Тема: «Сонюшки – пеленашки».
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Нестерова Мария Владимировна

1.     Образовательная область: художественное творчество.

2.     Тип занятия: комплексное.

3.     Вид занятия: интегрированное.

4.     Форма проведения: путешествие.

5.     Интеграция образовательных областей: «социализация», «познание», «коммуникация», «музыка», «чтение художественной литературы», «физическая культура», «труд».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_sod_sonyushki_-_pelenashki.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная образовательная деятельность.

Образовательная область – «Художественное творчество»

в средней группе МДОУ «Детский сад №6»

Тема: «Сонюшки – пеленашки».

                                                                   Воспитатель: Нестерова М.В.

Дата проведения: 17.04.2013 г.

  1. Образовательная область: художественное творчество.
  2. Тип занятия: комплексное.
  3. Вид занятия: интегрированное.
  4. Форма проведения: путешествие.
  5. Интеграция образовательных областей: «социализация», «познание», «коммуникация», «музыка», «чтение художественной литературы», «физическая культура», «труд».
  6. Задачи:

 Обучающие: учить детей создавать оригинальные композиции в спичечных коробках – лепить пеленашек в колыбельках. Познакомить с видом народной куклы – пеленашкой, пояснить значение нового слова ( спелёнутая, кукла в пелёнках) и показать обобщённый смысл.

Развивающие: развивать воображение, мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать интерес к экспериментированию с художественными материалами.

  1. Виды детской деятельности: игровая деятельность, коммуникативная, двигательная, музыкально – художественная деятельность, чтение художественной литературы.
  2. Методы: словесные, практические, проблемные.
  3. Форма организации детей: индивидуальная, фронтальная.
  4. Средства обучения для детей:

Пластилин, дощечки для лепки, стеки, готовые колыбельки для кукол – пеленашек, горох, фасоль, ленты, пуговицы.

  1. Средства обучения для педагога: русский народный костюм, детская колыбель, кукла – малыш, декорации русской избы, музыкальное сопровождение.
  2. Предварительная работа: дидактические игры с куклой – голышом (купение, кормление, пеленание). Рассказ воспитателя о том, что все люди, когда рождаются, некоторое время бывают совершенно беспомощными, поэтому родители ухаживают за младенцами – кормят, купают, пеленают, гуляют.
  3. Обогащение словаря: пояснение значения слов «пеленать» (заворачивать в пелёнки), «пеленашка» ( младенец или кукла завёрнутая в пелёнки) и «пестышка»; выстраивание синонимического ряда: малыш, младенец, ребёнок, кроха; словообразование: малыш, малышок, малютка. Рассказы из личного опыта тех детей, у которых есть маленькие сёстры и братья.

Ход  занятия:

 Дети собираются в Русской Избе.

Воспитатель: Вот мы опять собрались в нашей избе, где нам уютно и приятно находиться. А о чём мы сегодня будем разговаривать, вы узнаете, отгадав загадку.

Есть ноги, но не ходит

Есть рот, но не говорит,

Доставляет детям радость,

Но сама радоваться не может.

Что это?

Дети: кукла.

Воспитатель: Правильно, мы будем беседовать о кукле. (достает современную куклу и вместе с детьми рассматривает её)

Далее воспитатель спрашивает детей:

- Зачем нам нужна кукла?

- Из каких частей состоит?

- С кем можно сравнить куклу?

- Из какого материала сделана кукла?

Воспитатель: Молодцы. Давайте теперь покачаем нашу куколку и споем ей колыбельную.

 Дети:       « Ай качи, качи, качи

                 Прилетели к нам грачи.

                 Птицы сели на ворота.

                 А ворота скрип, скрип,

                 Наша деточка спит, спит»

Воспитатель предлагает детям пройти в группу, чтобы продолжить беседу о кукле.

(В центре группы стоит сундучок, в котором находятся разные куклы: деревянная, глиняная, тряпичная.)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, что это за сундучок? Давайте сядем вокруг него и рассмотрим, что там внутри. (дети рассаживаются на стуличики). Этот сундучок нам прислали из волшебной страны Кукляндии . Как вы думаете, кто живет в этой стране? Правильно куклы. Там так много разных кукол. Есть даже такие, которыми играли очень давно. А вы знаете, какими куклами играли раньше?

Давным-давно, когда еще не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, дети играли деревянной куклой. Вот такой (слайд – деревянная кукла).

- На что она похожа? Интересно играть такой куклой?

Дети отвечают на вопросы.

 - Затем человек придумал другую куклу – глиняную (слайд – глиняная кукла).  Спустя много лет человек догадался, что можно добывать глину и, помесив ее в воде, можно что-то вылепить. Что например?

Дети отвечают.

Воспитатель: правильно, различную посуду, сосуды, а для игры любимым детям взрослые лепили кукол и раскрашивали угольками.

Воспитатель: а как вы думаете, какую куклу придумали потом?

- Прошло много лет, и человек придумал другую куклу – тряпичную (Слайд – тряпичная кукла)

- Ребята, почему она так называется (потому что сделана из ткани). Можно ли эту куклу назвать пеленашкой.

