Познавательные , природоведческие игры в ДОУ.
материал (подготовительная группа) на тему

Понкратова Анна Владимировна

Познавательные, природоведческие игры

«Птицы, рыбы, звери»

               Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово «птицы». Ребенок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребенок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «зве¬ри» и «рыбы».

 «Растения леса, сада, огорода» игры с мячом    (Проводится аналогично «Я знаю...»).

 «Воздух, земля, вода»

            Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, напри¬мер, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» — «земля» и т. д.

               Возможен и другой вариант этой игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребенок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «зем¬ля» — животное, обитающее на земле; на слово «вода» — обитателя рек, морей, озер и океанов.

«Цепочка»

               У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребенок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например: «белка» — животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызет орехи, прыгает с ветки на ветку и т. д.

«Кто где живет»

             У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей -бражениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребенок должен определить, где оно обитает, и, если совпада¬ет с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

«Летает, плавает, бегает»

              Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при сло¬ве «карась» — имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» — изобра¬жают полет птицы.

«Похожи — не похожи»

                Цель игры: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выде¬лять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, со¬поставлять, сравнивать предметы либо изображения.

             Материал: игровой лист («экран») с тремя «окнами-прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты-полоски с обозначением свойств предметов. В первое и третье «окно-вставляются полоски с изображением предметов, во второе — полоска с обозначением свойств.

На начальном этапе освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать по¬нравившийся признак. Например, первое «окно» — яблоко, второе «окно» — круг, третье «окно» — мяч.

Вариант 2. Один ребёнок устанавливает первое «окно», второй — вы¬бирает и устанавливает свойство, которым данный предмет обладает, тре¬тий — должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму «окну». За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.

Вариант 3. Используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» - выстраи¬вает в первом и третьем «окне» изображения обладающие общим свойст¬вом, при этом второе «окно» скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свой¬ство, получает право открыть второе «окно» или загадать новую «загадку».

«У меня в огороде»

            Дети по кругу называют овощи, которые могут расти в огороде на гряд¬ке (помидор, огурец, баклажан, морковь и т. д.).

Возможен и другой вариант этой игры: у детей картинки, на которых могут быть изображены как овощи, растущие на огороде, так и другие предметы живой и неживой природы. Например: подорожник, воробей и т. д. Ребенок должен обосновать, что эти объекты делают у него в огороде. Например: воробей — клюет гусениц с нашей капусты, подорожник я оставил, чтобы лечиться, и т. д.                                                                               

 «Выбери нужное»

           На столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет ка¬кое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зеленый» — это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящери¬цы и т. д. Или: «влажный» — вода, роса, облако, туман, иней и т. д.

«Две корзины»

          На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их раз¬ложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твердос¬ти — мягкости, вкусу и даже запаху.  

« Что это такое ?»

          Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начи¬нает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается сле¬дующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «яйцо» — овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnye_igryword_2.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательные, природоведческие игры

«Птицы, рыбы, звери»

               Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово «птицы». Ребенок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребенок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «зве¬ри» и «рыбы».

 «Растения леса, сада, огорода» игры с мячом    (Проводится аналогично «Я знаю...»).

 «Воздух, земля, вода»

            Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, напри¬мер, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» — «земля» и т. д.

               Возможен и другой вариант этой игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребенок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «зем¬ля» — животное, обитающее на земле; на слово «вода» — обитателя рек, морей, озер и океанов.

«Цепочка»

               У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребенок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например: «белка» — животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызет орехи, прыгает с ветки на ветку и т. д.

«Кто где живет»

             У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей -бражениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребенок должен определить, где оно обитает, и, если совпада¬ет с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

«Летает, плавает, бегает»

              Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при сло¬ве «карась» — имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» — изобра¬жают полет птицы.

«Похожи — не похожи»

                Цель игры: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выде¬лять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, со¬поставлять, сравнивать предметы либо изображения.

             Материал: игровой лист («экран») с тремя «окнами-прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты-полоски с обозначением свойств предметов. В первое и третье «окно-вставляются полоски с изображением предметов, во второе — полоска с обозначением свойств.

На начальном этапе освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать по¬нравившийся признак. Например, первое «окно» — яблоко, второе «окно» — круг, третье «окно» — мяч.

Вариант 2. Один ребёнок устанавливает первое «окно», второй — вы¬бирает и устанавливает свойство, которым данный предмет обладает, тре¬тий — должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму «окну». За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.

Вариант 3. Используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» - выстраи¬вает в первом и третьем «окне» изображения обладающие общим свойст¬вом, при этом второе «окно» скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свой¬ство, получает право открыть второе «окно» или загадать новую «загадку».

«У меня в огороде»

            Дети по кругу называют овощи, которые могут расти в огороде на гряд¬ке (помидор, огурец, баклажан, морковь и т. д.).

Возможен и другой вариант этой игры: у детей картинки, на которых могут быть изображены как овощи, растущие на огороде, так и другие предметы живой и неживой природы. Например: подорожник, воробей и т. д. Ребенок должен обосновать, что эти объекты делают у него в огороде. Например: воробей — клюет гусениц с нашей капусты, подорожник я оставил, чтобы лечиться, и т. д.                                                                                

 «Выбери нужное»

           На столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет ка¬кое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зеленый» — это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящери¬цы и т. д. Или: «влажный» — вода, роса, облако, туман, иней и т. д.

«Две корзины»

          На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их раз¬ложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твердос¬ти — мягкости, вкусу и даже запаху.  

« Что это такое ?»

          Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начи¬нает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается сле¬дующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «яйцо» — овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эколого – природоведческая игра. «В царстве Лекарственных растений».

ЦЕЛЬ:Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни. Формировать умение собирать лекарственные растения в определенные сроки и в определенных м...

Природоведческие игры в работе с дошкольниками

В материале раскрыта система работы по формированию экологической культуры дошкольников с использованием природоведческих игр....

Познавательные природоведческие пословицы, поговорки, пальчиковые игры, физкультминутки и игры

Познавательные природоведческие пословицы, поговорки, пальчиковые игры, физкультминутки и игры. Пословицы и поговорки о временах года.Зима.Не велик мороз - да краснеет нос.Зимой солнц...

Эколого-природоведческая игра. « В гости к Берендею»

Эколого-природоведческая игра.« В гости к Берендею» поможет детям легко и с удовольствием закрепить название транспорта, луговых цветов....

Конспект познавательной природоведческой прогулки в городской сад.

Конспект познавательной природоведческой прогулки в городской сад, разработан для детей подготовительной к школе группы, с целью формирования интереса к жизни родного города....

Конспект познавательной природоведческой прогулки "Секреты осени"

Конспект познаватеьной прогулки с детьми второй младшей группы по территории детского сада, с целью формирования представлений об особенностях осеннего сезона....