Методическая разработка по семейной педагогике: Родительская любовь.
методическая разработка по теме
Материал полезен родителям, воспитателям детского сада и студентам ВУЗа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительская любовь и её значение. | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
« Родительская любовь».
Идеальная семья немыслима без любви. Любовь - это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы, то что подвигает человека к безрассудно- героическим поступкам.
"Я люблю, и значит, я живу…" (В. Высоцкий)
Значение семьи в жизни каждого человека трудно переоценить. Семья дает нам опору, поддержку, тепло, навыки общения, первые уроки любви. Она помогает нам развивать характер, учит преодолевать трудности и т. д. И чем семья благополучнее, чем больше в ней уделяется внимания каждому члену семьи и малышу в том числе, тем увереннее ребенок будет чувствовать себя в жизни.
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, социально зрелую личность, ребятам необходим родительский пример. Детям нужно чтобы родители делились с ними своим опытом, знаниями, а главное – добротой, лаской, вниманием, любовью. Родители убеждены в том, что каждый искренне любит своих детей и обладает достаточной компетентностью. в вопросах воспитания. Ведь семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на дальнейший уклад, на работу человека (хотя часто они остаются в подсознании). Человек может забыть о них, но помимо его воли они часто определяют его поступки. Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы. Опыт социального общения имеют большое значение в формировании моральных качеств растущего человека.
Первые восприятия красоты, которые человек получает в семье, часто определяют эстетические вкусы на многие годы, а иногда и на всю жизнь. Умение понимать прекрасное, будь то величественные проспекты города или неповторимые пейзажи сельской местности, музыка великого композитора или старинные народные песни, не только обогащает жизнь человека, его духовный мир, но и организует и направляет его поступки и поведение.
Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребёнка к воспитанию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и устремлений .Чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания ребёнка в семье.
1. Значение родительской любви.
Родительская любовь — это сильное и в то же время нежное чувство защиты. Любовь пробуждает у родителей глубокое беспокойство за ребенка, за его благополучие и счастье. Она призвана нести многие его бремена, приносить жертвы и даже «передвигать горы». Когда мы видим, как сильна родительская любовь, то можем понять, почему она обеспечивает ребенку самую большую защиту. Ведь когда родители так преданно и самоотверженно любят ребенка, ему совершенно нечего бояться.
Безусловно, самую важную роль в жизни каждого ребенка играют родители. Им дети подражают, на них хотят быть похожими. Однако отцовская и материнская любовь к ребенку не одинакова. Любовь матери — это безусловная любовь. Мама готова принять своего ребенка любого (хорошего или плохого, здорового и больного и т. д.) и любит его только за то, что он есть. Неспособность матери так любить своего ребенка негативно сказывается на формировании его чувства собственного достоинства, самосознании ребенка и его способности любить. Особенно пагубно отсутствие безусловной любви матери для девочек. Это формирует ощущение одиночества и неуверенности в отношениях со сверстниками и взрослыми. Также результатом недостаточной любви в детстве или излишней требовательности матери может стать наличие заниженной самооценки уже у взрослой женщины. Психологи уверяют, что результатом недостаточной любви в детстве или излишней требовательности матери может стать наличие заниженной самооценки уже у взрослой женщины.
Однако для формирующейся личности не менее, а возможно и более губительна и чрезмерная любовь матери, самопожертвование. Те девочки, чьи мамы жертвуют личной жизнью ради них, вырастут либо эгоистками, не способными любить, либо зависимыми и несамостоятельными. В любом случае ни то ни другое не будет способствовать их счастливой и успешной жизни.
Любовь отца - не такая безусловная как материнская любовь, она более требовательна, однако не менее необходимая для развития ребенка. К маме ребенок приходит чтобы его пожалели, поделиться с ней своими печалями и радостями. А с отцом он делится своими достижениями, ждет от него похвалы и одобрения, обращается за защитой. Для девочки папа также крайне важен, она ориентируется на его мнение в оценке ее женских качеств. Таким образом, женский характер в детском возрасте формируется благодаря двум составляющим – примеру матери и оценке отца.
