Конспект занятия по «Лепке» В средней группе (4 – 5 года) Тема: «Сонюшки-пеленашки»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Мирманова Гульнара Жумабековна

Конспект занятия по «Лепке»

В средней группе (4 – 5 года)

Тема: «Сонюшки-пеленашки»

 

Доминирующая образовательная область: художественно-эстетическое развитие

Интеграция образовательных областей: познание, речевое и художественно-эстетическое развитие

Вид деятельности детей: игровая деятельность

Цель: Приобщать детей к национальным традициям и культуре посредством прикладного искусства, повышать интерес к культурному наследию народа.

Программное содержание:

- познакомить с видом народной куклы «пеленашка»,

- учить детей лепить образы спящих игрушек в стилистике «пеленашек»: туловище (столбик, голова (шар) и выразительные детали (ушки, носы, глазки);

- активизировать приемы декорирования лепных поделок (украшение мелкими бытовыми предметами, отпечатками).

- показать возможность создания композиций в маленьких коробочках – колыбельках;

- развивать воображение, мелкую моторику, внимательность.

- воспитывать чувство формы, композиции; интерес к экспериментированию с художественным материалом.

Оборудование: пластилин разных цветов; стеки; доски для лепки; семена гороха и фасоли; ленточки; салфетки бумажные и матерчатые.

Структура занятия

I

Вводная часть

Организующий момент (приветствие ребят)

3 мин

II

Основная часть

 

 

1

Подготовка к работе

Объяснение и показ выполнения работы

14 мин

2

Выполнение работы

Ребята выполняют работу

III

Заключительная часть

Рефлексия

3 мин

Длительность 20 мин

                                                    Ход занятия

  1. Вводная часть.

- Здравствуйте, ребята! Рассаживайтесь на ковре, только не шумите. Моя куколка Маша засыпает, и я ей сейчас спою колыбельную песенку.

Спит в пруду давно лягушка,

Спит медведица – толстушка

Бродят сонные морозы,

Спят кудрявые березы.

У корней пушистой елки

Спит ежонок, нос в иголки,

Спит в сугробе до весны,

Смотрит лакомые сны.

Дремлет в гнездышке бельчонок,

В теплой хатке спит бобренок.

На подушке из пера

Спят тетёрки до утра.

Тише, тише, тишина…Спим…

Г. Лагздынь «Сонные стихи»

- А вам мамы поют колыбельные песенки перед сном? А для чего они вам их поют?

Дети: Чтобы мы крепко уснули и чтобы сны хорошие приснились.

 

  1. Основная часть.

Показываю детям иллюстрации с изображением народной куклы – пеленашки.

- Ребята, в давние – давние времена на Руси народные мастера и мастерицы делали кукол из дерева или соломы на забаву маленьким детям.

Кукла-Пеленашка - это самая первая куколка, которую делали для будущего ребенка. Ее клали в колыбель к малышу, как оберег от злых сил, болезней. Считалось, что она согревает место для ребенка. Когда малыш чуть-чуть подрастал, то эту куколку давали ему играть, поэтому при ее изготовлении ни в коем случае нельзя применять бусины, пуговочки и т. п., только ткани, ленточки, кружева.

Считалось, что если куклу-Пеленашку положить в кроватку к ребенку, то это собьет злых духов с толку. Еще нужно приговаривать: "Не играй моим дитятком, а играй этой куколкой".

А когда приходили гости посмотреть на малыша, то чтобы не сглазить, хвалили не его, а Пеленашку: "Хорош, кукленочек!"

Показываю детям современную запеленатую куклу

- А можно ли эту куклу назвать пеленашкой?

Дети: Можно пеленашкой назвать того, кто (или что) завернуты в пеленки,

- И настоящего малыша…даже взрослого человека, если его в шутку завернуть в огромную пеленку.

- Ребята, сегодня мы пойдем в гости к куколкам. В гости принято ходить с подарками, только вот что подарить малышам я не могу придумать. Какие у вас будут идеи?

Дети: Давайте подарим пеленашку.

- Хорошая идея! Только где нам их взять?

Дети: слепим.

- Тогда нам нужно переместиться в стародавнюю Русь-Матушку, народную мастерскую. Закройте глаза, я скажу волшебные слова и мы окажемся в древней русской мастерской.

Здравствуй мудрая страна,

Что отсюда не видна.

Явись ниоткуда,

Пусть свершится чудо!

Встань на пути

Нас к себе впусти!

- Вот мы и на месте! Только делать куклу нужно в хорошем настроении! Мастера это знали и у них получались добрые куколки!

Объяснение технологии лепки

Сначала раскатываем цилиндр (столбик). Для этого берем комок пластилина и раскатываем его сначала в шар, круговыми движениями ладоней, а потом в удлиненное яйцо или валик (цилиндр). округляем концы – получается «туловище» в пеленках – пеленашка, только лица пока не видно. Затем отщипывает маленький комочек пластилина розового или белого цвета. раскатываем шарик, сплющиваем и накладываем на пластилиновый валик – так получилось лицо, которое выглядывает из пеленки.

