Конспект занятия по «Лепке» В средней группе (4 – 5 года) Тема: «Сонюшки-пеленашки»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)
Конспект занятия по «Лепке»
В средней группе (4 – 5 года)
Тема: «Сонюшки-пеленашки»
Доминирующая образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Интеграция образовательных областей: познание, речевое и художественно-эстетическое развитие
Вид деятельности детей: игровая деятельность
Цель: Приобщать детей к национальным традициям и культуре посредством прикладного искусства, повышать интерес к культурному наследию народа.
Программное содержание:
- познакомить с видом народной куклы «пеленашка»,
- учить детей лепить образы спящих игрушек в стилистике «пеленашек»: туловище (столбик, голова (шар) и выразительные детали (ушки, носы, глазки);
- активизировать приемы декорирования лепных поделок (украшение мелкими бытовыми предметами, отпечатками).
- показать возможность создания композиций в маленьких коробочках – колыбельках;
- развивать воображение, мелкую моторику, внимательность.
- воспитывать чувство формы, композиции; интерес к экспериментированию с художественным материалом.
Оборудование: пластилин разных цветов; стеки; доски для лепки; семена гороха и фасоли; ленточки; салфетки бумажные и матерчатые.
Структура занятия
I | Вводная часть | Организующий момент (приветствие ребят) | 3 мин |
II | Основная часть |
|
|
1 | Подготовка к работе | Объяснение и показ выполнения работы | 14 мин |
2 | Выполнение работы | Ребята выполняют работу | |
III | Заключительная часть | Рефлексия | 3 мин |
Длительность 20 мин
Ход занятия
- Вводная часть.
- Здравствуйте, ребята! Рассаживайтесь на ковре, только не шумите. Моя куколка Маша засыпает, и я ей сейчас спою колыбельную песенку.
Спит в пруду давно лягушка,
Спит медведица – толстушка
Бродят сонные морозы,
Спят кудрявые березы.
У корней пушистой елки
Спит ежонок, нос в иголки,
Спит в сугробе до весны,
Смотрит лакомые сны.
Дремлет в гнездышке бельчонок,
В теплой хатке спит бобренок.
На подушке из пера
Спят тетёрки до утра.
Тише, тише, тишина…Спим…
Г. Лагздынь «Сонные стихи»
- А вам мамы поют колыбельные песенки перед сном? А для чего они вам их поют?
Дети: Чтобы мы крепко уснули и чтобы сны хорошие приснились.
- Основная часть.
Показываю детям иллюстрации с изображением народной куклы – пеленашки.
- Ребята, в давние – давние времена на Руси народные мастера и мастерицы делали кукол из дерева или соломы на забаву маленьким детям.
Кукла-Пеленашка - это самая первая куколка, которую делали для будущего ребенка. Ее клали в колыбель к малышу, как оберег от злых сил, болезней. Считалось, что она согревает место для ребенка. Когда малыш чуть-чуть подрастал, то эту куколку давали ему играть, поэтому при ее изготовлении ни в коем случае нельзя применять бусины, пуговочки и т. п., только ткани, ленточки, кружева.
Считалось, что если куклу-Пеленашку положить в кроватку к ребенку, то это собьет злых духов с толку. Еще нужно приговаривать: "Не играй моим дитятком, а играй этой куколкой".
А когда приходили гости посмотреть на малыша, то чтобы не сглазить, хвалили не его, а Пеленашку: "Хорош, кукленочек!"
Показываю детям современную запеленатую куклу
- А можно ли эту куклу назвать пеленашкой?
Дети: Можно пеленашкой назвать того, кто (или что) завернуты в пеленки,
- И настоящего малыша…даже взрослого человека, если его в шутку завернуть в огромную пеленку.
- Ребята, сегодня мы пойдем в гости к куколкам. В гости принято ходить с подарками, только вот что подарить малышам я не могу придумать. Какие у вас будут идеи?
Дети: Давайте подарим пеленашку.
- Хорошая идея! Только где нам их взять?
Дети: слепим.
- Тогда нам нужно переместиться в стародавнюю Русь-Матушку, народную мастерскую. Закройте глаза, я скажу волшебные слова и мы окажемся в древней русской мастерской.
Здравствуй мудрая страна,
Что отсюда не видна.
Явись ниоткуда,
Пусть свершится чудо!
Встань на пути
Нас к себе впусти!
- Вот мы и на месте! Только делать куклу нужно в хорошем настроении! Мастера это знали и у них получались добрые куколки!
Объяснение технологии лепки
Сначала раскатываем цилиндр (столбик). Для этого берем комок пластилина и раскатываем его сначала в шар, круговыми движениями ладоней, а потом в удлиненное яйцо или валик (цилиндр). округляем концы – получается «туловище» в пеленках – пеленашка, только лица пока не видно. Затем отщипывает маленький комочек пластилина розового или белого цвета. раскатываем шарик, сплющиваем и накладываем на пластилиновый валик – так получилось лицо, которое выглядывает из пеленки.
