Тема: «Сонюшки – пеленашки».
план-конспект занятия (средняя группа) по теме
1. Образовательная область: художественное творчество.
2. Тип занятия: комплексное.
3. Вид занятия: интегрированное.
4. Форма проведения: путешествие.
5. Интеграция образовательных областей: «социализация», «познание», «коммуникация», «музыка», «чтение художественной литературы», «физическая культура», «труд».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_sod_sonyushki_-_pelenashki.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная образовательная деятельность.
Образовательная область – «Художественное творчество»
в средней группе МДОУ «Детский сад №6»
Тема: «Сонюшки – пеленашки».
Воспитатель: Нестерова М.В.
Дата проведения: 17.04.2013 г.
- Образовательная область: художественное творчество.
- Тип занятия: комплексное.
- Вид занятия: интегрированное.
- Форма проведения: путешествие.
- Интеграция образовательных областей: «социализация», «познание», «коммуникация», «музыка», «чтение художественной литературы», «физическая культура», «труд».
- Задачи:
Обучающие: учить детей создавать оригинальные композиции в спичечных коробках – лепить пеленашек в колыбельках. Познакомить с видом народной куклы – пеленашкой, пояснить значение нового слова ( спелёнутая, кукла в пелёнках) и показать обобщённый смысл.
Развивающие: развивать воображение, мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать интерес к экспериментированию с художественными материалами.
- Виды детской деятельности: игровая деятельность, коммуникативная, двигательная, музыкально – художественная деятельность, чтение художественной литературы.
- Методы: словесные, практические, проблемные.
- Форма организации детей: индивидуальная, фронтальная.
- Средства обучения для детей:
Пластилин, дощечки для лепки, стеки, готовые колыбельки для кукол – пеленашек, горох, фасоль, ленты, пуговицы.
- Средства обучения для педагога: русский народный костюм, детская колыбель, кукла – малыш, декорации русской избы, музыкальное сопровождение.
- Предварительная работа: дидактические игры с куклой – голышом (купение, кормление, пеленание). Рассказ воспитателя о том, что все люди, когда рождаются, некоторое время бывают совершенно беспомощными, поэтому родители ухаживают за младенцами – кормят, купают, пеленают, гуляют.
- Обогащение словаря: пояснение значения слов «пеленать» (заворачивать в пелёнки), «пеленашка» ( младенец или кукла завёрнутая в пелёнки) и «пестышка»; выстраивание синонимического ряда: малыш, младенец, ребёнок, кроха; словообразование: малыш, малышок, малютка. Рассказы из личного опыта тех детей, у которых есть маленькие сёстры и братья.
Ход занятия:
Дети собираются в Русской Избе.
Воспитатель: Вот мы опять собрались в нашей избе, где нам уютно и приятно находиться. А о чём мы сегодня будем разговаривать, вы узнаете, отгадав загадку.
Есть ноги, но не ходит
Есть рот, но не говорит,
Доставляет детям радость,
Но сама радоваться не может.
Что это?
Дети: кукла.
Воспитатель: Правильно, мы будем беседовать о кукле. (достает современную куклу и вместе с детьми рассматривает её)
Далее воспитатель спрашивает детей:
- Зачем нам нужна кукла?
- Из каких частей состоит?
- С кем можно сравнить куклу?
- Из какого материала сделана кукла?
Воспитатель: Молодцы. Давайте теперь покачаем нашу куколку и споем ей колыбельную.
Дети: « Ай качи, качи, качи
Прилетели к нам грачи.
Птицы сели на ворота.
А ворота скрип, скрип,
Наша деточка спит, спит»
Воспитатель предлагает детям пройти в группу, чтобы продолжить беседу о кукле.
(В центре группы стоит сундучок, в котором находятся разные куклы: деревянная, глиняная, тряпичная.)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что это за сундучок? Давайте сядем вокруг него и рассмотрим, что там внутри. (дети рассаживаются на стуличики). Этот сундучок нам прислали из волшебной страны Кукляндии . Как вы думаете, кто живет в этой стране? Правильно куклы. Там так много разных кукол. Есть даже такие, которыми играли очень давно. А вы знаете, какими куклами играли раньше?
Давным-давно, когда еще не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, дети играли деревянной куклой. Вот такой (слайд – деревянная кукла).
- На что она похожа? Интересно играть такой куклой?
Дети отвечают на вопросы.
- Затем человек придумал другую куклу – глиняную (слайд – глиняная кукла). Спустя много лет человек догадался, что можно добывать глину и, помесив ее в воде, можно что-то вылепить. Что например?
Дети отвечают.
Воспитатель: правильно, различную посуду, сосуды, а для игры любимым детям взрослые лепили кукол и раскрашивали угольками.
Воспитатель: а как вы думаете, какую куклу придумали потом?
- Прошло много лет, и человек придумал другую куклу – тряпичную (Слайд – тряпичная кукла)
- Ребята, почему она так называется (потому что сделана из ткани). Можно ли эту куклу назвать пеленашкой.
