изображают людей, животных, работу врача, строителя и т.д. Осознавая, что игра -  не настоящая жизнь малыши тем временем по-настоящему переживают  свои роли, откровенно выявляют свое отношение к жизни, свои мысли и чувства, воспринимают игру как важное дело. Насыщенная яркими эмоциональными переживаниями, сюжетно- ролевая игра оставляет в сознании ребенка глубокий след, который сказывается на его отношении к людям, их труда и вообще жизни. К сюжетно-ролевым играм относятся также игры с элементами труда и художественно-творческой деятельностью.

Разновидность творческой игровой деятельности  - театрализованная деятельность. Она связана с восприятием произведений театрального искусства и воспроизведением в игровой форме приобретенных представлений, впечатлений и чувств. Ключевые понятия театрализованной деятельности: сюжет, сценарий, игра по сюжетам литературного произведения, театрализация, сказка-перевод. Театрализованные игры разделяются в зависимости от их вида и специфического сюжетно-ролевого содержания на две основные группы: режиссерские игры и игры – драматизации.

В режиссерской игре ребенок, как режиссер и одновременно «голос за кадром» организует театрально-игровое поле, актерами и исполнителями в котором являются куклы. В противном случае актерами, режиссерами, сценаристами выступают сами дети, которые во время игры договариваются о том, кто какую роль будет играть, что делать.

Игры – драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и его последовательность определяют заранее. Такая игра тяжелее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни, поскольку надо хорошо понять и почувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения, последовательность развертывания действий, реплики  персонажей. В этом заключается особое значение игр-драматизаций – они помогают детям глубже понять идею произведения, почувствовать его художественную целостность, способствуют развитию выразительности речи и движений.

Еще один вид – конструкторские игры.

Эти творческие игры направляют внимание ребенка на различные виды строительства, способствуют приобретению конструкторских навыков организации и сближению детей, приобщению их к трудовой деятельности. В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета и желание научиться с ними работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разных видов и размеров, природный материал, с которого, дети создают разные вещи по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Важно чтобы педагог помогал воспитанникам осуществить переход от бесцельного накопления материала к созданию продуманной идеи.

При всем разнообразии творческих игр они имеют общие черты: дети сами с помощью взрослого (особенно в играх-драматизациях) выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это должно происходить в условиях тактичного руководства взрослого, направленного на активизацию инициативы детей, развитие их творческой фантазии.

Игры с правилами

Эти игры дают возможность систематически тренировать детей в выработке определенных навыков, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли. Без таких игр в детском саду трудно было бы проводить учебно-воспитательную работу. Игры с правилами дети усваивают от взрослых, друг друга. Многие из них передаются от поколения к поколению, однако воспитатели, выбирая игру, обязательно должны учитывать требования современности.

По содержанию и способам ведения игры с правилами разделяют на две группы: дидактические и подвижные.

Дидактические игры способствуют главным образом развитию умственных способностей ребенка, поскольку содержат умственные задачи, именно в решении которых и заключаются смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств ребенка, внимания, памяти, логического мышления. Заметим, что дидактическая игра – эффективный метод закрепления знаний, она отнюдь не должна превращаться в учебное занятие. Игра захватывает ребенка только в том случае, если дает радость и удовольствие.

Непременным условием дидактической игры являются правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер. В хорошо продуманной игре именно правила, а не воспитатели, управляют поведением детей. Правила помогают всем участникам игры находить и действовать в одинаковых условиях, дети получают определенное количество игрового материала, определяют очередность действий игроков, очерчивают круг деятельности каждого участника.

Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, поскольку способствуют их гармоничному развитию, удовлетворяют потребность малышей в движении, способствуют их гармоничному развитию, удовлетворяют потребность малышей в движении, способствуют обогащению их двигательного  опыта. С детьми дошкольного возраста проводят две разновидности подвижных игр – сюжетные игры и игровые упражнения (несюжетные игры).

В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребенка, его представление об окружающем мире: действия людей, животных, птиц, которые оно воспроизводят движениями, характерными для того или иного образа. Движения, которые выполняют дети во время игры, тесно связаны с сюжетом. Большинство сюжетных игр коллективные, в них ребенок учится согласовывать свои действия с действиями других игроков, не капризничать, действовать организованно, как того требуют правила.

Народные игры – это игры, которые происходят с древности, они построены с учетом этнических особенностей: хороводы, забавы, игры с народной игрушкой и т.д. Они – неотъемлемая составляющая жизни ребенка в современном дошкольном учреждении, важный источник усвоения общечеловеческих ценностей. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих ценностей. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создавать взрослый. В народных играх отражается жизнь людей, их быт, национальные традиции, они способствуют воспитанию чести, смелости и мужества и т.д. С этой целью детям предлагают расспросить своих мам, пап, бабушек и дедушек, в какие игры они играли в детстве. Различают индивидуальные, коллективные, сюжетные, бытовые, театрализованные игры и подвижные игры – забавы.

Особенно популярны среди детей игры без определенного сюжета, построенные на  игровых задачах, которые содержат много познавательного.

Для организации игр важно создать предметно – игровую среду. Важное требование – развивающий характер и соответствие таким принципам, как реализация ребенком права на игру: свободный выбор игрушки, темы, сюжета игры, места и времени ее проведения, универсальность предметно – игровой среды, чтобы дети могли вместе с воспитателями готовить и изменять его, трансформировать согласно замыслу игры и содержания, перспектив развития.