И так, отношения ребенка с мамой основываются на чувствах, а отношения с отцом — на поступках. Однако это не означает, что папа не может любить ребенка просто так или, что мама не должна давать оценку его достижениям и поступкам. Довольно не просто разобраться в сложных отношениях детей и родителей. Можно только определить, что результатом любви родителей является ощущение ребенком чувства собственного достоинства, семейной близости, желания быть похожим на них.
Для формирования и развития личности ребенка важную роль играют не только его отношения с родителями, но и то, как родители относятся друг к другу. Так как именно в детстве формируется модель будущей семейной жизни. Глядя на отношение родителей друг к другу девочка создает идеальную модель собственной будущей семьи. Уже с раннего детства она знает, что в семье должна делать женщина, а что мужчина, как родители должны относиться к своим детям. Безусловно, со временем эта идеальная модель будет изменяться, но меняться будут лишь некоторые ее черты, а суть останется прежней. Интересен тот факт, что довольно часто девочки, которые выросли в благополучных семьях, выходят замуж за мужчин похожих на их отцов, причем не только по характеру, но и внешне.
В настоящее время под словом “семья” совсем не обязательно подразумевается наличие мамы, папы и детей. Сегодня растет число “неполных” семей,то есть с одним родителем (мамой или папой). У детей, которые выросли в таких семьях, могут возникнуть определенные проблемы в будущей семейной жизни и отношениях с противоположным полом. Кроме того, это может наложить отпечаток на развитие личности ребенка и вызвать некоторые особенности в его характере. Хотя, безусловно, детям лучше жить в неполной семье, чем в полной, но конфликтной.
Одиноким родителям приходится выступать в роли кормильца, воспитателя и домохозяйки одновременно. Они сильнее переживают из-за неприятностей случающихся у ребенка, чаще испытывают материальные трудности – все это, конечно же, не способствует созданию оптимальных условий для его воспитания. Большинство неполных семей в нашей стране состоят из мамы и ребенка, а одинокие отцы это довольно редкое явление.
Раньше считалось, что мальчики страдают больше из-за отсутствия в семье отца, чем девочки. Однако последние исследования показывают, что девочки выросшие без отца испытывают определенные трудности в общении с противоположным полом, некоторые чувствуют себя дискомфортно в присутствии мужчин. Девочкам, лишившимся папы в подростковом возрасте (из-за развода) иногда становится свойственна агрессивность, неразборчивость в сексуальных связях.
Дети, которые растут только с одним из родителей, не видят отношений между мужчиной и женщиной внутри семьи и это искажает их представления о семейной жизни.
Ребенок получает дополнительные психические травмы, когда родители расходятся и начинают делить ребенка, позволяя себе нелестно отзываться друг о друге в его присутствии. Малыш в этой ситуации не может сделать выбор между мамой и папой и иногда винит себя в случившемся (в разводе родителей).
В воспитании ребенка родители дополняют друг друга, каждый из них имеет свою индивидуальность. И когда ребенок теряет одного из них, то первому приходится брать на себя функции второго.
Конечно, это создает некоторые сложности в отношениях с ребенком, но жизнь показывает, что многие мамы справляются с отведенной им ролью. К тому же практика показывает, что дети, которые росли только с мамой намного лучше приспособлены к жизни, чем те дети, которые росли в полной семье в атмосфере ненависти между родителями. Поэтому если выбирать между воспитанием в полной, но конфликтной семье и неполной, то неполная семья, безусловно, будет меньшим злом.
2. Отклонения в родительской любви
Нужда в родительской любви - жизненно необходимая потребность маленького ребенка. Функция родительской любви - поддержание и сохранение внутреннего, эмоционального и психического мира ребенка. Ученые единодушны в определении родительской любви: она - источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.
Родительская любовь может иметь различные отклонения, иногда принимает искаженные формы. В таких случаях говорят о неразумной, слепой любви. Ценность ребенка в подобных семьях подчеркивается его ролями.