Воспитатель выводит детей на рассуждение о том, что пеленашкой можно назвать того, кто (или что) завёрнут (о) в пелёнки (запелёнут (о), следовательно, так можно назвать и старинную куклу, и современную, и настоящего живого малыша… даже взрослого человека, если его - в шутку - завернуть в пелёнку большого размера.
Воспитатель: а много лет спустя человек изобрел пластмассу и научился делать из нее кукол, у которых голова поворачивается и наклоняется, сгибаются руки и ноги, ее можно расчесывать, мыть, одевать, раздевать…
(Воспитатель вместе с детьми подходит к «пеленальному» столику и показывает детям, как правильно нужно пеленать малыша,затем, укладывает малыша в колыбельку и читает стихотворение Г. Лагздынь « Сонные стихи»:
Спит в пруду давно лягушка,
Спит медведица – толстушка.
Бродят сонные морозы,
Спят кудрявые берёзы.
У корней пушистой ёлки
Спит ежонок, в нос иголки,
Спит в сугробе до весны,
Смотрит лакомые сны.
Дремлет в гнёздышке бельчонок.
В тёплой хатке спит бобрёнок.
На подушках из пера
Спят тетёрки до утра.
Тише, тише, тишина… Спим…
Воспитатель: Ну а теперь давайте поиграем.
Игра на словообразование «Какая кукла»
Воспитатель бросает ребенку мяч и говорит: кукла сделана из глины. Какая кукла? Ребенок отвечает :кукла «глиняная» и бросает мяч обратно.
Кукла из дерева – деревянная,
Кукла из глины – глинянная,
Из пластмассы – пластмассовая,
Кукла из ткани, тряпочек – тряпичная,…
Воспитатель: Молодцы, вы уже знаете, какие бывают куклы.
Ребята, у нас с вами уже есть готовые колыбельки для кукол, но не кого в них положить, я думаю, что каждый из вас хочет для себя маленькую куколку – пеленашку. Давайте сегодня с вами научимся делать таких куколок из пластилина.
( Дети рассаживаются за столом, на котором лежит всё необходимое для работы)
Воспитатель показывает детям заранее вылепленную куклу – пеленашку в колыбельке из спичечного коробка. И предлагает слепить таких малюток – пеленашек – в кроватках - колыбельках. Показывает обобщённый способ лепки:
Воспитатель: ребята, берём комок пластилина, раскатывает сначала в шар круговыми движениями ладоней, а потом в удлинённое яйцо или валик (цилиндр), концы округляем – у нас получилась пеленашка, только лица пока не видно. Затем отщипываем маленький комочек пластилина розового или белого цвета, раскатываем шарик, сплющиваем и накладываем на пластилиновый валик (или яйцо) – это лицо, которое выглядывает из пелёнок. Оформим лицо – глаза сделаем из бусин, бисера или пластилиновых шариков, рустышку из пуговицы, украсим пелёнки узором;
(Дети выберают цвет пластилина и начинают лепить «пеленашек»). По ходу занятия воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь, подсказывает, что «лицо» надо прикреплять к верхней части пеленашки. Воспитатель: Вот какие куколки у нас получились. Давайте мы с ними поиграем.
Встают в круг, в руках у каждого ребенка своя кукла.
Игра «Тихо куколка…» (автор Железнова Е.С)
Воспитатель: Вот какое у нас сегодня прошло путешествие. Мы узнали, какими куклами играли наши бабушки и дедушки, научились делать куклу Пеленашку. Вы все такие молодцы. А когда мы с вами увидимся в следующий раз, я вам расскажу какие ещё бывают куклы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сонюшки пеленашки
Конспект занятия...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе "Сонюшки-пеленашки"
В целях приобщения детей к русским национальным традициям и культуре посредством прикладного искусства, повышания интереса к культурному наследию народа предалагаю к использованию в работе воспитателя...
Конспект НОД по лепке в средней группе «Сонюшки-пеленашки»
Цель: Приобщать детей к национальным традициям и культуре посредством прикладного искусства, повышать интерес к культурному наследию народа.Образовательные задачи:- познакомить с видом народной к...
"Сонюшки-пеленашки".НОД по лепке в средней группе
quot;Сонюшки-пеленашки".НОД по лепке в средней группе16.01.2019Спит в пруду давно лягушка,Спит медведица – толстушкаБродят сонные морозы,Спят кудрявые березы.У корней пушистой елкиСпит ежо...
«Колыбельная для Сонюшки-пеленашки»
На просторах интернета очень много-мастер классов различных кукол, но очень в не многих рассказываются те правила которые необходимо соблюдать изготавливая данную куклу. Немного предыстории...
Конспект занятия по «Лепке» В средней группе (4 – 5 года) Тема: «Сонюшки-пеленашки»
Конспект занятия по «Лепке»В средней группе (4 – 5 года)Тема: «Сонюшки-пеленашки» Доминирующая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеИнтеграция...
Конспект занятия с детьми средней группы. Тема: «Сонюшки – пеленашки».
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитиеТип занятия: комплексное.Вид занятия: интегрированное. Интеграция образовательных областей: «социализация», «познание...