Воспитатель выводит детей на рассуждение о том, что пеленашкой можно назвать того, кто  (или что)  завёрнут (о) в пелёнки (запелёнут (о), следовательно, так можно назвать и старинную куклу, и современную, и настоящего живого малыша… даже взрослого человека, если его - в шутку - завернуть в пелёнку большого размера.

Воспитатель:  а много лет спустя человек изобрел пластмассу и научился делать из нее кукол, у которых голова поворачивается и наклоняется, сгибаются руки и ноги, ее можно расчесывать, мыть, одевать, раздевать…

(Воспитатель вместе с детьми подходит к «пеленальному» столику и показывает детям, как правильно нужно пеленать малыша,затем, укладывает малыша в колыбельку и читает стихотворение Г. Лагздынь « Сонные стихи»:

Спит в пруду давно лягушка,

Спит медведица – толстушка.

Бродят сонные морозы,

Спят кудрявые берёзы.

У корней пушистой ёлки

Спит ежонок, в нос иголки,

Спит в сугробе до весны,

Смотрит лакомые сны.

Дремлет в гнёздышке бельчонок.

В тёплой хатке спит бобрёнок.

На подушках из пера

Спят тетёрки до утра.

Тише, тише, тишина… Спим…

 

Воспитатель:  Ну а теперь давайте поиграем.

Игра на словообразование «Какая кукла»

Воспитатель бросает ребенку мяч и говорит: кукла сделана из глины. Какая кукла? Ребенок отвечает :кукла «глиняная» и бросает мяч обратно.

 Кукла из дерева – деревянная,

 Кукла из глины – глинянная,

Из пластмассы – пластмассовая,

Кукла из ткани, тряпочек – тряпичная,…

Воспитатель: Молодцы, вы уже знаете, какие бывают куклы.

Ребята, у нас с вами уже есть готовые колыбельки для кукол, но не кого в них положить, я думаю, что каждый из вас хочет для себя маленькую куколку – пеленашку. Давайте сегодня с вами научимся делать таких куколок из пластилина.

( Дети рассаживаются за столом, на котором лежит всё необходимое для работы) 

Воспитатель показывает детям заранее вылепленную куклу – пеленашку в колыбельке из спичечного коробка. И предлагает слепить таких малюток – пеленашек – в кроватках - колыбельках. Показывает обобщённый способ лепки:

 Воспитатель:  ребята, берём комок пластилина, раскатывает сначала в шар круговыми движениями ладоней, а потом в удлинённое яйцо или валик (цилиндр), концы округляем – у нас получилась пеленашка, только лица пока не видно. Затем  отщипываем маленький комочек пластилина  розового или белого цвета, раскатываем шарик, сплющиваем и накладываем на пластилиновый валик (или яйцо) – это лицо, которое выглядывает из пелёнок. Оформим лицо – глаза сделаем из  бусин, бисера или пластилиновых шариков, рустышку из пуговицы, украсим пелёнки узором;

(Дети выберают цвет пластилина и начинают лепить «пеленашек»). По ходу занятия воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь, подсказывает, что «лицо» надо прикреплять к верхней части пеленашки. Воспитатель: Вот какие куколки у нас получились. Давайте мы с ними поиграем.

Встают в круг, в руках у каждого ребенка своя кукла.

Игра «Тихо куколка…» (автор Железнова Е.С)

 

 Воспитатель: Вот какое у нас сегодня прошло путешествие. Мы узнали, какими куклами играли наши бабушки и дедушки, научились делать куклу Пеленашку.  Вы все такие молодцы. А когда мы с вами увидимся в следующий раз, я вам расскажу какие ещё бывают куклы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сонюшки пеленашки

Конспект занятия...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе "Сонюшки-пеленашки"

В целях приобщения детей к русским национальным традициям и культуре посредством прикладного искусства, повышания интереса к культурному наследию народа предалагаю к использованию в работе воспитателя...

Конспект НОД по лепке в средней группе «Сонюшки-пеленашки»

Цель: Приобщать детей к национальным традициям и культуре посредством прикладного искусства, повышать интерес к культурному наследию народа.Образовательные задачи:- познакомить с видом народной к...

"Сонюшки-пеленашки".НОД по лепке в средней группе

quot;Сонюшки-пеленашки".НОД по лепке в средней группе16.01.2019Спит в пруду давно лягушка,Спит медведица – толстушкаБродят сонные морозы,Спят кудрявые березы.У корней пушистой елкиСпит ежо...

«Колыбельная для Сонюшки-пеленашки»

На просторах интернета очень много-мастер классов различных кукол, но очень в не многих рассказываются те правила которые необходимо соблюдать изготавливая данную куклу. Немного предыстории...

Конспект занятия по «Лепке» В средней группе (4 – 5 года) Тема: «Сонюшки-пеленашки»

Конспект занятия по «Лепке»В средней группе (4 – 5 года)Тема: «Сонюшки-пеленашки» Доминирующая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеИнтеграция...

Конспект занятия с детьми средней группы. Тема: «Сонюшки – пеленашки».

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитиеТип занятия: комплексное.Вид занятия: интегрированное. Интеграция образовательных областей: «социализация», «познание...