«Кумир семьи» – ребенок, который ставит свою персону в центр мироздания. Им восторгаются, над ним дрожат, в его поступках находят незаурядность, даже когда он шалит. Веря в свою исключительность, ребенок растет капризным, своевольным эгоистом, который привыкает брать, ничего не давая взамен. В детском саду он поражает всех своей несамостоятельностью, капризами, неумением общаться со сверстниками.
Всякая чрезмерность вредит, даже если это касается любви. А если ее недостает, если ребенок видит мало ласки от своих родителей? К сожалению, такое случается не только в старинных сказках, но и в современных семьях. В этом случае дети выполняют роли, которые подчеркивают их незначительную ценность для родителей.
«Ужасный ребенок» - ребенок с какими-либо трудностями развития (гипер активный, агрессивный, с недоразвитием речи), которые раздражают взрослых, и они этого не скрывают. Ощущая не расположенность взрослых к себе, он непослушен, своеволен, действует «назло взрослым». Кажется, что ребенок бросает вызов родителям: «Если вы не хотите меня погладить, то хотя бы ударьте!».
В деструктивных семьях ребенок может находиться в положении «козла отпущения», когда на нем все срывают зло, выплескивают свою агрессивность. Ребенок живет в страхе наказания за любое действие и слово.
«Золушка» – ребенок, которого постоянно притесняют. Он постоянно чувствует себя ненужным, плохим, обузой в доме. Изо всех сил он старается угодить родителям, предупредить их желания. Но родители вспоминают о ребенке, когда его надо чем-то нагрузить, что-то поручить. Ребенок страдает и не знает, как себя вести.
- Какими бы родителями не были , всегда они могут дать утвердительный ответ на вопрос: любите ли вы своего ребенка?
А как любят, и тем более умеют ли любить, над этим как–то задумываться не приходится. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потому и у родителей объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие безусловной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. А ведь для ребенка важно, чтобы его любили таким, какой он есть.
Главное - предотвратить ошибки родителей, чтобы любовь к детям не стала слепой. Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует детей.
Психологами и педагогами выделено много типов родительской любви к детям, среди которых есть и уродливые, они портят, а не воспитывают детей.
Есть много разновидностей этой любви:
- Любовь умиления.
- Любовь деспотическая.
- Любовь откупа.
Любовь умиления - это самое печальное, что можно себе представить в отношениях родителей и детей. Это неразумная «куриная» любовь. Мать и отец радуются каждому шагу ребёнка, не задумываясь над тем, к чему он может привести. Вот один из примеров, удручающих бездумностью родителей, их фантастическим поклонением перед ребёнком, как перед божеством. К матери 5-летнего Серёжи пришла соседка. Женщины стояли во дворе, возле них играл мальчик. Тут же, на глазах у матери, он справил свою маленькую нужду. Мать умилялась: «Вот видите, какой у нас сыночек, никого не боится».
Безрассудное умиление приводит потом к печальным результатам: сыновья и дочери «садятся на шею» родителям, превращаются в маленьких тиранов. Любовь умиления разрушает душу ребёнка прежде всего тем, что такой ребёнок не знает удержу своим желаниям – принципом его жизни становится девиз дикаря, подлеца и хулигана: всё мне разрешается, ни до кого мне дела нет, главное – моё желание. Ребёнок, воспитанный в духе умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Он вырастает капризным, нередко болезненным ребенком, для которого малейшее требование жизни становится непосильной тяжестью. Воспитанный в духе умиления – эгоист. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, и прежде всего у матери, отца, дедушки, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твёрдое убеждение в том, что он приносит радость, счастье родителям уже тем, что он существует.
Есть ещё одна разновидность неразумной родительской любви. Это любовь деспотическая. Например, в семье 16-летний сын учится на «4» и «5», делает дома всё для помощи родителям – моет полы, посуду, чистит обувь для всей семьи.
