Эколого – природоведческая игра. «В царстве Лекарственных растений».
материал по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
ЦЕЛЬ:Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни. Формировать умение собирать лекарственные растения в определенные сроки и в определенных местах. Развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений. Развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей. Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_dosug.doc | 326.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эколого – природоведческая игра.
«В царстве
Лекарственных растений».
ЦЕЛЬ: Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни. Формировать умение собирать лекарственные растения в определенные сроки и в определенных местах. Развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений. Развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей. Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:
Иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, бессмертник, валериана, ромашка;
Засушенные растения.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
- Ребята, посмотрите, куда привела нас тропинка? Вы ощущаете аромат? Мы с вами оказались в царстве растений, а каких растений – вы узнаете, отдав загадки и прослушав стихотворения.
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (Крапива).
Красиво выглядит крапива,
А поступает некрасиво:
Чем к ней нежнее прикасаются,
Тем хитрая больней кусается.
Рос шар бел, дунул
Ветер – шар
Улетел. (Одуванчик).
Одуванчик золотой
Был красивый молодой,
Не боялся никого,
Даже ветра самого.
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой.
И как только поседел
Вместе с ветром улете
Нарядные платьица, желтые брошки,
Ни пятнышка нет на красивой одежде,
Если случиться тебе простудиться:
Привяжется кашель, поднимется жар
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
- Что же это за чудесный цветок? (Ромашка).
-Ребята, а как называются эти растения? Почему они так называются?
Проблемная ситуация.
Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую – то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, пили чай из разных трав.
Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях и для чего они нужны человеку?
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Посмотрите на это растение (картинка или засушенное растение). Его можно встретить на лугах и лесных опушках и называется оно – тысячелистник.
Посмотрите на его листья. Теперь вам понятно, почему он так называется? (Ответ детей). Да, каждый лист состоит из множества крохотных листиков, и у каждого листика ажурные края. Тысячелистник – лекарственное растение. Издавна его использовали для остановки кровотечений, а также для улучшения аппетита.
Используют у тысячелистника соцветия – корзину.
А чем хорошо лечить, если разобьешь коленки?
Зеленым который называется…(подорожник). Почему это растение так называется? Да, ребята, мы иногда топчем его. Оно плотнее прижимается к земле. Листья его упругие, с прочными жилками. Надежно укрепился в почве густым пучком корней. Вверх поднят только стебелек с соцветием. Они тоже жесткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого так страдают многие другие растения. Подорожник – великий путешественник. Известна история его появления. Очень давно европейцы начали заселять новую для них землю – Северную Америку. А с ними и поселился подорожник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебрался через океан. И там, где проходили европейцы, стал расти. Индейцы дали ему название – «след бледнолицых».
Вы знаете, как пользоваться подорожником при ушибе? Лист подорожника надо обязательно очистить от пыли, затем немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем прикладывать к ране.
Отгадайте. О каком растении говорят, что оно жжет. Правильно, это крапива. Их крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Важно и другое, о чем писали очень давно русские врачи. «Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам – она раны вычистит и заживит».
В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь. А еще она укрепляет волосы: из нее делают бумагу. Да – да, из крапивы можно получать бумагу, а также мешковину и веревки. Дело в том, что в стеблях этого растения очень прочные волокна.
Вспомните сказку Х.Андерсена «Дикие Лебеди». Именно из крапивы пришлось связать рубашки для братцев, чтобы спасти их от чар колдуньи.
Полезна крапива и бабочкам – адмиралу, павлиньему глазу, крапивнице, гусеницы которых едят ее листья. Одна из таких бабочек даже названа в честь своей травы – кормилицы.
Но почему все – таки крапива обжигает?
На листьях и стеблях крапивы имеются особые волоски. Каждый волосок, как игла крошечного шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Поэтому, когда заготавливают крапиву, одевают перчатки.
А что это за растение?
Отгадайте.
Стоит в поле кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
Это ромашка. Если горло заболит, то лучший доктор – отвар из луговой лекарственной ромашки. Давайте научимся ее отличать от другой, которая никого не лечит, и называется поповником.
Дети приходят к выводу: у лекарственной ромашки листья рассеченные и много мелких цветков; у половины – листья цельные, на каждом стебельке один цветок. А если разрезать цветоложе (серединку) ромашки аптечной вдоль, о оно будет полое, в то время как у поповника – нет. Есть еще один признак – запах. Понюхайте, ребята. У ромашки аптечной он отсутствует или неприятный.