- Мы с вами немножко подустали, предлагаю вместе встать и размяться немножко.

Физминутка: «Маланья»

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показать избушку)

Семь сыновей (показать семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать длинный нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (очертить пальцами длинные «гусарские» усы)

Вот с такой головой, (очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой. (показать руками большую окладистую бороду)

Они не пили, не ели (одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – ложку»)

На Маланью все глядели, (держа руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)

И все делали вот так… (ребенок показывает любое движение).

- Ну, мастера и мастерицы, возвращаемся на свои рабочие места и продолжим. Присаживаемся правильно. Выпрямитесь, прислоните спины к спинкам стула, ноги поставьте ровно на пол.

- А теперь, ребята, прищипывая или вытягивая, сделаем носики у наших пеленашек, затем вкрапляем глазки – бусинки. И украсим пеленки узором в горошек или бантиком, можно перевязать пеленку ленточкой. Кукла готова!

А куда положим мы наших пеленашек?

Дети: В колыбельку.

- Да, предлагаю превратить спичечный коробок в колыбельку или кроватку, а может быть коляску (по своему желанию): из салфетки можно сделать пеленочку и вылепить подушку, для коляски можно сделать колеса из пуговиц.

  1. Заключительная часть.

 - Молодцы! Какие красивые получились у вас куколки-пеленашки. Как вы думаете куколкам понравятся наши подарки? Женя, что тебе сегодня понравилось, а что нет? Аня, что ты запомнила сегодня?

 

Как сделать куклу Пеленашка своими руками пошаговое фото видео

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Лепке»

В средней группе (4 – 5 года)

Тема: «Сонюшки-пеленашки»

Доминирующая образовательная область: художественно-эстетическое развитие

Интеграция образовательных областей: познание, речевое и художественно-эстетическое развитие

Вид деятельности детей: игровая деятельность

Цель: Приобщать детей к национальным традициям и культуре посредством прикладного искусства, повышать интерес к культурному наследию народа.

Программное содержание: 

- познакомить с видом народной куклы «пеленашка»,

- учить детей лепить образы спящих игрушек в стилистике «пеленашек»: туловище (столбик, голова (шар) и выразительные детали (ушки, носы, глазки);

- активизировать приемы декорирования лепных поделок (украшение мелкими бытовыми предметами, отпечатками).

- показать возможность создания композиций в маленьких коробочках – колыбельках;

- развивать воображение, мелкую моторику, внимательность.

- воспитывать чувство формы, композиции; интерес к экспериментированию с художественным материалом.

Оборудование: пластилин разных цветов; стеки; доски для лепки; семена гороха и фасоли; ленточки; салфетки бумажные и матерчатые.

Структура занятия

I

Вводная часть

Организующий момент (приветствие ребят)

3 мин

II

Основная часть

1

Подготовка к работе

Объяснение и показ выполнения работы

14 мин

2

Выполнение работы

Ребята выполняют работу

III

Заключительная часть

Рефлексия

3 мин

Длительность 20 мин

                Ход занятия

  1. Вводная часть.

- Здравствуйте, ребята! Рассаживайтесь на ковре, только не шумите. Моя куколка Маша засыпает, и я ей сейчас спою колыбельную песенку.

Спит в пруду давно лягушка,

Спит медведица – толстушка

Бродят сонные морозы,

Спят кудрявые березы.

У корней пушистой елки

Спит ежонок, нос в иголки,

Спит в сугробе до весны,

Смотрит лакомые сны.

Дремлет в гнездышке бельчонок,

В теплой хатке спит бобренок.

На подушке из пера

Спят тетёрки до утра.

Тише, тише, тишина…Спим…

Г. Лагздынь «Сонные стихи»

- А вам мамы поют колыбельные песенки перед сном? А для чего они вам их поют?

Дети: Чтобы мы крепко уснули и чтобы сны хорошие приснились.

  1. Основная часть.

Показываю детям иллюстрации с изображением народной куклы – пеленашки.

- Ребята, в давние – давние времена на Руси народные мастера и мастерицы делали кукол из дерева или соломы на забаву маленьким детям.

Кукла-Пеленашка - это самая первая куколка, которую делали для будущего ребенка. Ее клали в колыбель к малышу, как оберег от злых сил, болезней. Считалось, что она согревает место для ребенка. Когда малыш чуть-чуть подрастал, то эту куколку давали ему играть, поэтому при ее изготовлении ни в коем случае нельзя применять бусины, пуговочки и т. п., только ткани, ленточки, кружева.

Считалось, что если куклу-Пеленашку положить в кроватку к ребенку, то это собьет злых духов с толку. Еще нужно приговаривать: "Не играй моим дитятком, а играй этой куколкой".

А когда приходили гости посмотреть на малыша, то чтобы не сглазить, хвалили не его, а Пеленашку: "Хорош, кукленочек!"

Показываю детям современную запеленатую куклу

- А можно ли эту куклу назвать пеленашкой?

Дети: Можно пеленашкой назвать того, кто (или что) завернуты в пеленки,

- И настоящего малыша…даже взрослого человека, если его в шутку завернуть в огромную пеленку.