Но он вот что говорит: «Родители и одевают меня хорошо, и заботятся, что бы я ел хорошо», говорит мальчик, - «Но купят какую-нибудь обновку и без конца попрекают…». Постоянные упрёки создают обстановку настоящего ада. И всё это родители делают, как они говорят, только потому, что любят сына, желают ему добра, учат жить – что бы умнее был и родителей уважал. Жизнь детей в таких семьях – мучение. К своим детям они относятся как к вещам: мой стол – где хочу, там и поставлю, моя дочь – что захочу, то искажу, и потребую. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упрёков маленький человек ожесточается – это самое страшное, что может произойти в духовном мире ребёнка, подростка. Не знающий ласки в детстве становится грубым, бессердечным в годы отрочества и ранней юности. Отсутствие эмоционального контакта с матерью опасно. Мать если и ласкает ребёнка, то только на людях, по-актёрски, чтобы продемонстрировать, насколько она любит своё дитя. Ребёнку покупается всё, но ему не достаётся материнской любви. Такие дети глубоко несчастны, и никто порой не догадается о их «невидимых миру слезах».
Третья разновидность неразумной родительской любви – это любовь откупа. Есть отцы, искренне убеждённые в том, что обеспечивая материально детей они выполняют свой долг. Ребёнок одет, обут, здоров, у него есть учебники – что ещё надо? Они считают, что материальными затратами можно измерить родительскую любовь, на худой конец, откупиться. Таких толстокожих отцов, конечно, небольшое число. Но если в семье и мать не уделяет внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты и убожества. Их сердцам совершенно не знакомы и недоступны такие человеческие чувства, как ласка, милосердие, сострадание. Они могут вырасти жестокими людьми. Это морально искалеченные дети.
Из-за жестокой критики со стороны родителей ребенок может ощущать недостаток любви. Когда ребенок плохо себя ведет, строгость может быть полезна, и иногда его стоит серьезно отчитать, но жесткая критика никогда не бывает полезна. Нельзя бранить Ребенка так, чтобы пристыдить его.
Также ребенок чувствует, что он нелюбим, когда его отвергают. В этом случае родители держатся холодно, отстраняются от ребенка и ведут себя так, будто недовольны им. Подобная холодность может вызвать у ребенка тревогу. Он может решить, что если родители отвергают его, значит, не любят.
Кроме того, на недостаток родительской любви ребенку может указывать унижение. Родители могут принижать ребенка или его мнение. Они могут поднимать его на смех или потешаться над ним. Если это делается в порядке шутки, то ребенок необязательно воспримет такое отношение как недостаток любви. Но если родители поступают так всерьез, то ребенку может быть очень неприятно.
Самые распространенные признаки недостатка любви со стороны родителей — безразличие, отсутствие интереса к своим детям, игнорирование и пренебрежение ими.
Родители могут быть слишком поглощены своими обязанностями и проблемами, которые требуют внимания. Их можно понять, но не оправдать. Если они на первое место ставят семью, то обязательно придумают, как уделять своим детям необходимое им внимание.
Разумеется, о недостатке любви говорят и более серьезные поступки, например, когда родители слишком сурово наказывают детей, жестоко с ними обращаются, не заботятся о них или вообще бросают.
3. Любовь в семье как моральная ценность
Оптимальным условием для развития детей является любящая семья. Любящая семья - это семья, достигшая гармоничного взаимопонимания с детьми, где общение с детьми - большая радость, где доминирует положительный, благожелательный эмоциональный тон. Разумная любовь характеризуется принятием ребенка, сочетанием положительного эмоционального отношения к нему с разумными требованиями и кооперацией во взаимодействии.
В здоровом психологическом климате ребенку не уготовлены никакие фиксированные роли. Его любят («кумир семьи»), напроказил - стал «ужасным ребенком». Вечером он - «папино сокровище», а днем, когда родители на работе, - «бабушкино сокровище». И все роли ребенок исполняет с удовольствием, не застревает ни на одной из них, поскольку никто его к этому не принуждает.
Счастливая семья - почва для развития эмоциональности ребенка. Однако воспитание чувств не приходит само собой, чаще всего оно, как и всякое воспитание, требует усилий и усилий немалых. «Учить чувствовать, - писал В.А. Сухомлинский, - это самое трудное, что есть в воспитании».