Лекарственная ромашка любит солнце – в темных, влажных местах не растет.
- А теперь посмотрите на это растение. Кто знает, как оно называется? Золотисто – желтое цветочные корзинки, похожие на мягкие кошачьи лапки, обладают удивительной способностью сохранить в засушенном состоянии свой естественный вид и окраску. Именно поэтому растение получило название бессмертник.
Эта особенность растения используется для составления «зимних букетов». Бессмертник довольно неприхотливое растение, хорошо переносит засуху в наших степных районах. Растет преимущественно тем, что растение укрыто специальными волосками, надежно защищающими растение от излишнего испарения. (Дети рассматривают растение).
С незапамятных времен растение это использовалось в лекарственных целях. Из него изготавливали «грудной чай», рекомендованный при простудах, отвары применялись при укусах бешеных животных, а порошком бессмертника присыпали долго незаживающие раны. Еще бессмертник используют для добывания желтой краски. Бессмертник помогает человеку справляться с комнатной молью, повреждающей одежду, ковры, меховые изделия.
- А вот еще один врачеватель из нашей аптечки – что это за растение? Определите по запаху.
- Корень валерианы. В переводе с латинского языка «валере» означает «быть здоровым».
Это одно из самых пахнущих растений. Рассмотрите корневище и опиши те его. (Рассказы детей). Корневище короткое, толстое, внутри полое с многочисленными корешками. На Руси валериану издавна рекомендовали в качестве успокаивающего средства, при бессоннице. Еще царь Петр 1 повелел выращивать лекарственные растения, в том числе и валериану, в специально созданных «аптекарских огородах». Растет валериана по заболоченным и влажным, иногда засоленным лугам, по берегам водоемов и канав, в зарослях кустарника, на лесных полянах и опушках.
Все эти лекарственные растения, о которых говорили, произрастают во многих районах нашего края: Кавказских Минеральных Водах, Александровском, Георгиевском и др.
Физминутка.
На берегу стояла ива,
Ветер ветками качал
То налево,
То направо,
То листочками играл.
Посчитаем да подумаем…
- Кто соседи аптечной ромашки?
- Какая по счету валериана?
- На котором месте находится бессмертник?
- Сколько лекарственных растений мы «встретили» в нашем крае, на этом занятии?
Дополнительные упражнения.
«какого растения не стало?» (На внимание).
Правила сбора лекарственных растений.
- Подземные части растений собирают в сухую погоду, после того как спала роса.
- Сушат под навесом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи. Почему? (Ответы детей).
- При сборе цветков часть из них оставляют на растении. Зачем? (Ответы детей).
- Нельзя собирать больные и поврежденные вредителями растения.
- Запрещается собирать растения вблизи автомобильных и железнодорожных магистралей, а также в крупных городах. Почему? как вы думаете?
- Запрещен сбор редких лекарственных растений, занесенных в Красную книгу.
Цветки собирают, когда растение цветет. Корневище – поздней осенью, когда плоды уже осыпались (что важно для возобновления зарослей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия« Царство лекарственных растений»
Закрепить знания детей о лекарственных растениях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе....
"Царство лекарственных растений" игровое развлечение
Викторина для детей подготовительной группы....
Детский экологический проект: «В царстве лекарственных растений»
Цель исследования:Формирование знаний о растительном мире, о мире лекарственных растений.Задачи: 1. Познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающих на территории детского...
Конспект занятия по формированию экологических представлений в старшей группе на тему: "Царство лекарственных растений" (ОО "Познание")
Данное занятие расширяет знания детей о лекарственных растениях: ромашка, подорожник, крапива, бессмертник, одуванчик. Закрепляются умения отгадывать загадки о растениях, а также практические навыки р...
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности в области «Познание» на тему: «Царство лекарственных растений» для детей старшей группы.
Цель:Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в про...
Царство лекарственных растений
Итоговая беседа по ознакомлению с окружающимв подготовительной группе....
Экологический проект "В царстве лекарственных растений"
Данный проект ориентирован на практическую деятельность детей на участке детского сада, который предусматривает разведение на экологической тропе зоны лекарственных трав....