- Ребята, сегодня мы пойдем в гости к куколкам. В гости принято ходить с подарками, только вот что подарить малышам я не могу придумать. Какие у вас будут идеи?

Дети: Давайте подарим пеленашку.

- Хорошая идея! Только где нам их взять?

Дети: слепим.

- Тогда нам нужно переместиться в стародавнюю Русь-Матушку, народную мастерскую. Закройте глаза, я скажу волшебные слова и мы окажемся в древней русской мастерской.

Здравствуй мудрая страна,

Что отсюда не видна.

Явись ниоткуда,

Пусть свершится чудо!

Встань на пути

Нас к себе впусти!

- Вот мы и на месте! Только делать куклу нужно в хорошем настроении! Мастера это знали и у них получались добрые куколки!

Объяснение технологии лепки

Сначала раскатываем цилиндр (столбик). Для этого берем комок пластилина и раскатываем его сначала в шар, круговыми движениями ладоней, а потом в удлиненное яйцо или валик (цилиндр). округляем концы – получается «туловище» в пеленках – пеленашка, только лица пока не видно. Затем отщипывает маленький комочек пластилина розового или белого цвета. раскатываем шарик, сплющиваем и накладываем на пластилиновый валик – так получилось лицо, которое выглядывает из пеленки.

- Мы с вами немножко подустали, предлагаю вместе встать и размяться немножко.

Физминутка: «Маланья»

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показать избушку)

Семь сыновей (показать семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать длинный нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (очертить пальцами длинные «гусарские» усы)

Вот с такой головой, (очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой. (показать руками большую окладистую бороду)

Они не пили, не ели (одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – ложку»)

На Маланью все глядели, (держа руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)

И все делали вот так… (ребенок показывает любое движение).

- Ну, мастера и мастерицы, возвращаемся на свои рабочие места и продолжим. Присаживаемся правильно. Выпрямитесь, прислоните спины к спинкам стула, ноги поставьте ровно на пол.

- А теперь, ребята, прищипывая или вытягивая, сделаем носики у наших пеленашек, затем вкрапляем глазки – бусинки. И украсим пеленки узором в горошек или бантиком, можно перевязать пеленку ленточкой. Кукла готова!

А куда положим мы наших пеленашек?

Дети: В колыбельку.

- Да, предлагаю превратить спичечный коробок в колыбельку или кроватку, а может быть коляску (по своему желанию): из салфетки можно сделать пеленочку и вылепить подушку, для коляски можно сделать колеса из пуговиц.

  1. Заключительная часть.

 - Молодцы! Какие красивые получились у вас куколки-пеленашки. Как вы думаете куколкам понравятся наши подарки? Женя, что тебе сегодня понравилось, а что нет? Аня, что ты запомнила сегодня?

Как сделать куклу Пеленашка своими руками пошаговое фото видео


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лепке в средней группе детского сада, Тема: «Овощная ярмарка»

Задачи:Учить детей лепить разные по форме овощи (шарообразные, овальные, конусообразные), передавать их характерные признаки.Закрепить прием приглаживания.Лексическая работа: познакомить детей с понят...

Конспект занятия по лепке в средней группе детского сада. Тема: «Ярмарка овощей»

Задачи:Учить детей лепить разные по форме овощи (шарообразные, овальные, конусообразные), передавать их характерные признаки.Закрепить прием приглаживания.Лексическая работа: познакомить детей с понят...

Конспект занятия по лепке в средней группе детского сада Тема: «Веселые поварята»

Цели: - Познакомить детей с трудом повара – кондитера, с характерными особенностями внешнеговида.- формировать представление о ряде белее сложных профессий, направленных наудовлетворение по...

Конспект занятия по «Лепке» В средней группе (4 – 5 года) Тема: «Вот какой у нас арбуз»

Конспект занятия по «Лепке»В средней группе (4 – 5 года)Тема: «Вот какой у нас арбуз» Доминирующая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеИнтегр...

Конспект занятия по «Лепке» В средней группе (4 – 5 года) Тема: «Декоративная рельефная лепка. Изразцы «Цветы-сердечки»

Конспект занятия по «Лепке»В средней группе (4 – 5 года)Тема: «Декоративная рельефная лепка. Изразцы «Цветы-сердечки» Доминирующая образовательная область: худ...

Конспект занятия по «Лепке» В средней группе (4 – 5 года) Тема: «Декоративная рельефная лепка. Изразцы «Цветы-сердечки»

Конспект занятия по «Лепке»В средней группе (4 – 5 года)Тема: «Декоративная рельефная лепка. Изразцы «Цветы-сердечки» Доминирующая образовательная область: худ...

Конспект занятия по «Лепке» В средней группе (4 – 5 года) Тема: «Сюжетная лепка «Муха-цокотуха» (коллективная композиция)»

Конспект занятия по «Лепке»В средней группе (4 – 5 года)Тема: «Сюжетная лепка «Муха-цокотуха» (коллективная композиция)» Доминирующая образовательная обл...