Василий Александрович предложил такой путь воспитания чувств у ребенка в семье:
- вовлекать детей в добрые дела из симпатии, участия, любви к другому человеку (забота, волнение, тревога о близких людях);
- развивать чуткость сердца по отношению к другим людям, особенно к тем, кто нуждается во внимании, - маленьким, пожилым («Оля сегодня плакала. Почему? Ты узнал? Ты помог?», «Почему бабушка не смотрит свой любимый сериал? Может быть, она плохо себя чувствует?»);
- использовать произведения искусства, природу для обогащения эмоционального мира ребенка.
Искусство любви - умение дарить радость и в мелочах, и в крупном, дарить действенно, не копя в себе. Этому необходимо учить и ребенка: когда и как проявлять свою любовь к близким.
Семейная любовь - это не только чувства, но и определенный образ поведения супругов, детей, от которого зависит счастье данной семьи. Можно любить друг друга, но мучить попреками, неделикатностью, душевной грубостью, неумением сказать нужное слово... Омрачает любовь эгоистическое поведение супругов, детей.
Причина поведения, подрывающего семейную любовь, - неумение понять друг друга. Но этому, как говорят психологи, можно научить. Уже с третьего года жизни ребенок чувствует настроение, состояние близких, особенно радостное. Необходимо учить ребенка с уважением относиться к состоянию близких, сопереживать. Для этого родители должны проявлять внимание к внутреннему миру ребенка: чем он интересуется, что его радует, что печалит.
Искренняя заинтересованность родителей во всем, что происходит в жизни ребенка, интерес к его детским, пусть самым пустяковым проблемам - в этом проявляется выражение любви родителей к ребенку. На основе любви можно воспитать нравственное поведение: только любовь способна научить любви.
В основе любви лежит действенная направленность на её объект, т.е. родители, любя своего ребёнка, проявляют заботу о его развитии, благополучии. При равнодушном же отношении родителей к ребёнку наблюдается "бездействие": с ребёнком не занимаются, он не ухожен, неопрятен и т.д. Ребёнок страдает от того, что он "никому не нужен", от родительского "бездействия", от дефицита родительского внимания. Даже если любовь живёт в сердце матери или отца, но не проявляется в действии, это заставляет ребёнка страдать.
Семейная любовь - это не только чувства, но и определённый образ жизни, поведение супругов и детей, т .е. всех членов семьи. На основе любви можно воспитать нравственное поведение, ведь только любовь способна научить любви. В семье недопустимо эгоистическое поведение супругов и детей. Неумение понять друг друга подрывает семейные взаимоотношения, любовь. Поэтому ребёнка необходимо учить с уважением относиться к близким, чувствовать их состояние, сопереживать, а родители, в свою очередь, должны проявлять максимум внимания к внутреннему миру ребёнка, интересоваться всем, чем увлекается ребёнок, что его волнует, радует, печалит и т.д. В этом и заключается выражение любви родителей к ребёнку.
В современной семье все большее значение приобретает этико-психологический аспект отношений, повышаются требования супругов, детей к друг другу, меняется сам критерий семейного счастья и благополучия.
Семья - сугубо интимная группа, следовательно, эмоциональное влечение, привязанность ее членов к Друг другу - ее обязательные характеристики. Любовью в семье связаны все ее члены. Ее «первичной» формой является любовь супругов. Наиболее благоприятный климат для ребенка возникает тогда, когда его рождение - результат естественной потребности и желания двух любящих друг друга людей. Ребенок входит в мир, любимый родителями, как самая большая ценность. Суть бескорыстной родительской любви тонко подметил поэт Валентин Берестов:
Любили тебя без особых причин:
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож...
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Высказывание А.Я. Каменского «Любить детей - дело природы, а скрывать свою любовь - дело благоразумия».
Искусство любви заключается в умении дарить радость и в мелочах, и в крупном, дарить действенно, не копя в себе. Этому необходимо учить и ребенка: когда и как проявлять свою любовь к близким. Искренняя заинтересованность родителей во всем, что происходит в жизни ребенка, интерес к его детским, пусть самым пустяковым проблемам - в этом выражение любви родителей к ребенку. На основе любви можно воспитать нравственное поведение: только любовь способна научить любви.