В состав предметно – игровой среды входят: большая игровая площадка, игровое оборудование, игрушки, разнообразная игровая атрибутика, игровые материалы. Все эти игровые средства находятся не в абстрактном пространстве, а в игровой комнате, спортивном зале, на площадке. В интерьере не должно быть ничего лишнего, все игровые средства должны быть безопасными для детей.

Для проведения игр создаются игровые ячейки:

  1. общий: набор различных видов игрушек.
  2. драматический: комплекты оборудования, несложные декорации, элементы одежды, костюмы для игр – драматизаций, инсценировок.
  3. для настольных и строительных игр: конструкторы - строительные, деревянные, пластмассовые, металлические, коробки, колодки и другие материалы, орудия и вспомогательное оборудование.

Все оборудование должно быть удобным  и легко трансформироваться. Дети могут самостоятельно выбирать игру, менять центр, переходя от одной игры к другой.

Игрушки

Ведущее место в детской игре отводится игрушкам. Они, прежде всего, должны быть безопасными, интересными, привлекательными, яркими, но простыми. И не только привлекать внимание ребенка, но и пробуждать, активизировать его мышление.

Игрушки делятся на три типа:

  1. готовые игрушки: автомобили, самолеты, куклы, различные животные ит.д.
  2. полуготовые игрушки: кубики, картинки, конструкторы, строительный материал и т.д.
  3. материалы для создания игрушек:  песок, глина, проволока, шпагат, картон, фанера, дерево.

С помощью готовых игрушек детей знакомят с техникой, окружающей средой, создают определенные образы. Играя ими, дети воспроизводят свои впечатления, переживают яркие чувства, активизируют свое воображение, корректируют содержание игр.

Полуготовые игрушки используются преимущественно с дидактической целью. Манипуляции с ними требуют активизации умственной деятельности, для выполнения поставленных педагогом  задач: расположить кубики по размеру, в порядке увеличения или уменьшения, подобрать пару к картинке, составить из деталей конструктора какое – то задание.

Материал для создания игрушек дает большие возможности для развития творческого воображения детей. Так, в зависимости от возраста, они строят из песка пароходы, дома, автомобили из веточек, собранных на прогулке., разбивают в песочнице небольшой садик, лепят посуду, животных из глины. Из обрезков дерева и шпагата, цветной бумаги получается хороший, украшенный флажками автомобиль и т.д.

Желательно комбинировать все три типа игрушек, ведь это очень расширяет возможности для творчества.

К особой группе относим театральные игрушки и костюмы для различных персонажей, атрибуты, которые дополняют созданные образы. Это театрально – игровой материал: игрушки, куклы, плоскостные фигуры, пальчиковые персонажи, элементы костюмов: головные уборы, различные шляпки, воротники и манжеты. В детских садах активно используются персонажи – куклы, декорации, изготовленные воспитателями и детьми самостоятельно.

Чтобы правильно организовать руководство играми, воспитатель,  изучив игровые интересы и уровень развития творческих игр своих детей, составить перспективный план развития игр в месяц, квартал, полугодие, год, указав темы игр, объем и пути их развития.

Конкретизируя перспективный  план педагог должен составить календарно – тематические планы учебно – воспитательной работы, с учетом возрастных особенностей детей и уровня их развития. Если у детей возникла интересная и полезная в воспитательном смысле игра, воспитатель должен поддержать детскую инициативу, изменив намеченную игровую тематику.

Тематическим планом охватываются те разделы программы, которые способствуют обогащению содержания сюжетно – ролевых и конструированных игр, обеспечивая концентрированную подачу материала с целью поддержания и развития интереса к той или иной игре.

Согласно ведущих игровых интересов тематическое планирование должно включать конкретное наблюдения за предметами и явлениями окружающей среды, экскурсии, подбор художественной литературы, знакомство с произведениями искусства: конструирование, лепку, аппликации и рисование, игрушки и атрибуты для игр, указать, что надо приобрести, что изготовить, с помощью родителей, вместе с детьми.

Во время игры может возникнуть потребность в таких атрибутах, которые нельзя было предусмотреть заранее. В таких случаях следует поддержать инициативу детей, помочь изготовить или заменить другими предметами необходимые атрибуты и тем самым поддержать интерес к игре.

Воспитательные возможности игры наиболее полно реализуются при умелом педагогическом руководством, которое обеспечивает необходимый уровень развития игровой деятельности. Так постепенно в игре идет освоение детьми нравственных норм, растет ответственность за выполнения действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация игровой деятельности в современном детском саду

Игра представляет собой особую деятельность, которая рас­цветает в детские годы и сопровождает человека на протяже­нии всей его жизни....

Организация игровой деятельности в семейных детских садах

как правильно организовать игровую деятельность в семейном детском саду, в помощь маме-воспитателю...

спецкурс Основы организации театрализованной деятельности дошкольников в детском саду как средства их всестороннего развития.

Основы организации  театрализованной деятельности дошкольников  в детском саду как средства их всестороннего развития. В современном обществе резко повысился социальный прес­тиж интелле...

Организация игровой деятельности в современном детском саду

Организация игровой деятельности в современном детском саду...

Музыкально- игровая деятельность дошкольников в детском саду.

Статья рассматривает механизм игры, влияющий на личность ребёнка....