- Мы с вами немножко подустали, предлагаю вместе встать и размяться немножко.
Физминутка: «Маланья»
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показать избушку)
Семь сыновей (показать семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцами)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать длинный нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (очертить пальцами длинные «гусарские» усы)
Вот с такой головой, (очертить большой круг вокруг головы)
Вот с такой бородой. (показать руками большую окладистую бороду)
Они не пили, не ели (одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – ложку»)
На Маланью все глядели, (держа руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)
И все делали вот так… (ребенок показывает любое движение).
- Ну, мастера и мастерицы, возвращаемся на свои рабочие места и продолжим. Присаживаемся правильно. Выпрямитесь, прислоните спины к спинкам стула, ноги поставьте ровно на пол.
- А теперь, ребята, прищипывая или вытягивая, сделаем носики у наших пеленашек, затем вкрапляем глазки – бусинки. И украсим пеленки узором в горошек или бантиком, можно перевязать пеленку ленточкой. Кукла готова!
А куда положим мы наших пеленашек?
Дети: В колыбельку.
- Да, предлагаю превратить спичечный коробок в колыбельку или кроватку, а может быть коляску (по своему желанию): из салфетки можно сделать пеленочку и вылепить подушку, для коляски можно сделать колеса из пуговиц.
- Заключительная часть.
- Молодцы! Какие красивые получились у вас куколки-пеленашки. Как вы думаете куколкам понравятся наши подарки? Женя, что тебе сегодня понравилось, а что нет? Аня, что ты запомнила сегодня?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по «Лепке»
В средней группе (4 – 5 года)
Тема: «Сонюшки-пеленашки»
Доминирующая образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Интеграция образовательных областей: познание, речевое и художественно-эстетическое развитие
Вид деятельности детей: игровая деятельность
Цель: Приобщать детей к национальным традициям и культуре посредством прикладного искусства, повышать интерес к культурному наследию народа.
Программное содержание:
- познакомить с видом народной куклы «пеленашка»,
- учить детей лепить образы спящих игрушек в стилистике «пеленашек»: туловище (столбик, голова (шар) и выразительные детали (ушки, носы, глазки);
- активизировать приемы декорирования лепных поделок (украшение мелкими бытовыми предметами, отпечатками).
- показать возможность создания композиций в маленьких коробочках – колыбельках;
- развивать воображение, мелкую моторику, внимательность.
- воспитывать чувство формы, композиции; интерес к экспериментированию с художественным материалом.
Оборудование: пластилин разных цветов; стеки; доски для лепки; семена гороха и фасоли; ленточки; салфетки бумажные и матерчатые.
Структура занятия
I | Вводная часть | Организующий момент (приветствие ребят) | 3 мин |
II | Основная часть | ||
1 | Подготовка к работе | Объяснение и показ выполнения работы | 14 мин |
2 | Выполнение работы | Ребята выполняют работу | |
III | Заключительная часть | Рефлексия | 3 мин |
Длительность 20 мин
Ход занятия
- Вводная часть.
- Здравствуйте, ребята! Рассаживайтесь на ковре, только не шумите. Моя куколка Маша засыпает, и я ей сейчас спою колыбельную песенку.
Спит в пруду давно лягушка,
Спит медведица – толстушка
Бродят сонные морозы,
Спят кудрявые березы.
У корней пушистой елки
Спит ежонок, нос в иголки,
Спит в сугробе до весны,
Смотрит лакомые сны.
Дремлет в гнездышке бельчонок,
В теплой хатке спит бобренок.
На подушке из пера
Спят тетёрки до утра.
Тише, тише, тишина…Спим…
Г. Лагздынь «Сонные стихи»
- А вам мамы поют колыбельные песенки перед сном? А для чего они вам их поют?
Дети: Чтобы мы крепко уснули и чтобы сны хорошие приснились.
- Основная часть.
Показываю детям иллюстрации с изображением народной куклы – пеленашки.
- Ребята, в давние – давние времена на Руси народные мастера и мастерицы делали кукол из дерева или соломы на забаву маленьким детям.
Кукла-Пеленашка - это самая первая куколка, которую делали для будущего ребенка. Ее клали в колыбель к малышу, как оберег от злых сил, болезней. Считалось, что она согревает место для ребенка. Когда малыш чуть-чуть подрастал, то эту куколку давали ему играть, поэтому при ее изготовлении ни в коем случае нельзя применять бусины, пуговочки и т. п., только ткани, ленточки, кружева.
Считалось, что если куклу-Пеленашку положить в кроватку к ребенку, то это собьет злых духов с толку. Еще нужно приговаривать: "Не играй моим дитятком, а играй этой куколкой".
А когда приходили гости посмотреть на малыша, то чтобы не сглазить, хвалили не его, а Пеленашку: "Хорош, кукленочек!"
Показываю детям современную запеленатую куклу
- А можно ли эту куклу назвать пеленашкой?
Дети: Можно пеленашкой назвать того, кто (или что) завернуты в пеленки,
- И настоящего малыша…даже взрослого человека, если его в шутку завернуть в огромную пеленку.