«Главная задача родителей -- создание дружной, счастливой семьи. В такой семье на первом месте должны быть отношения любви между супругами и только потом, в свете этой любви, -- любовь родителей к ребенку. Успех в достижении контакта, душевной близости с подростком во многом зависит от отношений между родителями. Поэтому супругам надо понимать, что только сердечность и доверительность их взаимоотношений могут стать основой для подлинной близости и теплых отношений со своим ребенком.»( Игумен Евмений )
4. Изготовление буклета для родителей по проблемам семейного воспитания.
Детство грандиознее взрослой жизни. Скорее не мы, родители, даны детям для наставления их на путь истинный, а дети наши даны нам для очищения и просветления нашей души. Наши дети вправе принимать самостоятельные решения, быть способными к действию и поступкам, нести ответственность за их реализацию и исполнение. Эти решения должны согласоваться с родителями и должны базироваться на основах родительского воспитания, на понятиях добра и зла. При любом разговоре с детьми нужно проявлять тактичность, терпение, проявлять осторожность в высказываниях. Только любовь рождает в ребенке ощущение защищенности, уверенности и свободы. Чувство защищенности и уверенности в своих силах – это то, что мы можем дать детям для их уверенности в будущем.
Заключение.
Главным условием целостности семьи и прочности духовных основ, заложенных в детях, является взаимная любовь. Надо беречь любовное единство семьи, не стесняясь проявлять любовь к своим близким и в первую очередь к детям. Ежедневно выкраивать время, чтобы побыть с ребёнком наедине. Дети нуждаются в общении. Нужно помнить, что истинно любящий живет не собою и не для себя, а тем и для тех, кого любит: его мысли и чувства подчинены и посвящены только жизни для любимых. Помните:Без любви все – ничто!
В заключение хотелось бы напомнить слова выдающегося педагога и психолога С.Л. Соловейчика: «Дом должен быть уютной норкой для маленького ребёнка и берлогой для большого».
Родительская любовь – это главный фактор, который нужен для психологического здоровья и полного развития ребенка.
Список использованной литературы:
1. Буянов М.И. Ребёнку нужна родительская любовь. - М.,1984.
2. Гаранина Е. Ю. Семьеведение. - М., Флинта,2009.
3. Куликова Т. А. «Семейная педагогика и домашнее воспитание», М., Академия, 2000.
4. Кэмпбелл Р. «Как на самом деле любить детей», - М.,1982.
5. Прохорова О. Г. «Мы и наши дети: как построить отношения в семье», -Спб.: КАРО,2007.
6. http://www.skalpil.ru/411-kakoy-dolzhna-byt-nastoyaschaya-roditelskaya-lyubov.html
7. http://libsib.ru/psichologiya/semya-glazami-rebenka/roditelskaya-lubov-kak-rebenok-ee-vosprinimaet
13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Нравственно-патриотическое воспитание через любовь к родному городу"
Формирование у детей любовь к родному краю...
Методические разработки по дисциплине педагогика : Педагогическое исследование: методология, методика, организация.
Материал поможет студентам педагогических вузов разобраться в методологических подходах, логике научного исследования....
Методические разработки по дисциплине педагогика : Педагогическое исследование: методология, методика, организация.
Материал поможет студентам педагогических вузов разобраться в методологических подходах, логике научного исследования....
Методическая разработка по музейной педагогике
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания явилась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим пок...
Методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему: Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ на 2016-2017
Содержание материала представляет собой задачи развития ребенка с ОВЗ а 2016-2017 учебный год, с учетом рекомендаций ЦПМПК, при соблюдении специальных условий обучения и воспит...
Методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему: Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ на 2017-2018
Содержание данного материала представляют собой задачи развития ребенка 4 лет на 2917-2018 учебный год, в соответствии с рекомендациями ЦПМПК, соблюдая специальные условия развития и обучения ре...
Дидактическая игра «Тактильные дорожки». методическая разработка по коррекционной педагогике
Аннотация: игра, изготовленная своими руками по теме «Тактильные дорожки», для детей дошкольного возраста (3–7лет).Игровое действие: ребенок может провести пальчи...