- Ребята, сегодня мы пойдем в гости к куколкам. В гости принято ходить с подарками, только вот что подарить малышам я не могу придумать. Какие у вас будут идеи?
Дети: Давайте подарим пеленашку.
- Хорошая идея! Только где нам их взять?
Дети: слепим.
- Тогда нам нужно переместиться в стародавнюю Русь-Матушку, народную мастерскую. Закройте глаза, я скажу волшебные слова и мы окажемся в древней русской мастерской.
Здравствуй мудрая страна,
Что отсюда не видна.
Явись ниоткуда,
Пусть свершится чудо!
Встань на пути
Нас к себе впусти!
- Вот мы и на месте! Только делать куклу нужно в хорошем настроении! Мастера это знали и у них получались добрые куколки!
Объяснение технологии лепки
Сначала раскатываем цилиндр (столбик). Для этого берем комок пластилина и раскатываем его сначала в шар, круговыми движениями ладоней, а потом в удлиненное яйцо или валик (цилиндр). округляем концы – получается «туловище» в пеленках – пеленашка, только лица пока не видно. Затем отщипывает маленький комочек пластилина розового или белого цвета. раскатываем шарик, сплющиваем и накладываем на пластилиновый валик – так получилось лицо, которое выглядывает из пеленки.
- Мы с вами немножко подустали, предлагаю вместе встать и размяться немножко.
Физминутка: «Маланья»
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показать избушку)
Семь сыновей (показать семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцами)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать длинный нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (очертить пальцами длинные «гусарские» усы)
Вот с такой головой, (очертить большой круг вокруг головы)
Вот с такой бородой. (показать руками большую окладистую бороду)
Они не пили, не ели (одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – ложку»)
На Маланью все глядели, (держа руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)
И все делали вот так… (ребенок показывает любое движение).
- Ну, мастера и мастерицы, возвращаемся на свои рабочие места и продолжим. Присаживаемся правильно. Выпрямитесь, прислоните спины к спинкам стула, ноги поставьте ровно на пол.
- А теперь, ребята, прищипывая или вытягивая, сделаем носики у наших пеленашек, затем вкрапляем глазки – бусинки. И украсим пеленки узором в горошек или бантиком, можно перевязать пеленку ленточкой. Кукла готова!
А куда положим мы наших пеленашек?
Дети: В колыбельку.
- Да, предлагаю превратить спичечный коробок в колыбельку или кроватку, а может быть коляску (по своему желанию): из салфетки можно сделать пеленочку и вылепить подушку, для коляски можно сделать колеса из пуговиц.
- Заключительная часть.
- Молодцы! Какие красивые получились у вас куколки-пеленашки. Как вы думаете куколкам понравятся наши подарки? Женя, что тебе сегодня понравилось, а что нет? Аня, что ты запомнила сегодня?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по лепке в средней группе детского сада, Тема: «Овощная ярмарка»
Задачи:Учить детей лепить разные по форме овощи (шарообразные, овальные, конусообразные), передавать их характерные признаки.Закрепить прием приглаживания.Лексическая работа: познакомить детей с понят...
Конспект занятия по лепке в средней группе детского сада. Тема: «Ярмарка овощей»
Задачи:Учить детей лепить разные по форме овощи (шарообразные, овальные, конусообразные), передавать их характерные признаки.Закрепить прием приглаживания.Лексическая работа: познакомить детей с понят...
Конспект занятия по лепке в средней группе детского сада Тема: «Веселые поварята»
Цели: - Познакомить детей с трудом повара – кондитера, с характерными особенностями внешнеговида.- формировать представление о ряде белее сложных профессий, направленных наудовлетворение по...
Конспект занятия по «Лепке» В средней группе (4 – 5 года) Тема: «Вот какой у нас арбуз»
Конспект занятия по «Лепке»В средней группе (4 – 5 года)Тема: «Вот какой у нас арбуз» Доминирующая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеИнтегр...
Конспект занятия по «Лепке» В средней группе (4 – 5 года) Тема: «Декоративная рельефная лепка. Изразцы «Цветы-сердечки»
Конспект занятия по «Лепке»В средней группе (4 – 5 года)Тема: «Декоративная рельефная лепка. Изразцы «Цветы-сердечки» Доминирующая образовательная область: худ...
Конспект занятия по «Лепке» В средней группе (4 – 5 года) Тема: «Декоративная рельефная лепка. Изразцы «Цветы-сердечки»
Конспект занятия по «Лепке»В средней группе (4 – 5 года)Тема: «Декоративная рельефная лепка. Изразцы «Цветы-сердечки» Доминирующая образовательная область: худ...
Конспект занятия по «Лепке» В средней группе (4 – 5 года) Тема: «Сюжетная лепка «Муха-цокотуха» (коллективная композиция)»
Конспект занятия по «Лепке»В средней группе (4 – 5 года)Тема: «Сюжетная лепка «Муха-цокотуха» (коллективная композиция)» Доминирующая образовательная обл...